Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Урок окружающего мира в 3-м классе по теме "Как называли нашу Родину в разные времена". УМК "Начальная школа XXI века"

Разделы: Преподавание в начальной школе


Цель : Подчеркнуть значение изучения прошлого, познакомить учащихся с названием нашей страны в разные времена, с возникновением слова “Русь”

Задачи:

  1. Сформировать у детей представления об исторических источниках.
  2. Развивать умение элементарного анализа источников истории, сравнивать, выделять главное.
  3. Воспитывать у школьников чувство гордости за свой народ и Родину.

Оборудование :

  • мультимедийная презентация “ Наша Родина от Руси до России”;
  • тесты;
  • таблички с цитатами текста из летописи, монеты, старинные книги;
  • карта России;
  • учебник Н.Ю. Виноградовой “Окружающий мир”; 3 кл. 2 часть 2008 г.
  • тетрадь Виноградовой Н.Ф., Поглазовой О.Т. “Учимся познавать мир”№2 .

Вид урока: изучение нового материала

Ход урока

1. Организационный момент.

Дан звонок, и все мы смело
Примемся уже за дело
Путь нелегкий предстоит
В даль дорога уж бежит
Мы промчимся чрез века
Через многие года
Пронесемся над лесами
И окажемся мы с вами…
Далеко за тысячу лет…

2.  Повторение пройденного и проверка знаний.

Тест (у каждого ученика).

Задание 1. Допиши схему:

Животное-живое существо

1) питается 2) __________ 3) ___________ 4) _____________

Задание 2. Отметь верные высказывания:

  1. животные растительноядные питаются растениями и их частями ;
  2. хищники – животные, которые питаются растениями и другими животными;
  3. всеядные животные питаются растениями, грибами, животными

Задание 3. Допиши предложение.

Органами дыхания у млекопитающих являются _____________, у рыб – _________, насекомые дышат с помощью _______________.

Задание 4. Напиши , какое значение имеет кровеносная система для животных .______________

Дети сдают работы.

3. Знакомство с новым материалом.

а) Вступительное слово учителя

Сегодня мы начинаем изучать новый раздел “Наша Родина: от Руси до России” Скажите, о чем вы узнаете в этом разделе и на какие вопросы ответите. (Презентация. Слайд 1,2)

Ответы детей:

– В этом разделе мы узнаем, как люди узнавали о прошлом.
– Как называли нашу страну в разные времена.
– Ответим на вопросы:
– Что такое Родина?
– Кто правил нашей страной в разные времена?

Учитель: – Тема, с которой мы познакомимся, называется “ Наша Родина: от Руси к России”.

– Как люди узнают о прошлом? (Раскопки, находки, предметы быта.)

– Что такое история? (История – это наука о прошлом.)

(Слайд 3–4 о раскопках)

– С историей России вы соприкасаетесь почти ежедневно: у стен древней крепости, старинных домов, бывая в музеях, посещая памятные места, памятники, поставленные в честь прошлых событий и героев войн. История находит отражение в народных песнях и сказках, в названии городов, сел и улиц, именах и фамилиях. Но прежде своего изучать историю своей страны, надо знать , почему она называется Россией и как называлась наша родина раньше.

– Как произошло название “Русь” и “Россия”? (Предположение детей.) (Показ слайда  5)

– Этот вопрос давно волнует ученых, но до сих пор ответить на него с абсолютной точностью невозможно.

По мнению многих исследователей, эти наименования восходят к названию одного из славянских племен – родиев, россов или руссов. Отсюда недалеко и до названия “Русь”, и до “России”. (Слайд 6)

Русью, Русской землей стало называться с самого начала государство восточных славян, что послужило основой и для возникновения понятия “русский”, “русские”.

Название “Россия”, как обозначение страны, впервые появляется в документах конца 15 века, но до конца 17 века она чаще всего называлась Русью, Русской землей или Московским государством. С середины 16 века Россией или Российским царством начали называть все земли, которые тогда вошли в единое государство во главе с Москвой. Позже понятие “российский” стало обозначать принадлежность к государству, понятие же “русские” уже в начале 16 века обозначало название народности.

– Является ли слова Родина, Отечество, Отчизна синонимами? Почему?

– Я предлагаю отправиться на машине времени в путешествие по страницам истории нашей страны, чтобы узнать, как изменялось название нашего государства – от Древней Руси до Российской Федерации.

б). Беседа “Древняя Русь”. (Показ слайда 7)

Учитель: Началом Русского государства считают конец 9 века.

– Как называлось наше государство с 9 по 13 века?
– Назовите предков русских людей.
– Каких первых русских князей вы знаете?
– Прочитайте высказывания в учебнике, согласны ли вы с ним?
– Чтение по учебнику с. 7–9

в) Выполнение заданий по рабочей тетради № 2.

с. 4–5.

г) Выступление детей (Слайд 8,9,10).

