"Работа с бумагой и картоном. Аппликация. Марийский народный орнамент"

Разделы: Начальная школа


Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной российской школе является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ученика. Растет интерес школьников к возрождению национальных ценностей, к богатому историческому наследию, государственной символике нашего края. Символы нашей республике – флаг, герб, гимн – вбирают в себя честь, гордость, историческую память и устремление народов Республики Марий Эл. Научить школьников почитать эти символы – задача сегодняшнего дня.

Велики воспитательные возможности уроков технологии, т.к. все уроки носят воспитывающий характер.

Видов работ на уроках в начальной школе много. Одним из них является работа с бумагой и картоном. Объект труда учитель выбирает сам.

Данный урок интегрированный: урок технологии и ИКН.

На протяжении всего урока дети работают в группах: выполняют задания на определение значений символов, совместно по группам выполняют творческую работу по украшению орнаментом изделия: мужскую рубаху, женское платье, скатерть и полотенце.

На уроке дети знакомятся с изделиями мастеров вышивальщиц, совместно с учителем в ходе фронтальной беседы определяют особенности марийского орнамента, символами и узнают о главном предназначении символов – защита от порчи, сглаза и т.д. Параллельно с беседой идёт демонстрация компьютерной презентации на тему: «Марийский народный орнамент».

Урок проблемный. На уроке перед детьми создаётся проблемная ситуация. В ходе практической работы дети приходят к выводу, что символы вырезаются по специальной технологии. Для этого надо уметь читать чертежи, владеть техникой работы с оригами. Работа с чертежом по изготовлению символов для марийского народного орнамента рекомендуется для учащихся 3- 4 классов, но можно провести и с учащимися 2 классов, часть работы с чертежом заменив работой с шаблонами.

Урок носит воспитательную ценность, т.к. идёт работа по воспитанию чувства товарищества, взаимопомощи, взаимовыручки, уважительное отношение к людям труда, бережное отношение к традициям, обычаям народов, в частности к коренному населению республики Марий Эл.

На уроке отводится время для проведения физкультурной минутки, что очень важно для сохранения здоровья детей, создания положительной эмоциональной среды для мотивации работы учащихся на всех этапах урока. При подведении итогов урока обращается внимание на то, что не только у мастеров вышивальщиц «золотые руки», но и у самих детей руки «золотые», и они своим трудом в будущем принесут большую пользу народу и Отечеству.

Объект труда: аппликации из цветной бумаги. Марийский народный орнамент.

Цели:

  • знакомство с элементами марийского национального орнамента, обучение вырезанию, используя приемы симметричного вырезания,
  • развитие внимания, мышления, мышц мелкой моторики;
  • воспитание любви к марийской культуре, языку, воспитание аккуратности; чувства товарищества и чувства коллективизма.

Методы работы: фронтальные, групповые и индивидуальные; наглядные.

Оборудование:

  • кассета с записью марийской национальной музыки, магнитофон, компьютер;
  • компьютерная презентация на тему: «Марийский национальный орнамент» (Приложение 2), образцы орнаментов, символы, музейные экспонаты, чертежи, карточки с заданиями.
  • цветная бумага, цветной картон, ножницы в футлярах,
  • кисточки, клей, салфетки, карандаши, линейки, шаблоны,
  • карточки с заданиями.

ХОД УРОКА

I. Оргмомент (2 мин.)

Приветствие гостей

Доброе утро, друзья!
Да здравствует удача!
Да здравствует успех!
Да здравствует забота!
Да здравствует любовь!

– Салам лиже, йолыташ влак! Поро кече!

II. Повторение правил рабочего человека

Компьютерная презентация (Приложение 1)

– Перед началом работы давайте повторим необходимые правила.

1. Проверь, всё ли готово к уроку.
2. К работе приступай только с разрешения учителя.
3. Соблюдай тишину!
4. Содержи рабочее место в порядке.
5. Экономь материал.
6. Закончил работу – приведи рабочее место в порядок!.

Повторение правил пользования ножницами.

Безопасность труда при работе с ножницами (Приложение 1)

1. Не держи ножницы концами вверх.
2. Не оставляй ножницы в открытом виде.
3. Передавай ножницы только в закрытом виде кольцами в сторону товарища.
4. При работе следи за пальцами левой руки.
5. Помни, линия разметки должна оставаться на вырезаемых деталях.
6. При вырезании окружности поворачивай бумагу по ходу часовой стрелки.

