Принципы организации читательской конференции и диагностика уровня литературного развития учащихся

Разделы: Литература


Принцип уважения личности ученика, а значит, уважения его вкусов, мнений, интересов, в итоге, выбора, положен в основу такого образовательного события, как уроки внеклассного чтения — читательских конференций. Цель подобных уроков — дать возможность ребенку заявить о себе, раскрыть себя посредством книги, выбранной им самостоятельно. Нет необходимости заранее рекомендовать учащемуся то или иное произведение. Пусть эта конференция будет истинным пиром духа для ребят. Уж если мы видим в ребенке личность, следует отнестись с должным интересом и вниманием к кругу чтения, который ученик себе выбирает — каким бы наивным, малохудожественным, мелкомасштабным он ни казался. Анализируя такие уроки в течение последних 5 лет, получаю интереснейший материал для размышления!

Читательская конференция предполагает небольшое выступление ученика, которое готовится им заранее дома по плану, разработанному совместно с учителем в классе:

  1. Имя автора, некоторые биографические данные (по возможности).
  2. Краткий очерк творчества с указанием предпочитаемых тем, проблем (желательно).

Эти пункты плана провоцируют ученика на поиск необходимых данных, что ведет к расширению его познаний об авторе и его творчестве.

Но основное внимание, прежде всего, в своем выступлении учащийся должен уделить самой книге. Задача сложная: передать содержание, не сбившись на банальный пересказ. Дать квалифицированный анализ идейно-художественных достоинств рассказа, может быть, и под силу обычному школьнику. Ну а если это роман, да еще трилогия? Не стоит ставить выступающего в заведомо безвыходную ситуацию. Думается, что возможным в данном случае будет определение собственной проблемы ребенка в прочитанной им книге. Таким образом, нас будет интересовать и само произведение, и то, как и насколько успешно ученик овладел литературоведческими навыками, но прежде всего то, что привлекло именно его и именно в этой книге, какая проблема его заинтересовала, оказалась для него важной, какие ценностные ориентиры он определяет для себя самостоятельно.

Но не только сама проблема, скорее, способ ее решения, предложенный автором, и согласие (или несогласие) с этим решением учащегося с последующим обоснованием - вот на что еще важно обратить внимание при подготовке выступления.

Можно посоветовать закончить свое 5 - 7 минутное сообщение ответом на вопрос: кому (какого типа людям) эта книга будет интересна? Давая ответ на этот вопрос, учащийся исподволь дает характеристику и самому себе, что с гуманистической позиции немаловажно.

Уроки-конференции обычно проходят в атмосфере непринужденности, доброжелательности, искренней заинтересованности, терпимости. Презентующий свою книгу ученик должен быть уверен в том, что он действительно имеет право на собственный выбор и с этим его одноклассники и особенно учитель (литературы!) считаются, даже если это не соответствует их вкусу.

Обычно, чтобы создать обстановку доверия, стать ближе и понятнее своим ученикам, сама раскрываю свои человеческие (а не учительские) читательские интересы, не навязчиво обращаю их внимание и на отличную фантастику и действительно замечательный детектив.

В конце урока подводим итоги, выявляя, что из предложенных книг вызвало наибольший интерес и почему. Таким образом, мы достигается и еще один результат: ясным становится характер литературы, избираемой нашими детьми. Кроме того, тут же в классе возможен обмен и самими книгами, принесенными ребятами для выставки.

Любое произведение — это попытка автора высказаться по тому или иному вопросу. И если ребенок понял, что другой человек ему хотел сказать, если он его выслушал (дочитал) до конца, значит, состоялся диалог, значит, он способен к диалогу, к пониманию, к принятию другой личности, ее позиции.

Приведу пример письменной рефлексии ученицы 11 класса (обучалась у меня 3года):

«Читательские конференции такого типа таили в себе немало неожиданностей. Некоторые мои одноклассники, которые рта на уроке (и литературы в том числе) не раскрывали, оказались талантливым рассказчиками, когда дело коснулось их любимых произведений. А мой сосед по парте, ничего не прочитавший из «программы», оказывается, перечитал всего Ника Перумова и весьма нестандартно трактует проблемы взаимоотношения добра и зла. Приятно было, что среди списка литературы, предложенного нами, Ольга Викторовна заинтересовалась «моим» «Коллекционером» (пришлось дать почитать!). Но, наверное, самая главная неожиданность таилась в том, что на этих уроках наш учитель в нас видел не «тварей дрожащих», а тех, кто наравне с нею, «право имеют».

В прошлом учебном году я заинтересовалась проблемой диагностики уровня литературного развития учащихся [1]. Для исследования я взяла материалы уроков – читательских конференций. Трудность заключалась в том, что изменение уровня литературного развития нужно отследить на разнородном материале, представленном учениками по собственному выбору. Следовательно, нужно было найти такие вопросы и задания, которые бы не соотносились только с одним каким-то конкретным произведением.

