Педагогический совет: "Преемственность в обучении и адаптации предметного обучения учащихся 5-го класса"

Разделы: Администрирование школы


Соблюдение правила преемственности в обучении, воспитании и развитии – одно из важнейших составляющих систематичности и последовательности в обучении и единства педагогического воздействия в воспитании обучающихся.

Несоблюдение правила преемственности при переходе учащихся с одной ступени обучения на другую может неблагополучно отразиться на прохождении периода адаптации ребенка в новых условиях, что в свою очередь может привести к ухудшению здоровья ученика.

Главная цель педагогического совета по преемственности – выработка линии поведения классных руководителей, учителей-предметников;

создание системы общих взглядов на использование правила преемственности в ОУ;

выработка единых требований, форм и методов работы с детьми, индивидуального подхода к ученикам и классу в целом;

привлечения внимания к проблеме сохранения здоровья всех участников процесса;

обсуждение основных проблем, возникающих в работе с учащимися 5-х классов;

определение основных направлений совместной работы педагогического коллектива, родительской общественности, ученического коллектива по оптимизации образовательного процесса в 5-х классах.

Педагогический совет проводится в три этапа:

I – подготовка,
II – проведение.
III – контроль выполнения решений.

1. Подготовка педагогического совета по преемственности. Приложение 7.

Задолго до ноября месяца в годовом плане школы появляется тема ноябрьского педагогического совета: “Преемственность в обучении, воспитании, развитии учащихся 5-х классов при переходе из начальной школы в основную”. Определяются цели и задачи педсовета, планируются сроки его проведения. Этот момент и есть начало подготовки педсовета. Специалисты всех школьных служб получают конкретные задания от директора школы.

Задания директора школы различным службам.

Заместителю директора по учебно-воспитательной работе:

  • разобрать план проведения педсовета по преемственности;
  • продумать форму проведения педсовета по преемственности;
  • продумать кандидатуры будущих классных руководителей 5-х классов с учетом особенностей учащихся и классных руководителей 4-х классов;
  • предварительно подготовить выступающих: учителей 5-х классов, председателей методических объединений;
  • составить план посещения уроков в 4-х классах (апрель-май) и в 5-х классах (сентябрь-октябрь);
  • продумать, кого из родительского комитета пригласить.

Руководителю ППМС-службы (психологу школы):

  • посетить совместно с учителями, администрацией уроки в 4-х классах (апрель-май) (психолого-педагогический аспект предполагаемой проблемы адаптации);
  • подготовить диагностические материалы по программе “Готовность к обучению в основной школе”;
  • провести диагностику;
  • подготовить рекомендации;
  • подготовиться к выступлению (на родительских собраниях в 4-х классах, на педсовете);
  • подготовить рекомендации для родителей учащихся 4-х классов на летний период и в плане подготовки к 5-му классу;
  • провести родительские собрания (принять участие в проведении) в конце года в 4-х классах;
  • составить анкету для классных руководителей 4–5-х классов для выступления на педсовете: психолого-педагогические характеристики классов, напутствие классных руководителей, слова благодарностей и т.д.;
  • подготовить рекомендации для будущих учителей 5-х классов по индивидуальным особенностям отдельных учащихся, особенностям класса в целом;
  • посетить уроки в 5-х классах, классные часы (сентябрь-октябрь);
  • провести родительские собрания в 5-х классах “Особенности младшего подросткового возраста”;
  • провести работу по программе “Адаптация-5”;
  • обобщить результаты.

Учителям 4-х классов:

  • “открыть” уроки для специалистов основной школы с целью изучения уровня готовности к переходу в основную школу, индивидуальных особенностей учащихся и класса в целом;
  • провести экскурсии по кабинетам основной школы;
  • провести классные часы “Скоро в 5-ый класс”;
  • провести родительские собрания “Особенности подросткового возраста”;
  • посетить уроки в 5-х классах в сентябре месяце с целью осуществления преемственности.

