Урок по теме "Озера. Искусственные водоемы"

Разделы: География


Цель урока:

  • Образовательные – сформировать представление о многообразии озер миры, их происхождении, особенностях, значении; а также о видах искусственных водоемов.
  • Развивающие – продолжить формирование умений учащихся анализировать, сопоставлять карты, схемы, таблицы, определять географическое положение и описание озер по типовому плану с целью получения новых знаний.
  • Воспитательная – воспитывать чувство долга, ответственности, коллективизма, чувство прекрасного и бережного отношения к своей Родине.

Методы обучения: репродуктивный, частично поисковый, словесно– наглядно– практический.

Форма организации работы в классе: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Форма организации занятий: фронтальная беседа, компьютерные презентации, самостоятельная работа, групповая и индивидуальная работа.

Средства обучения: Герасимова Т. П. Начальный курс географии: Учеб. Для 6 кл. // Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова – М.: Дрофа,2004; физическая карта полушарий; компьютер, слайды компьютерной презентации; карточки – задания; атласы и контурные карты по географии 6 класса; фотографии (озеро Витерево).

Хронометраж урока:

  • Организационный этап – 1 мин.
  • Этап всесторонней проверке знаний – 9 мин.
  • Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала – 3 мин.
  • Этап усвоения новых знаний – 24 мин.
    а) компьютерная презентация – 8 мин.
    б) работа с компьютерным слайдом – 3 мин.
    в) отчет лидеров групп – 5 мин.
    г) фронтальная беседа – 3 мин.
    д)сообщение учащегося с использованием презентации – 5 мин.
  • Этап проверки понимания учащимися нового материала – 2 мин.
  • Этап закрепления нового материала – 2 мин.
  • Этап подведения итогов занятия – 2 мин.
  • Этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению – 2 мин.

Ход урока

1. Организационный этап.

Взаимное приветствие учащихся и учителя, фиксация отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку.

2. Этап всесторонней проверке знаний.

Тест. (Готовимся к ЕГЭ) (см. приложение1).

3. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

Формулировка темы и задач урока. Вводное слово учителя.

– Мы продолжаем изучение темы “Гидросфера”. Что мы уже изучили по этой теме?

Ученики. Мировой океан и его части; воды суши – реки.

Учитель. Правильно. Мы сегодня будем изучать следующий вид вод суши. Послушайте загадки.

Посреди поля лежит зеркало,
Стекло голубое, рама зеленая.
Глядятся в него молодые рябинки,
Цветные свои, примеряя косынки.
Глядятся в него молодые березки,
Свои перед ним поправляя прически.
И месяц и звезды – в нем все отражается...
Как это зеркало называется?
(Озеро.)

Я реке и друг и брат.
Для людей трудиться рад.
Я машинами построен,
Сократить пути могу
И от засухи, как воин,
Лес и поле берегу.
(Канал.)

Итак, тема урока “Озера. Искусственные водоемы” (презентация, слайд 1).

Учитель. Исходя из названия темы, какие вопросы мы будем изучать?

Ученики. Многообразие озер, их происхождение, распространение, значение, искусственные водоемы – каналы, пруды, водохранилища.

Учитель. Какие формы работы мы будем использовать на уроке?

Ученики. Работа с тетрадью, с текстом учебника, таблицами, настенной картой, с картами атласа, контурными картами, компьютер.

Учитель. Наша учебная дорога длинна и поэтому без промедления мы отправляемся в путь. Для успешной работы мы разделились на группы, которые в течении урока будут выполнять различные задания. Во главе каждой группы стоит лидер, который будет оценивать работу каждого в своей группе.

Открываем тетради, записываем тему урока.

4. Этап усвоения новых знаний.

Мы с вами живем в мире слов. Каждое слово что-нибудь обозначает. Давайте попытаемся дать определение слову озеро.

Групповая работа.

1. Самостоятельная работа.

1 задание.

Учитель. Предлагает каждой группе карточку №1 (приложение 2).

Карточка № 1. Из трех определений выбрать нужное (ответ зачитать).

Учитель. Сравните, как определяют это понятия авторы учебника (стр. 95 §31).

Озером называется замкнутый водоем, образовавшийся на поверхности суши в природном углублении (презентация, слайд 2).

Итак, озеро – это природное углубление, а углубление – это котловина, образованная на земной поверхности. Озерные котловины имеют разное происхождение.

Карточка  № 2. Тип озерных котловин (зачитывает ученик) (приложение3).

Карточка  № 3. На карточке № 3 даны описания причин образования озерных котловин (приложение4). Найдите соответствующие им названия из карточки № 2. Ответ запишите в тетрадь.

Самопроверка.

Команда, выполнившая задание, получает карточку самопроверку с ответами. Лидер оценивает работу в группе. (Карточка самопроверки – см. приложение 4)

Учитель. После выполнения всех групп этого задания, просит зачитать правильные ответы. Презентация, слайды 3–5.

2 задание. Отгадать озеро по словесному описанию.

Учитель. Предлагает познакомиться с самыми известными озерами мира, в том числе и России.

Выполнить задание – отгадать озеро (см. приложение5).

