Эстетическое воспитание "трудных" подростков

Разделы: Социальная педагогика


Педагогическая система российской школы проявляет исключительную заботу о том, чтобы подрастающее поколение получило эстетическое воспитание, на всю жизнь приобрело чувство прекрасного.

Одной из принципиальных особенностей современной школы является постоянное и глубокое внимание к проблемам эстетического воспитания, приобщения молодёжи к миру литературы и искусства, красоте окружающей человека действительности. На протяжении последних десятилетий возрастающее значение эстетического воспитания не раз подчёркивалось в документах Министерства Образования РФ, важное место было отведено этой проблеме и в «Стратегии модернизации Российского образования». В прямой зависимости находится социально-экономический уровень развития нашего общества. Сегодня каждому педагогу становится ясно, что только пробуждение творческих сил и способностей человека является важнейшим условием развития, как каждого человека, так и общества в целом. Эстетическое воспитание во всём многообразии своих возможностей является на этом пути одним из факторов такого развития. Духовно-нравственные основы бытия в современном обществе подвергаются переосмыслению с позиций изменения социально-экономических и политических условий. Общество обратило внимание ни искусство, поняв необходимость гуманизации. Актуальность проблем воспитания подрастающего поколения ни у кого не вызывает сомнений, тем не менее эстетическому развитию ещё не уделяется должного внимания. Главными задачами должны стать: улучшение художественного образования и эстетического воспитания обучающихся; развитие чувства прекрасного, формирование высоких эстетических вкусов, умений понимать и ценить произведения искусства, памятники истории и архитектуры, красоту и богатство родной природы. Лучше использовать в этих целях возможности каждого учебного предмета, особенно литературы, музыки, изобразительного искусства, эстетики, имеющих большую познавательную и воспитательную силу.

В нашей стране сложилась ситуация, когда значительно увеличилась доля показателей осложнённых родов, отклонений в развитии. Причём увеличилось не только количество детей, страдающих выраженными нарушениями, но и детей с негрубыми отклонениями в психическом и физическом развитии, ведущими тем не менее к затруднения в процессе обучения, школьной социальной дезадаптации.

Причинами школьной и социальной дезадаптации может быть:

  • недостаток внимания со стороны близких;
  • негативное влияние среды (общение с группой асоциальной направленности).

И одна из актуальных и трудно решаемых задач в нашем обществе должна стать задача активного приобщения «трудных» подростков к сокровищнице мировой культуры, эстетическим ценностям, эстетической потребности, эстетическим действиям.

Понятие «трудный» очень широкое. К этой категории, как правило, относят детей и подростков, с которыми трудно найти общий язык. Такие дети обычно эмоционально нестабильны, тревожны, они не всегда адекватно реагируют на возникающие трудности. Заботой социального педагога является оказание подросткам с «трудным» поведением помощи в социальной адаптации, овладение культурно-нравственными нормами через приобщение к огромному, веками накопленному человечеством ценностному опыту. Это должно быть направлено на развитие самостоятельного и творческого мышления, на тренировку повышенной чувствительности, на развитие индивидуальности. Таким образом, доминантной становится формирование опыта творческой деятельности и развитие эмоционально-ценностного мира личности подростка. Большую роль в этом процессе играют предметы художественно-эстетического цикла. Своей образностью, предельной эмоциональностью, ассоциативностью, они побуждают подростка к сопереживанию при постижении идеи произведения искусства на уроке и включают в самостоятельное творчество.

Подростковый период – один их самых благодатных для становления личности человека, для осознания своей жизни в целом, оценки реального мира. В подростковом возрасте естественным является желание изменить мир. Способность понимать, чувствовать прекрасное является не только определённым критерием развития подростка. Она выступает стимулом для развития собственных творческих способностей, во многом предопределяет тот или иной уровень духовного общения подростка со сверстниками, близкими, друзьями по классу и школе. Задача социального педагога образовательного учреждения состоит в том, чтобы привлечь подростков с «трудным» поведением к социально-культурной деятельности, освободить их от влияния неформальных объединений. Социальному педагогу образовательного учреждения необходимо учитывать, что подростки с таким поведением требуют повышенного внимания и заботы. Только при доброжелательном отношении и искреннем желании можно добиться результатов в работе с подростками «трудного» поведения. Прежде всего, их нельзя воспринимать как нарушителей, в большей степени они лишь жертвы обстоятельств. Педагогу необходимо придерживаться следующих рекомендаций для восприятия эстетических влияний с подростками «трудного» поведения:

  • принимать подростка с «трудным» поведением таким, каков он есть;
  • не раздражаться от незнания и неразвитости, от ошибок в поведении, педагог должен быть уверен, что подросток имеет право на ошибку, на проступок;
  • не строить отношения в общении «сверху вниз», общаться с подростками как со взрослым, от которого ждут уважения, взаимного доверия, понимания;
  • уметь радоваться, быть оптимистом, унылых людей подростки с «трудным» поведением не любят.

Исследуя особенности подростков с «трудным» поведением и изыскивая наиболее действенные пути и средства их воспитания, образовательные учреждения предоставляют подросткам различные виды деятельности, тем самым способствуют социализации подростков через организованный досуг. Самореализация подростков с «трудным» поведением в образовательных учреждениях происходит через комплекс основных видов деятельности. На различных игровых, творческих вечерах подросток с «трудным» поведением может реализовать себя во многих качествах: в качестве певца, актёра, сценариста… это помогает ему утвердиться в коллективе, способствует развитию художетсвенно-творческих способностей.

Благодаря применению культурных мероприятий в личности подростков с «трудным» поведением происходят позитивные изменения – появляются новые интересы, которые влияют на изменение мировоззрения; стремление к самосовершенствованию; формируются эмоционально-образное отношение подростков к действительности, способствующее их духовному росту и общей культуре. Именно поэтому эстетическое воспитание «трудных» подростков должно рассматриваться, как важнейший элемент целостной системы формирования личности. Специфичность эстетического воспитания в том, что оно формирует у обучающихся понимание красоты, утончённость мировосприятия, интерес к искусству, развивает творческие способности. Добиваясь определённых признаний, в той или иной деятельности, подростки увлекаются и стараются добиться большего результата.

Школьные годы – это самая трудная и самая ответственная пора становления человеческой личности. У подростка очень тонкий и чрезвычайно чувственный внутренний мир, полный глубоких переживаний. Душа его подобна хрупкому и очень нежному инструменту, с которым надо общаться бережно, чтобы вдруг не задеть больно струн, которые так эмоционально реагируют на самые, казалось бы, незаметные жизненные ситуации. Необходимо добиваться того, чтобы струны эти звучали чисто и ясно, чтобы не было глухого тона, чтобы ни одна крупица ржавчины не коснулась их. И вот здесь искусство, эстетическое воспитание могут сыграть неоценимую роль. Как сказал В.А. Сухомлинский, «подросток хочет быть хорошим, стремиться к идеалу и в то же время не терпит, чтобы его воспитывали, не терпит той «оголенности» идей, тенденций, которая иногда становится настоящим бедствием школьного воспитания». Видимо, искусство и позволяет дать урок нравственности, не облечённый в форму поучительности. Умение видеть положительное в поведение «трудного» подростка, умение опираться и развивать это хорошее – важное условие успешной социально-эстетической адаптации.