Интегрированный урок математики и мира вокруг нас по теме "Решение задач разного вида. Природа Самарской области"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. Совершенствовать навыки решения задач разного вида. Расширять знания учащихся о природе и хозяйстве своего края.
  2. Способствовать развитию познавательной активности.
  3. Воспитывать любовь к родному краю, показать важность рационального использования и охраны растительного и животного мира.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран.

I. Организационный момент. Мотивация.

Слайд 1. (Приложение 1)

Учитель: Кто из вас слышал, как тоскливо кричат журавли, улетая с холодного севера в далекие теплые края? Почему они кричат? О чем их печаль? Ведь там их ждет обилие тепла и пищи, беззаботная жизнь. Но едва зазвенит первая песня весны, птицы возвращаются назад, в суровые, но милые сердцу края. Их властно зовет голос предков, родная земля. Родина!!!

Учитель: Сегодня урок математики мы посветим родному краю.

II. Устный счет.

Слайд 2.

1. Решение занимательных задач.

Игра “Поспевай – не зевай”

  • Кто из кукушек кукует – самка или самец? (Самец)
  • Кто из птиц наших лесов быстрее всех летает? (Стриж)
  • Какой зверек спит всю зиму вниз головой? (Летучая мышь)
  • Сколько звуков в слове мышь? (3 звука)
  • Что зимой страшнее для птиц – голод или холод? (Голод)
  • Когда гусь стоит на двух ногах, то весит 4 кг. Сколько будет весить гусь, когда встанет на одну ногу? (4 кг)
  • Самое глубокое озеро в мире? (Байкал)
  • Какая птица считается символом мира? (Голубь)

2. Логические задачи.

Слайд 3.

1. Пловец стоит на берегу реки. На том же или на другом берегу реки он окажется, если переплывет реку 5 раз; 8 раз?

Слайд 3.

2. Вова отдыхает в летнем оздоровительном лагере. Вот какую записку он написал маме:

SCQKZFOQPSOZR GRПFPLИSEДQУW!

Учитель: Сможете ли вы ее прочитать?

Дети: Скоро приеду!

Слайд 4.

3. Рядом растут три молодых дерева. Ствол дуба тоньше ствола березы, а ствол березы тоньше ствола сосны. Какое дерево толще: сосна или дуб?

III. Решение задач разного вида.

Слайд 5.

1. Составление задач по выражению.

Учитель: Какие реки нашей области вам известны?

Дети: Волга, Сок, Самара.

Учитель: Прочитайте запись.

Волга – 3690 км

Самара – 575 км

Учитель: Ребята, как вы думаете, что она может значить?

Дети: Длина реки Волга – 3690 км, а длина Самары – 575 км.

Учитель: Самой крупной рекой области является Волга. “Каждая страна имеет свою национальную реку, – писал французский писатель Александр Дюма. – Россия имеет ВОЛГУ – самую большую реку в Европе, царицу наших рек, – и я поспешил поклониться ее величеству ВОЛГЕ!”. Общая длина ее 3690 км, из них немалый отрезок приходится в Самарскую область. У Волги много притоков: Самара, Б. Иргиз, Сок, Чапаевка, Б. Черемшан и др. Река Самара наиболее многоводный приток Волги.

Учитель: Составьте задачу по выражению 3690–575

Дети: Длина реки Волга – 3690 км, а длина Самары – 575 км. На сколько км река Волга длиннее реки Самара?

Учитель: Запишите решение и ответ этой задачи в тетрадь.

Слайд 6.

Учитель: Посмотрите на следующую запись и скажите, о чем она может рассказать.

Волга – 340 км

Самара – 236 км

Дети: Длина Волги в границах Самарской области 340 км, а реки Самара – 236 км.

Учитель: Составьте по выражению 340+236 задачу.

Дети: Длина Волги в границах Самарской области 340 км, а реки Самара – 236 км. Какая общая протяженность этих рек в границах Самарской области?

2. Решение задач с лишними данными.

Слайд 7.

Учитель: Наша область богата лесами. Хвойные леса представляют собой наиболее ценную часть лесных богатств. Главное дерево – сосна обыкновенная. В Бор–Игарском лесничестве имеются памятники природы – 60, 61, 62 кварталы. Они играют почвозащитную роль, предотвращают заливание родников и речек. Красив Мурманский бор, возраст деревьев 150–100 лет.

К лиственным породам относятся: могучий дуб, с твердой и ценной древесиной, липа, клен, береза, вяз, тополь, осина, ольха, ива. Клявлинские леса богаты – осинниками.

