Урок внеклассного чтения в 4-м классе "Мы дети и внуки Гайдара"

Разделы: Начальная школа


Эпиграф:

Мы его полюбили недаром:
Понимал он ребячьи мечты,
Потому и герои Гайдара
С нами рядом,
И с нами на «ты»…

Цель:

  • Познакомить с фактами, доказывающими пребывание Гайдара на Кубани.
  • Учить вести логическое рассуждение. Упражнять в технике чтения.
  • Обобщить знания детей о творчестве А.П. Гайдара на основе прочитанных рассказов.
  • Воспитывать чувство товарищества, уважение к старшим, патриотизм.

Оборудование: Портрет писателя, карточки для словарной работы, презентация, иллюстрации детей к произведениям, произведения А.П. Гайдара.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Звуковая разминка:

Слова, трудные для произношения – патриотизм.

III. Словарная работа:

– Ребята вы принесли карточки со словами, которые встречались в прочитанных вами произведениях А.П. Гайдара. Вы выбрали те слова, значение которых вам не понятно.

(Дети читают слова. Учащиеся вместе с учителем объясняют значение слов.)

– Предлагаю вам составить предложения с новыми словами.

(Ответы детей.)

IV. Составление текста-рассуждения:

– На основе прочитанного произведения, составьте текст-рассуждение на тему: « Книги Гайдара учат честно жить, много трудиться и крепко любить свою Родину».

Составьте текст с помощью слов: потому что, во-первых, во-вторых, кроме того.

(Ответы детей)

V. Беседа:

– Ребята, какие книги А.П. Гайдара читали?

– Кого из героев Гайдара знаете?

– Рассмотрите иллюстрации к произведениям писателя. Кого из героев вы узнали?

– Какие отрывки из произведения вас заинтересовали, увлекли, потрясли, взволновали? Прочтите их.

– Желаете больше узнать о жизни писателя? Послушайте выступление лекторской группы.

VI. Просмотр мультимедийной презентации.

Текст к слайдам читают наизусть учащиеся класса.

1. Когда в давние времена шли в поход воины-конники, они высылали вперед всадника. Он всматривался в неизведанную даль, был бдительным, смелым и назывался Гайдаром. Таким ясноглазым дозорным в детской литературе стал писатель А.П. Гайдар.

2. Аркадий Петрович Гайдар называл свою жизнь «обыкновенной биографией в необыкновенное время». Но и биография его была необыкновенна. У Гайдара богатая родословная: мать писателя приходилась шестиюродной племянницей М.Ю. Лермонтова. Имя Аркадий означает «счастливый». Настоящая фамилия писателя – Голиков. Гайдар – литературный псевдоним. Секрет его возникновения раскрыл в своей книге сын писателя Тимур Гайдар. (1)

  • Г – первая буква фамилии Голиков;
  • АЙ – первая и последняя буквы имени Аркадий;
  • Д – в переводе с французского «из»;
  • АР – первые буквы названия родного города Арзамас.

Г-АЙ-Д-АР – Голиков аркадий из Арзамаса. (1)

3. Аркадий Петрович Гайдар родился 22 января 1904 года в городе Льгове Курской губернии в интеллигентной семье. Родители были учителями. Они занимались художественным развитием своих детей. В семье царил культ литературы. Аркадий в детстве писал стихи, и мама подарила сыну красную тетрадь с пожеланием:

«Пусть разгорается ярким огнем
Божия искра в сердце твоем».

Она была первым и самым строгим критиком произведений Гайдара. Отец всегда оставался для Аркадия непререкаемым авторитетом и самым близким человеком. Сын горько переживал уход отца на 1 Мировую войну, и уже через месяц пытался сбежать за ним на фронт. (1)

4. В годы учебы в реальном училище проявилась творческая натура Аркадия. Он много читал, участвовал в спектаклях, выпускал классный литературный журнал. Проявились и лидерские качества Аркадия. В 13 лет он стал председателем ученического комитета.(1)

5. В 14 лет выдал себя за 16-ти летнего, был зачислен в Красную Армию. В 15-ть курсант Киевских командных курсов, участвовал в боях. В 16-ть командир роты. (1)

