Внеклассное занятие по чтению "Ступеньки мудрости. По сказкам Леонардо да Винчи"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Цели:

  • Ознакомление учащихся с литературным творчеством Леонардо да Винчи.
  • Развитие устной речи учащихся, умственной активности; произвольного внимания, активного воображения, наглядно-образного и словесно-логического мышления, зрительной и слуховой, оперативной памяти.
  • Формировать навыки самоконтроля и самооценки.
  • Способствовать развитию умения сравнивать, обобщать, делать выводы.
  • Совершенствовать навыки работы с текстом.
  • Воспитание духовности, возникающей вследствие тонкости видения и восприятия мира, прививаемой живописью и литературой.
  • Воспитывать дружеское отношение друг к другу, чувство коллективизма, эстетического чувства, осознание важности процесса учения и познания для самосовершенствования и развития своего "я".

Тип урока - Урок обобщения и систематизации новых знаний.

Оснащение урока: ПК, презентация, репродукции картин художника и его изобретения, сборники сказок, афоризмов, пословиц, рисунки детей.

Ход урока

1. Организационный момент.

Презентация.

1.1. Проверка наличия и готовности учащихся к уроку, приветствие гостей, посылка добрых мыслей родным и близким.

Закройте глаза, положите руку на сердце и послушайте его и обратитесь к нему.

- Твоё сердце прекрасно, словно ра-ду-га-а-а-а-а! Моё сердце прекрасно, словно ра-ду-га-а-а-а-а!

- Какие возникли ощущения?

1.2. Сообщение темы и цели урока.

И это сердце прекрасно, только открывается оно не всем, а только пытливому уму. Такое сердце у сказок. А у чьих? (Слайд №1). Как вы думаете, какая тема нашего урока? Правильно!

1.3. Значение изучаемой темы для гармонического развития личности учащихся.

- Что бы вы хотели узнать по этой теме?

А чтобы ответить на эти и другие вопросы, какими мы должны быть на уроке?

2. Основная часть.

2.1. Биография

Уч. - Леонардо да Винчи был одной из самых ярких и загадочных личностей в истории человечества.

Леонардо да Винчи родился 15 апреля 1452 года в небольшом тосканском городке Винчи.

В Леонардо рано пробудилась тяга к природе. Часто, забыв шумные мальчишеские забавы, он без устали бродил по окрестным лугам и лесам, лазил по горам, вслушиваясь в незнакомые голоса земли и стараясь разгадать тайну жизни камней, растений и животных. Уже с детских лет он понял, сколь круты ступени, ведущие к истине, и как бесконечна сама лестница знаний. "Мудрость - дочь опыта",- любил он повторять, а позднее в своей записной книжке, с которой никогда не расставался, сделал такую запись: "Приобретай в юности то, что с годами возместит тебе ущерб, причиненный старостью. Помни, что пищей старости является мудрость, и пока молод, действуй так, чтобы не оставить свою старость голодной".

Трудно перечислить естественные и точные науки, история развития которых не была бы связана с его именем. Математика и механика, физика и астрономия, химия и геология, география и ботаника, анатомия и физиология - все это в равной степени интересовало его пронзительный ум.

Леонардо да Винчи пробовал свои силы в архитектуре, разрабатывая смелые градостроительные планы; он работал над усовершенствованием прялки, токарного станка и других механизмов. Будучи в Венеции, он заинтересовался идеей создания подводной лодки и был близок к ее осуществлению. Однако отказался обнародовать свой проект, опасаясь, что изобретение могло быть использовано во вред людям.

Этот величайший ум не ограничивался пределами земли, его манили просторы Вселенной. Леонардо внимательно изучал законы полета птиц, написал об этом специальный трактат и оставил чертежи изобретенного им воздухоплавательного аппарата. Не случайно перед зданием международного римского аэропорта Фьюмичино высится величественная фигура Леонардо да Винчи - первого изобретателя, приступившего к практическому осуществлению вековой мечты человека о полете.

