Внеклассное занятие по окружающему миру УМК "Гармония" в 1-м классе "Птицы зимой"

Разделы: Начальная школа


Цели занятия:

  • обобщение жизненных наблюдений детей за зимующими птицами;
  • расширить знания детей о зимующих птицах;
  • воспитание ответственного отношения к природе на примере посильной помощи детей  птицам.

Оборудование:

  • Картинки с изображением птиц: воробьи, дятел, ворона, кормушки для птиц; таблицы: перелетные птицы, зимующие птицы;
  • слова с названием семян;
  • выставка рисунков “Птицы зимой”;
  • цветные карандаши.

Ход занятия

1. Орг .момент.

Улыбнитесь ребята. Подарите свою улыбку друг другу .О чем мы будем говорить сегодня на занятии вы должны догадаться. Тема спрятана в загадке.

2.Актуализация знаний учащихся.

Учитель:

Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку:
Длинный клюв и два крыла
Прилетит плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это…(птица)

3. Сообщение темы Сегодня на занятии наш разговор пойдет о птицах зимой. Будем учиться им помогать, выживать в трудное время.  Слова “Птицы зимой”Класс делится на три команды и выбирает себе название .Учитель задает вопросы командам по очереди.За правильный ответ команда получает рисунок с изображением зимующей птицы .На магнитной доске три нарисованных кормушки .У какой команды будет больше птиц , та и будет победителем.

4. Разминка. (таблица с изображением птиц.)

А помните  ли вы, чем отличаются птицы от других групп животных?

Давайте поиграем. Игра: “Да-Нет”.

Цель игры: обобщить признаки, по которым из всех животных выделяется особая группа - группа птиц.

Методика проведения: учитель перечисляет признаки животных и если признак характеризует птицу, которую они знают, дети хлопают в ладоши.

- Если вы услышите признаки птиц, то хлопайте в ладоши, если нет, то молчите.

  • Тело покрыто шерстью.
  • Тело покрыто перьями (+)
  • Есть зубы
  • Есть клюв (+)
  • Отыскивают птицу с помощью клюва и лап (+)
  • Две пары ног. Есть клыки. Длинный пушистый хвост
  • Перья на хвосте отличаются особой длиной (+)
  • Перья на голове отличаются особой длиной (+)
  • Эти животные летают (+), плавают (+), издают звуки (+), бегают (+), зимуют с нами (+), улетают зимой в теплые края (+).

- Почему вы хлопали, когда говорилось, что эти животные “улетают от нас зимой в теплые края”, и тогда когда говорилось, что “зимуют с нами?”.

Делается вывод, что есть птицы, улетающие в теплые края и зимующие птицы.

5. А сейчас мы подслушаем разговор двух птичек.

Картинка с изображением ласточки и скворца.

(Инсценировка “Разговор двух перелетных птиц”) 

Скворец. Что ты такая печальная, ласточка?

Ласточка. Ах, голубчик, голова у меня разболелась от птичьей болтовни! Врут на каждом свисте. Какой–то чижик–пыжик, важно вышагивая, чирикал, что после теплого лета бывает дождливая осень, а кто–то пухленький серенький болтал, что бывает зима и какой–то трескучий мороз. Может быть, это правда?

Скворец. Пустая болтовня! Я столько лет живу на свете, бывал на севере и на юге, но зимы не видел. Врут пичужки, не бывает на земле ни дождливой осени, ни холодной зимы. Везде одно лето.

- Ребята, почему скворец и ласточка утверждают, что нет на земле ни осени, ни зимы? (Они улетают до наступления холодов.)

- Почему многие птицы улетают в тёплые края?
- Кто знает, как называются эти птицы? (перелётные)

Слово “перелётные”

- Почему их назвали перелетные птицы?

6. “Приветствие.”

- Как вы думаете, как называются птицы, которые зимуют у нас? (зимующие) слово “зимующие” и соответствующие птицы.

Отгадайте загадки.

1.

