Рейтинг@Mail.ru

Автоматизация звука [р] в слогах и словах; звуков [ш], [ж] в связной речи

Разделы: Логопедия


Цели занятия:

Логопедическая: автоматизация звука [р] в слогах и словах; закрепление правильного произношения звуков [ш], [ж] в речи.

Лексическая: лесные птицы, животные и их детёныши.

Грамматическая: изменение слов по числам и родам.

Цели занятия:

  1. Развивать фонематический слух и восприятие, слуховую память и внимание;
  2. Закреплять правильное произношение звука [р] в слогах и словах; звуков [ш] и [ж] в связной речи;
  3. Формировать звуко-буквенный анализ и синтез слов; слоговой анализ.
  4. Обогащать и пополнять словарный запас.

Оборудование: плакат с изображением леса, тропинки, полянки, ручейка и летающей тарелки (см. приложение 1); фигурка Лунатика; наборное полотно; мячик; магнитофон; аудиокассета с пением птиц и журчанием ручейка; конверты с разрезными буквами и слогами; предметные картинки с изображением: ужей, ежей, мыши, жуков, ягод, грибов, птенцов, лягушки, медведицы с медвежатами, зайчихи с зайчатами, белки с бельчатами, лисы с лисятами, волчицы с волчатами.

План и ход занятия:

1. Оргмомент:

– Здравствуйте ребята! Садитесь. Отгадайте мои загадки:

Раньше всех встаёт.
За сутки землю обойдёт.
Светит, сияет, всех согревает.
Что это?

Дети: Солнце.

– Правильно! Молодцы! А это о чём загадка?

Над избушкой висит хлеба краюшка.
Всю ночь светит, но не греет.
Собаки лают, а достать не могут.

Дети: Луна.

– Верно! Хорошо! Ребята, а вы знаете что Луна и Солнце – это планеты? И мы с вами тоже живём на планете. Кто знает, как называется наша планета?

Дети: Земля.

– Да, наша планета называется – Земля. А жителей Земля, то есть нас называют – земляне. А вы знаете, как называют жителей Луны?

Дети: Лунатики.

2. Объявление темы занятия. Произнесение звука р в слогах и словах.

– Ребята, вот как раз сегодня к нам в гости прилетел Лунатик. Посмотрите!

(Вывешивается фигурка Лунатика)

– Тра – тро – тру – тры! Ребята, вы слышали? Это он вас так поприветствовал. Давайте и мы его поприветствуем. Повторите то, что сказал Лунатик.

(дети по очереди повторяют слоги).

– Девочки, спросите у нашего гостя его имя, но только на его языке.

Дети: тро – тру – тры – тра?

– Трофим! Тро – тру – тры – тра! Дети, теперь вы знаете как зовут Лунатика? Повторите его имя!

(Дети хором повторяют имя Трофим)

– Ребята, а ещё Трофим сказал, что заблудился, потерял свою летающую тарелку и просит помочь ему её найти. Поможем Трофиму?

Дети: Поможем!

3. Звуко-буквенный и слоговой анализ и синтез слов.

– Тогда и я вам помогу. Даю подсказку. Летающая тарелка находится в такой местности, где растёт много сосен, елей и берёз. Догадались? Как называется такая местность?

Дети: Лес.

– Правильно! А идти туда нужно по узенькой дорожке. Как она называется?

Дети: Тропинка.

– Хорошо! Посчитайте, сколько слогов в слове “тропинка”?

Дети: 3 слога.

– Верно! Молодцы! А теперь измените слово “тропинка” так, чтобы в нём осталось только два слога.

Дети: Тропа.

– Я предлагаю вам выложить это слово из букв. Вот вам конвертики, в них буквы.

(дети выкладывают из букв слово “тропа”)

– Прочитайте, дети, что получилось?

Дети: тропа.

– Правильно! Хорошо! А ещё можно сказать “тропка”. Итак, мы отправляемся в лес по тропинке вместе с Трофимом. А вдоль тропинки растёт высокая, зелёная ..….

Дети: трава.

– Верно! Сколько слогов в слове “трава”?

Дети: 2 слога.

– Хорошо! Как можно изменить слово “трава”, чтобы в нём было 3 слога? Затрудняетесь ответить? Тогда попробуйте выложить это слово из слогов.

(даются карточки со слогами “тра”, “вуш”, “ка”, дети выкладывают слово “травушка”). Прочитайте, что получилось.

Дети: травушка.

1. Автоматизация звуков ш, ж в связной речи. Изменение слов по числам. Проверка домашнего задания.

– Посмотрите, ребята! Кто это лежит на тропинке?

Дети: это ужи.

– Правильно! Чтобы они уползли и дали нам пройти нужно рассказать про них стих.

(дети рассказывают стих из домашнего задания)

Дети: Два жука летят, жужжат.

Нужен дождик для ужат.

– Ужатам стих понравился, они уползли и освободили нам дорогу. Пойдёмте дальше. Ой, смотрите! Кто теперь появился на нашем пути?

Дети: ежи.

(на тропинку крепится картинка с изображением ёжика с ежатами).

– Кто расскажет стих про ежей?

Дети: Ежу и ежатам ужин нужен.

Дадим ежевики ежам на ужин.

– Ребята, смотрите, убежали ежи. Значит, им тоже ваш стих понравился. Можно идти дальше. Но Трофим хочет узнать что ещё, кроме ежевики едят ежи. Ведь у него на Луне ежей нет. Ребята. вы знаете чем питаются ежи?

