"В гостях у времени года". Фольклорный праздник для детей дошкольного возраста

Разделы: Музыка


Для проведения праздника не нужен зал со сценой. Его можно провести в любой просторной комнате или в спортзале. Стулья расставляются вдоль стен, в центре - площадка для ведущих и выступающих. Все участники праздника присутствуют в зале.

Большой фантазии со стороны организаторов требует оформление помещения. В этом деле могут заранее принять все желающие. Зал поделить на четыре части, каждую оформить соответственно своему времени года. Для оформления подойдут рисунки детей, гирлянды из снежинок, листьев, птиц, цветов, грибов и т. д.

На стенах плакаты:

"Лето - кладовая секретов",
"Кулик-самород весну несет",
Дождь в ночь, льёт в мочь,
Дождь в ночь вон прочь.

Морозы трескучие, снеги сыпучие,
Ветры завьюжные, метели дружные.

Хороша зима снегами, весна - цветами,
Лето - грибами, а осень стогами.

Все дети приходят в зал в костюмах и в головных уборах.

У входа в зал красочный плакат: "Добро пожаловать в Королевство времен года!" ведущие встречают гостей, рассаживают их по местам.

Ход праздника

1-й ведущий: Здравствуйте, ребята! Сегодня вы пришли в гости к временам года. Начинаем наш фольклорный праздник.

2-й ведущий: На этом празднике наши добрые хозяева Зима, Весна, Лето, Осень познакомят вас с русским народным творчеством - считалками, играми, загадками, сказками, песнями, скороговорками и приговорками.

/Под музыку появляются Зима, Весна, Лето, Осень./

Зима: Здравствуйте, гости дорогие!

Весна: Веселья вам да радости!

Лето: Давно мы вас ждём - поджидаем, праздник не начинаем!

Осень: Припасли мы вам забавушек на всякий вкус. Кому - правда, кому - сказка, кому - песенка!

Весна: Удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли слышно? Всем ли места хватило?

Зима: /Сердито/ Гостям-то, известное дело, хватило места.. Да не тесновато ли хозяевам?

Лето: да что ты, матушка, неуёмная какая! Ещё и праздник не начинали, а ты уж ворчать взялась!

Зима: За вами глаз, да глаз нужен! Вам бы только праздновать! А как сами толком не знаете. Вот порядок ли, что все мы тут толчёмся?

1-й ведущий: Да не ссорьтесь вы, сёстры дорогие! Посмотрите - лучше в зал. Какие сегодня ребята красивые собрались! Каждому времени года ребята посвятили свои костюмы. Давайте повеселим сегодня наших ребят, ведь они у нас в гостях. Пусть встреча с каждым из времён года запомнится им.

2-й ведущий: Ребята, ответьте мне хором, какое время года у нас сейчас на улице?

Дети: Зима! /Ответ детей зависит от того, когда проводится праздник/

1-й ведущий: Правильно, поэтому слово мы предоставим старшей из всех сестёр - Зиме. /Праздник начинает то время года, которое в настоящий период стоит в природе/. Милости просим, матушка Зима, а остальные сёстры могут занять места рядом с ребятами.

Зима: Любит русский народ Зиму - зимушку. И на санках покататься можно, и в снежки поиграть, а длинным зимним вечером, под завыванье метели можно и сказку послушать. Ребята, хотите зимнюю сказку послушать?

Дети: Хотим!

Зима: Давайте представим, что за окном вьюга, а мы сидим у тёплой печки. А как же вьюга воет? Покажи-ка мне.

Дети: У-у-у!

Зима: Молодцы! А теперь сказка начинается.

/дети одной группы инсценируют русскую народную сказку "Лисичка-сестричка и серый волк". Они показывают, как в зимнюю стужу волк ловил рыбу в проруби своим хвостом, а надоумила его на это дело хитрая лиса. В результате волк остался без хвоста, да ещё побитый./

Зима: /После показа сказки/. Вот дорогие гости, и такое бывает в лютые зимние морозы. Сказке нашей конец. А теперь пришёл черёд зимним загадкам, их у меня огромное множество.

Без рук рисует, без зубов кусает . (Мороз).

Шуба бела, весь свет одела. (Снег).

Без рук, без топорища выстроен мостище. (Лёд).

В новой стене, в круглом окне
Днём стекло разбито, за ночь вставлено. (Прорубь).

Без рук, без ног по полю рыщет.
Поёт да свищет, деревья ломает,
К земле всё приклоняет. (Ветер).

Есть один такой цветок.
Не вплетёшь его в венок.
На него подуй слегка -
Был цветок - и нет цветка. (Снежинка).

Зима: /Продолжает/ Я думала, что очень сложные загадки вам приготовила, а вы все отгадали. Порадовали вы меня. Спасибо вам. А ещё ребята, припасла я для вас интересную игру, а играть-то вы все мастера, я это знаю.