Окраской – сероватая,
повадкой –   вороватая,
крикунья хрипловатая –
известная персона.
Это -…( ворона)

2.

Все время стучит
Деревья долбит.
Но их не калечит,
А только лечит. (Дятел)

3.

Я весь день ловлю жуков,
Ем букашек, червяков.
В тёплый край  не улетаю,
Здесь под крышей обитаю. Чик-чирик!
Не  робей! Я бывалый…(воробей)  

Всех ли птиц назвали? (Нет.) Назвали только тех, кто живёт в наших краях постоянно.

7. Зимующие птицы.

Назвать птицу по описанию.

  1. Сероспиный, красногрудый,в зимних рощах обитает,
    Не боится он простуды,
    С первым снегом прилетает. (Снегирь).
  2. Спинка зеленоватая,
    Животиком желтоватая,
    Черненькая шапочка
    И полоска галстучка. (Синица.)
  3. Этих птиц легко узнать по большому хохолку. В окраске этих птиц есть яркие желтые , красные и черные пятна. Зимой издалека слышен тонкий нежный свист, из-за которого эти птицы и получили свое название. (Свиристель.)

8. Физминутка “Птички”

Птички начали спускаться,
На поляне все садятся.
Предстоит им долгий путь,
Надо птичкам отдохнуть. (Дети садятся в глубокий присед и сидят несколько секунд)
И опять пора в дорогу,
Пролететь нам надо много. (Дети встают и машут “крыльями”)
Вот и юг. Ура! Ура!
Приземлиться нам пора. (Дети садятся за парты)

Составить мозаику птиц: синицы, снегиря, свиристеля.

И всё же птицы нередко голодают. Особенно трудно им во время метели, сильного мороза Почему зимой птицы чаще посещают города и сёла? (Легче раздобыть пищу.)

  • Почему нужно помогать птицам зимой?
  • Где ночуют птицы?
  • Как мы им можем помочь?

9. Показ сделанных кормушек.

Что же мы можем сделать для птиц? Давайте посмотрим, чем кормятся птицы.

10. Рассматривание таблицы “Семена для птиц”

Семена для птиц:

  • Подсолнечник
    (все птицы)
  • Овёс
    (синицы)
  • арбуз
    (синицы, поползни)
  • пшено
    (воробьи, синицы)
  • Тыква
    (поползни, синицы, воробьи)
  • кедровые орешки (поползни, дятлы)
  • рябина, калина
    (снегири, свиристели)
  • Лён
    (все птицы)
  • Клевер
    (воробьи, синицы)

Теперь вы знаете, чем кормить зимующих птиц.

Чем можно угощать птиц зимой?

11. Практическая работа.

У каждой команды на столе лежат  названия семян:арбуза, тыквы, подсолнуха, овес, овсяная крупа, ягоды рябины, черемухи, кусочки сала и т.д.

Задание: “Покормить свою птицу ”.. Птицы: снегирь, свиристель.

Как ведут себя птицы во время морозов?

(Во время морозов птицы нахохливаются, чтобы согреться. Тепло сохраняют как сами перья, так и воздушная прослойка между ними. Когда холодно птицы поднимают перья и толщина “воздушной шубы” увеличивается.)

Вывод: те птицы, которые приспособились к холоду, находят корм сами или их подкармливают люди – выживают. А мы обязательно им в этом должны помочь.

12. Подведение итогов.Чтение детьми стихотворения

 Покормите птиц зимой,
Чтоб со всех концов
К вам слетались как домой,
Стайкой на крыльцо.

Не богаты их корма,
Горсть одна нужна.
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.

Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.

В конце занятия дети раскрашивают зимующих птиц .

13. Рефлексия: Какие ваши впечатления от увиденного, услышанного и сделанного на уроке?

- Птицам, которые улетели в теплые края, там достаточно корма, а тем, которые остались зимовать с нами, трудно искать корм. И помочь им пережить трудную зиму должны мы, потому что мы научились этому на сегодняшнем уроке.

Молодцы! Я уверена, что вы станете надёжными друзьями для всех птиц.