Урок истории в 5-м классе по теме «Финикия»

Разделы: История и обществознание


Цель:

  • познакомить учащихся с историей Финикии;
  • ее географическим положением, занятиями населения, вкладом финикийцев в развитие мореплавания и письменности;
  • продолжить формирование умений правильно показывать на карте исторические объекты, читать несложные карты, формулировать несложные выводы, работать с текстом учебника, выделять главное, воспитывать интерес к истории.

Оборудование урока:

  1. Карта «Египет и Передняя Азия в древности».
  2. Карточки с понятиями для опорного конспекта.
  3. Карточки для закрепления.

Ход урока

I. Организация класса.

II. Цель.

(стук в дверь, посланец передает свиток).

– Юные сыновья и дочери вельмож, писцов и ремесленников! Пусть поля ваши дают обильные урожаи! Пусть головы ваши наполняются знаниями. Да живет ваш царь вечно-вековечно и справедливо правит страной!
Я, царь Верхнего и Нижнего Египта, наслышан, что есть такое государство – Финикия. Многие там разности и диковины делают ее умельцы, что корабли их лучшие по всей великой воде, а одежды ярки, как закат, что придумали они, как записать то, что храниться в хранилищах их вельмож. Помогите узнать, где находится эта страна. Чем занимаются ее свободные люди? Правда ли, что они лучшие мореплаватели? Куда и зачем плавают, торгуют ли и чем? Есть ли у них письменность? Задумал я великое дело и нуждаюсь в хороших кораблях и расторопных людях. Разузнайте все, что можно, и сообщите мне.
Царь Верхнего и Нижнего Египта, фараон Псаметих 2.

Какие же вопросы поставил перед нами фараон?

– А, что еще необычное вы заметили на уроке?

– Да, тема урока записана как-то странно. Это еще одна из загадок, ответ на которую мы найдем на уроке.

III. Новая тема.

Финикия расположилась на восточном побережье Средиземного моря. Обозначены ли на карте в Финикии крупные реки, такие как Нил, Тигр, Евфрат?

– Нет, таких крупных рек в Финикии не было. А какие крупные города существовали в Древней Финикии? (Библ, Сидон, Тир)

– Финикийские города были независимыми государствами. Города защищали высокие каменные стены и башни. Дома там строили двухэтажные, с балконами, в городах возводились великолепные храмы и дворцы.

– Как вы думаете, какой был рельеф на территории Финикии, если «Библ» в переводе с финикийского значит «гора», а «Тир» – «скала»? (Горы и возвышенности)

– Финикийцы были опытными мореплавателями, докажите эту мысль.

Работа в группах:

1-я группа – учебник В.И. Уколовой стр. 74,
2-я группа – карта,
3-я группа – учебник Ф.А. Михайловского стр. 90-91

– Итак, какие доказательства вы нашли?

1-я группа

  • Строили прочные корабли, которым были не страшны штормы и бури. (Финикия славилась рощами знаменитого ливанского кедра. Прочная смолистая древесина кедра была отличным материалом для постройки крепких морских судов. А еще у самой воды на носу они укрепляли заостренное окованное бронзой бревно – таран. В бою им пробивали борт вражеского судна, и оно тонуло).
  • Плавали по всему Средиземному морюю

2-я группа

Где побывали финикийцы? (о. Кипр, о. Крит, о. Корсика, о. Сардиния, о. Сицилия, Испания, Северная Африка).

3-я группа

В 600 г до н.э. финикийцы первые в мире обогнули Африку.

– Послушайте исторический источник, и определите, какой образ финикийца сложился у древних народов?

Прибыл в Египет тогда финикиец, обманщик коварный,
Злой кознодей, от которого много людей пострадало;
Он, увлекательной речью меня обольстив, Финикию,
Где и поместье и дом он имел, убедил посетить с ним.
В Ливии с ним в корабле, облетая моря,
Меня он плыть пригласил, говоря:
Товар свой там выгодно сбудем,
Сам же, напротив, меня, не товар продать там замыслил.

Да, финикийцы пользовались дурной славой жадных и хитрых работорговцев. Очень часто, пристав к берегу для торговли, они неожиданно нападали на местное население и силой уводили людей на свои корабли или заманивали на свои корабли обманом. Рабов финикийцы использовали в качестве гребцов, чернорабочих, грузчиков, продавали этот товар в другие страны.

– Итак, о каком занятии финикийцев мы узнали? (Работорговля, торговля).

– Природные условия благоприятствовали выращиванию оливковых деревьев и винограда, из которых изготавливали вино и масло. Вино, оливки, изделия ремесла, строительный лес финикийцы обменивали на пшеницу т.к. в Финикии было мало простора для земледельцев. Своего хлеба не хватало, его приходилось ввозить из соседних стран. На основе всего сказанного обобщите, что покупали и чем торговали финикийцы?

Привозили в Финикию – зерно, скот, холсты для парусов, выделанные кожи, папирус, рабов.

Продавали – лес, вино, оливковое масло, ткани, янтарь, олово, рабов, изделия ремесла.

