"Аз – свет миру". Сценарий праздника славянской письменности и культуры

Разделы: Внеклассная работа


Действие 1

Ведущий 1: Россия – это океан земель, размахнувшихся на целую шестую часть света и держащих в касаниях своих раскрытых крыльев Запад и Восток.

Ведущий 2: Россия – это семь синих морей; горы, увенчанные белыми льдами; Россия – меховая щетина бесконечных лесов, ковры лугов, ветреных и цветущих.

Ведущий 3: Россия – страна неслыханных, богатейших сокровищ, которые таятся в её глухих недрах.

Ведущий 4: Россия – страна византийских куполов, звона и синего ладана, которые несутся из великой и угасшей наследницы Рима – Византии, второго Рима, и придают России неслыханную красоту, запечатленную в русском искусстве.

Звучит песня “Россия”

Ведущий 1:

Нет, он от века не отстал.
Здесь что ни слово – то кристалл.
Да что там слово – буквы в нем
Горят божественным огнём!

Ведущий 2:

Я прислушиваюсь к словам:
Открывается в них Россия,
Жизнь и счастье дающая сила-
Легендарная быль славян.

Действие 2

Ученик в народном костюме читает былину о Кирилле и Мефодии. (Автор стилизации: учитель русского языка и литературы Ермолюк Н.А.)

Былина о Кирилле и Мефодии

То не солнце всходило красное
Из-за гор, из-за леса дремучего-
На святой земле нашей матушке
Порождалися два богатыря.
И росли они в Македонии,
Набирались ума-разума в Солониках,
Постигали языки латинские,
Еще греческие да болгарские.
Изучали они арифметику,
Астрономию да грамматику.
И сам царь Византийский им кланялся
За ученость их и усердие.
Вот 15 лет братьям минуло
И еще 7 лет со остаточком -
Тут Мефодий стал военачальником.
Он созвал себе дружинушку хоробрую,
Удалых дородных добрых молодцев.
А меньшой-то брат во Царьград пошел,
Изучил там все книги латинские,
Еще греческие и еврейские,
И не стало равных брату меньшему
По уму его и учености.
Уж как первый раз он спорил с латинянином,
А второй-то раз – с венецианцами,
В третий раз ему поклонилися
Все хазарские послы и мусульманские.
И за мудрость его за великую
Нарекли Константина Философом.
И пришли к Михаилу-императору
В Цареград послы да Велеградские:
- Уж ты гой еси, император-царь!
Мы пришли к тебе от честного царя,
Ростиславом он прозывается.
Пришли с просьбой о великой милости,
Чтоб послал ты нам мужа ученого -
Пусть обучит славян он грамоте!
И призвал император Мефодия,
Константина призвал Философа,
Повелел он составить азбуку,
Просветить все народы славянские.
И составили братья азбуку,
43 сочинили буквицы,
Чтоб учились славяне грамоте,
Чтоб услышали слово книжное,
И чтоб все племена словенские
Светом разума просветилися.
То не солнце восходит красное-
Земля русская прославляется
И богатством своим, и знатностью,
Ну а пуще того – ученостью.
Имена же своих учителей
Не забудут народы словенские.
Чтят Кирилла и чтят Мефодия,
Всенародных своих просветителей!

Действие 3

Ведущий 3:

Он самый молитвенный в мире,
Он волею божьей возник,
Язык нашей дивной Псалтири
И святоотеческих книг.

Ведущий 4: Повелитель многих языков язык российский велик перед всеми в Европе. Карл Пятый, Римский император, говаривал, что ишпанским языком с Богом, французским с друзьями, немецким с неприятелем, италианским с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашел бы в нем великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языка. (М.В.Ломоносов)

Ведущий 5:

Вот азбука – начало всех начал,
Открыл букварь, и детством так и дунуло!
А Константин-философ по ночам
Не спал, наверно, буковки выдумывал.
Шептал. Перо в чернила окунал.
Он понимал, что буковки – основа
Грядущего написанного слова,
Великого, как Тихий океан.

Ведущий 6: Русская азбука - уникальное явление среди всех известных способов буквенного письма. В азбуке и только в ней есть содержание. Праславянская азбука представляет собой послание – совокупность кодирующихся фраз. Просмотрим три первые буквы – АЗ, БУКИ, ВЕДИ. АЗ – я, БУКИ – буквы, письмена, ВЕДИ – знать, ведать. Таким образом, получается следующая фраза:

АЗ БУКИ ВЕДИ - я знаю буквы.

ГЛАГОЛ ДОБРО ЕСТЕ - слово – это достояние.

