Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Урок по окружающему миру на тему "Строение тела человека"

Разделы: Преподавание в начальной школе


Цель: ввести понятие " внутреннее" и "внешнее" строением тела человека;

Задачи:

  • Познакомить с частями и внутренними органами человека, дать первоначальное представление о работе внутренних органов;
  • Развивать интерес к познанию собственного организма;
  • Воспитывать ценностное отношение к собственному здоровью

Оборудование: компьютер, медиапроектор, поролоновая губка для каждого ученика, воздушный шарик, бельевая веревка, секундомер, презентация.

Ход урока

1. Организационный момент. Введение в тему урока. (Слайд 2)

- Что вы видите на рисунке?

- Как дом устроен снаружи? (Крыша, окна,труба) Чего не хватает на нашем рисунке, но всегда должно быть в доме?

- То, что мы видим это внешнее строение дома)

- Как думаете, что может находиться внутри дома? (Мебель, бытовая техника, посуда, пол)

- Как можно назвать то, что находится внутри дома? (Внутреннее содержание дома)

- Верно, то, что снаружи - это внешнее строение дома, что находится внутри - это внутреннее строение дома.(слайд 3)

- Что вы видите на этом рисунке?(слайд 4)

- Подходит ли этот рисунок к нашей схеме?

- Назовите внешние части автомобиля (слайд 5)

-А что находится внутри? Как назвать всё это одним словом?

- Итак, какие предметы мы рассмотрели? Это разные или одинаковые предметы?

-А увидели ли вы в этих предметах что-то общее?

- Какие предметы, окружающие нас имеют внутреннее и внешнее строение?

2. Постановка темы урока.

- Посмотрите на эти предметы , что к ним добавилось? Как вы думаете почему

- Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке? А нужно ли нам это? Зачем?

-Можем ли мы и строение человека соотнести с этой схемой?

Вызов.

1) Внешнее строение тела человека. (Слайд 7)

- - Посмотрите друг на друга и запишите на листочках-заготовках, как внешне устроено тело человека, используя прием "кластера".

- Обсудите с одноклассником, с которым обнимался, какие части тела человека вспомнил он, а ты не вспомнил. ВЗАИМОПРОВЕРКА

- Теперь проверим вместе. Назовем и укажем местоположение частей тела человека. Приготовьте "Рабочую тетрадь" стр.3 №1

(Прикрепляем полоски с названиями частей тела человека: *голова, *шея, *туловище, * верхние конечности, *нижние конечности, грудь, живот, спина на человека, нарисованного на таблице).

Все ученики указывают стрелками части тела в "Рабочей тетради".

- Вернитесь к своему "кластеру" и допишите. Куда вписать грудь, живот, спину? *

- Как назывался наш "кластер"?

Закончен ли наш кластер? Чего в нём не хватает? Верно и тема нашего урока сегодня:..

Физминутка.

Используется игра: "Внутренний орган, часть тела и ловушка".

Учитель произносит слова. Если он называет внутренний орган, дети скрещивают руки на себе. Если часть тела - машут руками. Если слово не относится к теме - это ловушка и приседают.

СЛОВА для игры: голова, сердце, руки, желудок, кухня, печень, живот, мотор, лёгкие, нижние конечности, шея.

- Какие слова были лишние? (Кухня, мотор) Постарайтесь их запомнить до конца урока.

3. Осмысление

2) Внутреннее строение человека.

-- Мы рассмотрели внешние строение человека. А кто может рассказать о его внутреннем строение?

-Из чего состоит наше тело внутри?(из органов)

- Наше тело внутри состоит из различных органов. Попробуем разобраться, из каких органов состоит тело человека и какую работу они выполняют?

А) Самостоятельная работа( в группах)

-Сейчас каждая группа выберет себе карточку, на которой написано название органа и открыв учебник на странице подготовит сообщение по плану. Затем один человек от группы выступит с сообщением.

- Когда вы выполняете какую- нибудь работу, как вы думаете, это происходит само собой или вами кто-то руководит?

- Все, верно, всеми нашими действиями, мыслями, чувствами управляет "главный командный пункт нашего организма" - головной мозг. Чтобы человек не делал, всем управляет мозг.

- В какой части тела расположен головной мозг? (Слайд9)

- Головной мозг заведует всеми мыслями и чувствами человека, ведает правильной работой всех внутренних органов. Именно он следит за тем, как мы дышим.

- Как думаете, как долго человек может не дышать?

А) Практическая работа №1.