– Посмотрите на эти предметы (показ ювелирных изделий, вазы, сосудов, ткани). Как одним словом можно сказать, чем еще занимались финикийцы? (ремеслом).

– Ювелиры делали изящные украшения из золота, серебра, драгоценных камней, которые охотно покупали местные богачи и чужеземцы. Резчики создавали выразительные статуэтки, и изделия из слоновой кости (показ иллюстраций).

– Послушайте древнее предание и определите, какое изобретение было сделано финикийцами?

«Однажды финикийский торговый корабль, который вез груз соды, пристал к песчаному берегу. Купцы решили пообедать, развели огонь, достали котелки, но не нашли камней, на которые можно было бы их поставить. Тогда они вместо камней использовали взятые с корабля куски каменной соды. Огонь был сильным, сода расплавилась и смешалась с песком: от костра потекли струи прозрачной жидкости. Эта жидкость и была … (стеклом)».

Итак, финикийские мастера изобрели прозрачное стекло. Его выплавляли в специальных печах из смеси белого песка и соды. Из стекла выдувались сосуды для благовоний, вазы.

– Что же еще дала Финикия миру?

Индивидуальное сообщение.

«Необычайно развилось в Финикии и красильное дело, особенно окраска тканей в пурпурный цвет. Как же добывали пурпурную краску? Опытные ныряльщики погружались на дно моря и, рискуя жизнью, добывали маленькие раковины с улитками. Из каждого моллюска выжималась капелька драгоценной жидкости, дававшая возможность окрашивать одежды в различные оттенки пурпурного цвета: розовый, алый, лилово-красный. Ткани, выкрашенные пурпурной краской, сверкали на солнце, они не выгорали и не линяли при стирке. Цена на пурпурные ткани была огромной, поэтому их покупали только очень богатые люди: цари, жрецы, военачальники. В древности пурпур считался цветом царственности».

Итак, что Финикия дала миру? (Пурпурную краску).

– В удобных для жизни местах, куда доходили корабли финикийцев, они основывали колонии. Что такое колония?

Колония – поселение, основанное на чужой территории.

– Поселение росло и превращалось в город. Самой известной колонией финикийцев стал Карфаген, основанный на севере Африки в 9 веке до н.э.

– Что являлось причиной того, что финикийцы покидали свою страну и основывали колонии, найдите ответ в учебнике на стр. 89-90?

  1. Торговля.
  2. Перенаселенность.
  3. Внутренние распри.

– Возможно, самое великое достижение финикийцев – изобретение алфавита.

Алфавит – способ письма, при котором каждая буква соответствует только одному звуку.

– Что побудило финикийцев сделать это изобретение? Финикийским купцам для успешной торговли необходимо было вести записи. Они познакомились с египетским письмом и схватились за голову: нет, такое письмо нам не подходит. Почему? В чем трудности египетского письма?

Финикийцы познакомились с клинописью, она им также показалась сложной. Чем?

– Тогда финикийцы создали собственное письмо – древнейший в мире алфавит. Чем отличался финикийский алфавит от египетского письма и клинописи? Почему им овладеть было намного легче? В чем особенность финикийского письма? Ответы на все эти вопросы найдите на странице 91-92.

  1. Каждый звук, являлся буквой и передавал один звук.
  2. Таких букв было 22. Их запомнить мог каждый. Писать их легко. Буквы были расставлены в определенном порядке. Получился алфавит. Первой буквой алфавита была буква «алеф», или «а», второй – «бет», или «б».
  3. Букв было 22 и все согласные, гласных букв они не придумали.
  4. Писали финикийцы справа налево, а не слева направо, как мы.

– Так почему тема нашего урока записана справа налево?

– Так писали финикийцы, теперь это не забудется.

– Какое всемирное значение имело изобретение финикийцами алфавита?

Финикийский алфавит заимствовали древние греки. Они ввели буквы, обозначавшие гласные звуки. У греков алфавит заимствовали римляне. Славянская, а затем русская азбука была построена на основе греческого алфавита. Таким образом, научившись и писать, мы оказываемся в прямой связи с древними финикийцами, создавшими первый алфавит.

IV. Закрепление изученного материала.

А) Заполнить пропуски.

На восточном побережье Средиземного моря находилась ... (Финикия). Финикийцы сажали ... (виноград) и ... (оливковые деревья). Самыми крупными городами финикийцев были ..., ... и ... (Библ, Сидон и Тир). В Финикии изобрели прозрачное ... (стекло), ... (алфавит) и пурпурную ... (краску). Финикийцы основали ... (колонии). В Северной Африке финикийцы основали город ... (Карфаген).

Б) Коллективный экспресс-ответ фараону

Начиная со слов «Я написал бы фараону, что …».

V. Д/з п.15, ответить на вопросы

Литература.

  1. Арасланова О.В. Поурочные разработки по истории древнего мира к учебникам А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой и Ф.А. Михайловского. – М., 2002.
  2. История древнего мира. Дополнительные материалы к урокам.- Брянск «Курсив»., 2003.
  3. Северина О.А. История древнего мира 5класс часть 1. - Волгоград., 2003.