Литературное чтение. Обобщающий урок по разделу "Из детских журналов". Внеклассное чтение. Знакомство с детскими журналами

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • повторить, обобщить и систематизировать пройденный материал, полученный в разделе «Из детских журналов»;
  • развивать память, мышление, внимание, устную речь детей;
  • прививать любовь к чтению, художественной литературе.

Оборудование: карточки с заданиями и конверты; рисунки-рефлексия; эмблемы команд; мультимедийная презентация, проектор, экран.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент и психологический настрой

Дети произносят хором, стоя около своих рабочих мест.. (Приложение 1. Слайд 1)

День погожий, день веселый,
Небо – золото и синь!
Белокаменная школа –
Среди елок и осин.
Рядом роща, рядом поле,
Знают заяц и сурок.
Если тихо в нашей школе,
Значит, там идет урок.

Учитель. Добрый день, дорогие гости! Нам приятно видеть вас на нашем уроке литературного чтения. Пусть этот день принесет и взрослым, и детям радость общения, наполнит сердца благородными чувствами. А теперь пришло время поздороваться с нашими гостями.

Дети поворачиваются к гостям и говорят хором.

«Здравствуйте» – скажем руками. Пожимают друг другу руки.
«Здравствуйте» – скажем глазами. Смотрят друг на друга, кивают головой.
«Здравствуйте» – скажем ртом: Обращаются к гостям.
«Здравствуйте!»
Станет радостней кругом.

Дети занимают свои рабочие места.

2. Сообщение темы и постановка целей урока (Приложение 1. Слайд 2)

Учитель.

Сегодня у нас необычный урок
На нём подведём мы работы итог.
О произведениях для детей
Мы поговорим,
То, что читали, повторим.
Во саду ли, в огороде
Девица гуляла,
Во саду ли, в огороде
Цветочки поливала.
Один цветочек сорвала,
И нам в класс передала.
Орешек знаний тверд, но все же –
Мы не привыкли отступать!
Нам расколоть его поможет…

Дети. Наш КВН с девизом: «Хочу все знать!»

Учитель. Знания, по какому разделу мы будем сегодня обобщать? «Из детских журналов».
Кто главные герои произведений из этих рассказов? Девчонки и мальчишки.
Похожи ли они на вас? Как мы можем их назвать? Выдумщики, фантазёры, затейники, умники.

3. Работа по обобщению раздела «Из детских журналов» (Приложение 1. Слайд 3)

1). Приветствие команд

Учитель. Мы начинаем наш урок-КНВ с приветствия команд. (Приложение 1. Слайд 4)

Дети выходят к доске, команды выстраиваются полукругом с правой и левой стороны.

I команда.

1 ученик. Вас приветствует команда (вместе) «Книга».

2 ученик.

Я к вам обращаюсь, друзья-дети!
Полезнее книги нет вещи на свете!
Пусть книги друзьями заходят в дома.
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!

3 ученик. А в  народе говорят:

4 ученик. Книга поможет в труде, выручит в беде.

5 ученик. Кто много читает, тот много знает.

6 ученик. Прочёл новую книгу – встретился с другом.

7 ученик. Хорошая книга – лучший друг.

8 ученик.

В одиночестве, в покое –
Дремлют книжные герои.
На страницах книг своих.
Пробудите к жизни их!

9 ученик.

Что им маяться от скуки?
Все герои любят труд!
Вам, друзья, и книги в руки –
Пусть герои оживут!

10  ученик. Наш девиз:  (вместе) «Чтоб незнайкой не прослыть, с книгой мы должны дружить».

II  команда.

1  ученик. Вас приветствует команда (вместе) «Игра». (Приложение 1. Слайд 5)

2  ученик.

Мы сейчас чуть не оглохли,
Но признаюсь от души:
И девчонки, и мальчишки –
Все вы были хороши!

3  ученик.

Веселитесь и шумите
Вы, пожалуйста, всегда.

4  ученик. Не болейте никогда.

5  ученик.

А когда вам станет скучно,
Только крикните: (вместе) «Игра!»

6  ученик.

Нас солнца луч смешит и дразнит,
Нам нынче весело с утра,

7  ученик.

Осень нам дарит урок-праздник,
И главный гость на нём – (вместе) ИГРА.

8  ученик.