3 задание. Работа с картами атласа и контурными картами.

Используя карты атласа, отметить отгаданные озера в контурных картах (работа в атласе с картами “Физическая карта полушарий, физическая карта России”).

Работа в группах.

Учитель. После проверки ученики показываю перечисленные озера на настенной карте.

Слово учителя.

Озеро – это не только котловина, но и углубление заполненное водой. Все озера по расходу и приходу воды можно разделить на 2 группы (презентация, слайды №6-№8).

Самостоятельная работа. Определить вид озера по приходу и расходу воды.

Задание по группам.

Дать анализ озеру по карточке (1 группа – карточка № 4, 2 группа – карточка № 5, 3 группа – карточка № 6 (см. приложение 6)) и приведите примеры, используя карты атласа при этом заполняя схему в тетради.

Слово учителя.

Озера отличаются и по наличию соли. Все озера по солености можно разделить на 3 группы (презентация, слайды 9–11). Привести примеры.

Каждое озеро – это сложный живой организм, реагирующий на все изменения окружающей среды. Каждое озеро имеет свою жизнь (презентация, слайд 12).

5. Этап проверки понимания учащимися нового материала.

Ответы на вопросы с последующей самопроверкой (презентация, слайд 13)

Учитель. Ответьте на вопросы:

  1. Самое большое море-озеро?
  2. Самое глубокое озеро?
  3. Самое соленое озеро?
  4. Какое происхождение имеют озера, образовавшиеся в результате движения земной коры?

Ответы:

  1. Каспийское;
  2. Байкал;
  3. Мертвое;
  4. Тектоническое

Проверка индивидуального творческого задания.

1. Сообщение об озере Светлояр с компьютерной презентацией.

Учитель. Нижегородская область также богата озерами. Их насчитывают более 7 тысяч (сообщение с презентацией Вики Тюревой) (приложение 7).

2. Индивидуальная работа.

Выставка фотографий озера Витерево.

Фотосессия про озеро Витерево – крупном памятнике природы в Нижней Верее Выксунского района.

Фронтальная беседа.

Учитель. Какими еще водами суши, кроме озер, богат наш Выксунский край?

Ученики. Прудами.

Учитель. А кто эти пруды создал и для какой цели?

Ученики. Искусственные водоемы созданы человеком (братьями Баташовыми для металлургических заводов), созданы для запасов воды.

Учитель. Перечислите известные вам пруды в Выксунском районе.

Ученики. Верхневыксунский, Нижневыксунский, Средневыксунский, Запасный, Велетьменский, Досчатинский, Вильский.

Учитель. Какие еще искусственные водоемы вы знаете?

Ученики. Каналы.

Учитель. Что такое каналы? Для каких целей их строят? (смотри учебник страница 101 §33)

Ученики. Каналы – искусственные реки, строятся для сокращения пути; для орошения.

5. Этап закрепления нового материала.

Групповая работа.

Учитель. (Предлагает выполнить задание по группам.)

1. Как вы можете попасть из Москвы в:

1 группа: в Балтийское море;
2 группа: Белое море;
3 группа: Каспийское море.

При условии, что ваш путь должен быть водным.

Работами с картами полушарий и России.

Отчет групп.

Ответ:

1 группа – Волго-Балтийский канал;
2 группа – Беломорский канал;
3 группа – канал им. Москвы – Волга.

Вывод:

Учитель. В наш век, когда водные ресурсы земли истощаются, значение пресных водоемов, сохранение их чистоты, становится делом первостепенной важности. Вот поэтому даже к самому крошечному озеру,наполненному “живой” водой, следует относиться как к ценнейшему дару природы.

6. Рефлексия.

Учащиеся делятся впечатлениями от урока, отвечая на вопросы:

  1. Было ли мне интересно?
  2. Что вызвало у меня наибольшие трудности?
  3. Где бы вы могли применить полученные знания?

Лидер оценивает работу своей группы, выявляют лучшего знатока.

7. Этап подведения итогов занятия.

Учитель. Сдать листы самоконтроля. Ответьте на вопрос:

  1. Перечислите главные идеи урока.
  2. На какие вопросы вы хотели бы услышать ответ?

8. Этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Домашнее задание:

§31. Творческое задание:

1 группа: разработать план описания географического положения озер. Описать ГП озера Байкал.

2 группа: составить сообщение об охране вод суши.

3 группа: подготовить сообщение о Выксунских прудах.

Индивидуальное задание. Создать презентацию.

Список литературы:

  1. Учебник: Т. П. Герасимова, Н. П. Неклюкова. Начальный курс географии. 6 класс. – М.: Дрофа, 2004.
  2. Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии. 6 класс. – М.: “ВАКО”, 2005.
  3. Географический атлас. 6 класс. – М.: Дрофа,2008.
  4. Шатных А. В. Рабочая тетрадь по географии, 6 класс. – М.:Дрофа, 2007.
  5. За страницами учебника географии. – М.: Дрофа, 2005.
  6. Интернет – ресурсы.
  7. Мультимедийные обучающие программы:
  8. География 6 класс. Начальный курс.
  9. Библиотека электронных наглядных пособий по курсам географии.