Рейтинг@Mail.ru

Авторская программа по работе с детьми дошкольного возраста "Ознакомление с окружающим миром в летний период"

Разделы: Работа с дошкольниками, Работа с родителями


ВВЕДЕНИЕ

Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической культуры, понимания необходимости реализации принципов устойчивого развития.

Именно в дошкольном возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношения к окружающему миру. Об этом говорят документы: Закон РФ “Об охране окружающей природной среды” и “Об образовании”, “Указ Президента РФ по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития”, соответствующие постановления Правительства. Указанные документы подразумевают создание в регионах страны непрерывного экологического образования. И вместе с тем должно вестись полноценное развитие и укрепление здоровья детей.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Основная цель комплексной программы по ознакомлению с окружающим и экологическому воспитанию детей в летний период формирование начал экологической культуры:

– осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы;

– воспитание с первых лет жизни гуманной, социально-активной, творческой личности.

Программа состоит из трех направлений: организационно-педагогическая работа, работа с детьми, работа с семьёй. Разработана с учётом местных условий: эколого-географических, национально-культурных и предназначена для работы с детьми дошкольного возраста в летний период. Особое внимание в программе уделяется формированию целостного взгляда на природу и место человека в ней. У детей формируются первые представления о существующих в природе взаимосвязях и на этой основе – начал экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде, к своему здоровью.

Летом меняется организация жизни детей. В это время широко используются природные условия для совершенствования основных видов движений (лазания, ходьбы, бега, метания). Физкультурные занятия легко интегрируются с занятиями по ознакомлению с окружающим. Такие занятия можно проводить как на участке детского сада, так и на лужайке, в парке, используя окружающую среду в качестве пособий для спортивных игр, упражнений и одновременно знакомить детей, расширять их кругозор и представления об используемых “растительных пособиях”.

Занятия организуются ежедневно по 1 часу. Для этого используются различные формы работы с детьми как индивидуальные, так и групповые. Это: наблюдения, сюжетные и ролевые игры, посильный труд, где целенаправленно и ненавязчиво даются начала экологической культуры.

На занятиях по музыке и ИЗО натуральные объекты растительного и животного мира вызывают эмоциональные чувства детей, что благоприятствует плодотворной творческой деятельности на занятиях.. Приучать эстетически воспринимать природу, любоваться и бережно к ней относиться, наблюдать и устанавливать взаимосвязь живых организмов друг с другом – главное предназначение программы..

Тематика программы строится на основе разумного увязывания тем занятий и мероприятий с летней природой и некоторыми датами и событиями народного, астрономического и социально-бытового календаря. Из народного календаря взяты любимые и наиболее распространённые праздники, народные приметы и т.д. Из социально-бытового – даты и праздники, имеющие общенародное значение. С астрономическим календарём связано движение Солнца. Содержание программы тесно связано с нашей жизнью и с явлениями в природе.

Немалое внимание уделяется работе с семьёй. Ведь именно она способствует правильному восприятию окружающего мира и получения первых сведений о ней. Ни одна программа, даже самая лучшая, не сможет дать полноценных результатов, без взаимодействия с семьёй. По данному направлению программа предполагает организацию таких форм как: совместные праздники, занятия, мероприятия, походы, экскурсии.

СОДЕРЖАНИЕ НАПРАВЛЕНИЙ РАБОТЫ

1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА (с 01.06 по 31.08)

1. Ежедневные занятия на свежем воздухе (по 25 – 30 минут)
– физкультурное занятие – 3 занятия в неделю;
– музыкальные занятия – 2 занятия в неделю.

2. Пропагандистская работа с целью повышения  уровня компетентности воспитателей и родителей  по экологическому воспитанию.

3. Интегрирование занятий с целью ознакомления  и углубления знаний дошкольников о  взаимосвязях в окружающей природе.

4.Создание эколого-визуального пространства  для творческого самовыражения детей.

5.Организация экскурсий, наблюдений,   практикумов, игр, мероприятий, праздников как   форм воспитательно-образовательного процесса.

