Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Интегрированный урок литература + обществознание в 10-м классе "Причины нравственного падения Катерины Измайловой"

Разделы: Преподавание истории и обществознания, Преподавание литературы


Цели.

Образовательные: вскрыть причины нравственного падения главной героини через идейно-художественное своеобразие произведения Н.Лескова “Леди Макбет Мценского уезда”; выявить основные условия возникновения отклоняющего поведения.

Развивающие: совершенствовать навык анализа текста; развивать умение учащихся на основе литературных персонажей проводить аналогию с реальной жизнью.

Воспитательные: способствовать развитию общечеловеческих ценностей, пробуждению внимания к внутреннему миру человека, развитию гуманистического сознания в осмыслении темы преступления и наказания.

Общепредметные: развитие аналитического мышления; совершенствование умений работать в творческих группах.

Оборудование: портрет Н.С.Лескова, телевизор, видеомагнитофон, кассета с кадрами из фильма Р. Балаяна “Леди Макбет Мценского уезда” (“Мосфильм”, 1989 год).

На уроке осуществлялся дифференцированный подход. Учащимся продуктивного уровня познавательной активности были даны задания, предлагающие выявить социологические и культурологические причины нравственного падения Катерины Измайловой, учащиеся высокого уровня творческой познавательной активности исследовали текст произведения с литературоведческой точки зрения и выявили его художественные особенности.

Эпиграфы:

“Есть счастье праведное, есть счастье грешное. Праведное ни через кого не переступит, а грешное всё перешагнёт”. (Н. Лесков “Несмертельный Голован”)

“Бойся человека, Бог которого на небе” (Б.Шоу)

Учитель литературы:

Что такое любовь? Любовь… Каждый из нас хотя бы раз в жизни задумывался над тем, что это такое, но, согласитесь, дать однозначный ответ на этот вопрос не может никто. Сколько всего сказано, сколько написано по этому поводу, а между тем здесь по-прежнему остается какая-то загадка, тайна, разгадать которую человечество так, наверное, никогда не сможет.

Многие писатели в своих произведениях пытались разгадать загадку, найти ответы на непростые вопросы: что такое любовь? Каково её влияние на человека? Почему одних она облагораживает, делает лучше и чище, а других толкает на самые ужасные преступления? В своем очерке “Леди Макбет Мценского уезда”, изображая подлинную драму любви, пытается ответить на все эти вопросы. Повесть “Леди Макбет Мценского уезда”, названную самим автором очерком, часто истолковывали как мелодраму с грубым эротизмом, с натуралистическими подробностями в описании уголовных преступлений. На самом деле это совсем не так. Натурализм и эротика не являются самоцелью для художника, а служат ему для верного воспроизведения своеобразных особенностей рисуемого быта.

В 1865 году русский читатель познакомился с трагической историей лесковской героини и, может быть, посчитал её нетипичной для России, случайной, тем более что в названии указание на шекспировскую реалию, а может быть, сам сюжет показался достойным уголовной хроники, а не беллетристики, тяготеющей к обобщениям. Русская женщина, возведенная н пьедестал Пушкиным, Тургеневым, Некрасовым, и вдруг… убийца.

А какое впечатление на вас произвело это произведение?

Что потрясло?

Учитель обществознания.

Дайте определение понятию “социальные нормы”.( Регулируют отношения в обществе: между людьми, группами людей, созданными ими организациями).

Учащиеся делают вывод, что главная героиня демонстрирует отклоняющее поведение, дают определение понятию “ отклоняющее поведение” (поведение, которое не согласуется с нормами, не соответствует тому, чего ждёт от человека общество).

Поэтому не случайна тема нашего урока.

Объявляется тема урока, цели.

Учитель литературы:

Нам предстоит выяснить через анализ произведения, какие причины повлияли на изменения в поведении главной героини и к каким последствиям они привели .

Учитель обществознания:

Каковы причины отклоняющегося поведения?

Учитель обращается к схеме на доске.

Дайте определение социологическим причинам отклоняющегося поведения человека.