Классным руководителям будущих 5-х классов:

  • посетить в апреле-мае уроки в 4-х классах;
  • познакомиться с детьми, уровнем их подготовки, с учителем начальной школы;
  • изучить индивидуальные особенности пятиклассников, наладить эмоциональный контакт с классом, обосновать предъявляемые требования (сентябрь);
  • обеспечить знакомство родителей (сентябрь) со всеми учителями-предметниками, их требованиями по отдельным предметам.

Председателям МО (методических объединений по предметам):

  • совместно с учителями посетить уроки в 4-х, 5-х классах, подготовить рекомендации по оптимизации учебного процесса с целью осуществления преемственности.
  • Председателям МО русского языка:
  • проконсультировать родителей по проблемам дефектов устной и письменной речи учащихся (на родительских собраниях);
  • проконсультировать учителей-предметников об особенностях работы с детьми, имеющими дефекты речи.

Логопедам:

  • подготовить речевые карты учащихся 4-х классов для передачи в основную школу;
  • провести логопедическое обследование пятиклассников;
  • сформировать группы для логопедических занятий в 5-х классах;
  • поддерживать постоянный контакт с родителями учащихся, посещающих логопедические занятия (телефонный контакт, встречи);
  • поддерживать контакт с учителями русского языка и классными руководителями.

Родителям:

  • посещать родительские собрания;
  • выполнять рекомендации учителей, психологов.

Учителям предметникам:

  • выступить на родительских собраниях в сентябре (знакомство с родителями), изложить требования по предмету, критерии оценок и т.д.
  • познакомиться с учащимися 5-х классов, изучить их имена и фамилии.

2. Порядок проведения педсовета.

  1. Открытие педсовета по преемственности,
  2. Выступления представителей администрации,
  3. Выступления психолога, логопеда 4-х классов,
  4. Выступления учителей начальной школы 4-х классов,
  5. Классные руководители 5-х классов,
  6. Учителя-предметники,
  7. Руководители МО по предметам,
  8. Логопед, психолог 5-х классов,
  9. Медицинский работник,
  10. Принятие решений,
  11. Заключение администрации.

После окончания первой четверти в торжественной обстановке проводится педсовет по преемственности. Присутствующие: администрация школы; учителя начальных классов; классные руководители 5-х классов; учителя предметники, работающие в 5-х классах; руководители методических объединений (МО) по предметам; сотрудники ППМС-центра, другие специалисты.

  1. Педсовет открывает директор школы или его заместитель.
  2. Выступают представители администрации, которые подводят итоги проведения классно-обобщающего контроля, высказывают свое мнение об особенностях класса и отдельных учеников, дают рекомендации классным руководителям по работе с коллективом. Приложение 1.
  3. Выступают психолог 4-х классов и логопед 4-х классов, которые рассказывают о результатах коррекционной работы с учащимися, об их психолого-педагогических особенностях, об уровне готовности к переходу в основную школу, представляют результаты диагностики. Приложение 2.
  4. Выступают учителя начальной школы. Приложение 3.
  5. Затем классные руководители 5-х классов рассказывают об особенностях вверенных им классов, индивидуальных особенностях отдельных учеников (опираясь на результаты анкеты, которая была предложена им при подготовке к педсовету), торжественно преподносят письма-сочинения пятиклассников учителям начальных классов. Приложение 4.
  6. Продолжают разговор учителя-предметники 5-х классов.
  7. Затем руководители МО дают рекомендации учителям-предметникам на основе анализа посещенных уроков в 5-х классах в Ι четверти.
  8. После выступлений классных руководителей и учителей 5-х классов, начальной школы, руководителей МО психолог 5-х классов рассказывает о результатах диагностического исследования трудностей адаптационного периода, дает рекомендации учителям-предметникам, классным руководителям, опосредованно – родителям. Приложение 5, Приложение 6.
  9. Медицинский работник рассказывает о особенностях здоровья учащихся, дает рекомендации классным руководителям, учителям предметникам, родителям.
  10. В заключение принимается решение педагогического совета.
  11. Закрывает педсовет директор школы или его заместитель, подводя итоги, делая выводы.

