Проблема внедрения технологии междисциплинарного обучения на уроках литературы в 10–11- х классах

Разделы: Литература


Технология междисциплинарного обучения (МДО) расширяет возможности педагога в работе с одаренными детьми. МДО предполагает: 1) интеграцию (получение знаний из разных научных областей или обобщение имеющихся знаний по предмету и самостоятельное овладение новыми знаниями); 2) особое строение урока (сдвоенный урок состоит из следующих этапов: мотивации, выдвижение гипотезы или гипотез, работа в группах, представление результатов групповой работы, выводы в соответствии с гипотезой, рефлексия).

Данные требования выполнимы на уроках литературы в 10-11 классах, так как уроки сдвоенные и есть темы, где возможны самостоятельные философские обобщения учащихся. Разработаны восемь уроков литературы в технологии МДО, шесть из них апробированы в 2006-2009 учебных годах на гуманитарном классе. Выявлены следующие проблемы внедрения данной технологии: 1) трудно сформулировать гипотезу; 2) трудно заранее просчитать время выступления отдельной группы; 3) существует риск перехода от технологии МДО к обычному уроку с групповой работой.

Возможно выдвижение следующих гипотез:

11 кл.

  • "В Гражданской войне нет победителей" (Тема урока: "Судьба человека в Гражданской войне");
  • "Какая же "правда" нужна человеку: правда-истина или правда-мечта? Правда-истина и правда - мечта?" (Тема урока "Три правды" в пьесе М. Горького "На дне");

10 кл.

  • "Человеческое счастье складывается из :" (Тема урока "Проблема счастья в поэме Н. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо");
  • "Зло в человеке не бывает безнаказанным" (Тема урока "Роман "Господа Головлёвы". Эпизоды из жизни одной семьи");
  • "Счастье человека многолико" (Тема урока "Первый бал Наташи Ростовой").

Предлагаем рассмотреть технологию МДО на материале урока в 10 классе по теме "Полифонизм романа Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание".

Цель урока: обобщение имеющихся знаний учащихся и самостоятельное осмысление философской проблемы (гипотезы).

Ход урока

1. Мотивация (слово учителя).

Полифонизм - это "многоголосие" (по Бахтину). Действительно, каждый из героев романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" имеет право на свой выбор: как жить? Но всех персонажей можно разделить на "переступивших" и "не переступивших" нравственный закон (идея А.Г.Кутузова). Что пришлось (или не пришлось) переступить каждому из героев?

2. Учащиеся анализируют отрывки из романа и выдвигают гипотезы.

а) Раскольников Соне: "Старуха, пожалуй что, и ошибка, не в ней и дело! Старуха была только болезнь : я переступить поскорее захотел : я не человека убил, я принцип убил! Принцип-то я и убил, а переступить-то не переступил";

б) Мармеладов о своём теперешнем состоянии: ": черта моя наступила";

в) Свидригайлов о себе: ":я согласен, что это болезнь, как всё переходящее через меру, а тут непременно придётся перейти через меру: но что же делать? Не будь этого, ведь этак застрелиться, пожалуй, пришлось бы";

г) Раскольников Дуне: ": и дойдёшь до такой черты, что не перешагнёшь её - несчастна будешь, а перешагнёшь - может, ещё несчастнее будешь:";

д) Автор о матери Раскольникова:": на многое могла согласиться: но всегда была такая черта: за которую никакие обстоятельства не могли заставить её переступить." Проблемный вопрос: как жить, чтобы не "переступить" законы нравственности?

3. Выполнение заданий по группам (5 групп).

1) "Правда" Родиона Раскольникова. (Основной принцип теории Р. Раскольникова - "исключительному человеку дозволено всё". Нравственно ли это? "Одно зло искупается многими добрыми делами". Возможно ли это? Почему Раскольников терпит крах: дело в его личных качествах или в несостоятельности самой теории? Как же жить, чтобы не "переступать" законы нравственности?).

2) "Правда" Сони Мармеладовой. (В чём "правда" Сони Мармеладовой? Почему Р. Раскольников видит в ней единомышленника? Чья "правда" побеждает: Р. Раскольникова или С. Мармеладовой? Как жить, чтобы не "переступить" законы нравственности?).

3) "Правда" Катерины Ивановны Мармеладовой". (В чём "правда" Катерины Ивановны? Есть ли общее в идее Катерины Ивановны - можно пожертвовать одним человеком, чтобы спасти многих - с теорией Р. Раскольникова? Как жить, чтобы не "переступить" нравственные законы?)

4) "Правда" Лужина. (Что превыше всего ценил Лужин в жизни и почему его раздражал разрыв с Дуней? Раскольников утверждает, что взгляды Лужина близки его теории. Согласны ли вы с ним? Почему Ф.М.Достоевский ни слова не говорит о дальнейшей судьбе Лужина? Какие "законы нравственности" нарушил Лужин? Как же жить, чтобы оставаться человеком?)

5) "Правда" Свидригайлова (Какое зло и какое добро делает людям Свидригайлов? Что сближает Р.Раскольникова и Свидригайлова и что разделяет их? Как в художественном мире романа подготовлено самоубийство Свидригайлова? Почему слово Дуни "Никогда!" Свидригайлов воспринял как окончательный приговор? Как же жить, чтобы оставаться человеком?).

4. Представление результатов групповой работы.

5. Выводы (возвращаемся к гипотезе). Как жить, чтобы не "переступить" законы нравственности? Любить людей, прощать чужие ошибки, верить в Бога и в человека.

Подводя итоги, следует отметить, что существуют проблемы внедрения МДО на уроках литературы в 10-11 классах, но однозначно, что данная технология повышает качество образования старшеклассников.