Лирика дружбы в поэзии А.С. Пушкина. Стихотворение "19 октября"

Разделы: Литература


Цели урока:

  1. Обучение анализу лирического произведения.
  2. Развитие умения мыслить – ставить и разрешать проблемы.
  3. Формирование положительных нравственных ориентаций.

Вид: урок усвоения нового материала.

Тип: урок-собеседование, интерпретация поэтического текста.

План урока

Содержание этапов уроков

Методы и формы

1. Оргмомент 1. Приветствие
2. Мотивационное начало урока 2. Установочные ориентации на уроке
3. Этап усвоения новых знаний 3. Показ образца интерпретации поэтического текста (слово учителя)
4. Организация групповой работы 4. Формы:

- устные выступления учащихся;
- анализ текста;
- выразительное чтение

5. Подведение итогов урока 5. Рефлексия
6. Домашнее задание 6. Дифференциация

Подготовка к уроку

Учащиеся

1. Знать содержание произведения “19 октября”

2. Несколько учащихся готовят индивидуальные выступления

Учитель

1. Оформление интерактивной доски

Ход урока

1. Оргмомент

2. Мотивационное начало урока

И Пушкин ласково глядит,
И ночь прошла, и гаснут свечи,
И нежный звук родимой речи
Так нежно губы холодит.

А. Ахматова

“Родимая речь”, на которой мы все говорим и думаем, создана А.С. Пушкиным.

Слайд 2 А.С. Пушкин.ppt

Цель нашего урока, анализируя стихотворение А.С. Пушкина “19 октября”, понять, как и под влиянием чего он сконструировал свой “автомат Калашникова”. Рассмотрим идеальный образец.

3. Этап усвоения новых знаний.

Слово учителя: анализ стихотворения “19 октября(1827г.)”

Известно, что стихотворение создано к годовщине Царского лицея и при чтении его Пушкиным на собрании лицеистов было воспринято как спонтанная импровизация. Но продуманность композиции, отточенность формы говорят о тщательной подготовленности этого экспромта. Обратимся к тексту

Чтение стихотворения учителем или подготовленным учеником, прослушивание. (Слайд 3 А.С. Пушкин.ppt)

Это стихотворение – благословение и перечень ситуаций, в которых человеку нужна Божья помощь. Перечень этот дан строго систематизировано. В первой строфе – благоприятные ситуации в порядке нарастания их значимости. Во второй строфе в порядке возрастания их отрицательного значения – оппозиционными парами, антитезами. Если свести все антитезы в таблицу, это будет выглядеть так.

(Слайд 4 А.С. Пушкин.ppt).

Пятый элемент – не парный, перегружает негативную сторону шкалы: смерть противопоставлена всей человеческой жизни и завершает ее, как восьмая строфа завершает все стихотворение. Это стихотворение – формула жизни.

В композиционном плане в стихотворении соблюдается строгое равновесие – идеальная правильность.

Такое сочетание идеальной формы – симметрии и смысловой асимметрии, дающей множество смысловых оттенков, и есть свойство настоящей поэзии – свойство, которому нет названия, и чтобы его передать остается воспользоваться выражением Платона – “легкий ветерок красоты”.

(Слайд 5 А.С. Пушкин.ppt)

Три свойства могут служить признаком настоящей поэзии:

- суггестивность – энергия волевого внушения;

- пророчество – открытие тайн и законов жизни;

- благословение – излучение любви через слово

Даже одного из этих свойств достаточно, чтобы дать стихотворению поэтическую силу. У Пушкина эти три качества явились вместе в восьмистрочной миниатюре.

Стихотворение повторяет смысл и форму русского православного восьмиконечного креста. Восемь – число и знак вечности, знак Воскресения Христа, а значит символ Спасения. Вертикальный луч означает любовь и связь между людьми и Богом, горизонтальный – любовь и связь между людьми. Верхняя и нижняя планка креста в стихотворении выражена Благословением, смысловая асимметрия последней строки повторяет наклон нижней планки – символа схождения Христа в ад и спасения грешников, возведение праведников (демонстрация изображения креста).