ЖИВЕТЕ - значит жить в труде, а не прозябать.

ЗЕЛО – усердно

ЗЕМЛЯ- планета Земля и её обитатели-земляне.

И – союз и
ИЖЕ – те, которые, они же.
КАКО – как, подобно.
ЛЮДИ – существа разумные.

Эта часть азбуки означала:

Живете зело, земля, и иже како люди – живите, трудясь усердно, земляне, и как подобает людям. Мыслете наш он покой – постигайте наше мироздание.

Ведущий 7: РЦЫ – повелительное наклонение глагола говори, изрекай, читай вслух.

СЛОВО – передающее знание.

ТВЕРДО – уверенно, убежденно.

Так три слова складываются во фразу: рцы слово твердо – неси знания убежденно.

УК – основа знания. Сравним: наука, учить, навык, обычай.

ФЕРТ – оплодотворяет.

Азбука зафиксировала различия звуков “п” и “ф”. В середине века южноевропейцев, произносивших “ф” вместо “П” на Руси звали фрягами именно из-за особенностей речи. В немецком языке слово “герр” обозначает господин, Бог, в греческом “ иеро” переводится – божественный, в английском HERO

Герой, а также русское имя бога – Хорос. Выходит,что буква ХЕР имела значение “божественный, данный свыше”.

УК ФЕРТ ХЕР: знание – дар Божий.

Ведущий 8: “ЦЫ ЧЕРВЕ ШТА ЕРА ЮС ЯТИ” расшифровывается как “дерзай, точи, червь, чтобы Сущего свет постичь”!

Ведущий 9: Вот оно, азбучное послание! В современном переводе это звучит так:

Я ЗНАЮ БУКВЫ:
ПИСЬМО-ЭТО ДОСТОЧНИЕ.
ТРУДИТЕСЬ УСЕРДНО, ЗЕМЛЯНЕ,
КАК ПОДОБАЕТ РАЗУМНЫМ ЛЮДЯМ,
ПОСТИГАЙТЕ МИРОЗДАНИЕ!
НЕСИТЕ СЛОВО УБЕЖДЕННО:
ЗНАНИЕ – ДАР БОЖИЙ!
ДЕРЗАЙТЕ, ВНИКАЙТЕ, ЧТОБЫ
СУЩЕГО СВЕТ ПОСТИЧЬ!

Ведущий 10: Русский алфавит – это наше национальное достояние. Именно он отражает всё богатство нашего великого русского языка, именно он и есть стержень нашей культуры, нашего самосознания, нашего бытия как русской нации.

Ведущий 11:

Так вот они – наши истоки,
Плывут, в полумраке светясь,
Торжественно- строгие строки,
Литая славянская вязь,
Так вот где, так вот где впервые
Обрел у подножия гор
Под огненным знаком Софии
Алмазную крепость глагол.
Великое таинство звука,
Презревшее тленье и смерть,
На синих днепровских излуках
Качнуло недвижную твердь.
И Русь над водой многопенной,
Открытая вольным ветрам,
“ Аз есмь!”- заявила Вселенной,
“ Аз есмь!”- заявила векам.

Действие 4

Ведущий 1:

В монастырской келье узкой
В четырех глухих стенах
О земле о древнерусской
Быль записывал монах.
Он писал зимой и летом,
Озаренный тусклым светом.
Он писал из года в год
Про великий наш народ.

(На сцене оформлен уголок монастырской кельи: стол со свечой, книги, за столом монах)

Монах:

Ещё одно последнее сказанье,
И рукопись окончена моя.
Исполнен долг, завещанный от Бога
Мне, грешному… (читает рукопись)

В тяжелую минуту, человече, откроешь книгу. Словно в храм светлый войдешь и найдешь ответ на любой вопрос, ибо и до нас люди жили и вопрошали. Прими же, отец наш небесный, Молитву благодарную за то, что искусству книжному меня вразумил. Слава и вам, братья Солунские Кирилл и Мефодий, что буквы нам придумали, свет книжный принесли.

- Чу, слышу шорох. Кто здесь?

( входят три мальчика)

Захарка: Это мы, батюшка.

Монах: Заходите, чада любезные. С чем пожаловали?

Захарка: Прослышали мы, батюшка, что тут грамоте можно научиться.

Монах: Грамоте? Пожалуй, что можно. А вы чьи будете?

Захарка: Я Захарка, Ивана- кузнеца сын.

Ивашка: А я Ивашка, Никиты Кожемяки сын.

(третий мальчик молчит)

Монах: А ты чего молчишь?