Основным объектом внимания является ученик и основной целью – забота о его здоровье. Классный руководитель находится в постоянном контакте с психологом, курирующим данный класс, с медицинскими работниками, родителями. От этого зависит успех процесса адаптации ребенка в новых условиях.

Таким образом, педсовет по преемственности подводит итоги периода адаптации пятиклассников, позволяет осуществлять преемственность в обучении, воспитании, развитии учащихся, дает старт развитию новых идей, мыслей, направлений работы. Окончание педагогического совета по преемственности является началом очередного витки в развитии системы преемственности в обучении, воспитании, развитии.

Педсовет закончился. Его решения – начало работы специалистов разных направлений по их выполнению.

3. Контроль выполнения решений педагогического педсовета.

Какие функции возложены на каждое звено воспитательного и образовательного процесса на этом этапе?

Администрация:

  • контроль за выполнением решений ПСП;
  • создание необходимых условий для их выполнения;
  • проведение необходимых мероприятий последующего промежуточного контроля.

Руководители МО:

  • контроль за выполнением рекомендаций учителями-предметниками;
  • посещение уроков, взаимопосещение, проведение заседаний МО, контрольные срезы знаний.

Учителя:

  • изучение индивидуальных особенностей пятиклассников;
  • учет возрастных особенностей в работе;
  • подбор педагогических технологий с учетом особенностей класса;
  • контакт с родителями учащихся;
  • участие в классных совещаниях, совещаниях при директоре, психолого-педагогических консилиумах, в консультативном сопровождении учащихся, классов и т.д.;
  • корректировка программ с учетом уровня готовности класса.

Классные руководители:

  • работа с родителями (рекомендации отдельным родителям, просветительская работа);
  • участие в психологических программах сопровождения (адаптация, преодоление учебных затруднений, профилактика агрессивного поведения и др.);
  • участие в консультативном сопровождении совместно с психологом.

Школьные психологи:

  • программное сопровождение;
  • консультативное сопровождение;
  • сопровождение 5-х классов;
  • индивидуальное сопровождение учащихся 5-х классов;
  • консультирование учащихся, классных руководителей, учителей-предметников, родителей;
  • психодиагностика;
  • проведение психолого-педагогических консилиумов;
  • проведение психологических уроков развития;
  • осуществление психологической поддержки всем категориям.

Родителям:

  • посещение родительских собраний;
  • контакт с классным руководителем;
  • контакт с учителями-предметниками;
  • посещение ППМС-центра (контакт с психологом);
  • родительская поддержка ребенка в семье.

Значение педсовета по преемственности.

Педагогический совет по преемственности можно рассматривать как форму повышения педагогической компетентности педагога.

Педсовет по преемственности дает возможность каждому педагогу, работающему в 5-х классах, выявить актуальные проблемы каждого ребенка и учащихся 5-х класса в целом.

Педсовет по преемственности позволяет учителю начальной школы увидеть свои удачи и промахи в работе с учащимися 4-х классов, зафиксировать успех, спланировать дальнейшую работу с учетом принятых на педсовете решений, внести элементы самокоррекции в будущую деятельность.

Педсовет по преемственности позволяет согласовать действия учителей-предметников, классных руководителей, родителей в поиске и осуществлении конкретных шагов в решении назревших проблем (учебных затруднений, эмоциональных проблем и др.), в подборе личностно-ориентированных технологий обучения, воспитания и развития учащихся. Проблемы, не решенные на этом этапе, переходят к другим специализированным структурам и службам – медикам, логопедам, коррекционным и социальным психологам и др.

Педсовет по преемственности привлекает внимание педагогов, психологов, руководителей школы к проблеме необходимости учета индивидуальных и возрастных особенностей ребенка, сохранения здоровья ученика и учителя.