Библиотечный урок во 2-м классе "Как Катя в книге побывала"

Разделы: Организация школьной библиотеки


Цель: знакомство с основными элементами книги

Задачи: дать представление об основных элементах книги: обложка., титульный лист, аннотация, оглавление, текст, иллюстрация.

Оборудование:

  • презентация “Как Катя в книге побывала” Аниматоры: Никитина И.Г., библиотекарь, Золотухина О.А. (Приложение 1)
  • выставка книг
  • компьютер, медиапроектор

- Данный значок означает нажатие на левую кнопку мыши во время демонстрации презентации

* - Слова библиотекаря

№ слайда Текст сказки
1 Перед вами Катя – маленькая волшебница, которая постоянно попадает в разные невероятные истории.

И сегодня она побывает в книге

2 Учится Катя, как вы помните, не в обычной школе, а в школе волшебства.
3 В прошлом году Катя благополучно закончила первый класс и перешла во второй. После путешествия в таинственный лес за кладом Катя полюбила ходить в школьную библиотеку.

А вы помните, какой клад нашла Катя? (Разговор с ребятами) Действительно, читая книги, маленькая волшебница узнавала много нового и интересного.

4 В школьной библиотеке хозяином был Учёный кот. Все ученики школы волшебства его боялись, так как он был строгий и не терпел шума и беспорядка в библиотеке.
5 Однажды учительница по сказочной литературе задала ребятам к следующему уроку прочесть книгу. Какова же была радость Кати, ведь летом она её она уже читала! Теперь оставалось только взять необходимую книгу в библиотеке, вспомнить её содержание, и одним домашним заданием будет меньше.
6 Катя сразу же после урока отправилась за необходимой книгой. Зайдя в библиотеку, девочка подошла к Ученому коту и сказала: “Уважаемый Ученый кот, мне очень нужна книга…” И тут она поняла, что забыла, как называется книга, а записать домашнее задание учительницы она поленилась. “Какая же тебе нужна книга?”- спросил девочку Ученый кот.- “Ну, такая… синенькая, с красными буквами,- ответила Катя. - А название я забыла”. - “Ну, хорошо. Кто её написал, ты хотя бы помнишь?”, - продолжил спрашивать Ученый кот. - “Нет”,- ответила Катя, грустно пожав плечами.
7 Надо заметить, что Ученый кот был очень мудрым и, хотя строгим, но добрым. Он помолчал некоторое время, а потом обратился к девочке с вопросом: “Катя, как ты выбираешь книги в библиотеке?” - “Ну, если мне нравятся картинки в книге или обложка, то её я и беру”,- ответила Катя. - “Думаю, Катя, тебе не мешало бы отправиться в небольшое путешествие”, - сказал задумчиво Ученый кот. И не успела Катя спросить, в какое путешествие ей следует отправиться, Кот произнес волшебные слова:

Катю быстро уменьшаю,
В книгу Катю отправляю.
Пусть вернется лишь тогда,
Когда поймет все до конца.

И девочка испарилась, а Ученый кот довольной улыбкой отправился по своим делам.

8 * А вы хотите знать, куда испарилась Катя? Вот послушайте (Чтение отрывка).

“Здравствуй, девочка! - окликнул Катю незнакомец. - Что ты делаешь на обложке моей книги?”. Ничего не понимающая Катя на него посмотрела и выпалила: “Какой книги? Где я? И кто Вы такой?” - “Девочка, разве так разговаривают с незнакомыми людьми, которые к тому же старше тебя?” - “Ой, извините. Здравствуйте, меня зовут Катя. Просто я только что находилась в библиотеке нашей школы волшебства и вдруг оказалась здесь. Я ничего не понимаю!” - “А-а-а, - понимающе протянул незнакомец. - Теперь мне все ясно. Это старый хитрец, мой давний друг, Ученый кот тебя сюда отправил”. - “Но зачем?” - удивилась Катя. - “А ты, наверное, не смогла толком объяснить, какая тебе книга нужна. Вот он и решил тебя проучить, чтоб в следующий раз ты не была такой невежей. Давай знакомиться. Тебя я знаю, как зовут, а меня зовут Ипполинарий Федорович Сказочкин. Я - автор этой книги, на обложке которой мы стоим”. - “Так, подождите. Я ничего не понимаю! Я что, оказалась в книге?” - “Да, Катя, в книге. И пока ты не пройдешь её всю от начала до конца, ты отсюда выбраться не сможешь!” - “Но как же быть? Ведь я здесь ничего не знаю. Как я доберусь до конца?”- спросила Катя. - “Не переживай. Я тебе помогу и все здесь покажу. Автор я или нет!”- ответил ей Ипполинарий Федорович.

- Кстати, Катя, а ты знаешь кто такой автор? (обращение к ребятам)

- Правильно, это тот, кто написал книгу, он сам её сочинил от начала до конца. Так что со мной ты здесь не пропадешь, ведь я знаю книгу от корки до корки, но это образно говоря. А вообще-то каждая книга имеет свою обложку. Пойдем, я тебя с ней познакомлю.

