Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Урок русского языка по теме "Междометие как часть речи"

Разделы: Преподавание русского языка


Количество часов по данному разделу: 2 часа.

Эпиграф:

Ах, как трудно жить на свете,
Не усвоив междометий.
Ц. Ангелов.

Цель урока: знакомство с междометием как особой частью речи.

Задачи:

  • обучающая – сформировать у учащихся понятие о междометии как особой части речи, дать представление о пунктуационном выделении междометий в предложении;
  • развивающая – развивать умение целесообразного использования междометий, выражающих значение благодарности, приветствия и т. д.;
    расширять лексикон, речевую деятельность, кругозор, эрудицию учащихся;
    развивать навыки актерского мастерства;
  • воспитывающая – воспитывать культуру общения.

Внутрипредметные связи: морфология, синтаксис, пунктуация, лексика.

Межпредметные связи: литература, иностранный язык (английский), искусство (живопись, театр).

Тип урока: изучение нового материала.

Структура урока:

  • понятие о междометии как особой части речи,
  • этимология слова – междометие,
  • сфера употребления,
  • образование междометий,
  • синтаксическая роль.

Этапы урока.

I. Оргмомент.

II. Объяснение нового материала.

1. Определение задачи и целей урока.

Слово учителя: Ребята, на сегодняшнем уроке вам предстоит знакомство с особой частью речи – междометием. Вы должны будете уяснить, почему это особая часть речи и чем она отличается от других частей речи.

Для успешного решения задачи урока вам предварительно были предложены задания по группам, в результате работы которых мы должны выявить особенности междометия как части речи, его пунктуационное выделение в предложении и целесообразное использование в речи.

Запись темы урока.

Сегодня в работе принимают участие несколько групп: актеры, историографы, лингвисты, художники, писатели.

2. Повторение изученного.

Слово учителя: Из изученного курса русского языка вы знаете, что все части речи делятся на две неравные группы, какие?

– Знаменательные или самостоятельные части речи и служебные.

– Почему они получили такое название?

– Знаменательные или самостоятельные – слова, обладающие самостоятель-ным лексическим значением, то есть служащие названиями предметов, действий, качеств, свойств.

– Служебные – служащие для связи слов, предложений, образования наклонений глагола. (Приложение 1.)

Нам необходимо определить место междометия среди всех этих частей речи.

Слово предоставляется нашему “Театру миниатюр” – группе актеров.

“Сказка – миниатюра”.

Действующие лица:

  • Королева Грамматика,
  • Имя существительное,
  • Имя прилагательное,
  • Местоимение,
  • Глагол,
  • Междометие.

Примечание: у всех на груди таблички с названиями частей речи.

Сказка.

Королева: Дорогие ребята, сегодня вам предстоит удивительная встреча: вы познакомитесь с новой частью речи.

Прилагательное: С какой это частью речи?

Существительное: Что это за часть речи?

Королева: А это особая часть речи, и называется она – междометие.

Глагол: Ой, знаем – знаем. И нет в ней ничего особого. Вот мы все что-нибудь обозначаем.

Существительное: Да – да! Я, например, предмет.

Прилагательное: Ну, а я его признак.

Глагол: Я – действие.

Существительное: Да. А у междометий только одно на уме да на языке: Ах! Ох!

Караул!

Глагол: Поэтому и живут отдельно от нас.

Королева: Все верно, милые части речи, но вы, сами того не замечая, не обошлись сейчас в разговоре без них, потому что междометие – это часть речи, которая выражает различные чувства, настроения, побуждения к действию, не называя их, используется в сфере речевого этикета.

Местоимение: А когда возникло междометие?

(См. историческую справку – сообщение историографов ниже.)

Междометие:

Мне, – сказало Междометье. (Королева.)
Интересно жить на свете.
Выражаю поощренье,
Похвалу, упрек, запрет,
Благодарность, восхищенье,
Возмущение, привет…
Те, кого охватит страх,
Произносят слово (все учащиеся хором): Ах!
У кого тяжелый вздох,
Произносят слово: Ох!
Кто встречается с бедой,
Произносит слово: Ой!
Кто отстанет от друзей,
Произносит слово: Эй!
У кого захватит дух,
Произносит слово: Ух!
(А. Тетивкин)

Королева: (указывая на эпиграф):

Ах, как трудно жить на свете,
Не усвоив междомений.