Она нам друг – большой и умный,
Не даст скучать и унывать.

9 ученик.

Затеет спор весёлый, шумный,
Поможет новое узнать.

10  ученик.

Расскажет про героев книжек
На юг, на север поведёт.

1  ученик.

Она мечте научит дерзкой,
И в жизнь большую поведёт!

2  ученик. Наш девиз: (вместе) «Делу время, а потехе час».

2) Конкурс «Разминка» (Приложение 1. Слайд 6)

Учитель.Наш первый конкурс «Разминка». Я буду задавать вопросы командам по очереди, на которые необходимо отвечать быстро и чётко. И так, первый тур.

Учитель.Я называю фамилию автора, произведения которого вошли в этот раздел, а вы мне называете его имя.

Владимиров – Юрий (Приложение 1. Слайды 7-9)
Хармс – Даниил (Приложение 1. Слайды 11-12)
Введенский – Александр (Приложение 1. Слайд 13-15)
Маршак – Самуил (Приложение 1. Слайд 16-18)

Учитель. А теперь, я называю произведение, а вы его – автора.

«Учёный Петя» – Александр Введенский (Приложение 1. Слайд 19)
«Игра» – Даниил Хармс (Приложение 1. Слайд 20)
«Вы знаете?» – Даниил Хармс (Приложение 1. Слайд 21)
«Весёлые чижи» – Даниил Хармс, Самуил Маршак (Приложение 1. Слайд 22)
«Лошадка» – Александр Введенский (Приложение 1. Слайд 23)
«Чудаки» – Юрий Владимиров (Приложение 1. Слайд 24)

Учитель. Вы хорошо справились с этим конкурсом, и мы переходим к следующему конкурсу «Домашнее задание».

3). Конкурс «Домашнее задание» (Приложение 1. Слайд 25)

Учитель. Какое задание вы должны были подготовить к нашему конкурсу.

Выразительное чтение по ролям любого произведения из раздела. Мы держали наши произведения в секторе, чтобы противники смогли по определению определить, о каком стихотворении идёт речь.

Учитель.Начинает команда «Книга».

Дети.Главных героев произведения, которое мы подготовили можно назвать, выдумщиками, фантазёрами, затейниками, сочинителями. «Вы знаете?»

Учитель. А у меня к вам дополнительный вопрос, кто написал это стихотворение? Даниил Хармс

(Приложение 1. Слайд 26)

Команда «Книга» читает по ролям  стихотворение Даниила Хармса «Вы знаете?».

Учитель.А что нам скажет команда «Игра»?

Дети.Главные герои нашего стихотворения мальчишки, которых звали Петька, Мишка, Васька, а ещё одна добрая корова. «Игра»

Учитель.А у меня к вам тоже дополнительный вопрос, кто написал это стихотворение? Даниил Хармс (Приложение 1. Слайд 27)

Команда «Игра» читает по ролям  стихотворение Даниила Хармса «Игра».

4) Физминутка

На болоте две лягушки,
Две зелёные подружки,
Рано утром умывались,
Полотенцем растирались;
Ножками потопали,
Ручками похлопали,
Вправо, влево наклонялись
И обратно возвращались.
Вот здоровья в чём секрет!
Всем друзьям физкультпривет!

5) Конкурс «Отгадай-ка» (Приложение 1. Слайд 28)

Учитель.По отрывку из произведения вы должны будете отгадать стихотворение, определить его название, автора, найти его в учебнике и прочитать следующий отрывок. Команды получают конверты с заданиями.

I конверт.

Чиж – судомойка,
Чиж – поломойка,
Чиж – огородник,
Чиж – водовоз… С. 170 «Весёлые чижи» Д. Хармс, С. Маршак.

Я послал на базар чудаков,
Дал чудакам пятаков,
Один пята на кушак,
Другой пятак на колпак,
А третий пятак так… С. 176 «Чудаки» Юрий Владимиров.

Я шёл зимой вдоль болота
в галошах, в шляпе и в очках.
Вдруг по реке пронёсся кто-то
на металлических крючках… с. 174 «Что это было?» Д. Хармс

II конверт.

