Классный час "Учимся работать дружно. Работа в группе"

Разделы: Начальная школа


Основные цели:

  1. Построить простейшие правила работы в группе.
  2. Закрепить умение применять правила общения, правила поведения на уроке и правила работы в паре и группе.

Демонстрационный материал: презентация Power Point для демонстрации на экране или интерактивной доске.

Раздаточный материал:

    1. листы с изображением символа Универсиады 1 на группу (1 лист заранее лежит на парте для выполнения задания на пробное действие);
    2. листы белой бумаги, клей.

Ход урока

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

– Открыть на интерактивной доске изображение спортивных команд. Учитель читает стихотворение.

Команда – это значит вместе,
Команда – все за одного.
Здесь всё по совести и чести,
Здесь не обидят никого.
Команда нас объединяет
Не испугаемся преград,
Здесь каждый свое дело знает,
Работает на результат.
А если возникают споры,
Они решаются тотчас,
И никакие разговоры
Не отвлекут от дела нас.
В своей команде нам уютно
Мы оказались в ней не вдруг,
Когда кому-то станет трудно,
Свое плечо подставит друг.

Девиз сегодняшнего урока:

«Вместе не трудно,
вместе не тесно,
вместе легко
и всегда интересно!»

– О чем мы будем говорить сегодня на уроке? (о работе в команде)

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения.

Какие известные спортивные команды нашего города вы знаете? (Рубин, Ак Барс, Зенит, Динамо)

– Какое спортивное событие ожидает Казань в 2013 году? (Универсиада – это событие, проводимое в мире с 1923 года, второе по важности после Олимпийских игр)

– Чем отличается Универсиада от Олимпиады? (От Олимпийских игр Универсиада отличается, в первую очередь тем, что участниками Универсиады выступают студенты в возрасте от 17 до 28 лет, а проводится Всемирная Универсиада раз в 2 года и делится на Зимнюю и Летнюю Универсиады.)

– Что представляет собой эмблема Олимпийских игр? (Эмблема Олимпийских игр представляет собой пять сцепленных между собой разноцветных кругов или колец. Этот символ был разработан Пьером де Кубертеном в 1913 году под впечатлением от подобных символов на древнегреческих предметах. По задумке Кубертена расцветка колец подобрана так, чтобы на флаге любого государства мира был, по крайней мере, один из пяти цветов. Однако принято считать, что пять колец – символ пяти континентов: синее – Европы, жёлтое – Азии, зелёное – Австралии, чёрное – Африки, а красное – Америки.)

– Знаете ли вы, какие виды спортивных соревнований входят в Универсиаду? (Универсиада содержит 13 обязательных видов спортивных соревнований: баскетбол, водное поло, волейбол, дзюдо, легкая атлетика, настольный теннис, плавание, прыжки в воду, спортивная и художественная гимнастика, теннис, фехтование, футбол и плюс еще 3 состязания на выбор властей места проведения Универсиады.)

На доске появляется список некоторых видов спорта: баскетбол, плавание, фехтование, футбол, теннис, волейбол.

Разделите эти виды спорта на две группы:

    1. баскетбол, волейбол, футбол;
    2. теннис, плавание, фехтование.

(командные и индивидуальные)

– Что такое команда?

Как по-другому можно назвать команду? (Дети читают значение слова из толкового словаря: группа – несколько предметов или людей, животных, расположенных близко друг к другу, соединенных вместе; совокупность людей, объединенных вместе общностью интересов, профессии, деятельности.)

Выберите то значение, которое относится к теме урока. (группа совокупность людей, объединенных вместе общностью интересов, профессии, деятельности.)

– Мы сегодня будем на уроке работать в группе.

– Давайте вспомним правила работы в паре.

Говорим вежливо,
называем собеседника по имени,
говорим по очереди, не перебивая друг друга,
внимательно слушаем,
если непонятно, переспросите партнера,
четко высказываем свое мнение,
соблюдаем порядок на парте,
уважаем мнение собеседника.

А теперь выполним задание в группе.

Вам необходимо из разрезанных частей собрать картинку. Время работы 1 минута.

Через 1 минуту детям предлагается продемонстрировать, что у них получилось. На доску вывешиваются работы групп.

  1. дети не успели собрать картинку;
  2. дети справились с заданием

– Посмотрите на доску, все группы справились с заданием? (Нет, не все группы справились с заданием.)

3. Выявление причины затруднения, постановка цели деятельности и осмысление проекта выхода из затруднения.

– Давайте подумаем вместе, почему. Что нужно было сделать? (Нужно было, работая в группе собрать картинку.)

– Что у вас не получилось? - Этот вопрос следует задать отдельно сначала группе, которая не справилась с заданием совсем. Ответы детей должны в результате свестись к тому, что дети не смогли договориться.

Затем необходимо задать вопрос группе детей, которая справилась с заданием:

– Как вам удалось справиться с заданием? (Мы сначала договорились, как мы будем собирать картинку и затем приступили к работе)

– Значит, чему мы сегодня должны научиться? (Мы должны научиться договариваться, когда работаем в группе.)

– Какие правила мы сегодня должны придумать? (Мы должны придумать правила работы в группе.)

– Какая цель нашего урока? (Придумать правила работы в группе.)

– Как мы назовем тему нашего урока? (Правила работы в группе.) Учитель записывает тему урока на доске.

– Что мы будем сейчас делать? (Будем придумывать правила работы в группе.)

4. Реализация проекта выхода из затруднения.

Группам предлагается выполнить следующее задание:

Попробуйте вставить пропущенные слова в предложения.

В группе должен быть --------- обсуждения,
--------- может высказать свою версию решения,
-------- говорит, а -------- слушают,
------------ версия обсуждается в группе,
В группе согласуется ---------- решение,
Представитель группы ------------- согласованное решение перед классом.

После выполнения задания обсуждаются предложенные варианты. Затем прочитываются все правила.

Вы составили правила работы в группе.

В группе должен быть организатор обсуждения,
Каждый может высказать свою версию решения,
Один говорит, а остальные слушают,
Каждая версия обсуждается в группе,
В группе согласуется общее решение,
Представитель группы защищает согласованное решение перед классом.

Эти правила помогут нам работать вместе? (да)

Физминутка

5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

  1. Проговаривание правил. На слайде появляется картинка. Озаглавите картинку подходящим правилом.

6. Самостоятельная работа

Соблюдая правила работы в группе, попробуете вспомнить и нарисовать эмблему футбольной команды Рубин и защитите ее.

Сверьте с образцом.

– У всех получилось? Молодцы!

7. Включение в систему

Представьте, что мы являемся болельщиками любимой спортивной команды и отправляемся с ней на Универсиаду.

Какие правила нам необходимо помнить? ( правила общения, правила поведения в общественных местах, правила работы в группе)

– Зачем они нам нужны? (...)

8. Рефлексия деятельности

– Теперь предлагаю вам вспомнить, что же вы узнали на уроке? (Мы узнали, правила работы в группе.)

– Какие это правила? (...)

– А кто понял, как работать в группе? Отлично!

  1. Кто доволен работой своей группы? (аплодисменты)
  2. Кому понравилась работать в группе, поднимите значок группы, а кому лучше работать одному покажите значок одного человечка.

– Пригодится это вам в дальнейшем? Где?

– Поблагодарим за работу на уроке друг друга.

– Спасибо!