9 - Знакомьтесь. Это обложка моей книги. Это, Катя, наша читательница. Мы сегодня должны ей помочь и рассказать из чего состоит книга.

Обложка улыбнулась и сказала:

- Конечно же, первое, что видит читатель, когда берет книг в руки - это мое лицо. От его выражения часто зависит, захочет ли он раскрыть книгу или нет. Знаешь, сколько краски ушло, чтобы сделать меня такой красивой?

Катя внимательно посмотрела на обложку.

* Давайте и мы рассмотрим её.

10 -Обложка одевает книгу.

- На ней вы прочитаете имя, фамилию автора,

- Название книги.

* Давайте прочитаем (Обсуждение элементов обложки, примеры обложек других книг.)

Обложка всегда плотнее, чем страницы книги, и защищает их от повреждения.

11 “Теперь, когда ты знаешь, что у каждой книги есть обложка, на которой написаны автор и название книги, мы с тобой можем отправиться дальше,- сказал Ипполинарий Федорович. - Знаешь, Катя, как нам, авторам, обидно, когда ребята берут книги, читают их, а потом вспомнить автора и название не могут. Ведь мы, авторы, так старались, чтобы книга была интересной, а что получаем в ответ?!” - “Ипполинарий Федорович, - воскликнула Катя,- не переживайте. Я теперь никогда не забуду обратить внимание: кто написал книгу и как она называется. Обещаю вам, честное волшебное”.

И Катя и Ипполинарий Федорович отправились дальше.

12 Идут они, а им навстречу выходит титульный лист. “А это, Катя, титульный лист”,- сказал автор. На что тот ответил: “Мы с обложкой как брат и сестра, только я могу сообщить вам больше сведений, чем она: и автора, и название, и имя того, кто картинки нарисовал, и город, где книга родилась, и даже год её рождения. Правда, я не всегда такой нарядный, как обложка, но я ведь и не девчонка”.
13 Давайте, ребята, рассмотрим титульный лист повнимательней и найдем все элементы, о которых говорил автор.
  • Титульный лист
  • Автор
  • Название
  • Художник
  • Город
  • Издательство
  • Год

Обсуждение элементов титульного листа, примеры из других книг.

14 Ну, а что же наши друзья? Благополучно простившись с титульным листом, автор и Катя отправились дальше.
15 А навстречу им… Кто бы вы думали? Невиданное создание, а зовут это создание Аннотация. Ипполинарий Федорович увидел её, заулыбался и сказал Кате: “А вот и она, моя главная помощница, Аннотация. Именно она кратко рассказывает о содержании книги. Она может помочь тебе в выборе”

* Разговор с ребятами. Примеры аннотаций.

16 Простились наши друзья с аннотацией и пошли дальше. Видят: стоят два друга - текст и оглавление - и о чем-то спор ведут. Почти на крик уже перешли.

* А хотите, ребята, узнать, о чем они спорили? А спорили они о том, кто главнее.

Текст утверждал, что он самый главный, потому что без него не было бы книги. Ведь читатель берет книгу для того, чтобы получить информацию, которая изложена в тексте. А Оглавление, в свою очередь, настаивал, что без его помощи читателю будет очень сложно разобраться в тексте. Подуйте, на что он обращает внимание, когда о берет книгу впервые? Правильно, это оглавление.

Катя с автором послушали их спор и решили помочь установить истину.

*Давайте и мы с вами попробуем.

17 *Текст. В нем раскрывается основная идея книги.

Чтение и обсуждение текста.

18 *Оглавление. Перечень глав или составных частей книги. Может находиться как в начале, так и в конце книги.

Обсуждение оглавления и примеры из других книг.

19 Вникнув в суть спора, Катя и Ипполинарий Федорович убедили друзей, что спорят они напрасно. Без каждого из них книга не может обойтись.

На этой радостной ноте наши герои простились с друзьями и отправились дальше.

20 Идут и видят: навстречу им – Иллюстрация, красивая, нарядная, так и светится радостью. “А вот, Катя, наша Иллюстрация, - говорит Ипполинарий Федорович. - Она помогает читателям наглядно представить лица героев книг, моря, реки, леса и поля и всё, о чём пишет автор в своей книге. Она моя незаменимая помощница”

*Давайте и мы посмотрим, какие бывают иллюстрации.

21 “Вот и закончилось наше путешествие, Катя, - сказал Ипполинарий Федорович. - А сможешь ты вспомнить всех, кого мы с тобой сегодня встретили?” - “Конечно, могу”, – ответила Катя и начала перечислять героев.
22 *Давайте и мы с вами вспомним
23 И как только Катя произнесла последнее слово, всё вокруг неё закрутилось.
24 Она вновь очутилась в родной школе - в библиотеке. Улыбаясь, на неё смотрел Ученый кот. “Ну что, Катя, понравилось тебе путешествие?” – спросил он. - “Очень, – ответила Катя. – Сейчас я сбегаю и узнаю у учительницы, какая книга нам нужна”. И вихрем вылетела из библиотеки.
25 Конец

Можно дать задание ребятам нарисовать иллюстрацию к книге.