Урок внеклассного чтения по теме "А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь: их встречи и взаимоотношения"

Разделы: Литература


Цели урока:

1. Проследить взаимоотношения А.С.Пушкина и Н.В.Гоголя.

2. Рассмотреть влияние А.С.Пушкина на творчество Н.В.Гоголя.

Оборудование: компьютер, мултимедиа, презентация по теме урока, портреты А.С.Пушкина и Н.В.Гоголя, сборники произведений А.С.Пушкина и Н.В.Гоголя, фильм “Ночь перед Рождеством” А.Роу.

Тип урока: комбинированный.

Подготовка к уроку: создание учащимися мультимедийной презентации по теме урока, заучивание наизусть отрывка из “Медного всадника” А.С.Пушкина, подготовка рисунков по поэме Н.В.Гоголя “Мертвые души”, инсценирование шестого явления, действия первого комедии “Ревизор” Н.В.Гоголя.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Основной этап.

Учитель:

Город пышный, город нежный,
Весь кипящий и безбрежный!
Ты нам вновь назначил встречу….

Слайд № 1.

Учитель: О каком городе, как вы думаете, я веду речь? Да, это Петербург. Великий город, и два великих человека этого города: А.С.Пушкин и Н.В.Гоголь.

Ученица: Н.В.Гоголь всегда страстно желал увидеть Петербург, прекрасную столицу, и познакомиться с А.С.Пушкиным. “Во сне и наяву мне грезится Петербург, с ним вместе и служба государству”, - пишет Гоголь матери 26 февраля 1827 года. Он мечтал увидеть тот город, о котором в своей поэме “ Медный всадник” так восторженно сказал А.С.Пушкин:

Ученица: (Чтение наизусть)

Люблю тебя, Петра творенье.
Люблю твой строгий, стройный вид, Слайд № 2.
Невы державное теченье, Слайд № 3.
Береговой ее гранит, Слайд № 4.
Твоих оград узор чугунный. Слайд № 5.
Твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак, блеск безлунный,
Когда я в комнате моей
Пишу, читаю без лампады,
И ясны спящие громады
Пустынных улиц, и светла Слайд № 6.
Адмиралтейская игла.

Учитель: Но когда Н.В.Гоголь после окончания Нежинской гимназии приезжает в столицу, холодный и равнодушный Петербург встречает его неприветливо. Слайд № 7

Ученица: “Тогда Невский проспект пуст: плотные содержатели магазинов и их комми еще спят в своих голландских рубашках или мылят свою благородную щеку и пьют кофий; Слайд № 8 нищие собираются у дверей кондитерских, где сонный ганимед, летавший вчера, как муха, с шоколадом, вылезает с метлой без галстуха и швыряет им черствые объедки. Слайд № 9

По улицам плетется нужный народ…”.

Гоголь как будто не замечает парадного Петербурга, обращаясь к закоулкам и жителям этих закоулков в своих “Петербургских повестях”.

Учитель: Петербург… Это имена…. Это также и события…. В окрестностях

Петербурга, а именно в Царском Селе, в мае 1831 года и произошла встреча двух великих русских писателей: А.С.Пушкина. Слайд № 10 – портрет А.С.Пушкина и Н.В.Гоголя. Слайд № 11 – портрет Н.В.Гоголя.

Ученик:

Об этой встрече вспоминает мир:
Два гения встречаются, как братья.
И я в мечтах иду на встречу к ним,
Вот голос Гоголя, слова могу сказать я:
“Я, Пушкин, часто думал о тебе,
Твои читал я сказки и поэмы,
Мечтал о встрече – пусть в моей судьбе
Такое счастье будет непременно.
Спасибо, Пушкин, за твои стихи,
Спасибо за великие творенья.
Хотел бы я преподнести цветы
За каждый слог в твоем стихотворенье.
Хотел бы я, чтоб люди всей земли
Нас помнили без зависти и лести,
Читая книги, с нами рядом шли,
Задумываясь о доблести и чести”.
И эта встреча много нам дала:
Поэт открыл великого собрата.
Он стал советчиком на мудрые дела
И воспитателем великого таланта.

Учитель: Как уже давно установлено исследователями, на Гоголя впервые указал Пушкину П. А. Плетнев в письме к поэту от 22 февраля 1831 г. Изложив кратко биографию молодого Гоголя и перечислив его произведения, напечатанные к этому времени в “Литературной газете”, Плетнев писал, что “нетерпеливо” желает подвести Гоголя (от которого Жуковский так же, как и он сам, “в восторге”) “под благословение” поэта (XIV, 153). В это время Пушкин, по собственному признанию, еще не читал ничего из произведений Гоголя “за недосугом” (XIV, 162). Вскоре после этого, 20 мая 1831 г., состоялась их первая встреча на вечере у Плетнева, положившая начало личному знакомству.

