Урок внеклассного чтения в 9-м классе "Путешествуем с Солженицыным"

Разделы: Литература


Оборудование:

  • портрет А.И.Солженицына;
  • диск с записями чтения автором «Крохоток»;
  • презентация;
  • тексты «Крохоток».

Слайд №1

Слово учителя:

Сегодня на уроке мы попутешествуем и попробуем открыть для себя нового А.И.Солженицына. Речь пойдёт о его лирических миниатюрах. В обширной критической литературе, посвящённой творчеству А.Солженицына, им отводится исключительно мало места. В одних работах они вообще не упоминаются, в других о них говорится общо и бегло. А между тем «Крохотки» вполне заслуживают особого научного исследования, так как оказались значительным событием и творческой биографии самого автора и историко-литературного процесса.

Слайд №2

Интересна их судьба. Первый цикл "Крохоток" автор писал с 1958 по 1960 год. Лишь "Молитва" написана в 1963.

"Крохотки" не были напечатаны в СССР, но ходили в самиздате. В декабре 1961 года Александр Исаевич показал А.Т.Твардовскому «несколько «Крохоток» побезобиднее». «Крохотки» он признал «записями в общую тетрадь про запас»». "Весной 1964, - пишет Солженицын, -… я дал в несколько рук свои "Крохотки" на условии, что их можно не прятать, а "давать хорошим людям".

«Эти "Крохотки" ... имели большой успех. Они очень скоро распространились в сотнях экземпляров, попали в провинцию. Неожиданнее всего было для меня то, что откровенная защита веры была душевно принята интеллигенцией. Самиздат прекрасно поработал над распространением "Крохоток" и прорисовал недурной выход для писателя, которого решили запретить. Распространение "Крохоток" было такое бурное, что уже через полгода - осенью 1964, они были напечатаны в "Гранях", о чем "Новый мир" и я узнали из письма одной русской эмигрантки".

В 90-е годы (1996-1999) появилось ещё 14 зарисовок. Сейчас мы можем не только прочитать «Крохотки», но и услышать их в исполнении автора. В аудиокнигу вошла запись, сделанная в 2000 году.

Слайд №3        

Цикл солженицынских «Крохоток», написанных в1958-1960-х годах, состоит из семнадцати миниатюр, различных по своему объёму, тематике и жанрово-стилистическим признакам. Солженицын, как и его предшественники, в своих зарисовках иногда отказывается от непосредственного выражения смысла в тексте и на первый план выдвигает мелкие эпизоды окружающего мира, придавая им форму мимолётных мгновений, зафиксированных как будто наспех героем-повествователем и отражающих его актуальное настроение. Представленные таким образом “мгновения” повседневности приобретают необычную яркость, красочность, и одновременно выражают более глубокий, чем кажется на первый взгляд, смысл.

Слайд №4

Все произведения можно разделить на несколько групп. Некоторые из них написаны в форме аллегорической миниатюры. Это «Вязовое бревно», «Костёр и муравьи». «Отражение в воде», «Способ двигаться», «Старое ведро» и «Колхозный рюкзак» условно можно определить как философские этюды. Следующая группа «Крохоток» - «Дыхание», «Гроза в горах», «Утёнок» и «Приступая ко дню» - представляет собой что-то промежуточное между миниатюрами первого и второго типа. Неприязнь Солженицына к современной технике особенно ощутима в миниатюре «Способ двигаться», где она предстаёт перед читателем в облике безобразного дракона “с мёртвыми стеклянными глазами”, скрежещущего железом, изрыгающего вонючий фиолетовый дым.

Слайд №5

Особую группу «Крохоток» составляют миниатюры, которые можно определить как путевые очерки. К ним принадлежат: «Озеро Сегден», «Город на Неве», «Прах поэта» и «На родине Есенина». Все они являются плодами путешествий Солженицына по России весной и летом 1958 года. В «Прахе поэта» и «На родине Есенина» нашли отражение впечатления велосипедных экскурсий автора вдоль Оки, а в «Городе на Неве» - наблюдения и мысли, возникшие под влиянием поездки в Ленинград. Именно путевым заметкам посвящён наш урок.

О путевых заметках речь шла на уроках, посвящённых изучению произведения Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву».

Сегодня мы проедемся по России уже 20 века. Посмотрим, что привлекло внимание Солженицына.

Слайд №6

Первая остановка: озеро Сегден.

Справка: Сегден – лесное озеро в окрестностях Солотчи- посёлка в получасе езды от Рязани. Рязанцы называют Солотчу воротами в Мещёру.

  • Что мы узнаём о местоположении озера?
  • Каким его видит рассказчик?
  • На что больше всего обращает внимание?
  • О чём мечтает, глядя на красоту озера?
  • Исполнимы ли его желания? Почему?
  • Как вы понимаете смысл трёх последних предложений?

В этой миниатюре позиция рассказчика выражается чётко. Описывая прекрасную русскую природу, а также свои личные переживания, он не избегает и прямых публицистических интонаций, родственных радищевским, обличительным нотам из «Путешествия из Петербурга в Москву». Особенно резкий, непримиримый характер они приобретают в финале миниатюры, где повествователь зло клеймит “лютого князя, злодея косоглазого”, напоминающего сказочного Кощея Бессмертного, который вместе со своими “злоденятами” захватил озеро и держит в страхе и послушании окрестных жителей”.

Слайд №7

Двигаясь далее, мы оказываемся, в Льгове. Это наша вторая остановка, и мы обращаемся к миниатюре «Прах поэта».