Диагностическая карта для выявления уровня литературного развития учащихся

Сферы литературного развития

Примерные вопросы или задания для диагностики

1

Начитанность, читательские интересы и литературный кругозор

Назовите имя и фамилию автора. Факты его биографии. Какие еще произведения написал? Назовите имена главных и второстепенных героев, их род занятий. Каков жанр произведения? Определите проблемы. Каких писателей, близких по жанру, тематике, проблематике, знаете?

2

Уровень читательского восприятия

Назовите и объясните свои чувства, возникшие при чтении. Какова авторская позиция? Какие детали связаны с авторской позицией? Прокомментируйте концепцию в целом.

3

Способность к актуализации социально-нравственной проблематике произведения

Какие человеческие качества раскрыты в произведении? Что достойно восхищения? Что осуждает и что защищает автор? Что помогает преодолеть героям жизненные трудности? Какие отношения отвергаются и утверждаются? Почему? Определите нравственные идеалы автора? Как решается проблема авторского выбора?

4

Навыки анализа произведения, связанные с его пониманием и интерпретацией

Укажите причину конфликта. Прокомментируйте авторскую позицию. Определите функцию изобразительно-выразительных средств языка. Найдите основание для сопоставления героев одного произведения; героев разных произведения одного автора; разных авторов. Выделите разное и особенное в разных произведениях.

5

Объем теоретико-литературных знаний и умение применять их в анализе текста

Что такое художественная деталь и как она помогает понять характер героев? Какова роль рассказчика? Определите жанр и докажите свою точку зрения. Есть ли в вашей книге «вечные образы»? Использует ли автор иронию, юмор, сарказм; приведите примеры; определите роль.

6

Уровень развития речи и литературно-творческие способности

Объясните чувства, возникшие при чтении. Нарисуйте обстановку действия и облика героев. Составьте киносценарий или инсценировку. Сравните эпизод с иллюстрацией, экранизацией. Составьте проблемный вопрос и дайте на него ответ. Напишите аннотацию; рецензию; критическую статью.

Следующая таблица позволяет выявить динамику литературного развития учащихся на основе диагностики.

№ п/п

Ф.И.
учащегося

Сферы литературного развития учащихся

Начитан-ность

Читательское восприятие

Социально-нравственная проблематика

Понимание и интерпретация

Теоретико-литературные знания

Развитие речи

I

II

I

II

I

II

I

II

I

II

I

II

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В 2008-2009 учебном году были выявлены следующие результаты в 10 физико-математическом классе (преподаю 1 год):

Сферы литературного развития

I п/г (сентябрь)

II п/г (февраль)

1

Начитанность, читательские интересы и литературный кругозор

63%

100%

2

Уровень читательского восприятия

45%

51%

3

Способность к актуализации социально-нравственной проблематике произведения

92%

96%

4

Навыки анализа произведения, связанные с его пониманием и интерпретацией

51%

61%

5

Объем теоретико-литературных знаний и умение применять их в анализе текста

27%

31%

6

Уровень развития речи и литературно-творческие способности

68%

75%

Приведенные данные показывают следующее:

  1. Уровень начитанности возрос до максимальной цифры: ребята обращать внимание не только на имя автора, но и интересоваться его биографией, творчеством, другими писателями полюбившегося жанра; могут определить проблематику произведения, сопоставить произведения с подобной проблематикой.
  2. Уровень читательского восприятия незначительно изменился – только половина учащихся может определить общее настроение текста, авторские эмоции, прокомментировать позицию автора. Особенно затрудняет их выявление деталей, связанных с авторской позицией.
  3. Способность к актуализации социально-нравственной проблематики произведения очень высока – причина в том, что именно эта проблематика вызывает интерес у 17-летних.
  4. Наблюдается положительная динамика навыков анализа, особенно связанного с различными видами характеристик
  5. Умение применять теоретико-литературные знания хоть и возросло, но остается достаточно низким – учащиеся не считаю нужным разбираться в теории, применять термины, путаются в терминологии; возможно, это связано с не гуманитарной направленностью класса.
  6. Уровень развития речи и литературно-творческих способностей был достаточно высоким и еще повысился у 2 человек; ученики с удовольствием выполняют творческие задания – сочинения-миниатюры проблемного характера, пробуют себя в небольших сценариях.

В общем наблюдается положительная динамика во всех сферах литературного развития.

2007 год был объявлен Годом Чтения. Это решение международного сообщества и породило у «гуманитариев» поначалу идею провести анкетирование среди учащихся 11 классов с целью выяснить, что и сколько читают будущие выпускники. Конкретным поводом послужила моя жалоба на «нечитающее население» параллельных классов – мне был поставлен конкретный вопрос: вообще не читают или читают все-таки, но не по программе? Мне показалась интересной постановка вопроса, т.к. проблема чтения художественной литературы школьниками меня привлекает давно.