– Владимир Красно Солнышко.
– Ярослав Мудрый.
– Владимир Мономах.

д.) Словарная работа.

Найти в словаре объяснение слова “монах”, “летопись” – (у детей листочки с записями из словаря).

Монах –

Летопись – запись о событиях по годам (славянское слово “лето” соответствует нашему “ГОД”) Если на протяжении года – “лета”– ничего не произошло, летописец записывал: “В лето … не бысть ничего” , “ В лето … бысть тишина”

– Самым известным из русских летописцев был Нестор, монах Киевского Печерского монастыря. Жил Нестор в конце 11 – начале 12 века.(Показ слайда 11,12)

– Главный труд Нестора – “Повесть временных лет” (“Повесть о прошедших временах”). Нестор описывает историю Руси и связывает ее с историей всех славян и соседних народов .

О содержании своего труда сам Нестор написал так “Откуда есть, пошла Русская земля , кто в Киеве иначе перви княжити, и откуда Русская земля стала, есть” (перевод: “ Каково начало Русской земли, и кто первым начал княжить в Киеве, и как образовалось Русское государство” (Цитаты на доске.)

е) Чтение и анализ текста “Московская Русь”(Слайд 13)

– Следующая страница истории нашей страны – Московская Русь. Прочитайте текст в учебнике с.– 14–15.
– Объясните, когда и почему нашу страну стали называть Московской Русью.
– Назовите первых русских князей, правивших на Руси.
– Прочитайте отрывок из стихотворения. Соответствуют ли его строки содержанию текста “Московская Русь”?

е) Чтение и обсуждение текста в рубрике “ Жил на свете человек…”с. 16

ж) Рассказ учителя об Иване 4 (слайд 14–15)

Первым русским царем был провозглашен в 16 лет Иван 4 . В торжественной обстановке в Успенском соборе Московского Кремля в 1547 году состоялось венчание Ивана 4 на царство (возложение короны) С этого времени наше государство стало называться Московичей, Московским царством, Московской Русью.

Первый русский царь родился в 1530 году в Москве, в семье великого князя Василия 3 . Мальчика в честь деда – Иваном 3 – назвали Иваном, а позже его назовут Грозным.

Мальчику было 3 года, когда отец его умер. По закону престол перешел к трехлетнему ребенку. Позже Иван 4 писал, что с ним “нм, в чем не поступали… так, как следует поступать с детьми”

Конечно, ребенок не мог править огромной страной – от его имени правила мать, но она умерла, когда Ивану было 8 лет.

Началась борьба за власть, за влияние на юного князя между разными группами придворных. Эта борьба отразилась на характере Ивана: он стал замкнутым, жестоким, подозрительным, он научился скрывать свои намерения и никому не доверял.

Пока Иван рос, страна приходила в упадок – разворовали государственную казну знатные богатые люди – бояре.

Когда Иван провозгласили царем, он беспощадно расправлялся с непокорными. Всех, кого он считал своими противниками, приказывал казнить или жестоко наказывать. Даже сына своего – тоже Ивана – в приступе гнева смертельно ранил грозный царь. Жалел потом, но было поздно, юношу спасти не смогли.

Однажды царь заподозрил в измене целый город – Новгород. Явился туда во главе большого войска и устроил страшный погром.

Вот за это и прозвал народ первого русского царя Иваном Грозным. Иван 4 правил государством 50 лет.

з) Просмотр рубрики “Картинная галерея”.

– Какие чувства вызывает у вас этот портрет?

– Можно ли, описывая царя, употребить слова добродушный, доверчивый, добрый? Почему?

4. Рефлексия (слайд 16).

– Узнал новое_______

– Задумался ________

– Хочу узнать больше _______

Молодцы! Спасибо за урок!

5. Итог урока

– На каких двух страницах истории нашего государства мы сегодня побывали?

– Послушайте строки стихотворения о нашей Родине и подумайте подходят к нашей теме урока.

Вовеки славься, Русь, Россия!
И будь всегда сама собой.
Твои народы вместе – сила!
Никто не справится с тобой!

6. Домашнее задание: с. 6-17 читать и пересказ , задания по тетради № 2 с. 5,6

Приготовить доклады О Петре Великом (3 человека – выборочно). (Слайд 17)

Литература:

  1. О.А. Исакова Окружающий мир . 3 класс: поурочные планы по учебнику Н.Ф. Виноградовой – Волгоград: Учитель, 2009 .
  2. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир; 3 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 2 – М.; Вентана-Граф ,2008 г
  3. Катаева О.Ю “Урок окружающий мир “памяти о прошлом” 3 класс Фестиваль “Открытый урок” 2008–2009 уч. год.
  4. Бурумбаева Г. К “ У рок окружающий мир “Наши предки в далеком прошлом” 3 класс . Фестиваль “Открытый урок” 2008–2009 уч. год.
  5. Материал из Интернета .