Хопер – жемчужина России

Разделы: Внеклассная работа


Цель: Расширение краеведческих знаний учащихся о родном крае.

Задачи:

  1. воспитывать у подрастающего поколения уважительное отношение к историческому прошлому родного края;
  2. формировать высокий уровень экологической культуры учащихся, бережное отношение к природе;
  3. познакомить учащихся с экологическим состоянием окружающей природной среды.

Оборудование: компьютер, экран, мультимедийный проектор.

Презентация. (Слайд 1, 2.)

Для меня моя Россия началась с Хопра!
Здесь туман над плесом сизым
Пляшет по утрам.
Здесь сиреневые волны,
Тишь в объятьях сжав,
Похохатывают звонко,
На песок ложась.
И с казачьей песней сильной
Встанут хутора.
Для меня моя Россия началась с Хопра.

Река Хопер – одна из красивейших рек не только средней полосы, но и Европы.

(Слайд 3.) Возраст реки почтенный – более 10 тысяч лет. Протяженность реки от истока до устья составила 1008 километров. Это второй по величине приток Дона. Каждый год сюда приезжают отдыхать тысячи любителей туризма со всех концов нашей страны.

Длинен и извилист путь Хопра к Дону. На всем протяжении узкие участки с быстрой водой постоянно чередуются с широкими медленными плесами. В русле часто встречаются островки, между ними, в протоках – быстрины, за которыми могут возникнуть водовороты. Вдоль берегов на многие километры тянется полоса леса шириной 5–7 км. Деревья и кусты прямо нависают над руслом реки. В некоторых местах, не вставая с лодки, можно набрать котелок лесной смородины. Чуть дальше от берега – черемуха, дикая яблоня. Черемухи очень много, но главное украшение здешних лесов – тополь серебристый. Он и впрямь кажется серебристым, резко выделяясь белым цветом своей листвы на фоне окружающей зелени.

Топонимические особенности реки и ее окрестностей.

(Слайд 4.) Истоки Хопра берут свое начало из чистейших родников недалеко от деревни Кучки, что в Пензенской области. Эти родники бьют из-под пригорка. Вода в них с кристально чистой ледяной водой. Их всего двенадцать. С них и начинается наша река Хопер.

Существует много легенд и преданий о прихоперской земле.

Одна из легенд рассказывает о любви славянского юноши Хопра и дочери половецкого хана прекрасной Вороны. В давние времена, когда по ковыльным степям от Волги до Днепра кочевали племена с бесчисленными стадами, а в густых лесах скрывались мордовские селения, была у половецкого хана Токая дочь, прекрасная Ворона. Стремительная, ловкая, красивая, стройная с иссиня черными волосами Ворона часто снилась половецким и мордовским юношам. Но напали на землю злые татары, перебили храбрых юношей половецких, разграбили половецкие вежи, взяли в плен молодых и старых. Лишь одна Ворона сумела убежать. Погнались за ней татарские воины Чембар, Важдя и Карай. Ворона искала защиты от злых преследователей у красавца Буртаса, у мордовского силача Ломовиса Большого. Но они, испугавшись погони, ушли в непроходимые леса. Увидел Ворону ловкий и смелый юноша Хопер из славянского племени вятичей. На всем скаку подхватил он ее, усадил на коня и помчался к седому Дону, ища защиты. А преследователи все ближе и ближе. Седой Дон взмахнул речным покрывалом и превратил беглецов и преследователей в речки.

(Слайд 5.) Из уст в уста, из поколения в поколение передается легенда о том, как давным-давно жил в Попереченской степи старик по имени Хопер. Однажды он набрел на холм, из подножия которого били более десятка ключей прозрачной холодной воды и разбегались в разные стороны.

Старик соединил русла ручейков в один, построил небольшую мельницу и молол зерно для крестьян из окрестных деревень; говорят, вкусный был хлеб из этой муки.

Народ назвал эту речушку по имени ее первооткрывателя – Хопром.