2. РАБОТА С ДЕТЬМИ.

ИЮНЬ.

1. Поход, посвящённый “Дню защиты детей”.

2. Физкультурный досуг “Путешествие в страну Спортландию” (старшая разновозрастная группа совместно с родителями).

3. Праздник “Волшебная песочница”. Организация игр и опытов с песком и водой.

4. Утренник, посвящённый “Дню памяти и скорби”.

5. Организация наблюдений в природе:

– “Как живешь, бабочка?”

– “Здравствуй, жучок!”

– “Бог в помощь, муравей!”

– “Ты откуда, ветерок?”

– “Куда делась дождевая вода”

– “Птичий концерт”

– “Как закладывают семена овощных культур”

– “Как сажают картофель”

– “Первые цветы лета”

– “Пусть одуванчик рисует себя сам”

– “Стремительный полёт стрекозы”

– “Тайные явления природы: радуга, облака, гроза, туман, роса”.

– “Кто нагрел скамейку?”

ИЮЛЬ.

1. Месячник здоровья:

Дни здоровья:

– 1 неделя – День цветов и трав,

– 2 неделя – День чистюль,

– 3 неделя – День Нептуна,

– 4 неделя – День Дерева,

2. Петров день (12 июля). Экскурсия на водоём

3. День сказки “Путешествие в страну Чудес”.

4. Организация экскурсий по объектам:

– Почта – (13.07 – день работников связи)

– Магазин – (28.07. – день работников торговли)

5. Организация наблюдений:

– “Как развиваются и растут овощные культуры”

– “Как цветет картофель?”

– “Ах, какая сладкая – ягодка садовая!”

– “Кто лишний на грядке?” – знакомство с

сорными растениями

– “Цветочный калейдоскоп”

– “Звуки леса”

– “День-ночь…”

– “Солнечный зайчик”

– “Снегопад летом?”

АВГУСТ.

1. Развлечение “Ильин день” – 2 августа.

2.Увлекательное путешествие для малышей по экологической тропе.

3.Экскурсия на поле “За молодым зелёным горошком”.

4. Праздник “В гостях у Витаминки”.

5.Утренник, посвящённый “Дню Республики Татарстан” – 30 августа.

6.Наблюдения и труд в природе:

– “Изменения в огороде”

– “Сбор молодого картофеля”

– “Сбор ягод”

– “Волшебная клумба”

– “Дорога, дорога, куда ты поведёшь?”

– “Сидит красна девица в темнице, а коса на улице”.

3. РАБОТА С СЕМЬЁЙ.

1. Консультации по организации летних спортивных игр и развлечений для детей   дошкольного возраста на свежем  воздухе. (Июнь).

2.Организация сбора растений для гербариев.

(В течении лета).

3. Привлечение родителей к организации   спортивных праздников и тематических   мероприятий

4. Родительское собрание “Формирование у детей начал экологической культуры”.

5. Привлечение родителей к созданию эколого-визуального пространства для воспитательно-образовательного процесса.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА.

  1. М.А.Васильева. Программа воспитания и обучения в детском саду. – М.: Просвещение, 2003
  2. О.Е.Громова. Стихи и рассказы о животном мире. – М.: издательство “Творческий центр сфера”.
  3. Б.Г.Свиридов. Времена года. Хрестоматия для маленьких. – Ростов-на-Дону: “Феникс”, 2000.
  4. А.Н.Зимина. Государственные праздники для дошкольников. Календарные обрядовые праздники для дошкольников.– М.: Центр педагогического образования, 2007.
  5. Е.А.Минакова. Экология для малышей. – К.: “Фолиантъ”, 2007
  6. Л.С.Журавлёва. Солнечная тропинка. – М.: издательство “Мозаика-синтез”,2006.
  7. В.И.Ашиков, С.Г.Ашикова. Семицветик. – М.: издательство “Российское педагогическое агентство”, 1997.
  8. С.Н.Николаева. Методика экологического воспитания в детском саду. – М.: Просвещение, 2006.

Приложение