Слайд 8.

Учитель: Прочитайте задачу.

Осина за день поглощает 66 л воды, а береза 60 л, дуб – 64 л. На сколько литров воды больше ежедневно поглощает осина, чем береза?

Учитель: На что вы обратили внимание?

Дети: В задаче имеются лишние данные.

Учитель: Измените условие задачи и решите ее.

Дети: Осина за день поглощает 66 л воды, а береза 60 л. На сколько литров воды больше ежедневно поглощает осина, чем береза?

Слайд 9.

Учитель: Прочитайте задачу.

Дети: Длина божьей коровки 8мм. она съедает до 50 тлей в день. Сколько тлей она съест за неделю?

Учитель: На что вы обратили внимание?

Дети: В задаче имеются лишние данные.

Учитель: Измените условие задачи и решите ее.

3. Решение задач с помощью чертежей.

Слайд 10.

Учитель: А кто любит рыбалку? Каких рыб вам приходилось ловить?

Дети: Мне приходилось ловить щуку, карпа, налима.

Учитель: В настоящее время в водоемах Самарской области обитает 50 видов рыб. Реки нашей области богаты такими реками как: лещ, белоглазка, синец, плотва, красноперки, гольяны, жерехи, ельцы язь, лини, подусты, пескари, чехони, горчаки, караси (золотистый, серебряный), сазаны и др.

Слайд 11.

Учитель: Посмотрите на доску, кому знакома эта рыба?

Дети: Это пескарь.

Учитель: Пескарь – длина его тела до 22 см (обычно 12–15 см). Окраска сверху зеленовато-буроватая, с боков серебристая с синеватыми и черноватыми пятнами, которые иногда сливаются в сплошную темную полоску. Брюшко серебристое. Такая окраска хорошо маскирует этого типичного донного обитателя. В течение всей жизни пескарь держится большими стаями, питается мелкими донными беспозвоночными, весной – икрой других рыб.

Учитель: А теперь прочитайте задачу.

Вова, Игорь, Андрей и Гриша ловили рыбу. Вова поймал 3 пескаря, Игорь – на 3 пескаря больше, чем Вова, Андрей – на 3 пескаря больше, чем Игорь, Гриша – на 3 пескаря больше, чем Андрей. По сколько пескарей поймал каждый из мальчиков?

Учитель: Решите задачу с помощью чертежей.

В _________
И ____________
А _________________
Г_______________________

4. Выбор выражения к задаче.

Слайд 12.

Учитель: Каких птиц вы встречали в нашей местности?

Дети: Я встречал снегиря, синичку, воробья, грача, ворону.

Учитель: Птицы отличаются не только широким распространением и разнообразием местообитаний, а и видовым богатством. В Самарской области представлено 235 видов, из которых 195 гнездящихся видов, остальные – пролетные и залетные. К последним относятся лебедь-кликун, журавль серый, чернеть морская и другие. Недавно на гнездовье в области отмечены поганка малая, горлица кольчатая, хохотун черноголовый. Птицы Самарской области относятся к 15 отрядам.

Слайд 13.

Учитель: Прочитайте задачу. Выберите выражение, которое является решением этой задачи.

Кукушка за 1 час может съесть 100 гусениц. Сколько гусениц может уничтожить кукушка, если будет охотиться за пищей 16 часов?

16+100
16×100
 16+1
 16×1
100×16
100+16

Дети: Для решения этой задачи подходит выражение 100×16.

Учитель: Запишите решение и ответ задачи в тетрадь.

Слайд 14.

IV. Физкультминутка.

Рисуй глазами треугольник.
Теперь его переверни
Вершиной вниз.
И вновь глазами
Ты по периметру веди.
Рисуй восьмерку вертикально.
Ты головою не крути,
А лишь глазами осторожно
Ты вдоль по линиям води.
И на бочок ее клади.
Теперь следи горизонтально,
И в центре ты остановись.
Зажмурься крепко, не ленись.
Глаза открываем мы, наконец.
Зарядка окончилась.
Садись, молодец!

5. Составление задач по условию.

Слайд 15.

Учитель: Ребята, а эти животные вам известны?

Дети: Это рысь и кот.

Учитель: Только это дикий кот. Прочитайте запись на доске. Составьте по записи задачу и решите ее.

Дикая кошка – 11 кг

Рысь – 26 кг.

