Методическое пособие — образовательная программа кружка "Экология здоровья"

Разделы: Химия, Биология, Внеклассная работа, Экология


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность

Состояние здоровья подрастающего поколения вызывает большую тревогу. Бесспорно, что возникновение многих соматических заболеваний связано с психическим и социальным неблагополучием жизнедеятельности людей. Факторами неблагополучия могут быть угрозы, опасности, обиды, которые приводят к эмоциональному стрессу. Информационная перегрузка, невозможность справиться с поставленной задачей вызывают информационный стресс. Преодоление неожиданных стрессов или социальных затруднений, возникающих в исключительных обстоятельствах, зависит от наследственных особенностей темперамента и протекания корковых и вегетативных процессов, а так же от умения управлять своим эмоциональным состоянием (психологическая зрелость). Но определяющую роль в сохранении здоровья и повышении его резервов исследователи в этой области отводят самому человеку, его нравственно-культурному уровню. Образ жизни, отношение к своему здоровью и здоровью других людей, морально-волевые и ценностно-мотивационные установки, умение адаптироваться в социальной среде формируется в результате определённого воздействия. Особое значение имеет педагогический компонент, сущность которого “в обучении здоровью с самого раннего возраста” (И. И. Брехман).

Программа “Экология здоровья” рассчитана на учащихся 7-9 классов (34 занятия по 1 часу в неделю) и включает следующие разделы:

1. Организм здорового человека

2. Влияние окружающей среды на здоровье человека

3. Взаимосвязь здоровья и образа жизни.

4. Психология здоровья

5. Творите своё здоровье

Цель курса: создание мотивации к здоровому образу жизни как гармонии отношений человека с собой, людьми, природой.

Задачи курса: обучение методам психосаморегуляции, самопознания, самоконтроля и программирования своей деятельности по укреплению здоровья; формирование навыков исследовательской работы.

Формы и методы работы

Методический подход состоит в том, чтобы, во-первых, дать подростку необходимую информацию о нём самом и вооружить его способами получения такой информации; во-вторых, помочь ему в смыслотворческой деятельности или предоставить ему возможность из многообразия предложенных педагогом проблем сделать свободный выбор тех из них, которые ему наиболее подходят. Важным условием является создание ситуации успеха учащихся, организация рефлексивной деятельности кружковцев.

Основные методы:

  • проектирование (подготовка рефератов)
  • создание стендов и выпуск стенных газет
  • выполнение экспериментальных работ
  • чтение научно-популярной литературы
  • творческая работа по конструированию и моделированию
  • просмотр и обсуждение видеофильмов

Основные формы:

Лекции, беседы, дискуссии, викторины, игры, экскурсии, творческие вечера, групповая работа, мозговые штурмы, тесты, тренинги.

Ожидаемые результаты

На интеллектуальном уровне – это обобщение представлений об окружающем мире, о связях между явлениями природы и здоровьем человека.

На эмоциональном уровне – это формирование чувства эмпатии, представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни.

На практическом уровне – это формирование навыков исследовательской деятельности, реализация полученных знаний в различных жизненных ситуациях

Примерный учебный план

Тема Кол-во часов

Тема 1. Организм здорового человека (2 часа)

1 Здоровье

1

2 Организм

2

Тема 2. Влияние окружающей среды на здоровье человека (7 часов)

1 Окружающая среда (вода, почва, солнце, воздух ) и здоровье

1

2-3 Источники загрязнения окружающей среды.
Химическое, радиационное, биологическое загрязнения среды и здоровье человека

2

4 Природно-очаговые заболевания

1

5 Влияние звуков на организм человека

1

6 Ландшафт как фактор здоровья

1

7 Возможности адаптации человека к изменениям окружающей среды

1

Тема 3. Взаимосвязь здоровья и образа жизни (8 часов)

1 Режим дня

1

2 Основы питания

1

3 Физкультура, закаливание

1

4 Личная гигиена

1

5 Внешний вид и его влияние на психологическую атмосферу в классе

1

6-7 Инфекционные заболевания и их профилактика

2

8 Полезный досуг

1

Тема 4. Психология здоровья (10 часов)

1 Психика человека и психическое благополучие

1

2 Эмоции

1

3 Владей собой (психопрофилактика эмоциональных срывов)

1

4 Психические состояния человека (врабатывание, монотония, настроение)

1

5 Утомление

1

6 Стресс

1

7-9 Социальная адаптация

2

10 Общение и его влияние на психическое состояние человека

2

Тема 5. Творите своё здоровье (7 часов)

1 Творчество как способ укрепления здоровья

1

2-3 Арттерапия

2

4 Сказкотерапия

2

5 Аромотерапия

1

6 Чайная церемония

1

7 Будьте здоровы (заключительное занятие)

1

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Тема 1.

