Урок русского языка в 3-м классе по теме "Различение предложений по цели высказывания и интонации"

Разделы: Начальная школа


Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одним из главных направлений в работе.

Важное место занимает воспитание в ребенке патриотизма, уважение к историческому наследию своей Родины. Уроки , ориентированные на формирование гражданского самосознания, способствуют углублению знаний учащихся об истории своего Отечества, своем родном крае, причастности к родным истокам, пониманию учащимися их личной ответственности за будущее страны.

Очень важно добиться осознания каждым учеником значимости гражданства и принадлежности к своей Родине. С детских лет я учу детей уважительно относиться к законам своей страны, основной символике государства.

Тема урока: различение предложений по цели высказывания и интонации.

Цели урока:

  • Познакомить учащихся с такими понятиями, как “малая и большая Родина”, через предложения различные по интонации и цели высказывания, способность развитию речи, обогащению словарного запаса детей.
  • Закреплять умения выделять главные члены и словосочетания в предложении.
  • Формировать орфографическую зоркость, навыки каллиграфического и грамотного письма.
  • Формирование активной любви к Родине, необходимых гражданских качеств. Развивать чувство патриотизма – устойчивое переживание учеником своего положительного отношения к Родине.

Организационный момент.

Сегодня мы поговорим с вами о нашей Родине, ее просторах. Познакомимся с такими понятиями, как “малая и большая Родина”, через предложения различные по интонации и цели высказывания.

Мы гордимся нашей великой Родиной – Россией, ее разнообразной природой, богатыми недрами, в особенности трудолюбивыми и талантливыми людьми, ее населяющими. Что, по-вашему нас всех объединяет? (Все мы – россияне).

Работа по теме урока.

Чистописание.

Прочитайте.

Сколько предложений в стихотворении?

Запишите два предложения. Что содержит каждое предложение, в записанном вами стихотворений: сообщение, вопрос, побуждение к действию?

Вижу чудное приволье,
Вижу нивы и поля:
Это – русская природа,
Это – Родина моя!
Вижу горы –исполины,
Вижу реки и моря:
Это – русские картины,
Это – Родина моя!
Слышу пенье жаворонка,
Слышу трели соловья:
Это – русская сторонка,
Это – Родина моя!

Прочитайте. Охарактеризуйте текст. Озаглавьте.

Это интересно!

В нашем языке существовало слово росс, которое употреблялось в значении “русский”, “россиянин”. Это слово мы находим в поэтической речи многих поэтов. Вот пример: “Гром победы раздавайся, веселися храбрый росс!” (Г. Державин) “Я истинный росс!” (Н.Некрасов) Зная это, ты всегда можешь проверить словом росс безударную гласную в слове Россия.

Расскажите, о чем говорится в тексте, что вы узнали о правописании слова Россия?

Расскажите какие бывают предложения по цели высказывания.

С какой интонацией можно произнести повествовательное предложение? Вопросительное предложение? Побудительное предложение?

Какие знаки препинания и когда ставятся в конце повествовательных предложений? В конце вопросительных предложений? В конце побудительных предложений?

От чего зависит постановка знаков препинания в конце предложения?

Задание.

Прочитайте. Напишите слова в цепочке в такой последовательности:

широкое понятие, среднее понятие, узкое понятие.

Родина, россияне, Отчизна

Отечество, Россия, отец.

Красная площадь, Москва, Кремль.

Найдите слова близкие по значению. Составьте предложения с любым из слов.

Повторение изученного материала.

Словарная работа. Сегодня мы узнаем новое словарное слово – запад.

Запад – одна из четырех сторон света, направление, противоположное востоку; часть горизонта, где заходит солнце.

Село Микулино расположено на северо-западе Московской области.

Слово запад произошло от слова западать. Так как в старину говорили о солнце: “солнце западает” (вместо “солнце заходит”). Запад буквально – “место, где солнце “западает” за горизонт”.

  1. Напишите это слово три раза, проговаривая его по слогам, выделите орфограмму, поставьте знак ударения и разделите на слоги.
  2. Придумайте и запишите предложение с этим словом.
  3. Подберите и запишите однокоренные слова, выделите корень. Объясните значение слов.
  4. Запишите это слово в словарик и запомните.