На этом месте, где родники соединяются в одну речушку, сидит на камне под сенью дубов дед Хопер и река стекает с его бороды.

Первые сведения о Хопре встречаются в летописи 1148 года. Князь Глеб Юрьевич, идя к Рязани, был и на “Велице Вороне”. В то время Хопер назывался Великой Вороной.

В 1389 году реку называли Прохорь. Об этом упоминается в дневнике Игнатия Смолянина, который сопровождал митрополита Пимена в Константинополь. Но это не единственные названия реки. Встречались и другие: Хопорть, Копорть, Копорь.

Животный мир реки и ее окрестностей.

В.И.Даль в своем словаре расшифровал слово “Хопер” как “притон диких гусей”.

(Слайд 6.) В 16 веке окрестности Хопра именовались “диким полем”. Бесчисленные стаи журавлей, гусей, уток, бекасов находили себе удобные приюты. В местах уединений водились даже лебеди. И в настоящее время по реке проходит один из маршрутов весеннего и осеннего перелета водоплавающей птицы. Стаи гусей и уток подолгу задерживаются на богатых кормами затонах и плесах Хопра и близлежащих озерах. Высокие травы скрывали стада сайгаков. В реке водилось много рыбы: сом, щука, лещ, окунь, карась, судак, язь, плотва, иногда попадались сомы весом до 90 килограмм. В затонах Хопра и близлежащих к нему озерах водятся черепахи довольно крупных размеров (от 7 до 8 вершков длиною), выхухоли, крысы, ужи.

Есть на Хопре и заказники с богатым растительным и животным миром, – Аркадакский, Алмазовский, Хоперский. Они организованы в период 1964–1973 гг.

(Слайд 7.) В заказниках взяты под охрану: лось, лисица, речной бобр, выхухоль, кабан, косуля, куница, заяц-русак. Алмазовский заповедник является исконным местом обитания выхухоли по р. Хопер и естественным поселением бобра.

(Слайд 8.) Выхухоль – живой памятник древней эпохи. На нашей планете выхухоль обитает только на Пиренейском полуострове и в бассейне рек Урала, Волги и Дона. В Саратовской области выхухоль водится по всей долине р. Хопер. Благодаря скрытному образу жизни, этот зверек дожил до нашего времени. В 1965 г. на Хопер были завезены бобры из Белорусского заповедника.

(Слайд 9.) Бобр речной, – самый ценный пушной зверь нашей природы, – был полностью истреблен задолго до революции. После восстановления поселений бобра в Хоперском заповеднике, на территории Воронежской области, бобры расселились и за его пределами. В Саратовской области на реке Хопер в 1970 г. их насчитывалось уже порядка 400.Они поселились по всей реке, включая притоки и озера.

Река в жизни людей разных эпох

Во второй половине 16 – начале 17 веков на Хопре появляются предприимчивые крестьяне, охотники, рыболовы и особенно бортники, получившие за оброк право пользоваться богатыми нетронутыми рыбными, земельными угодьями по рекам Хопру и Медведице.

(Слайд 10.) В конце 17-начале 18 веков на Хопер усиливается поток беглых крестьян из Воронежа, где осуществлялась постройка морских судов, начатая по инициативе Петра I. Тамбовский воевода жаловался, что на “Хопер и Медведицу бегут из Тамбова стрельцы, казаки и другие служилые люди”. Первых поселенцев Балашоского уезда привлекала не только флора и фауна, но и богатая земля. Степной, нетронутый чернозем манил людей своим естественным плодородием. Перед их взорами открывалась бескрайняя, дикая, невозделанная степь.

(Слайд 11.) В 16–17 столетиях на большей части Балашовского уезда, особенно по реке Хопер, простирались густые, громадные лиственные леса. В лесном царстве первенство держал дуб, который шел на строительство амбаров, домов и церквей. Также можно было встретить и вяз, и ольху, и черный клен.