Задание. Сформулируйте ответ на вопрос: “Настоящая поэзия – это…”

4. Организация групповой работы

Словарная работа:

Рефлексия (от лат. “обращение назад”) – обращение человека на свое знание или на свое состояние. В психологии и обиходном смысле рефлексии называют всякое размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ) – собственных состояний, своих поступков и прошедших событий. При этом глубина самоанализа зависит от степени образованности человека, развитости морального чувства и уровня самоконтроля. Проводя рефлексию, человек осознает, что же он делает на самом деле, пытается выявить трудности и найти пути их преодоления. Видов рефлексии может быть несколько, один из них – записать свои состояния и размышления: что я чувствую, вспоминаю, представляю и… понимаю. Скорее всего, “19 октября” (1825) - это стихотворение-рефлексия, итогом которого и стало стихотворение “19 октября” (1827г.)

- Проанализируем это стихотворение (слайд 6 А.С. Пушкин.ppt )

Предполагаемые ответы:

1. Биографический комментарий.

Стихотворение написано в Михайловском между десятым и двадцатым октября 1825 года. Таким образом, опыт “проживания” Пушкиным “дня Лицея” и опыт написания стихотворения совпадает.

2. Роль пейзажа.

Подсказка (слово “парадокс”) подталкивает к вопросу – в чем? Думаю, в том, что осень, октябрь, день Лицея всегда в лирике Пушкина – праздник жизни и творчества, а в этом стихотворении мы слышим горечь, отчаяние, “печален я” и узнаем причину: “со мною друга нет”. Нет друзей – и жизнь остановилась. В книге “Протяжение точки” писатель Андрей Балдин пишет: “тяжелее испытания, чем это торможение в Михайловском трудно было придумать… всего тяжелее было убывание дружеского круга, который поставлял ему эхо для его стихов, без которого они тускнели, угасали. Пушкин остался один. Все, с кем он праздновал и спорил, от кого бесился, над кем насмехался, в кого был влюблен, остались за спиной… Александр, остановивший свой скорый бег в Михайловском, всерьез ждет здесь близкой смерти”. Ему ближе сейчас умерший Корсаков и Матюшкин, находившийся в кругосветном путешествии.

Потеря друзей подобна потере смысла жизни, и это чувство выражено через пейзаж осени – любимого времени, в этом и парадокс.

3. Лирический сюжет.

Подсказкой было слово – преображение.

Я постарался найти в начале и в конце стихотворения строки, которые выражают развитие лирического сюжета. Считаю, что это строки “Печален я: со мною друга нет…” и в конце стихотворения “ Как ныне я, затворник ваш опальный, его провел без горя и забот”. Т.е. с лирическим героем действительно происходит преображение: от печали и горя – к радости беззаботности, т.е. состоянию гармонии и счастья. А причиной я считаю воображаемую встречу с друзьями.

4. Смысл и форма стихотворения.

Подсказкой были слова “диалог и монолог”. По форме это стихотворение – лирический монолог героя, переходящий в воображаемый диалог: четыре первые строфы это монолог, когда поэт чувствует себя одиноким; а далее это диалог – беседа с обращениями, тостами, благодарностью, многообразием интонаций – лирический герой воображает себя в кругу друзей и меняется его настроение.

5. Идея стихотворения.

Подсказкой было слова “ключ” и “отечество”…

Думаю, что строфой - ключом к этому стихотворению являются строки (чтение строфы “Друзья мои, прекрасен наш союз”).

Отечество… О каком отечестве идет речь, если мы знаем, что Пушкин родился в Москве? Думаю, он говорит о духовном отечестве, о месте духовного рождения и роста “под сенью дружных муз”. Смыслообразующая рифма “союз – муз” раскрывает главную мысль стихотворения: дружба для Поэта – это союз творческий.

Дополнения учителя.

Обратите внимание на смысл трех эпитетов “ неколебим – свободен – беспечен”: от уверенности неколебимости их дружбы лирический герой становится свободным, беспечным, и вот тогда диалог превращается в беседу – он обращается к друзьям и начинает ее со своеобразного покаяния…

6. Роль антитезы.