Летом 1831 г. Гоголь жил в Павловске и, по его словам, “почти каждый вечер” (Гоголь, X, 214)6 встречался с Пушкиным и Жуковским, жившими в Царском Селе. Здесь Пушкин, по-видимому, ознакомился с теми ранними опытами Гоголя (“Мысли о преподавании географии”, “Женщина” и отрывок из исторического романа “Гетьман), на которые указал ему еще раньше Плетнев и чтение которых он отложил “до Царского Села” (XIV, 162). Тогда же Пушкин прослушал в чтении Гоголя или прочел в рукописи повести, вошедшие в состав первой книжки “Вечеров на хуторе близ Диканьки”, которые Гоголь к этому времени закончил и “из Павловска” (Гоголь, X, 203) отослал в типографию. Повести эти восхитили Пушкина, о чем он писал в отзыве о первой книжке “Вечеров”, и именно это, по-видимому, послужило основой для установления между Пушкиным и Гоголем близости и взаимопонимания в литературных вопросах.

Учитель: Ребята, на ваших столах лежат листы с материалами о взаимоотношениях А.С.Пушкина и Н.В.Гоголя, прочитайте их и запишите в тетради: что запомнилось, удивило, озадачило или открылось.

Что запомнилось:

удивило

озадачило

открылось

Приложение 1

Материал о взаимоотношениях А.С.Пушкина и Н.В.Гоголя.

Итак, что же запомнилось, удивило, озадачило и открылось? (Чтение записей – выслушать всех)

Учитель: Гоголь относился к Пушкину как к своему учителю и другу-советчику.

К каждому отзыву Пушкина о его произведениях Гоголь прислушивался. “Обо мне много толковали, - писал впоследствии Гоголь, - разбирая кое-какие мои стороны, но главного существа моего не определили. Его слышал только один Пушкин. Он мне говорил, чтобы вся та мелочь, которая ускользает от глаз, мелькнула бы крупно в глаза всем в моих произведениях”. (Оформление мизансцены: письменный стол, два цилиндра, двое перчаток, две трости. Инсценировка: встреча А.С.Пушкина и Н.В.Гоголя)

Выходят ребята.

А.С.Пушкин: “Вечера на хуторе близ Диканьки”… “Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия! Какая чувствительность! Все это так необыкновенно в нынешней литературе, что я доселе не образумился…”. Слайд № 12 - сборник “Вечера…”.

Учитель: Первое апреля не только веселый праздник – день смеха, но и день рождения НВ.Гоголя. Может быть, поэтому он очень любил посмеяться над собой, и над окружающими, и над своими героями. Недаром на страницах “Вечеров на хуторе близ Диканьки” мы встречаем яркие, веселые эпизоды и очень часто чудеса. Чудеса, которые как бы приходят из сказок А.С.Пушкина.

В “Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях” А.С.Пушкина есть строки:

“На девичник собираясь
Вот царица, наряжаясь,
Перед зеркальцем своим
Перемолвилася с ним:
“Я ль, скажи мне, всех милее,
Всех румяней и белее…”.

Кто и гоголевских героинь, подобно этой царице, любовался собой перед зеркалом? (Оксана, “Ночь перед Рождеством”). Просмотр эпизода из фильма “Ночь перед Рождеством”.

У А.С.Пушкина в “Сказке о попе и работнике его Балде” есть такие строки:

“А Балда над морем опять шумит
Да чертям веревкой грозит.
Вылез опять бесенок:
“Что ты хлопочешь?
Будет тебе оброк, если хочешь”.

“Нет, - говорит Балда, -
Теперь моя череда,
Условия сам назначу,
Задам тебе, вражонок, задачу.
Посмотрим, какова у тебя сила”.

А какую задачу задал черту кузнец Вакула в повести Н.В.Гоголя “Ночь перед Рождеством”? (Отвезти его в Петербург). Просмотр эпизода.

Учитель: Молодцы! Справились с заданием, несмотря на то, что мы уже давно знакомились с этим сборником Гоголя. Живительный и бодрый смех “Вечеров”, одобренных Пушкиным, убедил Гоголя в том, что его призвание – писательство. Слайд 13 – портрет Н.В.Гоголя работы А.Венецианова.