Мальчики: Это Онфимка, сирота он, нищета, без роду без племени, а туда же, учиться.

Монах: Не горюй, Онфимка, подходи ближе. И я когда то сиротой был. Дом мой враги сожгли, все у нас в роду погибли. Отроком пришел я в Киево-Печерскую Лавру. Сделали меня переписчиком, а зовут все меня “ библиофил”, значит, любитель книг. Наставник мой был добрый, устану я писать, велит отдохнуть, бежать во двор и стучать по дереву.

Захарка: Разве ты дятел, чтоб по дереву стучать?

Монах: Нет, это у нас обычай был такой. Стукнешь три раза, все монахи должны садиться читать. Только был я неугомонный и любознательный. Все у наставника своего выспрашивал, откуда буквы взялись?

Ивашка: Правда, откуда? Расскажи, батюшка.

Монах: Давным-давно люди писать не умели, посылали друг другу предметы. Послали как-то скифы царю Дарию…

Онфимка: А кто такие скифы, батюшка?

Монах: Скифы, Онфимка, это народ, который в древности населял юг Руси. Так вот.

Послали скифы персидскому царю Дарию (они в то время воевали с персами) послание, в котором были птица, мышь, лягушка и пять настоящих стрел. Долго думали жрецы и наконец, разгадали смысл этого письма так: “Если вы, персы, не научитесь прыгать по болоту, как лягушка, прятаться в норы, как мышь, и летать, как птица, то вы будете осыпаны стрелами, как только вступите на нашу землю.

Ивашка: Здорово ведь, правда, ребята? Здесь каждый предмет говорит сам за себя.

Онфимка: А как, батюшка, ещё люди писали?

Монах: На скалах рисунки делали – пиктография называется.

Захарка: Интересное слово – пиктография.

Монах: Потом на сырых глиняных дощечках клинопись делали палочками. Особенно шумеры этим славились.

Ивашка: Я тоже могу на песке или на снегу клинопись палочкой сделать.

Монах: Ветер подует – исчезнет надпись, снег растает – утонешь в луже.

Захарка: А мы, батюшка, как будем писать?

Монах: Наше письмо славянское. А подарили нам его Кирилл и Мефодий.

Ивашка: Расскажи, батюшка, нам о них.

Монах: Ну, так слушайте. Было это очень давно – в 9 веке. На границе с Болгарией находилась одна из крупнейших провинций Византии, столицей которой был город Солуний. В семье военного чиновника, служившего в Солуни, росли два сына – Константин и Мефодий. Население там было наполовину греки, наполовину славяне, и в семье мальчиков мать была гречанкой, отец – болгарином. И поэтому с детства у них – солунских братьев – было два родных языка: греческий и славянский. Характеры братьев были схожи. Они много читали, любили учиться. Константин учился у самых знаменитых ученых. Он освоил славянский, греческий и арабский языки, познакомился с юридическими и медицинскими трактатами. Друзья всерьёз стали звать Константина Философом.

В то время прибыли в Константинополь болгарские послы. Они попросили у Византии прислать им священника, потому что прежде были язычниками, а теперь решили принять христианство. И отправили к ним Константина Философа. Константин проповедовал им идеи добра, советовал жить праведно, не обижать друг друга и соседей, просвещать свой разум. Но он понимал, что советы пропадут без пользы. Болгары не могли просвещать свой разум.

Захарка: Почему, батюшка?

Монах: А потому, дитятко, что не было у них азбуки. Император Михаил приказал составить славянскую грамоту и перевести на язык славян византийские книги. Сбылась давняя мечта Константина! Призвал он своего брата Мефодия, и они немедленно взялись за работу. Помолившись Богу, Константин, который в монашестве принял имя Кирилл, пошёл азбуку писать. День проходит, другой. Догорает свеча. Обращены мысли философа к Богу.

(на сцене появляется ученик в роли Константина Философа)

Константин: Прошу тебя, Господи, просвети меня. Назову букву словом известным. Тем словом, что начинается с этой буквы. Моя первая буква будет “аз”, что значит – я. Вторая Б – “буки”. Означу вторую букву словом “буквы”. Третья буква В – “веди”. Широк смысл слов моих. Добро есть хорошо. Добро есть правда и благо. Воспрянет отныне народ славянский, возгордится именем своим!

Звучит “Гимн Кириллу и Мефодию”:

Мы благодарны просвещенью.
Наука – Солнце, душу грей!
Рукой отцов благословенный,
Иди в историю смелей!
Судьба нас к жизни возродила,
Творцы Мефодий и Кирилл,
Имен их время не забыло,
Народ славянский не забыл.