(Во время кризисов, радикальных социальных перемен, жизненный опыт человека перестает соответствовать идеалам, воплощённым в социальных нормах. Социальные нормы разрушаются, люди теряют ориентацию, и это способствует возникновению отклоняющегося поведения)

Учитель литературы:

Есть ли социологическое объяснение причин отклоняющегося поведения главной героини произведения Н.Лескова “Леди Макбет Мценского уезда”?

В произведении не указаны социальные перемены, происходящие в обществе. Но если говорить о социальном положении Катерины, то необходимо отметить купеческий быт: патриарахальный, косный, неподвижный.

Каков образ жизни богатой купчихи Катерины Измайловой?

Учащиеся отмечают, что Катерина Измайлова – героиня, замкнуто живущая за высоким забором купеческой усадьбы. Материально и социально устроенная; замужество без любви; нет детей, чтобы удовлетворить потребность в любви; описание её каждодневного быта: “ Походит, походит Катерина Львовна по пустым комнатам, начнет зевать от скуки и полезет по лесенке в свою супружескую опочивальню… тут тоже посидит, поглазеет…опять ей зевнется…читать была не охотница…” Скука – главное состояние души героини, душевная и духовная неразбуженность. (“…скука купеческого дома, от которой весело, говорят, удавиться…”)

Выводы тезисно записываются в схеме: “мертвый” уклад жизни купчихи Измайловой, “высокий забор купеческой усадьбы”; скука.

Учитель обществознания:

Назовите культурологическое объяснение причин отклоняющегося поведения главной героини. (Преступное поведение - результат преимущественного общения индивида с носителями преступных норм. Преступная среда создаёт свою субкультуру, свои нормы, противостоящие нормам, признанным в обществе. Частота контактов с представителями преступной идеологии влияет на усвоение человеком норм антиобщественного поведения.)

Учитель литературы:

Каково же окружение Измайловой?

5 лет рядом неласковый муж; потом появляется Сергей.

Образ Сергея. “Всем вор взял – что ростом, что красотой, какую ты хочешь женщину, сейчас он её, подлец, улестит,и улестит и до греха доведет!”

Как влияет Сергей на Катерину? (Анализ текста)

Группа, выявляющая культурологические причины нравственного падения главной героини лесковского произведения, приходит к выводу, что большое влияние оказал на Катерину Сергей. Именно он порой прямо, порой опосредованно толкает её на путь преступления. Запись в схеме)

Учитель обществознания:

Каковы психологические причины объяснению отклоняющего поведения?

(Ценностно-нормативные представления личности: понимание окружающего мира, отношение к социальным нормам, а главное - общая направленность интересов личности. В основе поведения лежит иная система ценностей и правил, чем та, которая закреплена в праве.

Учитель литературы:

Особое внимание мы уделим психологическим причинам нравственного падения Катерины.

Вопросы:

Какие черты характера вы можете выделить в героине?

Главное свойство натуры – решительность: гл. 4 “…Невмоготу стало. Развернулась она во всю ширь своей проснувшейся натуры и такая стала решительная, что и унять её нельзя”).

Сравните со словами короля Макбета о решительности.

Я смею все, что смеет человек,

И только зверь на большее способен.

- Так зверь или человек? (Звериная простота в человеке)

Группа продвинутого уровня цитатами подтверждает упоминание автора о зверином начале:

Глава 5 (“просто, как крысы в амбаре, умер свекор”);

Глава 8 (“Зиновий Борисыч, как зверь, закусил горло Сергея”;

Глава 15 (“Катерина Львовна бросилась на Сонетку, как сильная щука на мягкоперую плотвицу”.

Ещё одну особенность натуры Катерины Измайловой отмечают учащиеся – страстность.

Страсть заставляет перешагнуть все нравственные границы и вступить на путь преступлений.

“Конец главы 6: “Катерина Львовна теперь готова за Сергея в огонь, в воду, в темницу и на крест. Он влюбил её в себя до того, что меры её преданности ему не было никакой. Она обезумела от своего счастья”)

Учитель литературы:

Обратимся к одному из эпиграфов нашего урока.