Учитель: Семейство кошачьих в Самарской области представлено двумя малочисленными видами – рысью и степной кошкой. Дикие кошки – это кошки одиночки, которых оттеснили в глухие леса. Ведут скрытый образ жизни, люди очень редко видят их. Домашние и дикие очень похожи.

Рысь – охотник в темное время суток одиночка, уши заканчиваются кисточками длиной 4 см.

Слайд 16.

Учитель: А что вы можете сказать об этих обитателях нашего края?

Дети: Это лоси.

Учитель: Решите задачу устно.

Взрослый лось съедает за сутки 8000 г веточного корма. Вырази это число в кг.

Дети: 8000 г = 8 кг

Учитель: К семейству оленьих относится лось – самый крупный вид парнокопытных в области. Длина тела взрослых самцов достигает 3 м, высота в холке до 235 см, а масса до 600 кг.

Лось обычно лесное животное, но предпочитает поймы рек и окраины озер, опушки спелых смешанного типа лесов, их возобновление по вырубкам и гарям. Летом лось питается болотными, водными растениями, сочным разнотравьем, а зимой грызет кору и побеги кустарников и деревьев.

Лоси держатся поодиночке или группами (3–5 особей). В период гона (август, сентябрь) становятся менее осторожными. Более активные самцы нередко дерутся друг с другом. В апреле-мае лосихи приносят одного – двух телят. Через несколько дней после рождения лосята начинают поедать зеленый корм и продолжают питаться молоком матери в течение 3,5–4 месяцев. При высокой численности лоси могут причинять вред молодым посадкам леса, особенно соснам. Поэтому плотность лося не должна превышать 3–4 особи на 1000 га лесной площади.

Косуля – небольшой олень: длина тела до 135 см, высота 75–90 см, а масса 20–37 кг.

Самцы имеют небольшие рога с отростками и бугорками. Окраска косуль летом желтовато-рыжая, зимой серо-бурая.

Косуля предпочитает разреженные леса, перемежающиеся большими полянами и густыми тенистыми участками. Летом питается сочным разнотравьем на лесных лужайках и опушках, зимой тонкими ветвями, почками и сухими листьями. Косуля особенно любит сухие листья осины. Кору деревьев не ест.

Косуля – грациозное, изящное животное, нуждающееся в строгой охране и подкормке в снежные зимы. Европейские косули передвигаются с трудом при высоте снежного покрова в 20–30 см.

В пределах области численность косуль невелика. В последние годы отмечается ее увеличение в некоторых южных районах области (например, в Пестравском районе).

Слайд 17.

Учитель: Составьте задачу по данным, чтобы она решалась делением.

Лось – 600 кг

Косуля – 60кг

Дети: Масса лося 600 кг, а косули – 60кг. Во сколько раз тяжелее лось, чем косуля?

Слайд 18.

Учитель: А теперь рассмотрите и запомните растения, которые требуют дополнительной охраны и заботы. Это василек Талиева, шаровница крапчатая, тюльпан Шренка, пыльцеголовник красный, башмачок настоящий, копеечник Разумовского, тимьян клоповый, водяной орех плавающий.

Список растений, произрастающих на территории Самарской области, подлежащих охране и занесенных в Красную книгу [1].

6. Решение задач с недостающими данными.

Слайд 19.

Учитель: Мы знаем, что цветы рвать нельзя, но как ими можно украсить дом?

Дети: Можно сфотографировать, нарисовать.

Учитель: Посмотрите на запись, можно ли по ней решить задачу?

Дети: Нет, так как условие не полное.

Учитель: Составьте и решите задачу по записи, чтобы она решалась в два действия.

Сережа – 25 снимков

Катя –………..

V. Итог урока.

Слайд 20.

Учитель: Грациозная косуля украшает герб нашей области. Ребята, а на что похожа эта фотография нашей области?

Дети: Эта фотография напоминает сердце.

Учитель: Каждый человек, должен беречь свою Родину, так же, как он дорожит своим сердцем.

Учитель: Подведите итог урока.

Дети: Сегодня решая задачи, мы узнали много нового о природе нашего края. Учились ее любить и беречь!

Учитель: Что вам понравилось на уроке? Что запомнится надолго?

Приложение. Слайд 21.

Учитель:

Любите родную природу –
Озера, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
На ней мы с тобою родились,
Живем мы с тобою на ней.
Так будем же, люди, все вместе
Мы к ней относится добрей.

Литература:

1. Красная книга РСФСР. М., Росагропроиздат, 1988 г.