Учитель: Теперь Гоголь полон надежд и новых замыслов. Бодро поднятая голова в полупрофиль. Резкие черты лица смягчены выражением доброты и веселого лукавства. Глаза чуть насмешливы и очень внимательны. Губы тронуты улыбкой. Он мечтает о дальнейшей работе.

Н.В.Гоголь: “Сделайте милость, дайте сюжет; будет комедия из пяти актов, и клянусь – куда смешнее черта”.

А.С.Пушкин: Охотно. Я отправился собирать материал о Пугачеве и заехал в Нижний Новгород, местный губернатор Бутурлин принял меня за тайного ревизора и, узнав, что я еду дальше, в Оренбург, уведомил об этом тамошнего губернатора Перовского письмом такого содержания: “У нас недавно приезжал Пушкин. Я, зная, кто он, обласкал его, но, должно признаться, никак не верю, что он разъезжал за документами о Пугачевском бунте; должно быть, ему дано тайное поручение собирать сведения о неисправностях… я почел долгом посоветовать Вам, чтобы Вы были осторожнее”. Слайд № 14 – “Ревизор”.

Учитель: Так А.С.Пушкин подарил Н.В.Гоголю сюжет “Ревизора”. И сейчас вашему вниманию мы представляем инсценировку шестого явления, действия первого комедии “Ревизор” Н.В.Гоголя.

Действующие лица:

Анна Андреевна

Марья Антоновна

(Анна Андреевна и Марья Антоновна выбегают на сцену)

Анна Андреевна: Где ж, где ж они? Ах, боже мой!.. (Отворяя дверь). Муж! Антоша!

Антон! (Говорит скоро). А все ты, а все за тобой. И пошла копаться: “ Я булавочку, я косынку”. (Подбегает к окну и кричит). Антон, куда, куда? Что, приехал? Ревизор с усами! С какими усами?

Голос городничего: После, после, матушка!

Анна Андреевна: После? Вот новости – после! Я не хочу после… Мне только одно слово: что он, полковник? (С пренебрежением). Уехал! Я тебе вспомню это! А все эта: “маменька, маменька, погодите, зашпилю сзади косынку; я сейчас”. Вот тебе и сейчас! Вот тебе ничего и не узнали! А все проклятое кокетство; услышала, что почтмейстер здесь, и давай перед зеркалом жеманиться: и с той стороны, и с этой стороны подойдет.

Воображает, что он за ней волочится, а он просто делает гримасу, когда ты отвернешься.

Марья Антоновна: Да что ж делать, маменька? Все равно чрез два часа мы все узнаем.

Анна Андреевна: Чрез два часа! Покорнейше благодарю. Вот одолжила ответом! Как ты не догадалась сказать, что чрез месяц еще лучше можно узнать! (Уходят)

Учитель: Комедия была написана Гоголем удивительно быстро – за два месяца – и была вчерне готова к концу 1835 года. Но и после того, как Гоголю удалось добиться цензурного разрешения комедии, он беспрестанно поправляет ее текст. “Ревизор” принят к постановке в Александринском театре в Петербурге. Премьера была назначена на 19 апреля 1836 года. Постановка “Ревизора” вызвала целую бурю возмущения и негодования со стороны избранной публики. Высокопоставленные чиновники Петербурга оскорбились, увидя в пьесе “нестерпимое ругательство на дворян, чиновников и купечество”. Но больше всего Гоголь потрясен обвинением в том, что он – враг России, что он оклеветал ее в комедии. Он мечтает оправдаться, написать поэму о любви к России – “Мертвые души”. Гоголь задумал произведение огромное, подобное “Божественной комедии” Данте. Он уезжает в Рим и пишет там свое произведение. Живет, окруженный великими произведениями искусства разных времен и современными русскими художниками. В их кругу гоголя особенно привлекал Александр Иванов, который писал картину “Явление Христа народу” и создал портрет самого Н.В.Гоголя.

Слайд 15 – портрет Гоголя работы Александра Иванова.

Учитель: Но А.С.Пушкин думает о Н.В.Гоголе, часто вспоминает о нем. Об этом свидетельствует рисунок А.С.Пушкина, на котором изображен Гоголь. Слайд № 16 – рисунок А.С.Пушкина.

Учитель: На нем Гоголь изображен в профиль, в очках, коих нет больше ни в одном портрете Н.В.Гоголя. Рисунок Пушкина был вложен в его тетради среди текстов 1829-1833 годов на отдельном чистом листе, но пушкинисты предполагают, что он был сделан значительно позднее, а в эту тетрадь был вложен просто случайно.