Дети: жуками, мышами, змеями, грибами, ягодами, травкой.

2. Игра на развитие внимания “4-ый лишний”.

– Ребята, посмотрите на эти картинки внимательно, и назовите мне то, что ежи не едят.

(На наборном полотне выставляются картинки с изображением: жуков, зайцев, ягод, травки; затем: мышей, лягушек, птенцов, грибов).

Дети: Ежи не едят зайцев и птенцов.

– Молодцы ребята, правильно!

3. Изменение слов по числам. Игра с мячом “Посчитай меня”.

– А сейчас я предлагаю вам посчитать ежат и ужат. Встаньте все, я буду кидать вам мяч и называть число, а вы должны вернуть мне мяч и назвать слово. Начнём считать ежат.

– Один – ежонок;

– Два – ежонка;

– Три – ежонка;

– Четыре – ежонка;

– Пять – ежат; и т.д. до 10 (то же самое со словом “ужата”).

4. Обогащение словарного запаса. Сообщение новых знаний.

– Дети, Трофим хочет узнать, а кого ещё можно встретить в лесу?

Дети: медведицу с медвежатами, белку с бельчатами, лису с лисятами, зайца с зайчатами; волка с волчатами.

– Расскажите, Трофиму, чем любят лакомиться эти животные?

Дети: Медведи – мёдом, малиной. Зайцы – травкой, капустой. Белки – шишками, ягодами. Лисы – мышами, зайцами.

5. Релаксация. Развитие слухового внимания.

– Посмотрите, ребята, мы вышли на полянку. Давайте немного отдохнём и послушаем журчание ручья в лесу. Сядьте поудобнее, закройте глаза и представьте себя на солнечной полянке (включается музыка с пением птиц и журчанием ручейка).

– Ребята, представьте, будто мы сейчас на травке,

На зелёной, мягкой травке.
Светит солнышко сейчас,
Руки тёплые у нас.
Жарче солнышко сейчас,
Ноги тёплые у нас.
Мы спокойно отдыхаем
И на солнце загораем.
Хорошо нам отдыхать,
Но пора уже вставать.
Крепче кулачки сжимаем,
Их повыше поднимаем,
Потянулись, улыбнулись.
Глазки открыли и проснулись.

6. Расширение словарного запаса. Проверка долгосрочной памяти.

– Ребята, что вы слышали, кроме журчания ручейка?

Дети: пение птиц.

– Правильно! А кто из вас знает, какие птицы живут в лесу?

Дети: Сова, филин, чиж, кукушка, дрозд, дятел.

– А кто помнит чистоговорку про кукушку?

Дети: Ушка – ушка – вот кукушка,

Ушка – ушка – летит кукушка,

Ушку – ушку – мы видели кукушку,

Ушка – ушка – кукует кукушка.

– Хорошо! А кто расскажет нам чистоговорку про чижей?

Дети: Жи – жи – жи – в лесу поют чижи.

Жи – жи – жи – голосистые чижи.

Жей – жей – жей – мы слышали чижей.

Жей – жей – жей – любим слушать мы чижей.

7. Физкультминутка.

– Устали? Давайте встанем и немного подвигаемся.

Долгий путь мы прошагали
Сели, встали; сели, встали.
И стихи мы вспоминали,
Головою покачали.
Влево – вправо, влево – вправо.
А теперь наклон вперёд.
И затем наоборот.
Девочки т мальчики
Скачут, словно, мячики.
Стоп! Теперь остановитесь
И тихонечко садитесь!

8. Разгадывание кроссворда.

– Ребята, посмотрите, а вот и летающая тарелка! Трофим очень рад что вы помогли ему найти его корабль. Но он забыл волшебное слово, без которого летающая тарелка не взлетит. Нужно помочь Трофиму вспомнить это слово. Поможем?

Дети: Да!

– Тогда посмотрите! Это кроссворд. Волшебное слово зашифровано в столбик в выделенных клеточках. Но чтобы его узнать, нужно разгадать все слова в горизонтальных клеточках (см. Приложение 2).. Итак, первый вопрос:

  1. В полдень мы обедаем; вечером – ужинаем, а утром – …. (завтракаем).
  2. Гром в горах, шум в кустах
  3. Нагоняет на трусов ужас и …. (страх).

  4. Это большое красивое кресло
  5. Сидели на нём короли и цари.
    Украшено кресло камнями чудесными
    Быстренько слово мне назови…. (трон).

  6. Есть жанр в кино,
  7. Когда все весело смеются –
    Он называется – комедия.
    А вот когда случается беда,
    То это точно уж …. (трагедия).

  8. Весной у школьного двора
  9. Растёт зелёная …. (трава).

  10. Три лошадки скачут бойко
    Знают все, что это – …. (тройка).

– Итак, ребята, какое волшебное слово у нас получилось? Произнесите его все вместе.

Дети: Трогай!

– Тра – тро – тру – тры. Это так лунатик попрощался с вами. Скажите и вы ему: “До свидания!” на его языке.

Дети: тра – тро – тру – тры

9. Итог занятия.

– Улетел Лунатик. Кто запомнил его имя?

Дети: Трофим.

– Наше занятие тоже подошло к концу. Ребята что вам понравилось на занятии? Что нового вы узнали?

(Ответы детей).

– Мне тоже понравилось, как вы сегодня работали. Спасибо вам. До свидания!