3. Историческая справка.

Междометие – словообразовательная калька XVIII века. От лат. Interjection – междометие, возникло первоначально в виде междуметия. Буквально междометие значит “брошенное (вставленное) между полнозначными словами”.

Под влиянием сложных слов с соединительными гласными “о” – “е” первоначальная форм междуметие изменилась в междометие.

В английском языке существует слово interjection, имеющее два значения: 1. восклицание, 2. грамматическое междометие. Перфикс inter имеет значение взаимодействия, т.е. между частями речи.

4. Что выражает междометие?

Слово учителя. Но, ребята, интересно жить на свете, если знаешь междометья!

Условно междометия в зависимости от того, что оно выражает, можно разделить на 3 группы, посмотрите на табличку № 2, лежащую у вас на парте. (Приложение 2)

Давайте с вами вместе приблизим весну, создадим цветок, на лепестках которого изобразим, что выражает междометие. А для того, чтобы наша своеобразная ромашка получилась яркой, условно для каждой группы междометий выберем определенный цвет, например,

Красный – выражение команды, приказа
Желтый – выражение чувства, эмоций
Зеленый – выражение речевого этикета.

Справка: (цвета светофора) красный – стоп, желтый – внимание, зеленый – разрешается движение.

А вы, воспользуясь вашими таблицами, поможете мне эту ромашку заполнить. (Учитель заполняет маркером.)

Вопросы:

– Назовите междометия, с помощью которых можно выразить чувства и эмоции: страх (ой), радость (ах), сомнение (да ну), удивление (о), восторг (слава богу).

– Являются ли слова “эмоции” и “чувства” синонимами?

– Какие слова называются синонимами?

Эмоции – чувства, переживания человека (эмоции ужаса, отчаяния).

Чувства:

  1. способность ощу щать, воспринимать явления объективной действительности;
  2. ощущение, испытываемое человеком (чувство боли, озноба, страха, брезгливости).

– Теперь обратим внимание на междометия, выражающие побуждения к действию, т.е. использующиеся для выражения команды, приказа.

Какими междометиями вы будете выражать команду животным, птицам? (Фас, кис-кис, цып-цып, тпру, на.)

Примечания: не путать со звукоподражательными словами, которые своим звучанием воспроизводят звуки, издаваемые человеком, животным, предметами (топ-топ, гав-гав, тик-так).

– Какими междометиями воспользуются строители, при подъеме каких-либо грузов (майна – вниз, вира – вверх).

– А сейчас обратимся к сфере речевого этикета. Выясним лексическое значение слова “этикет” и способ его образования.

Работает группа учащихся – лингвистов.

Этика – этикет.

– С помощью каких междометий вы поприветствуете человека? (Здравствуй, мое почтение, привет.)

– А попрощаетесь? (До свидания, всего хорошего, пока.)

5. Речевой этикет.

Задание классу.

Слова речевого этикета люди называют “вежливыми”. Просмотрите отрывок из мультфильма “Ох да ах”, в котором употреблены слова речевого этикета и постарайтесь записать в тетради и назвать услышанные междометия, определить, что они выражают.

добро пожаловать – приветствие
гм – сомнение
о-ох-хо – огорчение
ха-ха, хи-хи-хи – радость
о-бе-хе-хе – неприятие, досада
эй, брось – побуждение.

В какой форме речи прозвучали междометия? (В диалоге.)

Групповое домашнее задание: группа писателей представляет свои диалоги на заранее предложенные темы:

  1. Разговор по телефону.
  2. В трамвае.
  3. В библиотеке.

Слово учителя.

– Как оформляется диалог на письме?

– В устной речи необходимо учитывать уместность и грамотность употребления того или иного междометия в речевом этикете.

Работа с тестом: проверка умения пользоваться междометиями для выражения речевого этикета (Приложение 3).