Н.В.Гоголь: На мысль написать “Мертвые души” меня натолкнул А.С.Пушкин. “Он уже давно склонял меня приняться за большое сочинение”.

А.С.Пушкин: “Как с этой способностью угадывать человека и несколькими чертами выставлять его вдруг всего, как живого, с этой способностью не приняться за большое сочинение. Это просто грех…”. “Вот я отдаю тебе мой собственный сюжет, из которого я хотел сделать сам что-то вроде поэмы и которого я бы не отдал другому никому”. Это был сюжет “Мертвых душ”… Слайд № 17 – “Мертвые души”

Учитель: Работа над “Мертвыми душами” проходила в основном в то время, когда Гоголь находился за границей. Вот что Гоголь писал В.А.Жуковскому: “Мертвые” текут живо, свежее и бодрее… и мне совершенно кажется, что будто я в России: передо мною все наше, наши помещики, наши чиновники, наши офицеры, наши мужики, наши избы – словом, вся православная Русь”. “Один за другим следуют у меня герои один пошлее другого”, - признавался писатель.

Какие герои следовали у Гоголя в поэме “Мертвые души”, об этом нам напомнят сейчас рисунки к поэме. Мы должны угадать, что за герой перед нами.

Слайд № 18. Правильно, это портрет Манилова: героя, который был убежден в том, что “курить трубку гораздо здоровее, нежели нюхать табак, этот герой “дома… говорил очень мало и большею частию размышлял и думал, но о чем он думал… разве одному Богу известно”, он назван автором человеком “ни то ни се, ни в городе Богдан ни в селе Селифан”.

Слайд № 19. А это перед вами портрет “исторического человека, поскольку ни на одном собрании, где он был, не обходилось без истории”, это портрет Ноздрева.

Слайд № 20. И, наконец, портрет человека, который имел “тысячу с лишком душ”, но выглядел так, что если бы кто-нибудь “встретил его… у церковных дверей, то, вероятно, дал бы ему медный грош”, герой, который обратился наконец в какую-то прореху на человечестве” - это портрет Плюшкина).

Учитель: Гоголь хорошо знал Пушкина, может быть, даже лучше, чем самые близкие его друзья: он преклонялся перед ним, восхищался его провидческой силой мыслителя. Ведь это он, Пушкин, дал ему темы для двух лучших его произведений – “Ревизора” и “Мертвых душ”, ведь это Пушкин проницательно схватил суть демонизма своего времени, затем эту тему продолжил М.Ю.Лермонтов и, к слову сказать, эта тема очень ярко расцвела в наши времена:

Ученик читает стихотворение А.С.Пушкина “Демон” (1823).

Учитель: Кто же такой демон? Обратите внимание, что это слово многозначное. Слайд № 21 – лексическое значение слова демон.

1. В древнегреческой мифологии – божество, существо, среднее между Богом и человеком.

2. В христианской мифологии – дьявол, злой дух. В христианстве слово “демон” соотносится с понятием греха, присутствующего в человеке: демон гордыни, демон лицемерия и т.д. Слово “демон” указывает на то, что находится внутри человека, чему он поддался, но что может быть им преодолено.

3. Злой искуситель, существо, обладающее таинственной силой, которое побуждает к чему-то недоброму, злому.

Учитель: Явление демона Пушкину — опасный, сильный и тяжелый, но временный, подлежащий преодолению соблазн на пути испытания и взросления духа

  1. Дайте характеристику центральному образу стихотворения.
  2. Как воспринимает мир Демон? (Демон - "злобный" мелкий, раздраженный)

Учитель: Гоголь разработает и эту третью пушкинскую идею, идею демонизма, идею искушения, о чем нередко не подозревают читатели. В каком произведении он это сделает? (Ответы ребят). Да, в одной из “Петербургских повестей”, а именно, в “Портрете”.

“Хула на мир и отрицание изображалось само собой в чертах его. Казалось, в нём олицетворился тот страшный демон, которого идеально изобразил Пушкин”, - пишет Н.В.Гоголь в своей повести.

Слайд № 20 – обложка повести “Портрет”.

Учитель: Итак, делаем вывод о тесном взаимоотношении этих двух великих писателей, о влиянии А.С.Пушкина на творчество Н.В.Гоголя и записываем домашнее задание: прочитать повесть Н.В.Гоголя “Портрет”. Молодцы, ребята, большое спасибо за урок.