– Чтобы урок прошел успешно, вы должны проявить внимание, старание, трудолюбие, аккуратность. На уроке нам понадобятся знания, полученные на уроке математики, информатики, русского языка и др.

III. Актуализация ранее полученных знаний (7 мин.)

– Скажите, как называется республика, в которой мы живём?
– А какие народы проживают на её территории? (Республика наша многонациональная…)
– Нужно ли знать обычаи и традиции народов, живущих в республике Марий Эл?
– Сегодня мы будем знакомиться с традициями, искусством марийского народа.

Компьютерная презентация «Марийский народный орнамент» (Приложение 2)

1 слайд

2 слайд

– Ребята, вы счастливы, что родились и живёте в республике Марий Эл. Приятно осознавать, что родились на земле, славной своей историей, богатой многовековой культурой и прекрасными памятниками старины.
– Необыкновенно богата и красива природа нашего края. О красоте Марийского края много сложено поэтических строк известными поэтами .

…Я встречаю рассветы душистые
И любуюсь красой наяву…
Знать, не зря в жизни самое чистое
Люди Родиной милой зовут». Эмма Халтурина

3 слайд

– А самое большое богатство – народ, который отличается добротой, гостеприимством и необыкновенным трудолюбием.
Мужчины плели корзины, мебель, занимались гончарным делом, ремонтировали инструменты. Женщины вышивали, делали украшения, шили одежду.

4 слайд

Народные промыслы

– Всё, что нужно было человеку от сохи до ложки делалось по закону красоты. Предметы и украшения, выполненные народными умельцами, всегда имели определённое практическое назначение. Украшения имели определённое назначение в жизни человека: подчеркивали возраст, социальное и семейное положение.
– Предлагаю рассмотреть марийские национальные народные костюмы .
– Скажите, чем украшаются костюмы? (Узором-вышивкой)
– А как по-другому называются узоры? (Орнамент, рисунок).

5 слайд

Вышивка – древний вид декоративно-прикладного искусства народов мари. Искусству вышивания учили девочек с 7-9 лет. По вышивке судили о трудолюбии девушек. Вышивка требовала большого мастерства.
– Национальная вышивка является прекрасным образцом марийского народного творчества.

Основные изображения:

1) растительные элементы;
2) изображения животных и птиц;
3) геометрические фигуры.

(вывешиваю на доску эти таблички)

– Скажите, какое предназначение национальной вышивки? (Украшение одежды, предметов быта).
– Но самое главное их предназначение – защита от злых духов, порчи, сглаза. Они выполняли функцию оберегов, амулетов, талисманов.
– Кто из вас может объяснить значение слова «орнамент» ?
– В толковом словаре даётся такое толкование слова «Орнамент».

Орнамент – живописное графическое или скульптурное украшение, узор из сочетания геометрических, растительных или животных элементов.

6 слайд

Основные фигуры – геометрические

– А теперь обратим внимание на основные цвета, используемые для украшения изделий.

Основные цвета

– Рассмотрите несколько орнаментов.
– Какой цвет преобладает в костюмах?
– Что обозначает белый цвет?
Белый – символ чистоты и верности, чистоты одежды и помыслов, поступков.
– Что обозначает красный цвет?
Красный – цвет огня, солнца, дающих жизнь всему живому.
– Скажите, из каких фигур состоят орнаменты? (Геометрические фигуры, силуэты животных)
– Что можно сказать о геометрических фигурах? (Они симметричные).
– Какие фигуры называются симметричными?
– Сколько осей симметрии можно провести через эти фигуры?
– Назовите, из каких геометрических фигур состоят узоры.

7 слайд

Основные фигуры:

  • восьмиконечная звезда
  • ромб с удлинёнными концами
  • ломаные линии
  • косые и прямые кресты
  • кресты с загнутыми концами
  • криволинейные узоры в виде завитков, спиралей, рогообразных фигур и т.д.

Все фигуры симметричные

– Это орнамент или символы-зачения? (Это символы).

IV. Работа в микрогруппах(класс разделён на 4 микрогруппы)

– Для того, чтобы определить, что эти символы обозначают, вы должны выполнить сообща работу на карточках.
Задание по группам:

1 задание:

19 16 13 15 24 6

солнце символ солнца

– Работа с алфавитом поможет расшифровать слово. Каждая буква в руссом алфавите имеет свое место номер, соотнесите номер с буквой и от гадайте слово.

