Конкурс "Папа, мама, я – читающая семья" для начальной школы

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Работа с родителями


Цель: развитие и поддержание интереса к чтению учащихся начальных классов.

Задачи:

  • совершенствование всех видов речевой деятельности;
  • развитие творческих способностей учащихся;
  • формирование у каждого ребёнка индивидуального опыта - самостоятельного  чтения;
  • формирование дружного коллектива детей и родителей.

Оборудование:

  • презентация “ Творчество А. П. Гайдара”;
  • выставка рисунков учащихся к произведениям писателя;
  • кроссворды, тексты для конкурсов.

Предварительная подготовка: чтение произведений А.П.Гайдара, изучение биографии писателя ,конкурс рисунков по произведениям,

– одна семейная команда от класса, которая готовит название, девиз команды, эмблему, инсценирование отрывка из произведения А. П. Гайдара

Эпиграф

“Надо честно жить, много трудиться и крепко любить и беречь эту огромную счастливую землю, которая зовётся Советской страной”

(На сцену выходят ведущие)

Ведущий 1.

Не наяву и не во сне,
Без страха и без робости
Мы снова бродим по стране,
Которой нет на глобусе,
На карту не нанесена,
Но знаем, ты и я, что есть страна,
Литературная.

Ведущий 2.

Пусть ваш очаг горит, не остывая,
Теплом домашним сердце согревая,
Семью сплотить сумеет мудрость книг,
Чтоб знаний наших не иссяк родник.

Ведущий 1.Внимание! Внимание! Дети и родители! Сразиться, не хотите ли? Кто самый лучший книгочей? И кто герой любимый чей?

Ведущий 2.

Умными словами недаром сказано:
“Всем лучшим книге мы обязаны”
Книги читают и стар и млад,
Книжке хорошей каждый рад.

Ведущий 1.

Книжки читаю – значит, мыслю,
Мыслю – значит, живу, а не кисну,
В книжке – мудрость, слёзы и смех!
Книжек хватит сегодня на всех!

Ведущий 2.

Дети и родители! Хотите, не хотите ли –
Пришла пора сразиться нам!

Ведущий 1. Сегодня наши читающие семьи борются за право получить первый приз – довольно необычный, от которого не откажутся ни взрослые, ни дети. Его обладателем станет та семья, которая пройдёт все испытания. По окончании каждого конкурса жюри подводит итоги. Правильный и полный ответ будет оценен в пять баллов.

Наши конкурсы судит уважаемое жюри… (представляет членов жюри).

Ведущий 2. Сегодня в нашем состязании принимают участие семейные команды…(представление команд)

Ведущий. Наша игра посвящена творчеству великого писателя А. П. Гайдара. Книги Аркадия Петровича Гайдара – это сама его жизнь. Главная тема писателя – это тема не только его произведений, но и тема его жизни. У Гайдара слово и дело были неразрывны. Герои его книг поступали так же, как поступил бы сам Гайдар на их месте.

На его замечательных книгах – “Тимур и его команда”, “Мальчиш – Кибальчиш”, “Школа”, “Военная тайна”, “Судьба барабанщика” – выросло не одно поколение школьников. Наши мамы и папы читали их взахлёб, читают их сейчас и современные дети. Герои книг Гайдара интересны всем поколениям – они борются со злом, совершают добрые поступки. Гайдар хотел, чтобы его юные читатели, подражая героям его произведений, сами становились героями, учились любить свою Родину.

Ученик читает стихотворение С. Михалкова “ Аркадий Гайдар”

– Эпиграфом нашей игры станут слова А. Гайдара: “Что такое счастье – это каждый понимал по своему. Но все вместе люди знали и понимали, что надо честно жить, много трудиться и крепко любить и беречь эту огромную счастливую землю, которая зовётся Советской страной” Мы дети страны, которая называется Россия. Какое бы название не давали нашей стране, мы – дети своей страны. И мы должны заботиться, и охранять мир и покой нашей Родины. К этому призывал в своих произведениях А.П. Гайдар, и сам он жил ради этой цели.

Ведущий 1

Весёлый молодой народ
Его уносит с книжных полок.
Его берут с собой в поход
Юннат и будущий геолог.
Он никогда не будет стар,
В глазах читателя с портрета
Глядит смеющийся Гайдар
В шинель походную одетый.

Ведущий 2 :Гайдар называл свою жизнь “обыкновенной биографией в необыкновенное время”. Действительно, он жил в особенное время, и судьба была его тоже необычной. Аркадий Петрович был чудесным человеком. Он прожил недолгую жизнь, всего 37 лет, но это была яркая жизнь. Родился Аркадий Гайдар 22января 1904 года в небольшом городке Льгове в семье учителя. Своим же родным городом он считал Арзамас. Когда Гайдару было 14 лет, он пошёл добровольцем в Красную армию. После окончания пехотных курсов, его приняли на курсы красных командиров. В 16 лет Гайдар уже командует красноармейским полком. За 4 военных года им пройден путь от адъютанта до командира полка. Всей своей жизнью, всей литературной деятельностью А. П. Гайдар доказал, что он всегда и везде “ Вперёдсмотрящим”

Ведущий 1:

Итак, 1 конкурс нашей игры “Визитная карточка семьи”

Ведущий 2:

2 конкурс “ Разминка”

Каждой команде предлагается ответить на два вопроса:

  1. Что больше всего на свете ценил писатель А. П. Гайдар?
  2. Чем пахнет от всех книг А. П. Гайдара?
  3. Настоящая фамилия А. П. Гайдара?
  4. В каком возрасте А. Гайдар стал солдатом Красной армии?
  5. Кем мечтал стать А. Гайдар?
  6. Какое звание для А. Гайдара было самым высоким званием в жизни?
  7. Сколько в России библиотек, которые носят имя А. П. Гайдара?
  8. Как называлась Российская Армия в 1918 году?