Словарный диктант. (Коллективная работа).

Назовите одним словом:

  • население государства, жители страны; люди;
  • место, где живет кто-нибудь или находится что-либо, а также надпись на письме, указывающая место назначения и получателя;
  • день торжества, установленный в честь или в память кого-нибудь или чего-нибудь;
  • главный город государства;
  • группа людей, объединенных общей работой, учебой, общими интересами;
  • лиственное дерево с белой корой;
  • человек, совершающий подвиг, необычайно храбрый;
  • злак, зерна которого идут обычно на корм лошадям, птицам, а также на крупу;
  • участок земли, где устроены грядки с овощами;
  • одна из четырех сторон света, направление, противоположное востоку; часть горизонта, где заходит солнце.

(Народ, адрес, праздник, Москва, ученики, береза, герой, овес, огород, запад.)

На доске написаны слова:

наро*, адре*, праз*ник, *осква, уч*ники, б*реза, г*рой, *вес, *г*ро*, запа*.

Прочитайте вслух данные слова. Подробно объясните написание орфограмм в словах.

Определите, какие буквы в них надо написать вместо точек.

Слова для ответа сгруппируйте.

Что объединяет написанные слова между собой?

Какие различия вы видите в данных словах? Что надо сделать, чтобы не ошибиться в правописании слов? Запишите их в алфавитном порядке.

Закрепление пройденного материала.

Расскажите какие бывают предложения по цели высказывания.

С какой интонацией можно произнести повествовательное предложение? Вопросительное предложение? Побудительное предложение?

Какие знаки препинания и когда ставятся в конце повествовательных предложений? В конце вопросительных предложений? В конце побудительных предложений?

От чего зависит постановка знаков препинания в конце предложения?

Определите цели высказывания данных предложений.

Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью.(А.Н. Толстой)

Каждый русский должен знать и любить свой язык. (К. Паустовский)

Ты, Россия моя,
Золотые края,
Ты, Россия, родная, заветная!

За твою широту,
За твою красоту
Я люблю тебя, Родина светлая!
(С. Островой)

Какими словами поэт Сергей Островой выразил свою любовь к Родине, к России.

Наше Отечество, наша Родина – матушка –Россия. Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. (К. Ушинский) Отчизна! Словом тем простым, счастливым, радостным, родным мы начинаем школьный год, оно всегда в сердцах живет! (В. Бойко) найдите в предложениях слова, близкие по значению слову Родина. Выпишите их.

О чем хотел сказать автор этими строчками?

Родина! Сколько волнующих чувств и мыслей возникает при этом слове! Летнее утро, березовая роща, обширные поля, задумчивые русские реки, зеленое море лесов, снежные вершины гор – все с детства знакомое и до боли родное объединяет в себя Родина. Привольно раскинулась она от берегов Балтики до Тихого океана.

В минуты удачи,
В часы торжества
О чем наши мысли и наши слова?
О Родине, только о Родине.
(Р. Гамзатов)

Необъятная наша страна. В Архангельске стоит долгая суровая зима, холодно, а на юге, в Ялте, в это время люди купаются и на пляже загорают. В Санкт –Петербурге еще темно, ночь, а в Иркутске уже солнце встало, день начался. Утро наступает в Сибири на четыре часа раньше, чем в Москве или Донбассе. Юные сибиряки уже свою передачу “Доброе утро” слушают, в школу идут, а в столице учащиеся спят крепким сном.
Наша страна самая богатая в мире. У нас есть все необходимое для жизни. Земля богата железом, медью, золотом и другими металлами.
Земля дает нам уголь, нефть, торф.
Наша страна богата лесами. Есть глина, песок, известь, гранит, мрамор. А это все нам нужно: у нас большая стройка.
На наших полях зреет пшеница, рожь, хлопок, картофель, свекла.
Мы боремся за высокий урожай хлеба и овощей.

Чьи это широкие, бескрайние поля?
Чья это такая богатая земля?
Это все – наша родимая земля!

