Тема урока "Крепостные крестьяне" (8-й класс)

Разделы: История и обществознание

Класс: 8


Цель: дать учащимся представление о положении крепостных крестьян.

Задачи:

  1. разъяснить понятия “крепостные крестьяне”, сформировать представление о крепостном угнетении;
  2. развивать познавательные способности:
    – формировать умение анализировать, сравнивать, выделять главную мысль из текста учебника;
    – закреплять навыки самостоятельной работы в тетрадях;
    – добиваться полных, развернутых ответов учащихся;
  3. воспитывать сочувствие к угнетенным, содействовать воспитанию уважения к истории России.

Основные знания: крепостные крестьяне, барщина, оброк, 1649 год – установление крепостного права.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование урока: карточки с коррекционными упражнениями, демонстрационная наглядность, учебники, тетради.

Ход урока

I. Организационный момент.

Приветствие.

Рапорт дежурного.

Готовность уч-ся к уроку.

Проверка домашнего задания (фронтальный опрос).

– Как называлась тема нашего прошлого урока?

– Как вы понимаете термин “династия”?

– Назовите имя первого царя из династии Романовых?

– В каком году начал править Михаил Романов?

Коррекционное упражнение (на доске).

Убери лишнюю дату:

1715 г.
1623 г.
1735 г.

– Кто занял трон после смерти М.Романова?

– В каком году он начал править?

– Сколько лет правил Михаил Романов?

– С началом правления династии Романовых в Российском государстве закончилась: Коррекционное упражнение (на доске).

Убери лишнее:

– опричнина;
– смутное время.

– Скажите, как изменилась жизнь народа, после установления царской власти династии Романовых?

Актуализация знаний

Давайте вспомним основные сословия на Руси?

– Какое основное занятие было у населения на Руси?

– Какое сословие на Руси занималось земледелием?

Сегодня на уроке мы более подробно познакомимся с жизнью крестьян, их тяжелой судьбой.

II. Изучение нового материала

Сообщение темы урока.

Словарная работа: открыли учебники на с. 92, словарь. (Разбор словарных слов с учащимися.)

Крепостные крестьяне – прикрепленные к земле и лично подчиненные одному хозяину крестьяне.

Барщина – бесплатный принудительный труд крепостных крестьян на помещичьей земле.

Оборок – налог крепостных крестьян помещику в виде денег и продуктов.

Соборное уложение – сборник законов.

Уч-ся самостоятельно выполняют словарную работу в тетрадях. (Индивид. работа.)

На нашем уроке, вы узнаете, как жили крепостные крестьяне, и какие тяжелые повинности они несли. За активную работу, вы будете получать жетоны, а в конце урока мы увидим, кто активнее всех работал на уроке.

Объяснение нового материала

Основное богатство у народа на Руси была земля. Вспомните, кто владел землей на Руси? Помещики владели целыми деревнями. Теперь давайте посмотрим, как же жили помещики и крепостные крестьяне.

Объяснение с демонстрацией наглядного материала

Вот живет помещик, владеет огромным наделом земли. На его земле жили крестьяне со своими семьями. Но земельного участка у крестьянина нет. Где же крестьянину сажать посевы, чтобы собрать урожай и накормить свою семью? Приходилось идти с поклоном к богатому соседу, помещику, чтобы тот выделил небольшой надел для крестьянина. Но за то, что помещик дал небольшой надел, крестьянин должен был не только обрабатывать свой участок земли, а прежде всего, работать на земле помещика. Крестьяне были как рабы – выполняли весь тяжелый труд в доме помещика. Такая тяжелая, принудительная работа на помещика – называлась барщина.

Словарная работа – с. 92 – закрепление понятий.

Но не только барщину приходилось отрабатывать крестьянам, была еще одна повинность – обязан крестьянин отнести часть своего урожая помещику. Такая повинность называлась– оборок.

Словарная работа – с. 92 – закрепление понятий.

И чем больше крестьян живет на земле помещика – тем он богаче!

Вывод: Так, крестьяне становились зависимыми, крепостными – то есть жили на земле помещика и, чтобы выжить, вынуждены нести тяжкие повинности – барщину и оброк. Жизнь крестьян была бесправная, тяжелая.

– Как вы думаете, нравилась такая тяжелая жизнь крестьянам?

Поэтому очень часто крестьяне убегали от помещиков. А помещики боялись, что все крестьяне разбегутся, и некому будет работать на них, и требовали у царя ввести новый закон, по которому беглых крестьян могли искать вечно и возвращать своим хозяевам. Царь Алесей Михайлович издал новый сборник законов в 1649 году. Он назывался – соборное уложение. По этому закону, беглых крестьян могли искать вечно! Так, с принятием этого закона, крестьяне навсегда потеряли свою свободу, стали рабами своих хозяев по закону.

В 1649 году – установлено крепостное право.

Физминутка.

III. Закрепление изученного материала

Самостоятельная работа с текстом учебника – с. 89–90.

В начале урока мы ставили перед собой цель – узнать, кто такие крепостные крестьяне, как они становились крепостными.

Задание № 1. Найдите ответы на эти вопросы в тексте учебника.

Индивидуальная работа – 3 гр. – карточки.

Задание № 2. На доске предложены определения:

– жили очень бедно;
– бесправные;
– наказывали крестьян;
– обрабатывали барщину;
– заставляли работать;
– продавали крестьян;
– платили оброк;
– угнетатели.

Прочитайте определения, выберите те, которые характеризуют жизнь крепостных крестьян и помещиков в 2 столбика. Проговорить все признаки.

Подведение итогов урока

– Как называлась тема нашего урока?

– О чем шла речь на уроке?

– Кто такие крепостные крестьяне?

Творческое задание: проанализировать схематичные рисунки, и соотнести с понятиями: крепостные крестьяне, помещики, барщина, оборок.

Анализ активности детей (подсчет жетонов, выставление оценок).

Домашнее задание: с. 89–90, учить словарные слова.