Но ведь “…есть счастье праведное, есть счастье грешное. Праведное ни через кого не переступит, а грешное всё перешагнёт”. (Н.Лесков “Несмертельный Голован”)

Согласны ли вы с этим высказыванием? (Обсуждение)

Катерина Измайлова “перешагнула”.

Учитель обществознания:

Как итог – ПРЕСТУПЛЕНИЕ (ученики дают определение: посягающее на правопорядок общественно опасное деяние, предусмотренное уголовным кодексом. Виды преступлений: корыстные и насильственные, агрессивные).

Учитель литературы:

Анализ сцен убийств.

1. Убийство свекра (“просто, как крысы в амбаре, умер свекор”).

О смерти человека вскользь, походя.

2. Убийство мужа (конец главы 7 – гл.8)

Катерина с помощью Сергея убивает спокойно, даже с какой-то гордостью.

3. Убийство Феди (просмотр эпизода фильма).

Анализ сцены убийства Феди (просмотр эпизода фильма).

Важный этап урока – работа с киноэпизодом. Анализ фрагментов из художественного фильма “Леди Макбет Мценского уезда” (1989, реж. Р.Балаян) позволяет вернуться к содержанию и выводам урока по повести на новом уровне. Вопросы учителя литературы: “Какими средствами художественного текста и экрана передаётся психологическое состояние лесковских героев?” - заставляют учащихся сравнить поведение героини в повести и в фильме.

Учащиеся обращают внимание на то, что в отличие от первых двух убийств, возмездие пришло сразу, так как загублена чистая, безгрешная душа. Перед очередным убийством “собственный ребенок у неё впервые повернулся под сердцем. И в груди у неё потянуло холодом”. Не случайно у Лескова упоминание этой детали. Сама женская природа предостерегает её от задуманного преступления.

Обращение к эпиграфу очерка “Первую песенку зардевшись спеть” . Как вы его поняли?

Группа литературоведов обращает внимание собравшихся на название очерка Лескова, анализирует значение снов в тексте.

Выводы: сны символичны, оказывается, не так просто “песенку спеть”; нарушен высший нравственный закон, ибо высшая ценность на земле – это жизнь.

Учитель обществознания:

Любое преступление влечёт наказание. (Каким может быть наказание: уголовное, общественное и т.д.)

Уч-ся высказывают своё мнение, ответив на вопрос: Как наказана Катерина? (Каторга, общественное презрение, нравственное самоуничижение)

Учитель литературы:

Изменила ли лесковскую героиню каторга?

Учащиеся говорят о том, что теперь это не хладнокровная убийца, а отвергнутая женщина, очень страдающая от этого.

Палач - в облике любовника, поманившего когда-то в сказочную “Аравию счастливую”. Сергей пытался отнять единственное, что составляло жизнь Измайловой, - прошлое её любви.

Как показано пробуждение чувства вины?

(Глава 15: “И вот вдруг из одного переломившегося вала показывается ей синяя голова Бориса Тимофеевича, из другого выглянул и закачался муж, обнявшись с поникшим головкой Федей”)

Раскаялась ли, на ваш взгляд, Катерина? Пробудилось ли нравственное начало в ней?

Бернард Шоу предостерегал: “Бойся человека, Бог которого на небе”. Как вы понимаете эти слова эпиграфа урока? (Обсуждение)

Итоги урока:

На нравственное падение Катерины повлиял комплекс причин: социологические, культурологические, психологические. Но ни одна причина не возымеет своего разрушающего действия на человека нравственного, имеющего Бога в душе. Одной из основных черт, определяющих художественность произведения, является типичность образа. Типическими чертами характера образа Катерины являются: страстность натуры, решительность, верность любви, способность в преодолении преград. Но ни в коем случае не являются типическим способность русской женщины к преступлению.

Н.С.Лесков изобразил сильную и страстную натуру, разбуженную иллюзией счастья, но шедшую к своей цели путём преступлений.

Домашнее задание:

Ответить письменно на вопрос: соотносятся ли в вашем представлении понятия “ любовь” и “нравственное падение”?