(Слайд 12.) Долгое время силу хоперской воды использовали лишь на водяных мельницах. В 30-е годы 19 века местные купцы получили прекрасную возможность осуществлять сплав товаров по Хопру в казачьи станицы Дона и некоторые города Приазовья. Бывший крепостной крестьянин из села Копены Аткарского уезда Герасим Превратухин совершил смелое, предприимчивое путешествие на лесных плотах вниз по течению Хопра. В 1836 году была доказана возможность сплава по реке. Через несколько лет в Балашове появились первые речные барки, построенные Г. Превратухиным у сельца Волынщино (севернее Беково). Купцы быстро смекнули, что Хопер может стать неплохим торговым путем на юг, а барка – дешевым помощником гужевому транспорту. К концу 50-х годов 19 века балашовские купцы сплавляли по Хопру в Ростов хлеб, сало, спирт, муку, овес, крупы, льняное семя, пшеницу, мед, поташ и другие товары.

Подготовка груза к отправке, строительство барок проводилось зимой. В 1842 году по Хопру прошло 12 барок, а 1845 – 18, а с 1847 по 1850 ежегодно собиралось от 30 до 40 барок. Медленно двигались грузы по Хопру и Дону, но значительно быстрее, чем чумацкими караванами по сухопутью. Кроме того, водный путь обходился дешевле гужевого транспорта.

(Слайд 13.) Во время весеннего разлива ширина Хопра в районе города Балашова доходила до 8 верст, а глубина до 3–5 саженей. Это давало возможность сплавлять лес, зерно, барки по Хопру в область Войска Донского. В конце 19 века сплав леса и барок прекратился. Это было связано с проведением железной дороги по территории Балашовского уезда.

(Слайд 14.) Кроме барок на Хопре можно было увидеть и другие суда. В начале 20 столетия рабочими балашовского паровозного депо был собран пароход “Заря”, который ходил от Балашова до Никольевки в базарные дни.

Богатая земля Прихоперья привлекала не только беглых крестьян и казаков, но и богатых людей царского двора. Обширные земельные площади Прихоперья за разные заслуги раздавались царским двором знатным дворянам, боярам, князьям, графам, а в последствии помещикам. В лесостепной зоне Прихоперья в разные годы владели землями Нарышкины, Чернышевы, Воронцовы, Куракины, Голицыны, Разумовские, Вяземские, Волконские, Игнатьевы и другие. К таковым многие века относились земли по обеим сторонам реки Хопер в его верхнем и среднем течении.

(Слайд 15.) На берегу Хопра, на территории Пензенской области, расположилось старинное село Зубрилово, которое в 18 веке была частью Балашовского уезда. Это – одна из самых знаменитых усадеб российской провинции.

Главная подъездная аллея, ведущая к усадьбе, до сих пор поражает своим великолепным видом…С двух сторон она засажена высокими тополями. Аллея ведет на большую поляну с раскидистым дубом. С этой поляны и начинается усадьба.

Она возникла в 80-е годы XVIII века после того, как князь С.Ф. Голицын (1748–1810), генерал-майор, флигель-адъютант Екатерины II, избрал земли по берегам Хопра для постройки имения.

Свою усадьбу С.Ф.Голицын обустраивал, не жалея средств. На территории усадьбы находились: господский каменный, трехэтажный дом, два больших каменных флигеля, две оранжереи и удивительной красоты церковь Спаса Преображения, величиной превосходящая самый большой уездный собор. Недалеко от дворца – храм-усыпальница владельцев усадьбы, небольшая часовня и, чуть в стороне, колокольня. Вся эта масса зданий представляется глазу довольно поразительно.

Генерал С.Ф.Голицын и его супруга Варвара Васильевна, урожденная Энгельгардт, племянница Г.А.Потемкина-Таврического, принимали в Зубриловском дворце многих знаменитых современников. Часто наведывался, проживающий в 1788 году в Тамбове, поэт Григорий Романович Державин. В Зубриловке он написал знаменитую “Осень во время осады Очакова”.