- Давайте проверим. По моему сигналу задержите дыхание и, как только вам захочется вдохнуть, поднимите руку и запомните число, которое я вам назову.

Вывод: Без воздуха человек может прожить недолго, т.к. не может не дышать.

- Человеку постоянно нужно вдыхать и выдыхать воздух. При помощи какого органа происходит дыхание?(Сообщение 1группы - про лёгкие. Слайд 10)

-Верно, мы дышим при помощи легких, у человека их два - правое и левое. Находятся они в груди. Приложите ладони обеих рук к груди.

Б) Практическая работа №2.

-Лёгкие похожи на губку (Раздать губки детям) При выдохе они выпускают воздух и уменьшаются в размере(сжать губку), а при вдохе расширяются, т.к. лёгкие наполняются воздухом(отпустить губку)

-- Приложите руку к левой стороне груди. Что вы почувствовали? Что произойдёт, если сердце остановится? (Сообщение 2группы - про сердце. Слайд 11)

Сожмите кулачок - ваше сердце чуть больше кулачка.

- Какую работу выполняет сердце?(Гонит кровь по сосудам)

- Скажите, чтобы жить, что мы должны делать каждый день, и даже по несколько раз в день?

- Верно, а любую ли пищу может принимать наш организм?

Нашему организму нужна обработанная пища. Все, что попало в рот, должно перевариться и впитаться в кровь.

- Кто знает, какие органы занимаются переработкой пищи? (Выступление 3 группы -про желудок. Слайд 12)

- Главное отделение "внутренней кухни" - желудок. Он находится в верхней части живота с левой стороны. Покажите, где у вас находится желудок. Когда вы голодны, ваш желудок напоминает спущенный шарик. (Опыт с воздушным шариком). Дунешь в шарик и он чуть надуется. Так же и желудок: когда в него попадает пища, он растягивается. Но в желудке пища перерабатывается только наполовину. Окончательную обработку она получает в кишечнике, который тянется почти на 8 метров.

В) Практическая работа №3(растягивание верёвки) слайд 14

-Как же он помещается в нашем животе? (Свёрнут плотно)

Кроме этого с правой стороны от желудка в верхней части живота находится печень, она вырабатывает желчь, которая поступает в кишечник и помогает перерабатывать пищу.

Вывод: Итак, мы поговорили о внутренне строение человека. Скажите ,может ли человек жить без какого - либо внутреннего органа?

4. Закрепление изученного.

1) Самостоятельная работа (Рабочая тетрадь к учебнику "Мир вокруг нас" задание №1, №2, с.3-4)

2) Задание в тестовой форме:

Обвести кружком номер правильного ответа.

Не относится к частям тела:

А) верхние конечности В) сердце

Б) голова Г) шея

2. Не относится к внутренним органам:

А) головной мозг В) грудь

Б) желудок Г) лёгкие

3.Орган, управляющий работой всего организма:

А) печень В) головной мозг

Б) сердце Г) желудок

4. Орган, с помощью которого человек дышит:

А) лёгкие В) печень

Б) сердце Г) кишечник

5. Сердце:

А) управляет работой других органов

Б) гонит кровь по сосуда

В) переваривает пищу

6) Съеденная пища поступает:

А) кишечник Г) лёгкие

Б) печень В) желудок

7) Полупереваренная пища поступает в:

А) лёгкие В) кишечник

Б) печень Г) желудок

8) Орган, помогающий переваривать пищу в кишечнике:

А) сердце В) печень

Б) лёгкие Г) желудок

9) Непереваренные остатки твёрдой пищи:

А) исчезают сами

Б) перерабатываются в кишечнике

В) перерабатываются в печени

Г) через нижние отделы кишечника выводятся из организма

10) Не является частью туловища:

А) спина В) шея

Б) грудь Г) живот

5. Итог урока. Рефлексия.

*Над какой темой работали сегодня на уроке? (им. прил.)

*Что нового вы сегодня узнали на уроке о строении человека? (Учитель не спрашивает, а только смотрит на реакцию ребят)

*Мне очень приятно видеть, что новое узнал почти каждый. Ребята в начале урока мы составляли кластер, но не закончили его.

У каждого из вас есть такая возможность. Перед вами лежит листок (с клейким краем) напишите, как бы вы закончили этот кластер. Работают в парах.

По окончании работы ребята приклеивают свои выводы у доски на кластере. (Удобнее, если кластер оформлен на ватмане)

Слайд 15

Домашнее задание: составить кроссворд на тему части тела.