Организм здорового человека (3 часа)

1. Здоровье. Сущность здоровья в понимании учащихся (опрос). Здоровье как состояние полного благополучия. Компоненты здоровья: (анкеты, тесты по различным аспектам здоровья).

2. Организм. Здоровье-это резервные возможности организма. Органы и системы, входящие в состав организма, их основные функции. Как оценить развитие организма подростка. Что определяет нормальное развитие организма (отношение к умственным и физическим занятиям, увлечения, характер питания, склонность к заболеваниям). Самоанализ своего здоровья.

Тема 2.

Влияние окружающей среды на здоровье человека (6 часов)

1. Окружающая среда. Понятие окружающей среды. Взаимосвязь среды и организма. Вода как фактор биосферы. Качество питьевой воды и его связь с состоянием здоровья. Почва и здоровье. Особенности действия физических и химических факторов, свойств атмосферного воздуха на организм человека. Биологическое действие солнечной радиации. Световой климат, освещенность.

2–3. Источники загрязнения окружающей среды. Источники загрязнения биосферы: смог, промышленные отходы, аварийные выбросы токсичных веществ. Радиоактивные вещества, влияние радиоактивных веществ на человека, лучевая болезнь. Биологические загрязнения (микроорганизмы, вирусы, гельмиты, простейшие). Возбудители инфекционных заболеваний.

4. Природно-очаговые заболевания. Природно-очаговые болезни (клещевой энцефалит, чума, орнитоз), способы заражения. Меры профилактики, способы защиты.

5. Влияние звуков на организм человека. Звук (ультразвук, инфразвук) как воздействие окружающей среды. Шумовое загрязнение (промышленные и транспортные шумы) и его отрицательное воздействие на здоровье человека. Благоприятное воздействие звуков на человека (тихий шелест листвы, птичьи голоса, шум прибоя и т.д), звуковое воздействие в медицине.

6. Ландшафт как фактор здоровья. Благоприятное воздействие природного ландшафта на здоровье человека. Городской ландшафт, условия проживания в городе. Создание городских садов, скверов и парков, уход за зелеными насаждениями города. Воздействие неблагоприятных экологических условий на здоровье человека.

7. Возможности адаптации человека к изменениям окружающей среды. Формирование мотивации в сохранении природной среды обитания

Тема 3.

Взаимосвязь здоровья и образа жизни (8 часов)

1. Режим дня. Рекомендуемый режим дня. Как правильно составить режим дня школьника. Основная задача режима дня – помощь в адаптации к условиям окружающей среды и нагрузкам, профилактика заболеваний.

2. Основы питание. Правильное питание. Значение белков в питании детей и подростков. Значение жиров и углеводов в питании. Роль витаминов, минеральных веществ в питании, связь их с состоянием здоровья. Режим питания. Диета. Питание больных. Основные причины нарушения обмена веществ. К чему приводит переедание, и привычка есть много сладкого. Нарушения обмена веществ, связанные с нехваткой в пище витаминов. Анализ своих росто-весовых показателей и примерного дневного рациона питания.

3. Физкультура, закаливание. Закаливание: физиологические и психологические основы. Как выработать индивидуальный способ закаливания. Двигательная активность: физиологические и психологические основы. Формирование потребности в физическом саморазвитии. Формирование индивидуального способа физического самосовершенствования.

4. Личная гигиена. Гигиена тела: уход за кожей, волосами, ногтями, зубами и другими органами и частями тела. Гигиена питания. Гигиена жилища. Гигиена рабочего места. Формирование мотивационной основы гигиенического поведения.

5. Внешний вид и его влияние на психологическую атмосферу в классе. Личный имидж как признание, как оценочное отношение группы людей. Удачный имидж как воплощение желаемых качеств. Язык одежды. Как смена одежды влияет на поведение и самоотношение (тест). Аккуратный и неряшливый ученик. Влияние внешнего вида на психологическую атмосферу в классе. Прическа – зеркало души.

6-7. Инфекционные заболевания и их профилактика. Знакомство с основными инфекционными заболеваниями и правилами их лечения. Соблюдение правил личной гигиены. Мотивации сохранения и укрепления здоровья.

8. Полезный досуг. Влияние типа личности на использование досуга (тест). Отдых-разрядка и отдых-зарядка. Эффект смены деятельности.

Тема 4.

Психология здоровья (10 часов)

1. Психика человека и психическое благополучие

Роль и место психического в жизни человека (Тест “Сам себе психолог”). Психическое благополучие как составная часть здоровья. Умение избегать психического перенапряжения. Психосаморегуляция. Потребность в сопереживании.

