Методическая разработка урока химии по теме "Реакции в растворах электролитов. Условия протекания реакций до конца"

Разделы: Химия


Цель урока: Сформировать у учащихся представления о сущности реакции ионного обмена.

Задачи:

Образовательные: Рассмотреть реакции в растворах электролитов в свете ТЭД, сформировать у учащихся представление о сущности реакций ионного обмена.

Воспитательные: Отработать умения учащихся работать самостоятельно в малых группах, достигать поставленных целей, отработка навыков взаимопроверки, повышение мотивации УПД.

Развивающие: Продолжить формирование практических навыков при выполнении лабораторных работ, умения обобщать и делать выводы.

Оборудование: На столах у учащихся и демонстрационном:

химические реактивы: растворы HCl, H2SO4, KOH, ф/ф, BaCl2, Na2CO3, Na2SO4, KCl.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Формы обучения: Фронтальная; групповая; индивидуальная.

Методы: Объяснительно-иллюстративный, инструктивный, стимулирующий, проблемный.

Вид деятельности: Познавательная, коммуникативная, практическая.

Ход урока

I Вводный этап: Приветствие учителя, проверка готовности к уроку (1 мин.)

II Этап актуализации опорных знаний, способов познавательных действий.

Проверка домашнего задания:

У доски учащийся выполняет упражнение №2 Пар. 17.4. Записывает уравнения электролитической диссоциации слабых электролитов.

Fe(OH)2 и H2SiO3

Второй учащийся выполняет задание по карточке:

Запишите уравнение электролитической диссоциации веществ: хлорида бария, серной кислоты, карбоната натрия, соляной кислоты, гидроксида калия.

В это время класс выполняет фронтальную проверочную работу по вариантам (7 мин), задания заранее разложены на столах у учащихся(задания выполняют на подготовленных листах)

По окончании работы учащихся в классе и у доски за отведенное время учитель просит обменяться работами учащихся с соседом по парте для взаимопроверки.

У: Давайте выслушаем ответы учащихся у доски, их ответы помогут вам проверить работы по вариантам. Проверяя задания, придерживаетесь следующих требований:

1задание-1 балл (если верно выполнено)

2, 3задания-за каждую формулу и уравнение правильно написанное по 1 баллу.

(всего 7 баллов)

После проверки запишите внизу свою фамилию и выставите оценку.

7 баллов-5

6, 5баллов-4

3, 4баллов-3

1, 2 балла-2

(заранее записано число баллов на доске)

Затем учитель обращается к отвечающим у доски:

1.Какие электролиты мы называем слабыми? Как происходит их диссоциация?

2.Какие электролиты являются сильными? Как происходит их диссоциация? (учащиеся отвечают)

У: проверьте до конца работы, поднимите руки, кто сделал правильно все задания? Кто набрал 5, 6 баллов? Кто меньше 3 баллов? Вас я жду на консультацию. Отложите работу, не забудьте их сдать в конце урока.

(проверка у доски и заданий не более 3 минут)

Далее:

У: говорит о том, что до сих пор рассматривались процессы, происходящие при растворении одного электролита в воде, но ведь в растворе могут присутствовать 2 электролита. Как вы уже знаете, при этом могут происходить реакции между веществами, а могут не происходить. По каким признакам можно судить о протекании реакции?

Ш: называют известные им из курса 8 класса признаки химической реакции.

У: Задача нашего урока рассмотреть реакции в растворах электролитов в свете представлений ТЭД, выяснить в чем сущность этих реакций и каковы условия протекания реакций. Запишите тему урока (заранее на доске).

Давайте рассмотрим примеры таких реакций, для этого выполним лабораторные опыты. Но прежде всего, чем приступить к их выполнению, я хочу напомнить о необходимости соблюдения правил техники безопасности. Основные правила т.б. у вас находятся на столах.(Учитель напоминает эти правила) Вы сегодня работаете с кислотами и щелочами, требующими осторожности. Результаты лабораторной оформите в таблице, она перед вами.

Рассмотрим взаимодействие раствора хлорида бария с раствором сульфата натрия. Для этого прильем в одну приборку по 1 мл этих растворов. Что наблюдаем?

Ш: наблюдают выпадение белого осадка, сообщают, что реакция произошла.

У: Давайте запишем уравнение данной реакции (в какую графу).

Ш: отвечают, что в первую.

(Учитель записывает молекулярное уравнение реакции.)

BaCl2+Na2SO4=BaSO4+2NaCl

У: задаем вопрос классу: какое из веществ выпало в осадок? Воспользуетесь таблицей растворимости и найдите.

Ш: BaSO4

У: Давайте рассмотрим эту реакцию с точки зрения ТЭД. Для этого сильные электролиты запишем в ионном виде, слабые электролиты – нераств., малорастворимые вещества, простые вещества будем писать в молекулярном.

Ш: определяют с учителем, что все электролиты, кроме сульфата бария, являются растворимыми, а значит сильными электролитами. Тогда запись следующая:

Ba2++2Cl-+2Na++SO42--> BaSO4 +2Na++ 2Cl-

(с учетом зарядов в левой и правой части уравнения и количества ионов, расставляем коэффициенты.