Он стремился использовать науку и искусство для созидания человеческого счастья, а ему суждено было стать свидетелем крушения самых светлых своих надежд. Полный отчаяния и боли, он вынужден был скитаться по свету в тщетных попытках найти понимание и поддержку своим грандиозным замыслам, а под конец жизни обрел пристанище на чужбине при дворе французского короля Франциска 1. (Слайды № 3 - 10).

2.2. Чтение и анализ сказок и притч Леонардо да Винчи (Слайд № 11). Звучит песня "Дорогою добра".

- Но надо отметить, что Леонардо был не менее талантливым писателем. Что же ценного в его сказках? Раскроет секрет "сердце", в котором спрятаны сокровища веков. (На доске кроссворд в виде сердца). Отправимся в дорогу и возьмём с собой какое качество? (Доброта). Открывается в сердце строка № 7. А что такое - доброта? (Ответы детей). А поможет нам "Толковый словарь".

2.3. Слайд № 12-13 (Невод). Наш путь пролегает мимо реки. Героев какой сказки вы видите? О чём же они говорят? В чём заключалась проблема? Какими были речные обитатели? (робкими, неуверенными, трусливыми). Что посоветовал карп? Зачитайте, где пескари подбадривали. Какое качество обрели речные обитатели? (мужество). А что это за качество? Обращение к словарю. (Слайд № 14-15)

Какова главная мысль сказки. (Не поддаваться панике, и страху, а проявить стойкость, смелость, смекалку, ведь безвыходных ситуаций не бывает).

Открывается в кроссворде, строка № 1.

2.4. (Бритва)

- А какой следующий герой нам встретится, вы узнаете, прочитав, название сказки, которое спряталось среди букв. Слайд № 16

А она уже тут как тут! Просит о помощи. Ребята, что вы ей посоветуете? (Заняться делом, развивать в себе такое качество, как трудолюбие. Так благодаря какому качеству жизнь Бритвы стала бы иной? (трудолюбию). Открывается в сердце строка №2. Обратимся к словарю. (Слайд № 17).

2.5. Учитель показывает спички и зажигалку.

- Ребята, сейчас пользуются этим, а раньше? (Кремень и Огниво)

Что такое кремень? (Ответы детей) -Обратимся к словарю (Слайд № 18)

Огниво? (Слайд № 19)

Исследуйте текст. Какие проблемы в нём? Помогите сказке восстановить текст. (Слайд № 20)

Чтение по ролям. Чему учит эта сказка? (терпению). Какова главная мысль? О каком качестве говорится? (терпение). Обратимся к словарю. Открывается в кроссворде, строка № 4.

Обращение к словарю. (Слайд № 21)

Физминутка

2.6. Прочитайте слова. Знакомы они вам? Помогите словам вернуться в свои сказки. (Слайд №22).

Дети выполняют, а затем проверяют. (Слайд №23).

- Чему учит сказка? Каким качеством обладали журавли? (Верностью) Слайд № 24. (открывается в кроссворде строка № 6)

А удоды? (любовью и благодарностью). (Слайд № 25) (открывается в кроссворде строка № 3, 5)

2.7. Слайд № 26

Прочитайте по вертикали ключевое слово, благодаря которому открылось наше сердце. (Мудрость). Обращение к словарю - Слайд № 27.

3. Итог. - Какими качествами обладал Леонардо да Винчи? Чему учат его сказки?

Сам Леонардо да Винчи сформулировал такие свойства мудрости. -Слайд № 28

Что нового узнали? Что понравилось? Ещё больше информации вы можете взять с нашей выставки. За что вы можете похвалить себя? Своего товарища?

4. Рефлексия.

- Перед вами на столах лежат сердечки. Впишите в них одно понравившееся качество, которое вы хотели бы иметь у себя и приклейте его в Сердце нашего класса.

Приложение.