Литературно-театрализованное представление для учащихся начальной школы "Тема детства в творчестве А.П. Чехова"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Цель праздника:

расширить представление учащихся о личности писателя; раскрыть внутренний мир детей в произведениях А.П.Чехова через детство самого писателя; показать современность и актуальность его произведений в наше время.

Задачи:

  • формировать интерес к произведениям А.П.Чехова, особенностям его драматургии;
  • воспитывать в учащихся порядочность, интеллигентность, толерантность;
  • развивать их эмоциональную восприимчивость, творческие способности, эстетический вкус.

Оформление сцены:

На сцене – портрет А.П. Чехова и запись эпиграфа:

“В детстве у меня не было детства”.

Выставка детских рисунков “Герои произведений А.П.Чехова”.

Выставка книг с произведениями А.П.Чехова.

Электронная презентация.

Музыкальное сопровождение:

фонограмма из “Времен года” П.И.Чайковского “Осенняя песня”.

Содержание мероприятия

Слайд 3.

– Его я часто вспоминаю.
Вот и теперь передо мной
Стоит он, точно как живой,
Такой, каким его люблю и знаю:
Сухие, тонкие черты,
Волос седеющие пряди.
И эта грусть в глубоком взгляде,
Сосредоточенном и полном доброты.
Больной и бесконечно милый,
Он был похож на первоцвет,
Сквозь снег пробившийся на свет.

(Александр Федоров)

– О каком писателе эти строки?

Слайд 4.

– 29 января исполняется 150 лет со дня рождения А.П.Чехова. Наш город гордится тем, что именно здесь родился этот замечательный человек. В Таганроге все напоминает о Чехове: домик Чехова, лавка Чеховых, улица Чехова, гимназия им.Чехова, театр им. Чехова, библиотека им. Чехова, парк, скульптурные и архитектурные памятники …

– Вы уже много знаете о жизни и творчестве А.П.Чехова. Предлагаем вам сегодня еще раз окунуться в интересный разнообразный мир его произведений. Ведь читая Чехова, каждый раз открываешь его заново.

Слайд 5.

– Назовите эти произведения.

– Они вам знакомы?

– Какой темой их можно объединить?

– Сегодня мы затронем тему детства в произведениях А.П.Чехова, познакомимся с произведениями, в которых главными героями являются дети.

– Многие произведения А.П.Чехова автобиографичны. В своих произведениях он часто описывал свою жизнь, свои чувства и эмоции. Поэтому в рассказах о детях мы можем найти и описание детства самого писателя.

Слайд 6.

– Чехов говорил:

“В детстве у меня не было детства”.

– Кто может объяснить, почему?

– Антон Павлович Чехов родился в купеческой семье. Семья была многодетной, в ней росли шестеро детей: братья Александр, Николай, Антон, Иван, Михаил и сестра Мария. У отца характер был тяжёлый, деспотический, лаской детей он не баловал. С малых лет им приходилось трудиться. Отец заставлял в Антона свободное время сидеть в лавке. “В ней он, с грехом пополам, учил и недоучивал уроки, в ней переживал зимние морозы и коченел в ней же тоскливо, как узник в четырёх стенах…” – писал его брат Александр.

Семейный уклад сложился для писателя так неудачно, что он не имел возможности ни побегать, ни порезвиться, ни пошалить.

И, конечно же, отголоски трудного детства А.П.Чехова нашли отражение в его творчестве.

– В 1885 году в петербургском журнале “Осколки”, печатается рассказ “Ванька”. В описании жизни этого маленького забитого мальчика, лишенного счастья, радости жизни, можно увидеть детство самого А.П.Чехова.

– Давайте посмотрим на экран.

Слайд 7 (отрывок мультфильма “Ванька Жуков”).

– Ребята вторых классов приготовили инсценировку отрывка из этого произведения.

Отрывок из рассказа “Ванька”– инсценировка.

Слайд 8.

– Образование Чехов получил в Таганрогской классической гимназии. В учёбе Антон Павлович особыми успехами не блистал. Времени на выполнение домашних заданий у него практически не было, потому что приходилось работать в лавке отца до самой поздней ночи . Особенно трудно Антоше давались греческий язык и арифметика. Он даже оставался на второй год.

-И вот перед нами герой его рассказа “Случай с классиком” – Ваня. Давайте посмотрим на него и попробуем понять – кого же он нам напоминает?

Рассказ “Случай с классиком” – инсценировка.

– Несмотря на все трудности обучения в гимназии, А. П. Чехов всегда стремился к образованию. Он самостоятельно изучал многие предметы – химию, биологию, и смог поступить на медицинский факультет Московского университета. Учился он там 4 года, и по окончании получил диплом врача. Мы знаем Чехова как замечательного писателя, а он был еще и очень хорошим доктором.

Слайд 9.

– На двери его приемной висела табличка “Доктор А.П.Чехов”. У него всегда было много больных, в том числе и маленьких детей. Случаи из своей практики он описывал и в своих рассказах. Герой рассказа “Беглец”, семилетний Пашка, попадает в больницу. Мы наблюдаем, как быстро меняются его желания. Обещание доктора показать “живую лисицу” побуждает его спокойно остаться в больнице; после “жирных щей” он думает, что “доктору живётся очень не дурно”, а под влиянием ночных страхов решает сбежать из полюбившегося сначала места.

Отрывок из рассказа “Беглец”– инсценировка.

– Несмотря ни на что, семья Чеховых была дружной семьёй. Несдержанность отца смягчалась сердечностью матери. Все дети были привязаны к родителям и друг к другу, любили и заботились о членах своей семьи.

Слайд 10.

– Такой мы видим и семью Володи Королева из рассказа “Мальчики”

Действие рассказа происходит накануне Рождества, праздника традиционно семейного, когда собирается вместе вся семья.

– Послушайте, сколько радости в голосах взрослых и детей, увидевших друг друга после долгой разлуки!

Отрывок из аудипроизведения “Мальчики”.

– Володя и его друг Чечевицын живут одной мечтой – бежать в Америку. Давайте посмотрим – получилось у них это или нет.

Рассказ “Мальчики” – инсценировка.

– Исследователи творчества А. П. Чехова говорят о том, что рассказов специально для детей Чехов почти не писал. Для детей Антон Павлович написал только два рассказа: “Каштанка” и “Белолобый”. Но мы с вами сегодня увидели, что у Чехова есть много рассказов, в которых главными героями являются дети.

Слайд 11.

– Рассказы Чехова о детях читаются с интересом, потому что он с искренним сочувствием и уважением относился к переживаниям своих маленьких героев, к их мечтам, радостям и заботам.

Сегодня мы только начали знакомиться маленькими героями произведений А.П.Чехова. Впереди вас будут ждать Варька, Гришка, Алеша, Соня, Степа и другие персонажи произведений А.П.Чехова.

– Хотите с ними познакомиться? Они тоже ждут встречи с вами на страницах книг. Я очень надеюсь, что вы с ними подружитесь! Желаю вам успехов в изучении творчества нашего великого земляка – А.П.Чехова.

Слайд 12.

– Всем ребятам мы вручаем памятные календари, которые будут напоминать вам эту дату – 29 января, 150 лет со дня рождения А.П.Чехова.

Презентация

Приложение 1

Приложение 2

Приложенние 3