Вот сидит пред нами Петя,
Он умеет всех на свете,
Всё он знает,
Понимает,
Всё другим он объясняет… С. 177 «Учёный Петя» А. Введенский

Жила-была лошадка,
Жила-была лошадка,
Жила-была лошадка,
А у лошадки хвост… С. 182 «Лошадка» А. Введенский

Жил на свете старичок
Маленького роста,
И смеялся старичок
Чрезвычайно просто… С. 184 «весёлый старичок» Д. Хармс

6) Физминутка

Слово спряталось куда-то. Дети ходят по классу и ищут слово.
Слово спряталось и ждёт:
Пусть найдут меня ребята,
Ну – кто меня найдет!

Находят запись и читают.

Дети. Конкурс «Словарик».

7) Конкурс «Словарик» (Приложение 1. Слайд 29)

Учитель. Дайте значение следующих слов.

Дети путём жребия выбирают карточку с заданием.

I карточка.

Кушак – Пояс, обычно широкий, матерчатый. (Приложение 1. Слайд 30)
Таратайка – Лёгкая двухколёсная повозка с откидным верхом. (Приложение 1. Слайд 31)

II карточка.

Тромбон – Медный оркестровый духовой инструмент низкого и резкого тембра. (Приложение 1. Слайд 32)
Кухарка – Прислуга на кухне, готовящая пищу. (Приложение 1. Слайд 33)

4. Внеклассное чтение. Конкурс «Капитаны, вперёд!». (Приложение 1. Слайд 34)

Учитель.Наши капитаны подготовили интересные рассказы из детских журналов.

Капитан команды «Книга». Мой рассказ написан в журнале «Мурзилка». Этот журнал выходит один раз в месяц. Номер 5 за 2003 год посвящён 300-летию со дня рождения города, который называют северной столицей. Я расскажу вам сказку о Санкт-Петербурге.

Капитан команды «Игра».  Мой рассказ написан в детском юмористическом журнале «Весёлые картинки». В этом журнале собраны смешные рассказы, стихотворения, головоломки, загадки и игры. Я хочу вам рассказать, как крот и мышонок цыплёнка спасли.

Учитель. Назовите, какие ещё детские журналы вы знаете? «Ёж», «Чиж», «Миша», «Колобок», «Два жирафа».  Как расшифровывается названия журналов «Ёж», «Чиж»?
«Ёж» – ежемесячный журнал.
 «Чиж» – чрезвычайно интересный журнал. (Приложение 1. Слайды 35-37)

5. Дополнительный материал.  Тест по обобщению раздела «Из детских журналов»

Тест по теме «Из детских журналов»

1. Выбери название популярного детского журнала.

  • «Мурзилка»
  • «Крестьянка»
  • «Веста»

2. Назовите фамилию автора, который придумал «Учёного Петю».

  • Хармс
  • Введенский
  • Маршак

3. Вставь слово, которое сделает эту фразу законченной.

Не хвались сам, а жди, когда … похвалят.

  • Тебя
  • Мама
  • Люди

4. Что можно увидеть с закрытыми глазами?

  • Сон
  • Мышку
  • Вселенную

5. На что потратили один пятак Чудаки – герои стихотворения Ю. Владимирова?

  • Кушак
  • Тулуп
  • Фартук

6. Сколько сыновей у папы – главного героя стихотворения Д. Хармса?

  • Двадцать
  • Сорок
  • Пятнадцать

7. Когда автомобиль едет, какое колесо у него не вертится?

  • Переднее
  • Заднее
  • Запасное

Проверка: (Приложение 1. Слайды 38-44)

6. Итог урока. Рефлексия

– Из каких журналов собраны наши произведения из раздела? «Ёж», «Чиж», «Миша», «Колобок», «Два жирафа», «Мурзилка», «Весёлые картинки».
Где мы можем найти эти журналы? В библиотеке или в продаже.
Самый популярный автор детского журнала? Д. Хармс. Почему вы так решили? Его имя чаще других встречается в этом разделе.
К какому жанру устного народного творчества можно отнести стихотворение Д. Хармса «Вы знаете?...»? Небылица.
– Как вы чувствовали себя на уроке? Понравилась ли вам такая форма работы? Почему? Подумайте, сумели ли вы разгрызть орешек знаний на сегодняшнем уроке? Если да, то вы можете подойти и взять свой цветочек знаний. А если вы работали не в полную мощь, и вам орешек остался целым, возьмите его. (Приложение 1. Слайд 45)