Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Урок русского языка по теме "Междометие как часть речи"

Разделы: Преподавание русского языка


Количество часов по данному разделу: 2 часа.

Эпиграф:

Ах, как трудно жить на свете,
Не усвоив междометий.
Ц. Ангелов.

Цель урока: знакомство с междометием как особой частью речи.

Задачи:

  • обучающая – сформировать у учащихся понятие о междометии как особой части речи, дать представление о пунктуационном выделении междометий в предложении;
  • развивающая – развивать умение целесообразного использования междометий, выражающих значение благодарности, приветствия и т. д.;
    расширять лексикон, речевую деятельность, кругозор, эрудицию учащихся;
    развивать навыки актерского мастерства;
  • воспитывающая – воспитывать культуру общения.

Внутрипредметные связи: морфология, синтаксис, пунктуация, лексика.

Межпредметные связи: литература, иностранный язык (английский), искусство (живопись, театр).

Тип урока: изучение нового материала.

Структура урока:

  • понятие о междометии как особой части речи,
  • этимология слова – междометие,
  • сфера употребления,
  • образование междометий,
  • синтаксическая роль.

Этапы урока.

I. Оргмомент.

II. Объяснение нового материала.

1. Определение задачи и целей урока.

Слово учителя: Ребята, на сегодняшнем уроке вам предстоит знакомство с особой частью речи – междометием. Вы должны будете уяснить, почему это особая часть речи и чем она отличается от других частей речи.

Для успешного решения задачи урока вам предварительно были предложены задания по группам, в результате работы которых мы должны выявить особенности междометия как части речи, его пунктуационное выделение в предложении и целесообразное использование в речи.

Запись темы урока.

Сегодня в работе принимают участие несколько групп: актеры, историографы, лингвисты, художники, писатели.

2. Повторение изученного.

Слово учителя: Из изученного курса русского языка вы знаете, что все части речи делятся на две неравные группы, какие?

– Знаменательные или самостоятельные части речи и служебные.

– Почему они получили такое название?

– Знаменательные или самостоятельные – слова, обладающие самостоятель-ным лексическим значением, то есть служащие названиями предметов, действий, качеств, свойств.

– Служебные – служащие для связи слов, предложений, образования наклонений глагола. (Приложение 1.)

Нам необходимо определить место междометия среди всех этих частей речи.

Слово предоставляется нашему “Театру миниатюр” – группе актеров.

“Сказка – миниатюра”.

Действующие лица:

  • Королева Грамматика,
  • Имя существительное,
  • Имя прилагательное,
  • Местоимение,
  • Глагол,
  • Междометие.

Примечание: у всех на груди таблички с названиями частей речи.

Сказка.

Королева: Дорогие ребята, сегодня вам предстоит удивительная встреча: вы познакомитесь с новой частью речи.

Прилагательное: С какой это частью речи?

Существительное: Что это за часть речи?

Королева: А это особая часть речи, и называется она – междометие.

Глагол: Ой, знаем – знаем. И нет в ней ничего особого. Вот мы все что-нибудь обозначаем.

Существительное: Да – да! Я, например, предмет.

Прилагательное: Ну, а я его признак.

Глагол: Я – действие.

Существительное: Да. А у междометий только одно на уме да на языке: Ах! Ох!

Караул!

Глагол: Поэтому и живут отдельно от нас.

Королева: Все верно, милые части речи, но вы, сами того не замечая, не обошлись сейчас в разговоре без них, потому что междометие – это часть речи, которая выражает различные чувства, настроения, побуждения к действию, не называя их, используется в сфере речевого этикета.

Местоимение: А когда возникло междометие?

(См. историческую справку – сообщение историографов ниже.)

Междометие:

Мне, – сказало Междометье. (Королева.)
Интересно жить на свете.
Выражаю поощренье,
Похвалу, упрек, запрет,
Благодарность, восхищенье,
Возмущение, привет…
Те, кого охватит страх,
Произносят слово (все учащиеся хором): Ах!
У кого тяжелый вздох,
Произносят слово: Ох!
Кто встречается с бедой,
Произносит слово: Ой!
Кто отстанет от друзей,
Произносит слово: Эй!
У кого захватит дух,
Произносит слово: Ух!
(А. Тетивкин)

Королева: (указывая на эпиграф):

Ах, как трудно жить на свете,
Не усвоив междомений.

3. Историческая справка.

Междометие – словообразовательная калька XVIII века. От лат. Interjection – междометие, возникло первоначально в виде междуметия. Буквально междометие значит “брошенное (вставленное) между полнозначными словами”.

Под влиянием сложных слов с соединительными гласными “о” – “е” первоначальная форм междуметие изменилась в междометие.

В английском языке существует слово interjection, имеющее два значения: 1. восклицание, 2. грамматическое междометие. Перфикс inter имеет значение взаимодействия, т.е. между частями речи.

4. Что выражает междометие?

Слово учителя. Но, ребята, интересно жить на свете, если знаешь междометья!

Условно междометия в зависимости от того, что оно выражает, можно разделить на 3 группы, посмотрите на табличку № 2, лежащую у вас на парте. (Приложение 2)

Давайте с вами вместе приблизим весну, создадим цветок, на лепестках которого изобразим, что выражает междометие. А для того, чтобы наша своеобразная ромашка получилась яркой, условно для каждой группы междометий выберем определенный цвет, например,

Красный – выражение команды, приказа
Желтый – выражение чувства, эмоций
Зеленый – выражение речевого этикета.

Справка: (цвета светофора) красный – стоп, желтый – внимание, зеленый – разрешается движение.

А вы, воспользуясь вашими таблицами, поможете мне эту ромашку заполнить. (Учитель заполняет маркером.)

Вопросы:

– Назовите междометия, с помощью которых можно выразить чувства и эмоции: страх (ой), радость (ах), сомнение (да ну), удивление (о), восторг (слава богу).

– Являются ли слова “эмоции” и “чувства” синонимами?

– Какие слова называются синонимами?

Эмоции – чувства, переживания человека (эмоции ужаса, отчаяния).

Чувства:

  1. способность ощу щать, воспринимать явления объективной действительности;
  2. ощущение, испытываемое человеком (чувство боли, озноба, страха, брезгливости).

– Теперь обратим внимание на междометия, выражающие побуждения к действию, т.е. использующиеся для выражения команды, приказа.

Какими междометиями вы будете выражать команду животным, птицам? (Фас, кис-кис, цып-цып, тпру, на.)

Примечания: не путать со звукоподражательными словами, которые своим звучанием воспроизводят звуки, издаваемые человеком, животным, предметами (топ-топ, гав-гав, тик-так).

– Какими междометиями воспользуются строители, при подъеме каких-либо грузов (майна – вниз, вира – вверх).

– А сейчас обратимся к сфере речевого этикета. Выясним лексическое значение слова “этикет” и способ его образования.

Работает группа учащихся – лингвистов.

Этика – этикет.

– С помощью каких междометий вы поприветствуете человека? (Здравствуй, мое почтение, привет.)

– А попрощаетесь? (До свидания, всего