Строфа о “дружбе новой” в соотношении с шестью строфами – обращениями к подлинным друзьям показательно ассиметрична – незначительна. Пушкин применяет эту антитезу, чтобы ярче выразить свое представление о истиной дружбе, в основе которой всегда лежит поступок. Какой же поступок объединяет друзей поэта: Пущина, Горчакова, Дельвига? Встреча вопреки обстоятельствам, рискуя личным благополучием они разделяют участь поэта, облегчая его наказание. Он называет их “друзья души моей”. А душа живет верой в добро, милосердие, любовь. Поэт благодарен им за то, что они вернули ему веру.

Горчаков – баловень фортуны – в благородство и бескорыстие.

Пущин - в великодушие и милосердие.

Дельвиг – в способность чувствовать.

7. Юмор в стихотворении.

Слово учителя.

Одно лишь воспоминание об этом наполняет поэта такой радостью, таким желанием жить, что далее в стихотворении он поднимает тосты: над печальной реальностью одиночества торжествует пир воображения. Лирический герой обретает силы и оружие сильных – юмор. Как мы слышим – последний тост за царя. Выражение “он человек” звучит как извинение, а смысловая инверсия “он взял Париж, он основал Лицей” - Лицей основан раньше, чем взят Париж – вызывает улыбку несопоставимостью событий в реальности, но их равнозначностью для лицеистов.

8. Значение композиции.

Подсказка: слово “кольцо”.

Композиция кольцевая: в конце стихотворения снова возникает мотив смерти, но не как личное ощущение, а как общий закон бытия.

… Дни бегут.

Невидимо склоняясь и хладея,

Мы близимся к началу своему…

Важнейший опыт лирического героя: оказывается, смерть не конец, а начало чего-то иного, но “пока еще мы тут – пируйте”, т.е. жизнь - это пир, так радуйтесь. Пережив опыт одиночества и дружеского участия, лирический герой поднимается на иной уровень миропонимания; усвоив уроки воскрешения дружбой, он думает теперь о том несчастном, кто будет действительно и необратимо одинок - “кому ж из нас под старость день Лицея торжествовать придется одному”

9. Смысл последней строфы.

Назначение и смысл последних строк – дружеская поддержка. Эта строфа - голос друга из настоящего в будущее, голос поддержки и ободрения – предусмотрительность величайшего милосердия.

5. Подведение итогов урока.

Слово учителя.

Стихотворение “19 октября” (1825) – рефлексия, анализ пережитого и самоанализ переживаемого; анализ, который приводит поэта к новому мировоззрению – верующего человека, верующего в людей и промысел Божий.

Так соединяются в стихотворении понимание тайн и законов жизни – пророчества; излучение любви к друзьям через слово – милосердие; энергия внушения этих чувств и знаний людям, читателям – “не в том гениальность, чтобы все блестело, а в том гениальность, что надо, чтобы он стрелял в любых условиях”.

Читает ученик.

19 октября (о Пушкинском лицее)

На пороге наших дней неизменно мы встречаем,
Узнаем и обнимаем наших истинных друзей.
Здравствуй, время гордых планов,
Пылких клятв и долгих встреч,
Свято дружеское пламя, да не просто уберечь.
Вот бы жить, как в оны дни, вот бы жить легко и смело,
Не рассчитывать предела для бесстрашья и любви,
И, подобно лицеистам, собираться у огня
В октябре багрянолистом девятнадцатого дня.
Но судьба свое возьмет, по-ямщицки лихо свистнет,
Все по-своему расчистит, не узнаешь наперед,
Грянет бешеная вьюга, захохочет серый мрак.
И спасти захочешь друга, да не выдумаешь как.
На дорогах наших дней, в перепутье общежитий
Ты наш друг и наш учитель, славный Пушкинский лицей,
Под твоей бессмертной сенью научиться бы вполне
Безоглядному веселью, бескорыстному доверью,
Вольнодумной глубине…

Ю. Ким

6. Домашнее задание (дифференцированное).

  1. Письменная работа – эссе “Дружба – это …
  2. Выучи и расскажи стихотворение А.С. Пушкина, обоснуй свой выбор.
  3. Подготовь выступление на 5-7 минут по творчеству или факту биографии поэта по плану:

а) обоснуй выбор темы;
б) выбери форму ответа;
в) сформулируй идею выступления.

Презентация