Ключ: 21332

Оценка теста:

“5” – 5 правильных ответов.
“4” – 4 правильных ответа и т.д.

6. Сфера употребления междометий.

Сфера употребления междометий – устная речь, потому что значение может быть часто передано только с помощью интонации, жестов, мимики.

Художники (использованы рисунки учащихся):

– Попробуйте догадаться, какими междометиями можно передать те чувства, которые изображены на этих рисунках.

Ах, ох – восхищение;
Ох, ай-я-яй, ах – горе, сожаление.

– Многие междометия являются многозначными, т.к. с их помощью выражаются различные чувства.

Например: ой может выражать боль, испуг, страх, удивление, радость, сожаление, огорчение и другие чувства. Эти значения передаются с помощью интонации.

Задание классу: составить предложения по вариантам, в которых одно и тоже междометие выражает разные чувства (I – ах, II – ох).

7. Знаки препинания при междометии.

Слово учителя: Сфера употребления междометий – устная речь. Но мы с вами должны уметь оформлять ее письменно. Для этого необходимо познакомиться со знаками препинания при междометии.

Работает группа актеров (участвуют Незнайка, Восклицательный знак и Запятая).

Незнайка читает стихотворение Н.А.Некрасова “Школьник”.

Н. Ну пошел же ради бога небо ельник и песок невеселая дорога эй садись ко мне дружок. (Примечание: на доске строки без знаков препинания, а затем со знаками препинания.)

Знаки препинания (!,) Стой, Незнайка! Разве ты не видел нас, когда заучивал стихотворение.

“!”Меня поставили после первой строчки, чтобы обозначить конец предложения, но ты конца не заметил и читал так, что у тебя пошел ельник и песок. Кроме того, я показываю, как нетерпеливо проезжий просит ямщика ехать быстрее; затем я стою после междометия “эй”, ведь это междометие не соседу на ухо говорится, его должен услышать мальчик, шагающий по обочине дороге. Где я – там нет места равнодушию и однообразию.

“,”А я тоже требую к себе уважения. В первой строчке разделяю два побуждения и просьбу, во второй – однородные члены предложения, в четвертой выделяю обращение.

Слово учителя. Следовательно, междометие может выделяться на письме “,” или “!”.

Задание классу (два человека у доски): вставить подходящие по смыслу местоимения, расставить знаки препинания.

  1. Псари кричат: (Ахти), ребята, вор!
  2. (Увы), он счастия не ищет и не от счастия бежит.
  3. (Ух), жарко! До полдня грибы собирали.

 

  1. (Чшш), – произнесла татарка, сложив с умоляющим видом руки.
  2. (У), баловень! – тихо ворчит нянька.
  3. (Чу), песня! Знакомые звуки.

8. Образование междометий.

Слово учителя. Давайте вернемся к ромашке, обратим внимание на то, что некоторые междометия состоят из 1–2–3 звуков, а некоторые представляют собой слова и словосочетания. Таким образом, все междометия делятся на производные и непроизводные. Эти термины вам знакомы, давайте вспомним, чем производные слова отличаются от непроизводных.

Справка: производные – образованные путем перехода из самостоятельных частей речи.

Работа по таблице (Приложение 4)

– Назовите междометия, образованные путем перехода из существительных, глаголов, наречий, словосочетаний, фразеологизмов, заимствованных слов.

– Если в русском языке существуют междометия, образованные от разных частей речи, следовательно мы должны уметь их отличать от этих частей речи.

Используется алгоритм (Приложение 5).

9. Синтаксическая роль междометий.

Предложения для анализа. (Синтаксический разбор, устная характеристика, составление схемы второго предложения).

Далече грянуло “ура”.
Ура! Мы ломим, гнутся шведы.
Заладил ты свое “ох” да “ох”.

III. Обобщение, вывод по теме урока.

Слово учителя. Итак, на сегодняшнем уроке состоялось знакомство с междометием как частью речи. Мы выяснили, что выражает междометие, как образуется, синтаксическую роль и сферу употребления.