В должности секретаря С.Ф.Голицына и наставника его детей в Зубриловке некоторое время жил будущий баснописец И.А.Крылов. И было у них заветное место в чаще леса, где стоял одинокий дуб, под которым и шло воспитание княжеских недорослей. И как гласит легенда, именно под этим дубом и была написана известная басня “Свинья под дубом вековым…” Сейчас на этом месте растет маленький дубок – правнук того, Крыловского.

Позднее, на рубеже XIX и XX веков в родовом гнезде Голицыных-Прозоровских побывал известный художник В.Э. Борисов-Мусатов. Впечатленный увиденным, он написал полотна “Гобелен”, “Водоем”, “Призраки”, “Прогулка при закате”, знаменовавшие расцвет его таланта.

(Слайд 16.) Благодаря одному из сыновей первого владельца – князю Ф.С. Голицыну (1781–1840) в Зубриловке была собрана значительная художественная коллекция. В белом ампирном зале располагалась портретная галерея. Среди портретов, которых насчитывалось не менее полутора сотен, выставлялись работы Лампи, Молинари, Виже-Лебрен, Левицкого и других художников, имена которых остались неизвестными. Круглый зал, убранный цветами и редкими растениями, украшали мраморные скульптуры, вазы, барельефы. Обширна была коллекция декоративно-прикладного искусства, особенно фарфора, эмалей. В библиотеке хранились ценнейшие книги и документы.

(Слайд 17.) Осенью 1905 года в имении появились агитаторы, призывающие жечь боярские усадьбы и изгонять помещиков. Потребовалась всего одна ночь, чтобы полуторовековое великолепие полностью погибло. От зубриловского дворца остались только полуобгоревшие стены. При пожаре и разгроме почти все художественные сокровища Зубриловки погибли. Сохранились лишь портреты, находившиеся тогда на Таврической выставке в Петербурге, да собрание миниатюр, вывезенное хозяином в столицу незадолго до стихийного и бессмысленного крестьянского бунта. В результате, была разрушена одна из замечательных старинных усадеб в Саратовской губернии.

Сожженный дворец позднее отремонтировали, но утраченного внутреннего убранства уже не вернуть.

(Слайд 18.) Знаменита Зубриловская усадьба и своим храмом, построенном более 250 лет назад по проекту итальянских мастеров. Это один из немногих действующих храмов, где исправно идут службы. Кто расписывал храм – об этом до сих пор спорят искусствоведы. А еще этот храм таит в себе загадку, до сих пор не разгаданную. А дело в том, что на наружной стене храма изображена икона пресвятой Богоматери размером метр на два. Со слов священника этого храма отца Николая этой иконе более 200 лет, она ни разу не реставрировалась и выглядит так, как будто нарисована только вчера. Во времена атеизма эту икону не раз оскверняли – закрашивали краской. Но совершалось чудо – икона самовосстанавливалась в прежнем виде!

(Слайд 19.) А вот еще одна загадка Зубриловсой усадьбы – дивной красоты архитектурное творение под названием “Девичья Башня”. Разное говорят об этой башне. То ли князья заточали сюда неверных жен, то ли строили их по образцу тех башен, которые видели они в своих военных походах по западной Европе.

(Слайд 20.) Не менее таинственными являются подвалы бывшей усадьбы князя Нарышкина в Летяжевке, и чудом сохранившийся уникальный парк в селе Пады, деревья для которого князь Нарышкин вез из дальних стран, и удивительная история поселка Турки, и тайна знаменитого Мертвого омута около Аркадака.

Эколого-биологическая характеристика реки.