2 задание: символ плодородия, Земли.

2 1 3 7 5 4 6 8 10 9

л п о о о д р д е и

– Запишите буквы в порядке возрастания числа, расшифруйте символ.
– А кто из вас сумеет объяснить слово «плодородие»?

8 слайд.

– Плодородие – способность производить богатую растительность, давать обильный урожай. (Толковый словарь Ожегова СИ.)

Символ плодородия

Плодородие – способность производить богатую растительность, давать обильный урожай.

Символ солнца

Издавна люди верили силам природы и преклонялись перед ними.

V. Постановка проблемы (1 мин.)

– Легко ли вырезать эти символы?
– Возьмите ножницы и постарайтесь быстро и красиво вырезать эти символы. ( приглашаю 2-4 учеников к доске и предлагаю вырезать символы)
– Получилось?
– Почему не получилось?
– Какой напрашивается вопрос?
– Как вырезать марийский народный орнамент?

VI. Формулирование темы урока (1 мин.)

– Итак, кто сможет сформулировать тему нашего урока?
– Тема нашего урока: «Марийский народный орнамент».

На доске схема:

(Таблицу открывала на доске по мере демонстрации презентации)

Особенности орнамента

геометрические фигуры          симметрия      белый           мелкий
                                                                              красный        средний

VII. Поиск решения (7 мин.)

Что нужно, для того, чтобы оформить такой орнамент? (Научиться вырезать символы)
– Существует специальная технология вырезания марийских национальных символов.

9 слайд

1) Демонстрация фрагмента компьютерной презентации «Марийский народный орнамент».

2) Работа над чертежом.

– Давайте ещё раз рассмотрим символы на чертежах.
– К какому символу я сделала чертеж? (Дети сами объясняют ход действий!)
С чего начинаем работу на всех чертежах?
Что обозначают линии? (Линия разреза, линия сгиба, вспомогательные линии)
– Расскажите по чертежу, как вырезать восьмиконечную звезду. (Совместная работа)
– Как вырезать ромбы? (Совместная работа)

План работы (записать на доске)

– Перед началом работы составим программу действий.

Программа действий:

  1. Вырезать символы.
  2. Правильно расположить узоры на основе.
  3. Наклеить узор на основу.
  4. Привести рабочее место в порядок.

VIII. Физкультурная минутка (1 мин.)

Упражнения на внимание

– Руки вверх, хлопок, вперёд – 3 хлопка, в плечам, на пояс, вперёд – хлопок и т.д.

IX. Самостоятельная работа (pабота по группам) (20 мин.)

– Представьте, что вы мастера, работаете в художественной мастерской. Вы должны, проявив творчество, используя элементы-символы, придумать и сделать аппликацию-орнамент, украсить народными узорами марийское женское платье, мужскую рубаху, полотенце и скатерть.

(Учитель выдаёт детям заготовки для оформления).

1 группа детей украшает марийскую мужскую рубаху.
2 группа детей украшает орнаментом женское платье.
3 группа детей украшает полотенце.
4 группа детей украшает скатерть.

(Включаю магнитофон с записью марийской народной музыки.)

X. Подведение итогов (1 мин.)

– Скажите, дети, можно ли по работе сказать какой мастер работал над изделием?
– А что можно по выполненной работе судить об авторах? (Демонстрация готовых работ.)
– Можно ли сказать , что эти работы выполнены с любовью ?
– Ребята, посмотрите на свои руки. Они у вас «золотые», а вы – настоящие мастера своего дела!
– Что нового узнали на уроке? Чему научились на уроке? (Научились вырезать символы для марийского орнамента).
– Ещё раз назовите основные особенности марийского народного орнамента.

Выводы:

  • Орнамент – живописное графическое или скульптурное украшение, узор из сочетания геометрических, растительных или животных элементов.
  • Основные фигуры – симметричные геометрические фигуры.
  • Основные цвета – белый, красный.
  • Размеры – мелкий, средний.

– Каково основное назначение марийского орнамента?
– Нужно ли знать, изучать, любить народное искусство?
– У вас золотые руки, вы – настоящие мастера – будущее нашей страны. Мне очень понравилось общение с вами.

XI. Домашнее задание (1 мин.)

Потренируйтесь в умении вырезать эти символы, научите своих родителей, друзей, оформите аппликации.
– Урок окончен. Всем спасибо!