Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Урок русского языка во 2-м классе "Парные и непарные звонкие и глухие согласные"

Разделы: Преподавание в начальной школе


ЦЕЛИ:

  • актуализация, уточнение и конкретизация знаний учащихся о парных и непарных звонких и глухих согласных; введение в активный словарь терминов парные согласные и непарные согласные;
  • развитие речи, внимания, памяти, мышления, фонематического слуха; обогащение словарного запаса;
  • воспитание культуры общения и интереса к русскому языку.

ХОД УРОКА

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

- Я приветствую вас как сотрудников Звуковой лаборатории Русскоязычного института. С чего начнём? С улыбки! Улыбнитесь друг другу. Ведь с приветливыми, доброжелательными людьми приятнее общаться.

II. МОБИЛИЗУЮЩИЙ ЭТАП.

- Наша Звуковая лаборатория работает под девизом:

Русский язык - это интересно!

- Вы согласны? Почему?

- Выполняя это упражнение, мы произнесли много разных слов. Скажите, из чего состоят слова?

- На какие две группы делятся все звуки русского языка?

- Каких звуков в русском языке больше?

- Опираясь на свои ответы, скажите, над чем мы сегодня будем работать.

- Какую работу необходимо выполнить?

Повторить:

Развивать умение:

- В нашей лаборатории нужно трудиться, зная важные сведения о звуках:

  • Звуки живут в словах.
  • Их слышно, но не видно.
  • Их можно произнести, но нельзя написать.

- А как обозначаются звуки на письме?

III. МИНУТКА ЧИСТОПИСАНИЯ.

- Посмотрите на буквы на доске:

С, б, ж, х, ф, д.

- На какие группы их можно разделить?

- Составьте и запишите разные цепочки с буквами каждой группы:

схф сфх хсф хфс фсх фхс

бжд бдж жбд ждб дбж джб

- Какие звуки обозначают написанные вами буквы в первой строке? Во второй?

- Итак, сегодня мы будем говорить о звонких и глухих согласных.

IV. СЛОВАРНО-ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА.

Сегодня к нам пришло новое слово, которое необходимо исследовать. Вы его сможете определить, если расположите прямоугольники в порядке увеличения количества точек в каждом из них.

 

- Какое слово вы составили?

- Запишите его в тетрадь.

- Определите ударный слог, подчеркните безударную гласную.

- Что такое лопата?

- Какие отличительные признаки этого инструмента вы можете назвать?

- Скажите полностью, что обозначает слово лопата.

- Назовите согласные звуки в слове лопата, дайте им характеристику.

- Как произносятся согласные звуки?

- Итак, звуки речи произносятся при помощи или шума, или голоса, или того и другого. Посмотрите на схему "Скала Звучности" и попробуйте рассказать, как называются звуки, которые произносятся при помощи голоса; шума; голоса и шума.

V. ИЗУЧЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ. Парные звонкие и глухие согласные.

На доске написаны пары слов:

Бочка - почка;

Доска - тоска;

Влага - флаги;

Голос - колос;

Жар - шар;

Зуд - суд.

- Прочитайте вслух написанные пары слов. Значение каких слов вам неясно?

- Чем похожи между собой эти слова?

- Произнесите первые звуки в словах левого столбика.

- Какие это согласные звуки?

- Как они произносятся?

- Произнесите первые звуки в словах правого столбика.

- Какие это согласные звуки?

- Как они произносятся?

- Сравните первые звуки в каждой паре слов. Что вы можете о них сказать?

(Первые звуки в каждой паре слов встречают одинаковое препятствие. Только звонкий произносится с голосом, а глухой - без голоса.)

Значит, каждый звонкий звук с соответствующим глухим образует пару:

ЗВОНКИЕ [Б] [Б,] [В] [В,] [Г] [Г,] [Д] [Д,] [Ж] [З] [З,]

ГЛУХИЕ [П] [П,] [Ф] [Ф,] [К] [К,] [Т] [Т,] [Ш] [С] [С,]

- Пользуясь таблицей, назовите пары согласных по звонкости/глухости.

- Как можно назвать звуки, имеющие пару?

ВЫВОД: пар по звонкости/глухости - 11. Парные согласные дружат. Они почти близнецы и отличаются друг от друга только одним: у звонкого согласного есть голос, а у глухого - нет.

- Какими буквами на письме обозначаются данные звуки?

Б В Г Д Ж З

П Ф К Т Ш С

- Запишите парные согласные в тетрадь.

VI. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

- Я буду называть слова. Если слово начинается на звонкий парный согласный, вы приседаете, руки разводите в стороны. Если слово начинается на глухой парный согласный - встаёте, руки опускаете вниз.

Зайка, сайка, Веня, Феня, трава, дрова, жить, шить, тень, пень, дверь, зверь, пеньки, деньки.

VII. ЗАКРЕПЛЕНИЕ.

1. Узнавание парных согласных по звонкости/глухости.

- Найдите и выпишите слова, в которых есть одна из пар согласных по звонкости-глухости. Подчеркните парные согласные.

Парад, гудок, шарик, пальба, глазок, шажок, шефство, туда, буфет, серый, сюда.

2. Работа с учебником. Упражнение 74 (с. 73).

- Откройте учебник на с.73.

- Познакомьтесь со словами в упражнении.

- Назовите слова для справок.

- Обратите внимание на образец. Что вы можете сказать об этих словах? Чем они различаются? Так же подберите пары к остальным словам.

Башня - пашня, сова - софа, гости - кости, дачка - тачка, жар - шар, розы - росы.

- В записанных словах назовите и подчеркните буквы на месте парных звонких и глухих согласных звуков.

VIII. Физкультминутка. Развитие мелкой моторики.

Цветок.

Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел,
Он вспорхнул и улетел.

Маятник.

Маятник качается
Вперёд-назад, назад-вперёд,
От жёлтого к зелёному,
Потом наоборот.
Пока стрелка качается,
Уж столько раз подряд,
Ты на зелёный с жёлтого
Переводи свой взгляд.

img5.gif (1506 bytes)

IX. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА. Непарные звонкие и глухие согласные.

- Прочитайте слова. Какой согласный звук произносится в начале каждого слова - звонкий или глухой?

Щегол, лось, носорог, морж, цапля, хорёк, рысь, чайка, йод.

- Рассмотрите таблицу. Объясните, почему названные согласные расположены именно так.

 
,]