2. Эмоции

Эмоции как реакции на внешние воздействия, как переживания, связанные с достижением цели. Виды эмоций и их роль в жизни человека. Классификация эмоций по силе влияния, по качеству и поведенческой стороне. Эмоции, возникающие в экстремальных ситуациях.

Эмоции у человека и животных. Эмоциональность как свойство личности. Оценка своего эмоционального опыта (тест).

3. Владей собой

Простейшие приёмы и методы снижения эмоционального возбуждения: мышечное расслабление, расслабление дыхания, мысленные формулировки. Регуляция эмоциональных состояний: физические и дыхательные упражнения, установки, идеомоторные представления. Выбор собственного способа регуляции.

4. Психические состояния

Характерные особенности психического состояния. Сон, фазы сна. Его влияние на здоровье человека. Период перехода из состояния покоя в рабочее состояние (врабатывание). Условия, ускоряющие врабатывание в условиях школы и дома при выполнении домашних заданий. Как избежать монотонии. Настроение и его влияние на деятельность человека. Настроение в школе и после неё (самоанализ).

5. Утомление

Признаки и причины утомления. Виды утомления (физическое, психическое, эмоциональное, умственное) и их признаки. Анализ причин собственного утомления и способов его избегания и снятия.

6. Стресс

Стресс как психическое состояние в экстремальных условиях. Влияние стресса на здоровье (сердце, сосуды, иммунитет, работоспособность). Определение школьных, общественных и семейных стрессоров (ранжирование). Доступные способы выхода из стрессового состояния.

7. Социальная адаптация

Формирование адекватной положительной самооценки. Формирование индивидуальности. Как найти своё место в коллективе. Развитие необходимых социальных навыков.

8. Общение

Функции и структура общения. Виды общения. Вербальные и невербальные средства общения. Эмоциональное общение, убеждающее общение как факторы воздействия на психическое здоровье человека. Общение и терпимость. Различные “техники общения”. Практическое применение различных “техник” (разыгрывание ситуаций).

Тема 5.

Творите своё здоровье (8 часов)

1. Творчество как способ укрепления здоровья

Магическое слово “творчество”. Счастлив тот, кто ему сопричастен. Пишите! Рисуйте! Делайте! Творческие приёмы влияют на самочувствие, активность, настроение. Решение творческих задач. Определение способов творческого выхода из психотравмирующих ситуаций.

2–3. Арттерапия

Терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием, как средство психологической коррекции невротических, психосоматических нарушений, трудностей в обучении, социальной дезадаптации, при семейных конфликтах. Техника “Мандал”. Работа с глиной, пластилином, тестом. Изготовление поделок из природного материала. Коллажи на заданную тему.

4. Сказкотерапия

Тексты сказок вызывают эмоциональный резонанс как у детей, так и у взрослых.

В сказке в символической форме рассказывается, как устроен мир, что происходит с человеком в разные периоды жизни, как приобрести дружбу и ценить любовь, как бороться и прощать…Сказки являются основой формирования “нравственного иммунитета”.Сказки возвращают ребёнка и взрослого в состояние целостного восприятия мира, дают возможность мечтать, активизируют творческий потенциал.

5. Аромотерапия

Хотя апельсин можно купить в любое время года, в нашем сознании он связан с ожиданием праздника. Как запахи влияют на настроение и самочувствие. Как повысить тонус или снять боль. Как пользоваться ароматами.

6. Чайная церемония

Чай от всех бед выручай! Чай укрепляет иммунитет и способствует приятному времяпрепровождению. Как правильно организовать чайную церемонию. Выход в “Чайный дом”.

7. Будьте здоровы (заключительное занятие)

Много ли нам надо для полного счастья? Посчитаем!

Список литературы

  1. Акимова М.К., Козлова В.Т. Обучаемость и здоровье школьника // Школа здоровья. 1995 Т.2. №2.
  2. Ананьева Н.А., Ямпольская Ю.А. Физическое развитие и адаптационные возможности школьников // Вестник РАМН. 1993. №5.
  3. Ананьева Н.А., Ямпольская Ю.А. Здоровье и развитие современных школьников // Школа здоровья. 1994. Т1. №1.
  4. Зайцев Г.К. Школьная валеология. Педагогические основы обеспечения здоровья учащихся и учителей. СПб, “Акцидиетн”, 1998.
  5. Зайцев Г.К., Колбанов В.В., Колесникова М.Г. Педагогика здоровья. Образовательные программы по валеологии. – СПб, 1994.
  6. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. // Учебное пособие. – М. “Владос”. 1995
  7. Синякова В.А. Поурочные разработка по основам безопасности жизнедеятельности. М. “ВАКО”. 2009
  8. Степанов С. О натурах творческих // Школьный психолог. - №46 2001.
  9. Федоренко Л.Г. Психологическое здоровье в условиях школы. – СПб, “КАРО”. 2003