  • Читаем первый абзац и думаем, какую роль рассказчик играет в этой зарисовке? /Информатора и хорошего знатока исторического прошлого села./
  • Чем дорого русскому человеку прошлое?
  • Почему именно здесь попросил похоронить себя Я.П.Полонский?

Справка: В Ольговом монастыре было фамильное захоронение Полонских. В воспоминаниях «Старина и моё детство» Полонский писал: «Мать мою похоронили в Ольговом монастыре в двенадцать верстах от Рязани по столбовой Астраханской дороге».

  • Как представлена современная жизнь?
  • Что противопоставлено величию и красоте деревни в прошлом? /уродство и опустошённость/
  • В чём необычность построения заметки? /Введён второй рассказчик/
  • О чём он рассказывает и как? /Он спокоен и равнодушен при повествовании, а это уже говорит о многом. Надзиратель духовно пуст и примитивен./
  • Какие слова совсем не вяжутся с этим местом?

В текст миниатюры автор вводит слова “вышка”, “вахта”, “зона”, которые небезразличны для её смысла. Они обозначают лагерь, тюрьму, узниками которых становятся древние монастыри и прах поэта Полонского, символизирующие духовные ценности прошлого. Показывая духовный и нравственный упадок соотечественников, Солженицын в «Прахе поэта» задумывается над его истоками. Таким образом писатель стремится подчеркнуть, что причиной морального падения сограждан является их духовное закабаление, полный разрыв с национальными и религиозными традициями.

Слайд №8

Мы в Константинове, на родине С.А.Есенина. Здесь Александр Исаевич был 20 июля 1960 года. Сейчас там есть прекрасный дом-музей поэта.

  • А что видел Солженицын в Константинове в конце 50-х годов 20 века?
  • Что его очень волновало?
  • О чём размышлял?

В миниатюре «На родине Есенина» предметом размышления становится красота – не замечаемая, растоптанная, не воспринимаемая. Для автора она связана с извечной загадкой творчества, определяемого им как «слиток таланта», который «метнул творец», чтобы кто-то, «потрясенный», «нашел столькое для красоты – у печи, в хлеву, на гумне, за околицей, - красоты, тысячу лет топчут и не замечают?...»

Слайд №9

Следующая остановка: город на Неве.

  • Догадываемся мы, о каком городе идёт речь?
  • Почему?
  • В чём особенность синтаксических конструкций предложений?
  • Какие чувства передаются?
  • Почему и о чём страшно подумать?

Мир, который «открывает» нам писатель, одушевлен и неделим. «Великолепие» «Города на Неве» строится на многослойном фундаменте, и Солженицын обнажает пласт за пластом: «Чуждое нам и наше самое славное великолепие! Такое наслаждение бродить теперь по этим проспектам! Но, стиснув зубы, проклиная, гния в пасмурных болотах, строили русские эту красоту! Косточки наших предков слежались, сплавились, окаменели в дворцы – желтоватые, бурые, шоколадные, зеленые».

Слайд №10

К группе путевых заметок можно отнести и его зарисовку «Путешествуя вдоль Оки», замыкающую первый цикл «Крохоток».

  • В чём ключ умиротворяющего русского пейзажа?
  • Какие средства выразительности при описании церквей использует автор?
  • Для чего появляется приём антитезы при описании?
  • Какова роль вечернего звона над селом, колоколенок, камней?

Солженицын в «Крохотках» по-особому иллюстрирует свою позицию, суть которой в том, что «художнику дано лишь острее других ощутить гармонию мира, красоту и безобразие человеческого вклада в него – и остро передать это людям».

  • Подумаем, что характеризуют путевые заметки как жанр?
  • Какие особенности они имеют? /документальность, упоминание исторических личностей, мест, размышления над насущными вопросами…/

Слайд№11

Каждая из этих миниатюр содержит документальное начало, которое составляют названия реально существующих местностей, рек и озёр (Нева, Мойка, Чёрная речка, Охта, озеро Сегден, деревня Льгово, Рязань, Ока, село Константиново), исторических памятников (монастыри Успенский и Иоанна Богослова, Исаакиевский собор, арка Росси в Ленинграде) и лиц (Ингварь Игоревич, Батый, Яков Полонский, Есенин), конкретизирующих место действия и исполняющих важную познавательную функцию. Но факты, хотя они здесь и важны, не являются самоцелью и даны, как, например, описание окрестностей озера Сегден или села Константинова («На родине Есенина») в сжатой, динамической форме путём введения кратких усечённых конструкций, назывных предложений. Жизненные реалии и очерковые зарисовки фона переплетаются с размышлениями, оценками, публицистическими интонациями, придавая повествованию свободный, ассоциативный характер. Центр повествования составляет рассказчик, тождественный реальному автору, выступающий в рамках одного текста в функции наблюдателя-обозревателя, комментатора, мыслителя и судьи.

В миниатюрах отражены наиболее сокровенные мысли и переживания писателя, они – своеобразное зеркало «его духовного состояния», в основе которого глубокая убежденность, что судьба и будущее народа неразрывны с его душой.

Солженицын в «Крохотках» как бы подхватывает «красные нити раздумья русских писателей», над которыми оказалось не властным время.

Оба цикла завершаются молитвами, обращенными писателем к Господу с просьбой о «вызволении народа из глубин Беды». И это далеко не случайно.

Слайд №12

Прослушивание «Молитвы» в исполнении Солженицына.

Домашнее задание: Сочинение-размышление на темы: «Россия А.Н.Радищева и А.И.Солженицына», «Над чем меня заставили задуматься «Крохотки»? «Мои «Крохотки»

В работе использованы материалы интернета и книги А.И.Солженицына «Рассказы и крохотки», М., Астрель-АСТ, 2006.