Ведущий 1: Пока жюри подводит итоги, мы проводим игру со зрителями.

– Назовите произведения по рисункам детей, принявших участие в конкурсе “ Нам улыбается Гайдар, мы слышим шаг его знакомый”

Ведущий 2: 3 конкурс “ Откуда эти строки?”

– Каждая из команд получает карточку с отрывком из произведения, необходимо назвать произведение

1.“Что такое счастье – это каждый понимал по – своему. Но все вместе люди знали и понимали, что надо честно жить, много трудиться и крепко любить и беречь эту огромную счастливую землю, которая зовётся Советской страной”. ( Рассказ “ Чук и Гек”)

2.“Было тогда нашей Марусе семнадцать лет. Напали на город белые, схватили они Марусиного отца и посадили в тюрьму. А матери у ней давно уже не было, и осталась наша Маруся совсем одна…”(Рассказ “ Голубая чашка”)

3.“Но тревога – неясная, непонятная – прочно поселилась с той поры в нашей квартире. То она возникала вместе с неожиданным телефонным звонком, то стучалась в дверь по ночам под видом почтальона,… то пряталась в уголках глаз вернувшегося с работы отца” (Повесть “ Судьба барабанщика”)

Ведущий 1: Игра со зрителями. “Собери слова”

  1. Фамилия главного героя в произведение А. П. Гайдара “ Тимур и его команда”? ( а р Г а е в)
  2. Как называли в советское время ребят, которые помогали одиноким и престарелым, заботились о маленьких? (р о в е ц м и т у)
  3. Название одного из рассказов А. П. Гайдара? (в с е с о ь т)

Ведущий 2: Конкурс “Литературный кроссворд” (команда получает кроссворд, который заполняется по горизонтали)

Image2872.gif (2194 bytes)

  1. О каком писателе говорят “ Обыкновенная биография в необыкновенное время”?
  2. Кем работал папа Чука и Гека в произведении А. П. Гайдара “ Чук и Гек”?
  3. Главный герой повести “ Военная Тайна”?
  4. В повести “Тимур и его команда” он говорил: “ Я стою, я смотрю. Всем хорошо! Все спокойны. Значит и я тоже спокоен”
  5. Имя одного из братьев в рассказе “ Чук и Гек”
  6. Кто хотел помогать буржуинам? Мальчиш – ….
  7. Фамилия Мишки из повести “ Тимур и его команда”

На слайде слова: А Мальчиша-Кибальчиша схоронили на зеленом бугре у Синей реки. И поставили над могилой большой красный флаг.

Плывут пароходы – привет Мальчишу!

Пролетают летчики – привет Мальчишу!

Пробегают паровозы – привет Мальчишу!

А пройдут пионеры – салют Мальчишу!

– Из какого произведения эти строки?

Ведущий 1.Он начал писать эту повесть весной 1932 года в Хабаровске, где работал разъездным корреспондентом газеты “ Тихоокеанская звезда”. Поначалу писатель предлагал назвать повесть “Такой человек”

– Какой этот человек? И кто этот человек?

1 вопрос: Кого в своей повести “ Военная тайна” А. П. Гайдар считал “таким человеком”?

2 вопрос: Почему произведение названо “ Военная тайна”?

3 вопрос: Какой вопрос задал Буржуин Мальчишу – Кибальчишу?

4 вопрос: Инженер, строивший плотину из повести “ Военная тайна”?

5 вопрос: О чём была песня, которую Алька пел с отцом?

6 вопрос: Расскажите о маме Альки.

7 вопрос: Почему повесть “Военная тайна” заканчивается трагически?

Ведущий 2: Конкурс “ Актёрское мастерство”. Командам предлагается отрывок из произведения “ Военная тайна”, прочитать его выразительно.

Ведущий 1: Произведения А. П. Гайдара живут с нами и сейчас.

Конкурс “ Домашнее задание”. Команды представляют инсценирование произведений А. П. Гайдара. (Жюри подводит итоги, награждение команд победительниц и подведение итогов конкурса рисунков)

Ведущий 2:

Ну вот, друзья!
Пора прощания так быстро подошла!
Мы говорим всем – до свидания!
До новых встреч!

Ведущий 1:

Желаем счастья вам!
Чтоб все мечты сбывались,
Чтобы вы не расставались!
Здоровья вам на сотни долгих лет!
А это, право, дорого стоит.
В работе – творческих побед,
В семейной жизни – мира и покоя!