Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Интегрированный урок литература + обществознание в 10-м классе "Причины нравственного падения Катерины Измайловой"

Разделы: Преподавание истории и обществознания, Преподавание литературы


Цели.

Образовательные: вскрыть причины нравственного падения главной героини через идейно-художественное своеобразие произведения Н.Лескова “Леди Макбет Мценского уезда”; выявить основные условия возникновения отклоняющего поведения.

Развивающие: совершенствовать навык анализа текста; развивать умение учащихся на основе литературных персонажей проводить аналогию с реальной жизнью.

Воспитательные: способствовать развитию общечеловеческих ценностей, пробуждению внимания к внутреннему миру человека, развитию гуманистического сознания в осмыслении темы преступления и наказания.

Общепредметные: развитие аналитического мышления; совершенствование умений работать в творческих группах.

Оборудование: портрет Н.С.Лескова, телевизор, видеомагнитофон, кассета с кадрами из фильма Р. Балаяна “Леди Макбет Мценского уезда” (“Мосфильм”, 1989 год).

На уроке осуществлялся дифференцированный подход. Учащимся продуктивного уровня познавательной активности были даны задания, предлагающие выявить социологические и культурологические причины нравственного падения Катерины Измайловой, учащиеся высокого уровня творческой познавательной активности исследовали текст произведения с литературоведческой точки зрения и выявили его художественные особенности.

Эпиграфы:

“Есть счастье праведное, есть счастье грешное. Праведное ни через кого не переступит, а грешное всё перешагнёт”. (Н. Лесков “Несмертельный Голован”)

“Бойся человека, Бог которого на небе” (Б.Шоу)

Учитель литературы:

Что такое любовь? Любовь… Каждый из нас хотя бы раз в жизни задумывался над тем, что это такое, но, согласитесь, дать однозначный ответ на этот вопрос не может никто. Сколько всего сказано, сколько написано по этому поводу, а между тем здесь по-прежнему остается какая-то загадка, тайна, разгадать которую человечество так, наверное, никогда не сможет.

Многие писатели в своих произведениях пытались разгадать загадку, найти ответы на непростые вопросы: что такое любовь? Каково её влияние на человека? Почему одних она облагораживает, делает лучше и чище, а других толкает на самые ужасные преступления? В своем очерке “Леди Макбет Мценского уезда”, изображая подлинную драму любви, пытается ответить на все эти вопросы. Повесть “Леди Макбет Мценского уезда”, названную самим автором очерком, часто истолковывали как мелодраму с грубым эротизмом, с натуралистическими подробностями в описании уголовных преступлений. На самом деле это совсем не так. Натурализм и эротика не являются самоцелью для художника, а служат ему для верного воспроизведения своеобразных особенностей рисуемого быта.

В 1865 году русский читатель познакомился с трагической историей лесковской героини и, может быть, посчитал её нетипичной для России, случайной, тем более что в названии указание на шекспировскую реалию, а может быть, сам сюжет показался достойным уголовной хроники, а не беллетристики, тяготеющей к обобщениям. Русская женщина, возведенная н пьедестал Пушкиным, Тургеневым, Некрасовым, и вдруг… убийца.

А какое впечатление на вас произвело это произведение?

Что потрясло?

Учитель обществознания.

Дайте определение понятию “социальные нормы”.( Регулируют отношения в обществе: между людьми, группами людей, созданными ими организациями).

Учащиеся делают вывод, что главная героиня демонстрирует отклоняющее поведение, дают определение понятию “ отклоняющее поведение” (поведение, которое не согласуется с нормами, не соответствует тому, чего ждёт от человека общество).

Поэтому не случайна тема нашего урока.

Объявляется тема урока, цели.

Учитель литературы:

Нам предстоит выяснить через анализ произведения, какие причины повлияли на изменения в поведении главной героини и к каким последствиям они привели .

Учитель обществознания:

Каковы причины отклоняющегося поведения?

Учитель обращается к схеме на доске.

Дайте определение социологическим причинам отклоняющегося поведения человека.

(Во время кризисов, радикальных социальных перемен, жизненный опыт человека перестает соответствовать идеалам, воплощённым в социальных нормах. Социальные нормы разрушаются, люди теряют ориентацию, и это способствует возникновению отклоняющегося поведения)

Учитель литературы:

Есть ли социологическое объяснение причин отклоняющегося поведения главной героини произведения Н.Лескова “Леди Макбет Мценского уезда”?

В произведении не указаны социальные перемены, происходящие в обществе. Но если говорить о социальном положении Катерины, то необходимо отметить купеческий быт: патриарахальный, косный, неподвижный.

Каков образ жизни богатой купчихи Катерины Измайловой?

Учащиеся отмечают, что Катерина Измайлова – героиня, замкнуто живущая за высоким забором купеческой усадьбы. Материально и социально устроенная; замужество без любви; нет детей, чтобы удовлетворить потребность в любви; описание её каждодневного быта: “ Походит, походит Катерина Львовна по пустым комнатам, начнет зевать от скуки и полезет по лесенке в свою супружескую опочивальню… тут тоже посидит, поглазеет…опять ей зевнется…читать была не охотница…” Скука – главное состояние души героини, душевная и духовная неразбуженность. (“…скука купеческого дома, от которой весело, говорят, удавиться…”)

Выводы тезисно записываются в схеме: “мертвый” уклад жизни купчихи Измайловой, “высокий забор купеческой усадьбы”; скука.

Учитель обществознания:

Назовите культурологическое объяснение причин отклоняющегося поведения главной героини. (Преступное поведение - результат преимущественного общения индивида с носителями преступных норм. Преступная среда создаёт свою субкультуру, свои нормы, противостоящие нормам, признанным в обществе. Частота контактов с представителями преступной идеологии влияет на усвоение человеком норм антиобщественного поведения.)

Учитель литературы:

Каково же окружение Измайловой?

5 лет рядом неласковый муж; потом появляется Сергей.

Образ Сергея. “Всем вор взял –