Зима: /Поёт/

Мороз, мороз, через дуб перерос, - 2 раза.
Бабу снежную привёз,
Баба, баба, беляком,
Получай-ка снега ком!

Ну-ка, добры молодцы да красны девицы, берите в руки снежки да постарайтесь попасть в снежную бабу.

/Ведущие выносят макет снеговика и корзину со снежками, сделанными из ваты. Дети соревнуются в метании. Победители получают призы./

1-й ведущий: Дорогая Зимушка! Наши ребята приготовили тебе свой подарок.

Зима: Ой, это интересно! Я с удовольствием приму от них подарок.

1-й ведущий: Ребята приготовили для тебя песню

"Как на тоненький ледок".

/Дети поют и одновременно инсценируют песню/.

Зима: От души поёт, ребята! Спасибо за подарок. Рада была с вами познакомиться. А теперь я уступаю место своей младшей сестре Весне.

2-й ведущий: Ребята, чтобы весна пришла на смену Зиме, надо её покликать. Давайте хором произнесём слова:

Жучик - крючик - паучок,
Прилети к нам куличок,
Виту - иту - виту - лай,
Принеси весну в наш край.

/Под музыку входит Весна/.

Весна: Кто меня, Весну - красну звал -вызывал? Вы, ребята?

Дети: Да!

Весна: Вот и я пришла. А с сестрицей Зимушкой нужно попрощаться, слова особые сказать, какие в прежние времена говорили:

Кулик, кулик!
Замыкай зиму,
Отпирай весну!

Ну вот, теперь можно и за игры приниматься. Поиграем в игру, которая называется "Фигуры".

/Желающие ребята выходят в круг и кружатся на месте. В середине стоит водящая Весна и поёт:

Море, берег, волна - раз;
Небо, звёзды, луна - два;
Солнце, луг, цветы - три;
На месте фигура, замри!

/Все замирают на месте. Кто не успеет замереть или зашевелится, выбывает из игры./

Весна: Молодцы! Хорошо поиграли. А вот ещё одна игра. Называется она "Колокольчик". Но в начале нужно выучить песенку.

/Разучивает с детьми песенку/.

Колокольцы - бубенцы,
Раззвонились удальцы:
Диги -диги -диги -дон,
Отгадай откуда звон!

/Для игры выбирают двух игроков. Они выходят на середину круга. Одному дают колокольчик, другому завязывают глаза. Все ребята хором исполняют песенку. После этого тот, у кого завязанные глаза, должен по звуку колокольчика поймать напарника с колокольчиком. Игру исполняют два - три раза./

Весна: Ну и горазды вы , ребятушки, в игры играть! Я даже притомилась, немножко! Пора мне место уступить Лету.

1-й ведущий: Дорогая Весна, на прощанье дети хотят подарить тебе свой хоровод.

Под музыку "Во поле берёза стояла" дети исполняют хороводный танец.

Весна: Вот и славно станцевали. С такими и прощаться жалко, но не навек же прощаемся, придёт опять мой черёд! До свидания!

/Под музыку входит Лето/

Лето: Вот и мой черёд настал поговорить с вами. Кто не любит лето? Лето любят все. Птицы поют, лягушки квакают, кузнечики стрекочут. В лесах поспевает клубника, земляника, черника, малина и смородина. Детям тоже раздолье летом. Можно погулять, искупаться, позагорать, грибы и ягоды собирать. Только будьте осторожны, когда в лес пойдёте, не заблудитесь, как заблудилась девочка в русской народной сказке.

Танец с корзинками.

2-й ведущий: Ребята, посмотрите, в нашем зале выросла большая ромашка.

Лето: Это ромашка не простая, а ромашка скороговорка. Пусть каждая группа детей возьмёт по лепестку. На листке записана скороговорка. Нужно хором произнести эту скороговорку три раза подряд.

/Ребята тренируются одну - две минуты, а затем показывают, как сумели выполнить задание/.

Звучат скороговорки:

  • Полпогреба репы, полколпака гороху.
  • От топота копыт пыль по полю летит.
  • Стоит гора посреди двора, на дворе - трава, на траве - дрова.
  • Прокоп украл укроп.
  • Ребята малы семигодовалы,
  • Во полях скирды заскирдовали.

Лето: А теперь ребятушки, хочу с вами разучить различные заклички. Знаете ли, как солнышко в непогоду звать? Я вас научу. Повторяйте за мной:

Солнышко, выгляни!
Красное, высвети!
К нам на нивку иди,
Ладить косы да серпы!

А дождик в засуху так вызывают:

Дождик, лей, лей, лей,
На меня и на людей,
Поливай ведром
На Егорьев дом.
Дождик, дождик, лей, лей,
Разгони моих гусей.
Мои гуси дома,
Не боятся грома.

Ой, вот и дождик заморосил, да и рожь в поле сжали, и рябина по лесам закраснела. Я и оглянуться не успело, как осень уже на пороге стоит.