(Слайд 21, 22.) Долина Хопра покрыта смешанными лесами, здесь множество озер и стариц. В пределах нашей области ширина реки от 40 метров до 100 метров, глубина 5–6 метров. Во время половодья уровень воды поднимается до 8 метров. Начиная с конца 17 века на Хопре интенсивно начало развиваться судоходство. Но Хопер год от года мелел, чему способствовала бездумная хозяйственная деятельность человека. Плохую службу сыграли хищническая вырубка леса, заиление донных родников, эрозия почв и т.д. На отдельных участках река загромождалась сваленными деревьями, а на глубине – мореным дубом. И хотя с помощью Больше-Карайской ГЭС, построенной в 1958 году, в пределах Балашова удалось поднять уровень воды, но резко уменьшилась скорость течения реки, что в конечном итоге привело к увеличению донных отложений и размножению водорослей. Одной из главных причин заболачивания Хопра является сброс в водоем отходов, содержащих большое количество органических веществ. Они-то и способствуют разрастанию болотной растительности. Наиболее благоприятная среда создается для распространения сине-зеленых водорослей, выделяющих токсины. Они губительно действуют на речную флору и фауну, обедняя ее видовой состав. В свою очередь отравленная токсинами вода поступает в централизованные системы водоснабжения города.

За 10–15 лет исчезли родники в районе Алмазово, Аркадака и других местах.

Нужна комплексная научно-обоснованная программа оздоровления бассейна Хопра, приоритетными направлениями которой могут стать:

  1. полное прекращение сброса в реку промышленных и бытовых сточных вод;
  2. очистка русла реки с последующим созданием на ее побережье в городской черте санитарной зоны;
  3. организация экологического всеобуча населения.

(Слайд 23.) Хопер течет ровно, спокойно, лениво, и, если посмотреть с высоты птичьего полета, кажется, будто застыл он, пригревшись под солнцем, и думает “долгую думу свою”. А думать ему есть о чем. Над ним проносились века, сменялись эпохи, но тихо и спокойно было на его берегах. И только “век минувший” заставил задуматься. Он вторгся в думы старика стуком топоров и звоном пил в конце 18-начале 19 веков. Началась вырубка лесов по берегам и превращение лесных массивов в пашню. Берега с обнаженными корневищами пней и всем, что составляло когда-то тайну реки, теперь стало сухим и пыльным. Лугов почти тоже не осталось. Пашня подходит местами к самой воде. Местами побуревшая пашня брошена, на ней качаются чертополохи и малиновым цветом маячит колючий татарник.

“Век двадцатый” вторгся в думы старика рыком тракторов, ритмичным тактом работающих насосов, стрекотом лодочных моторов. И это век поверг старика в изумление и смятение: “Берут, все берут, лес берут, воду берут, рыбу берут, отбирают притоки и площадь водосбора. Выдюжу ли? Хватит ли сил? И надолго ли меня хватит?” И не находит ответа на свои думы. И никто не дает ему ответа: ни тракторист на мощном “Кировце”, распахивающий пойму, ни машинист поливальной установки, ни моторист, проносящийся по реке с ветерком.

Литература:

  1. Печурин Е.А., Танонин В.В. Город Балашов //Саратов Приволжское книжное издательство. 1979 г.//
  2. Демин А.М. География Саратовской области // Издательство “Лицей”. 2005 г.// Сто вопросов о Балашове – информационно-методическое пособие по краеведению (выпуск 2) // Балашовская городская ЦБС. 2002 г.//
  3. Хреков А.А., Кисельников А.Б. Первый этап разработки электронной музейной экспозиции “Историко-культурное наследие Прихоперья: археологические и туристические маршруты”.
  4. Б.А.Софинский “Две загадки Зубриловской усадьбы…” //Детская областная краеведческая газета “Не за тридевять земель” № 1, 2007 г.//
  5. В.Смотров, А.Смотрова, В.Стаценко “Хопер с Аралом – братья навек?..” (научно-публицистический очерк) //Балашов, Издательство “Николаев, 2004 г.”//
  6. А.П.Болмосов Край мой любимый. География земли Балашовской.
  7. http//www.nasledie-rus/podshivka/8602.php
  8. Данный материал в большем объеме размещен нами в проекте “Течет река” (команда “Глобус” МОУ СОШ № 12 г.Балашова Саратовской области” на сайте Letopisi.ru.