У: сообщает, что подобная запись называется полным ионным уравнением. Можно преобразовать это уравнение, сократив левые и правые части уравнений, на ионы одинаковые по составу и по зарядам, не изменившимся в ходе реакции. получаем уравнение: Ba2++SO42-=BaSO4

Оно называется кратким ионным уравнением . Оно нам показывает, что в основе данной реакции лежит связывание именно этих ионов, в результате чего реакция идет до конца с выпадением осадка.

Проделаем следующий лабораторный опыт: взаимодействие карбоната натрия с соляной кислотой, для этого прильем в пробирку по 1 мл этих растворов, что наблюдается?

Давайте составим молекулярное уравнение реакции(с учителем), для этого вспомним что H2CO3 распадается на углекислый газ и воду

Na2CO3+2HCl->2NaCl+CO2+H2O

Затем у доски учащиеся составляют полные ионные и краткие ионные уравнения(записывают в определенные графы в таблице). Делают вывод о протекании реакции до конца в случае выделения газа.

У: А сейчас еще один пример: взаимодействие между серной кислотой и щелочью гидроксидом калия. Как по другому мы называем реакции между кислотой и щелочью? Какой еще реактив необходим для ее проведения?

Ш: Отвечают, что это реакция нейтрализации и необходим индикатор в данном случае ф/ф.

Опыт проделывают вместе с учителем.

У: Сначала к щелочи прильем 1-2 капли ф/ф . Затем постепенно по капелькам добавляем серную кислоту до исчезновения окраски.

Запишите уравнение этой реакции в молекулярном и ионном виде. В какую графу следует записать уравнение? Один учащийся записывает на доске:

H2SO4+2KOH->K2SO4+2H2O

2H++SO42-+2K++2OH-=2K++SO42+2H2O

2H++2OH-=2H2O

H++OH-=H2O

(или можно HCl и KOH)

Ш: наблюдают обесцвечивание раствора делают вывод о протекании реакции до конца, т.к. образовалось малодиссоциирующее вещество – слабый электролит – вода.

У: Давайте озаглавим нашу таблицу?

Ш: Озаглавливают и делают вывод. Условия протекания реакций ионного обмена до конца образование осадка, газа или малодиссоциирующего вещества – воды.

У: Молодцы, а сейчас еще один опыт: взаимодействие растворов хлорида калия и сульфата натрия.

Прилейте по 1 мл в пробирку. Что вы наблюдаете?

Ш: Не наблюдаем признаков реакции.

У: Составьте молекулярные и ионные уравнения этой реакции

Ш: Выясняют, что в основе этой реакции нет связывания ионов, значит эта реакция не протекает до конца и является обратимой.

У: Напоминает о необходимости в таких случаях ставить знак обратимости .

III этап применения, закрепления изучаемого материала.

У: А сейчас давайте выполним упражнения для закрепления изучаемого нами материала.

Определите какие реакции будут протекать до конца? Запишите уравнения реакции в молекулярном и ионном виде:

а)Между нитратом серебра и хлоридом натрия.

Б) Сульфатом калия и азотной кислотой.

Ш: Записывают и еще раз объясняют почему в 1-ом случае реакция протекает до конца, а во втором нет.

IV этап итоги урока и домашнее задание.

Подобную работу выполните пожалуйста дома параграф 17.5 Упр.10 (1-столбик), откройте пожалуйста учебник страница 49 (с 1 по 5). А для желающих индивидуально подумайте и выполните упражнение 24.

Приложение 1

Таблица к уроку

Таблица:*

Уравнения Реакция с образованием осадка Реакция с выделением газа Реакции с образованием малодиссициирующего вещества (вода)
Молекулярное      
       
       

*Заполняется в процессе изучения материала.

Приложение 2

Проверочная работа по теме: “Сильные и слабые электролиты”.

I вариант

Задания:

  1. Допишите фразу:
  2. Сильные электролиты диссоциируют в растворе __________________, их диссоциация происходит _____________________.

  3. Подчеркните формулу слабых электролитов:
  1. H2SO4
  2. Cu(OH)2
  3. H2S
  4. NaCl
  1. Напишите уравнения электролитической диссоциации веществ:
  1. Соляной кислоты
  2. Сульфата натрия
  3. Хлорида калия
  4. Гидроксида бария

Проверочная работа по теме: “Сильные и слабые электролиты”.

II вариант

Задания:

  1. Допишите фразу:
  2. Слабые электролиты диссоциируют в растворе ______________________, их диссоциация происходит _____________________.

  3. Подчеркните формулы сильных электролитов:
  1. H2SO4
  2. Cu(OH)2
  3. H2S
  4. NaCl
  1. Напишите уравнение электролитической диссоциации веществ:
  1. Серной кислоты
  2. Карбоната натрия
  3. Гидроксида калия
  4. Хлорида бария

Список используемой литературы

  1. Гузей Л.С., Сорокин В.В., Суровцева Р.П. Химия.9 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.:Дрофа, 2004.
  2. Габриелян О.С. Химия. 8 класс. Базовый уровень: Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.:Дрофа, 2009.
  3. Габриелян О.С.Химия 8 класс: контрольные и проверочные работы.-М.:Дрофа, 2004.
  4. Гузей Л.С., Суровцева Р.П. Химия 8-9 класс: контрольные работы. - М.:Дрофа, 2004.
  5. Радецкий А.М. Дидактический материал по химии для 8-9 классов: Пособие для учителя-М.: Просвещение, 2004.