1-й ведущий: Дорогое Лето, спасибо тебе за то, что ты так повеселило ребят. Прими от них не большой подарок - русскую народную песню "А я по лугу".

/Дети поют песню/.

А я по лугу,
А я по лугу,
Я по лугу гуляла,
Я по лугу гуляла.
Я с комариком,
Я с комариком,
С комариком плясала,
С комариком плясала.
Мне комарик ножку,
Мне комарик ножку,
Комар ножку отдавил.
Комар ножку отдавил.

Лето: Хорошо поёте, молодцы. Спасибо за такой подарок. А теперь я уступаю место красавице золотой Осени.

/Под музыку входит Осень/.

Осень: Вот и я прибыла!

Лето: Как добралась, сестрица дорогая?

Осень: на тучке приехала, ветер северный за погонщика был, дождик - изморось за указчика. Мне на пути нигде преграды не было!

Лето: До свидания, сестрица!

Осень: До встречи, Лето красное! /Обращается к детям/ Появились опята в лесу - лето кончилось. Это моя примета. А ещё обо мне говорят: "Гром в сентябре предвещает долгую осень", "В лесу много рябины - осень будет дождливая, малосухая". Осень все ждут. Ведь осенью люди собирают богатый урожай. Поработаешь в сентябре хорошо, всю зиму будешь с хлебом. Хлеб - наше главное богатство. Как прекрасно пахнет в доме свежий каравай хлеба!

Сейчас я всех вас приглашаю поиграть в хороводную игру "Каравай". Становитесь в круг. Выбираем именинника. Пусть это будет Маша. Поём такие слова:

Как на Машины именины
Испекли мы каравай
Вот такой вышины,
Вот такой ширины,
Вот такой ужины,
Каравай, каравай, кого хочешь выбирай!

/По ходу игры дети инсценируют эти движения./

Маша:

Я люблю, конечно, всех,
Но вот эта (этот) лучше всех!

/Игру повторяют два - три раза. В конце осень и ведущие угощают детей вкусным караваем./

Осень: ребята, чтобы у вас на столе всегда был такой хлеб, надо очень много трудиться. Не даром в народе говорят: "Без труда не вынешь и рыбку из пруда". А какие пословицы и поговорки знаете вы о труде?

В помощь ребятам можно назвать такие:

1. Труд человека кормит, лень портит.

2. Терпенье и труд всё перетрут.

3. Ремесло пить - есть не просит, а само кормит.

4. Скучен день до вечера, коли делать нечего.

5. Откладывай безделье, да не откладывай дела.

Осень: Молодцы! Я думаю, что вы трудиться умеете хорошо. А теперь для вас мои загадки:

Хороводом и в ряд
В шляпках молодцы стоят.
Кто не пройдёт,
Всяк поклон им отдаёт. (Грибы).

Сидит дед, в шубы одет,
Кто его раздевает,
Тот слёзы проливает. (Лук).

Мох, не мох - в лесу перинка,
На перинке не малинка;
И пригожа, и красна, разрумянилась со сна. (Клюква).

Осень: Делу - время, потехе - час. Пора и нам с вами про дела вспомнить, праздник заканчивать.

2-й ведущий: Подожди, сестрица Осень, а подарок от ребят ты разве не хочешь получить? Они исполнят песню

"На горе-то калина"

Осень: Большое вам спасибо, милые ребята, а прощаться всё же пришла пора. Пусть не надолго вернутся мои сёстры: Зима, Весна и Лето. Позовём их хором.

Дети: Зима! Весна! Лето!

/Под музыку входят все времена года/

Зима: Спасибо вам за то, что вы пришли в наше королевство времён года на праздник.

Весна: Спасибо за песни, танцы, сказки.

Лето: У вас появились новые знакомые - загадки, сказки, заклички, скороговорки, приговорки, песни. Пусть они помогают вам в учёбе и труде.

Времена года: /Вместе/

Хороша зима снегами,
Весна - цветами,
Лето - грибами.
А осень - стогами.

До свиданья!

/На мелодию русской народной песни дети покидают зал/.

Список литературы.

1. Азбука-потешка С Железнов. Москва, 2001 год.

2. Зимние забавы И Каплунова. Санкт-Петербург, 2006 год

3. Музыкально-двигательные упражнения. Минск, 2002 год

4. Музыкальное воспитание дошкольников. Москва, 1985.

5. Обучение дошкольников игре на музыкальных инструментах. Н.Г.Кононова. Москва, 1990 год.

6. Подвижные игры с песнями в детском саду. Н.Н.Доломанова. Москва, 2002 год.

7. Праздники в детском саду. Минск,2003 год.

8. Топ-топ каблучок. №1 - №2. И Каплунова. Санкт-Петербург, 2006 год.

9. Журналы:

  • музыкальный руководитель,
  • музыкальная палитра,
  • дошкольное воспитание.