Комментированное письмо.

К словам левого столбила надо подобрать слова, (антонимы) противоположные по смыслу. Работа над смыслом слов.

Внимательно посмотрите на данную запись:

Война – мир

Победа – ? Поражение.
Героизм – ? Трусость.
Патриотизм – ? Подлость .
Старый – ? Новый.
Спасти – ? Погубить.
Родина – ? Чужбина.
Жесткий – ? мягкий.
Храбрый – ? Трусливый.
Город – ? Село , деревня.
Отважный – ? Трусливый, малодушный.
Быстрый – ? Медленный.
Правдивый – ? Лживый.
Лентяй – ? Труженик.
Создать – ? Разрушить.

Работа над пословицами.

О любви к Родине сложили немало мудрых пословиц. Давайте попробуем их объяснить. Много мудрости в пословицах. Но это далеко не все пословицы, которые русский народ сложил о родной стороне.

Составьте из данных частей предложений пословицы.

Родина – мать, что соловей без песни.
Человек без Родины, мать родимая.
На чужбине родная землица умей за нее постоять.
Жить и весна не красна.
На чужой земле Родине служить.
Родина любимая во сне снится.

Найдите в предложениях слово, противоположное по значению слову родина. Запишите предложения в тетрадях.

Прочитайте текст. Озаглавьте его. Выберите подходящую к основной мысли текста пословицу. Введите ее в текст. Напишите, вставляя нужные буквы, раскрывая скобки.

Ровные ряды молодого сосняка тянулись от леса до самой дороги. Мы ехали по степи. Мелкие овражки пересекали ее. Это наша родная земля. Цветет она по весне красными тюльпанами, прорастает золотистым хлебом, зеленеет лесами. Радостно смотреть на эту красоту. Но вот заноет сердце. Ты встретишь на пути заросший окоп или скромный солдатский обелиск. Много их стоит от Дона до Волги. Остановись и поклонись героям. Это благодаря им ты идешь по цветущей земле.

Прочитайте текст, выделяя голосом каждое предложение. Объясните, каким по цели высказывания оно является. С какой интонацией произносится?

Предложения разобрать по частям речи и членам предложения.

Подведение итогов.

Великую землю,
Любимую землю,
Где мы родились и живем,
Мы Родиной светлой,
Мы Родиной нашей,
Мы Родиной милой зовем.

Вы достойно справились со всеми заданиями.

Давайте вспомним, что же мы делали, что нового узнали?

Самое прекрасное слово на свете – Родина. У каждого человека есть Родина, каждый любит ее, любит место , где он родился и живет, любит родные леса и поля. Человек любит людей, с которыми он живет, любит свой народ.

Берегите Россию – нет России другой.
Берегите ее тишину и покой,
Это небо и солнце,
Этот хлеб на столе
И родное оконце
В позабытом селе…
Берегите Россию –
Без нее нам не жить.
Берегите ее,

Чтобы вечно ей быть! Родина.е на ссвете елали, что нового узнали?шения к Родине.качеств. ного письма.особность развитию речи, обогащению словарно

Задание на дом. Каждому учащемуся выдается карточка-задание.

Определите по цели высказывания и по интонации данные предложения.

Патриот – это человек, служащий своей Родине. (Н.Г. Чернышевский)
  1. Если ты хочешь вырасти достойным человеком и гражданином, не говори плохо о своей стране, в которой живешь ты и твои родители, где зародилась ваша родословная.
  2. Испытывай гордость за людей, прославляющих твою страну.
  3. Гордись тем, что ты – гражданин великой многонациональной России!
  4. Не будь равнодушным и безразличным к тем событиям, которые происходят в твоей стране. Эта страна, в которой тебе жить долгие годы. От того, как ты будешь проявлять интерес к ее судьбе, зависит ее интерес к твоей судьбе.
  5. Будь инициативным!
  6. Знакомься с памятными и историческими местами своей Родины, знакомься сам и рассказывай об этом другим людям. Поверь, наша страна настолько богата своей историей, что твой рассказ будет интересен любому человеку.