Панорамный урок по теме "Развитие скоростного чтения"

Разделы: Начальная школа


Цели: 1) совершенствовать навык беглого правильного, осознанного выразительного чтения;

 2) развивать монологическую речь, творчество, воображение, обогащать словарный запас;

 3) воспитывать положительные качества в процессе работы, умение оценивать себя объективно.

Оборудование: 1) таблицы Шульте;

 2) тексты для отработки техники чтения;

 3) скороговорка на доске;

 4) секундомер, песочные часы.

Методика скоростного чтения предложена О.А.Андреевым и Л.Н.Хромовым.
Мною используется в течение восьми лет в третьих и четвёртых классах. Данная методика позволяет проводить занятия на любой, даже неподготовленной аудитории: школьники, студенты, учителя. Конечно, методика, предлагаемая авторами, - это не волшебный ключик, который откроет все потайные двери подлинного искусства чтения. Здесь, как говорится, каждый сам себе мастер. Поэтому, предлагаемые авторами виды упражнений
и таблицы Шульте я дополнила зрительными и слуховыми диктантами И.П.Федоренко
и самостоятельно сделала подборку текстов для выполнения упражнений по развитию техники чтения. Такие уроки я рекомендую проводить один раз в неделю в течение
40-45 минут с группой 15-18 человек. На столе ничего лишнего. Во время занятий
полезно делать небольшие перерывы, давать отдыхать глазам.

I. Замер техники чтения.

Каждый урок по отработке техники чтения начинается с замера скорости чтения. Начальную скорость чтения фиксируем в тетради, чтобы можно было отследить и сравнить скорость чтения на различных этапах работы.

Фрагмент урока: На столе перед каждым ребёнком лежит лист с незнакомым текстом, тыльной стороной кверху. По команде учителя дети переворачивают лист и начинают чтение шёпотом, одновременно с началом чтения учитель включает секундомер.
Через 15 секунд (можно 1 мин.- на усмотрение учителя) по команде учителя дети прекращают читать и подсчитывают результат самостоятельно.

 У:- Запишите результат в тетрадь. Если во время урока вы будете правильно выполнять все задания, то уже к концу урока ваша техника чтения увеличится.

II. Таблицы Шульте.

Для быстрого чтения необходимо иметь хорошо развитое периферическое зрение. Значительно расширить поле ясного видения помогают таблицы Шульте. При работе с ними, надо, концентрируя взгляд в центре очередной таблицы, видеть её всю целиком и найти все видимые цифры по порядку. Время, затраченное на поиск всего ряда чисел в каждой таблице, замеряется по секундомеру. Дети с хорошими параметрами внимания и широким полем зрения затрачивают на одну таблицу 25-30 секунд. По мере тренировок со всем комплексом таблиц (в комплекте 8 штук) время поисков постепенно сокращается и доходит до 11-12 секунд.

Фрагмент урока: У:- Приготовьтесь к работе к работе по таблице Шульте.
Вспомните правила работы с таблицей.
Д:- Находить цифры беззвучным счётом.
Д:- Найденные цифры указывать только взглядом.
У:- При поиске следующих цифр смотрим в центр таблицы.
У:- Начинаем по моей команде. Начали!
У:- Запишите результат в тетрадь.

III. Сканирование текста.

Быстрый просмотр с целью поиска фамилии, слова, факта. Как показывает практика, дети, читающие быстро, выполняют этот поиск в два-три раза быстрее читающего медленно. Это задание развивает и тренирует зрительный аппарат. Задача ребёнка за 15 секунд (время может меняться от размера текста) уловить смысл читаемого.

Фрагмент урока: У: - Возьмите лист № 2. Посмотрите его и определите, о чём идёт речь? Время пошло.(дети 15 секунд просматривают текст)
У: - О чём ваш текст? (тексты у детей могут быть различными, не связанные одной темой)

IV. Развитие смысловой догадки.

Выполняя это задание, дети учатся предугадывать, о чём идёт речь в тексте, и подставлять нужные слова. Для чтения необходимы 3 различных текста. В первом закрыты 5 последних букв в каждой строке, во втором закрыты 5 первых букв в каждой строке, в третьем – закрыто первое и последнее слово каждого предложения.

Фрагмент урока: У: - Работаем по листу № 3.
Просмотрите текст 5 секунд.
Читаем по цепочке, договаривая слова.
Д: - Читают по цепочке по одному предложению.
( аналогично работаем с листами № 4; № 5 )

V. Панорамное быстрое чтение.

Для детей игра «Дикторы». Индивидуально у доски читают текст, отрывая глаза от текста. Упражнение направлено на дальнейшее совершенствование техники чтения.

Фрагмент урока: У: - Играем в игру «Дикторы».
Сейчас диктором будет …
Д: - Один читает у доски; остальные внимательно следят и считают, сколько раз читающий поднял глаза от текста.

VI. Чтение с одновременным выстукиванием ритма.

Движения рукой возбуждают определённые отделы коры головного мозга, посыла туда соответствующие импульсы, которые помогают достичь нужного эффекта. Ритм выстукивается с помощью карандаша, зажатого в трёх пальцах правой руки, (левша работает двумя руками одновременно) по твёрдой поверхности стола ударами в одну точку. Твёрдо, уверенно, чётко.

Фрагмент урока: У: - Прочитайте скороговорку с доски, Дети читают шёпотом.
 У: - Давайте отстучим ритм медленно.(повторяют несколько раз пока ритм не станет чётким)
У: - Теперь читаем, ускоряя ритм. (доводим до скороговорки)

VII. Зрительный диктант.

Особое внимание следует уделить выработке навыка запоминание текста с одного прочтения. Чтобы облегчить детям задачу, в качестве переходного этапа рекомендуется использовать зрительные диктанты И.Т.Федоренко (чередуя со слуховыми). В комплект диктанта входит 6 предложений, время экспозиции каждого предложения 3 секунды.

Фрагмент урока: У: - Проверим нашу память.
Приготовились к зрительному диктанту. Сделали заготовку в тетради.
Д: - Пронумеровали строчки, затем читают бегло каждое предложение, запоминают и пишут, после того как учитель закрыл предложение на доске.
У: - Теперь проверьте написанное, исправьте ошибки и неточности.
(с каждым разом ошибок должно становиться меньше, хотя количество знаков в предложениях увеличивается).

VIII. Таблицы Шульте.

(работаем аналогично началу урока, но выбирается следующая из 8 таблиц)

IX. Замер техники чтения на конечном этапе урока проводится с целью отслеживания результатов работы.

Особенно велика роль техники чтения в школе. Среди быстро читающих учащихся на «хорошо» и «отлично» учатся 53%, а среди медленно читающих – только 4%.
При регулярной работе над совершенствованием навыков беглого чтения учиться станет легко и приятно.

Приложение