6. В апреле 1920-го Гайдар был назначен командиром 14-ой стрелковой дивизии в Екатеринодар. Более 3 месяцев Аркадий Голиков сражался за Советскую власть на территории Апшеронского района в составе 34-ой стрелковой дивизии. (2)

7. В нашем районе бережно хранят память о пребывании здесь аркадия Петровича Гайдара. В станице Кабардинской работает краеведческий музей. На Тубиннском перевале установлен памятный знак – раскрытая книга и устремленная вверх винтовка с трехгранным штыком. На книжной странице слова Гайдара:

«Нам грозы грохотали
И ветер завывал,
Когда мы занимали
Тубинский перевал»

8. В первых рассказах писателя нашли отражение события, происходившие на Кубани, свидетелем которых он был. Это рассказы: «Боевой приказ», «Первая смерть», «Винтовка».(2)

9. Гайдар воевал на шести фронтах, был ранен, тяжело контужен, потом уволен в запас по болезни. До конца своей жизни сохранил любовь к Красной Армии. В июле 1941 г. Гайдар уехал на фронт, стал военным корреспондентом газеты «Комсомольская правда». Осенью остался в партизанском отряде в тылу врага. Участвовал в боях, стал отличным пулеметчиком, вел дневник партизанского отряда. 26 октября группа партизан, в которой был Аркадий Петрович Гайдар, попала в засаду около села Леплява у железной дороги. Он первым заметил фашистов и успел закричать. Гайдар погиб, спасая жизнь своих товарищей.

Любимых детских книг творец
И верный друг ребят,
Он жил, как должен жить боец,
И умер, как солдат.

А.П. Гайдар посмертно награжден орденом Отечественной войны первой степени, награду принял сын писателя – Тимур.

10. Книги Гайдара учат «честно жить, много трудиться и крепко любить и беречь эту счастливую землю, которая зовется Советской страной» - нашей родиной.

Мы его полюбили недаром:
Понимал он ребячьи мечты,
Потому и герои Гайдара
С нами рядом и с нами на «ты».

11. Повесть «Тимур и его команда»- уникальная книга, в мировой литературе трудно найти произведение, которое бы дало начало массовому детскому движению, каким стали тимуровские команды. Литературный герой шагнул в жизнь. Миллионы мальчишек стали подражать Тимуру, миллионы девочек – Жене. И сейчас в двадцать первом веке живут пионерские традиции, не угасло тимуровское движение. В нашей школе работал патриотический клуб «Память», который был создан учителем русского языка и литературы – Калабашкиной Н.А. и учащимися из пионерского отряда. Ребята заботились о ветеранах, проводили пионерские сборы, ухаживали за памятниками, вели переписку с родственницей защитника нашего города в годы войны. (1)

12. На полях своих рукописей, писем к друзьям и дневников Гайдар рисовал пятиконечную звездочку. Она была как сигнал: Я в строю! Мои книги в строю! Она была словно маяк, как присяга: с винтовкой ли, с пером ли, я – твой боец, Родина. Свет звездочки освещал всю жизнь Гайдара и его героев. Он горит, не потухая на страницах его книг и светит нам, читателям, и зовет вперед, Пусть светит всегда! (3)

VII. Викторина по творчеству Гайдара:

– Раскройте секрет возникновения псевдонима Гайдар.

– Как назывался родной город Гайдара?

– Кем были родители Гайдара?

– Какой праздник хотели провести вместе с отцом Чук и Гек?

– Кто разбил чашку в рассказе «Голубая чашка»?

– Герои какой повести – Димка и Жиган спасают раненного командира?

– Какие слова были написаны на камне в рассказе «Горячий камень»?

– Как называется книга, которая дала начало массовому детскому движению

– Где в нашем районе установлен памятный знак Гайдару?

VIII. Итог урока:

– Ребята, в завершении урока по традиции давайте наполним «Колодец желаний». Предлагаю вам немного помечтать, начинайте свою фразу словами:

Если бы я мог стать героем книги Гайдара, я бы… потому что…

(Ответы детей)

Литература:

  1. Гайдар Т.А. «Голиков аркадий из Арзамаса». Документы, воспоминания, размышления. М: Политиздат, 1988.
  2. Калабашкина Н.А. «Элективный курс – Литературная карта Кубани». Хадыженск. Школа, 2009.
  3. Курдюмова Т.Ф. «Гайдар в школе». М: Просвещение, 1976.