За создание и реализацию проекта, который получил название «Читающий класс – читающая Россия», взялась ученица 11кл. Живаго Н. Ею была создана инициативная группа учащихся, которая проанализировала актуальность проблемы, сформулировала цели и задачи, определила участников, возможные ресурсы, спланировала этапы реализации проекта и конечный его результат.

Карта проекта

Название проекта

«Читающий класс – читающая Россия»

Основная цель проекта и актуальность темы

Актуальность: читает или не читает современный школьник художественную литературу? Каков круг его чтения? Какие трудности в выборе чтения? Можно ли помочь нечитающим?
Цель: выявить проблемы чтения

Конкретные задачи

  1. Привлечь внимание общества к проблеме чтения.
  2. Способствовать развитию интереса юных читателей к книгам, не предусмотренным школьной программой.
  3. Расширить круг интересов не только учеников, но и взрослых людей.
  4. Научиться самим составлять аннотации, уметь дискутировать на определенные темы.
  5. Пройти обучение в школе рекламы книги (интерактивный практикум на сайте Фонд поддержки образования «Успешное чтение»).

Участники

Ученики 11-х классов (принимают участие в проекте); все остальные ученики гимназии пользуются результатами

Руководитель, консультанты

О.В. Колупаева – консультант

Этапы разработки проекта

  1. Анкетирование
  2. Проведение дискуссии
  3. Написание аннотаций
  4. Составление «Путеводителя по книгам»
  5. Проведение читательских конференций
  6. Посещение музея книги (ТГУ)

Распределение ролей

  1. Организаторы и обработчики соц. опроса (анкеты)
  2. Организаторы дискуссий
  3. «Педагогический десант» (для младших)
  4. Иллюстраторы для «Путеводителя»

Ожидаемый результат

  1. Учащиеся гимназии будут больше читать и обсуждать прочитанное
  2. Расширится круг их читательских интересов
  3. Будет регулярным обмен книгами
  4. Ответ на вопрос «что почитать?» будет найден в «Путеводителе по книгам»

Ресурсы.

Студенты-филологи, рук. педагогической практики – профессор, доктор филологических наук В.А. Доманский; школьный библиотекарь; учителя-предметники; родители; выпускники

Авторы проекта

Живаго Н., 11Б

Из самоанализа руководителя проекта Живаго Н.: «К осуществлению моего проекта было привлечено в общем 30 человек. Каждому нашлось дело по душе: составляли и обрабатывали анкеты, писали аннотации, иллюстрировали «Путеводитель», готовили дискуссию и т.д. Каждый член нашей группы добровольно сделал свой выбор и нес личную ответственность за его последствия. Я открыла в себе организаторские способности и смогла всех заразить желанием проверить свои способности в реальном деле. Члены моей команды прошли своеобразный тест на взрослость и доказали сами себе и другим, что мы тоже что-то можем».

Проект и его результаты были представлены трижды на разных уровнях. Городская научно-практическая конференция школьников по литературе «Литература. Духовность. Культура»; I Областная конференция «Актуальные проблемы интерпретации художественного текста»; Всероссийская научно-практическая конференция молодых ученых «Актуальные проблемы лингвистики и литературоведения» (ТГУ). Прошла также презентация сборника «Путеводитель по книгам», который был оставлен в дар пользователям библиотеки гимназии. На дискуссионном клубе гимназии были проведены дебаты «Электронные книги: хорошо это или плохо?»

Джордж Тревельян когда-то сказал: «Всеобщее образование породило массу людей, которые умеют читать, но не умеют понять, что стоит читать». Хотелось бы, чтобы уроки – конференции для моих учеников стали не только возможностью рассказать о своих читательских пристрастиях, но и возможностью определиться в качестве и количестве литературы, предлагаемой на сегодняшний день книжным рынком.

Кроме того, настало время, когда массовую литературу следует вывеси из оценочной парадигмы в исследовательскую. Светлана Леонтьева в статье «Почему в школе надо читать Франкенштейна?» пишет: «…огульное поругание «чтива» уходит в прошлое, настал момент аналитически взглянуть на его природу, и в школе в этом отношении более чем уместно перейти к анализу этого явления современного, в том числе и детского чтения» [2].

Надеюсь, что уроки – конференции дадут моим коллегам материал для такого анализа.

Список литературы

  1. Н. Беляева «Дифференциация обучения на уроках литературы» - «Литература» №№ 18-24, 2008г.
  2. С. Леонтьева «Почему в школе надо читать Франкенштейна?» - «Литература» №23, 2008г.