Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

М.Ю. Лермонтов. Детство поэта. "Бородино" – отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения. Историческая основа стихотворения

Разделы: Преподавание литературы


УМК:

  • Учебник-хрестоматия Литература 6 класс 1-2 часть. Автор-составитель В. Я. Коровина
  • Программы общеобразовательных учреждений. Литература 5 - 11 классы. Под ред. В. Я. Коровиной. Москва "Просвещение" 2006 год. Авторы В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин и др.

Цели и задачи урока:

обучающая

  • М. Ю. Лермонтова. Детство поэта.
  • Сформировать у учащихся представление об Отечественной войне 1812 года как одной из самых славных вех истории России.
  • Показать примеры массового героизма, готовность русских солдат, офицеров, генералов к самопожертвованию во имя Родины.
  • Познакомить учащихся с содержанием стихотворения М. Ю. Лермонтова "Бородино", его художественным своеобразием.

развивающая

  • Связать исторические события с их отражением в художественном произведении

воспитывающая

  • Воспитывать у учащихся уважение к великому прошлому России.

Оборудование

Памятки

  • Основные даты:
  • 12 июня 1812 года
  • начало войны;
  • 26 августа 1812 года - Бородинское сражение;
  • "Средства художественной выразительности", "Бородино" - лиро-эпическое произведение

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Оформление записей на доске и в тетради.

3. Сообщение темы урока.

Изучение стихотворения М. Ю. Лермонтова "Бородино" имеет богатую методическую традицию. Как правило, методисты советуют начинать первый урок, посвященный этому произведению, с рассказа о войне 1812 г. Это, с одной стороны, готовит детей к восприятию стихотворения, с другой - обусловливает это восприятие. Во время "естественного" (самостоятельного) процесса знакомства с произведением человек читает без предварительных замечаний и рассказа о соответствующих событиях: он извлекает информацию о событии из самого текста. Стихотворение "Бородино" сравнительно небольшое по размеру, и его можно прочитать и обсудить в классе. Предлагаю такой ход работы над стихотворением, который поможет детям учиться работать непосредственно с текстом произведения, ставить вопросы к нему, для ответов на эти вопросы, подключая все имеющиеся знания. Учитель приходит на помощь в нужный момент. Для организации такой работы необходимо сначала выяснить у учителя истории, что дети уже знают об Отечественной войне 1812 г.

М. Ю. Лермонтов: детство, начало литературной деятельности, интерес к истории России.

Какие произведения М. Ю. Лермонтова вы читали в начальной школе? Что вы знаете об этом поэте?

Дети вспоминают сказку "Ашик-Кериб", отрывок из стихотворения "Терек", говорят о том, что Лермонтов любил Кавказ.

Презентация.

Знакомство с детскими и юношескими годами поэта организовано двумя способами: с помощью слова учителя и презентации. Учащиеся рассматривают фотографии, смотрят документальный фильм "Тарханы" (фильм можно найти в "БЭНП Литература). Лермонтов-художник. (Слайды № 1 - 11)

"Бородино". Историческая основа стихотворения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения. Отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения. (Слайд 12)

Выразительное чтение стихотворения. Исполняет Д. Журавлев. (Слайд 13)

Необходимо выдержать небольшую паузу, затем выявить, каково восприятие стихотворения учащимися.

4. Эвристическая беседа.

О каком событии рассказывается в этом стихотворении?

Дети говорят о войне 1812 г. и о Бородинском сражении, подключая все имеющиеся знания.

Какое произведение, посвященное Отечественной войне 1812 г., вы уже изучали в 5 классе?

Вспомним басню И. А. Крылова "Волк на псарне". (Слайд 14, 15)

Кто рассказывает о сражении? Почему именно он начинает свой рассказ?

Старый солдат рассказывает о сражении молодым. Дядя - это распространенное в нашей стране обращение к незнакомому старшему человеку. Можно представить картину, как старый солдат на привале беседует с молодыми солдатами или, вернувшись в родную деревню, рассказывает о битве односельчанам.

Когда происходит разговор: сразу после сражения, через год или через много лет?

Как возможно, чтобы старый солдат рассказывал молодым о битве?

Объясним детям, что срок службы в царской армии составлял 25 лет: человек поступал на службу молодым, а заканчивал ее уже пожилым человеком.

Почему молодые хотят узнать о сражении под Бородином? О каком событии говорится в словах: "...Москва, спаленная пожаром, // Французу отдана"?

С чего начинает свой рассказ старый солдат? О чем он сожалеет? (Слайды 16 - 17)

Как вы понимаете выражение "нынешнее племя"?

Подберите синонимы к слову - бой. Кто такой баталист? (Слайд 19, 20)

О каких событиях говорится в строке: "Мы долго молча отступали..."? (Слайд 21)

Подготовленный ученик кратко расскажет о первом этапе войны - об отступлении русских армий и о трехдневном кровопролитном сражении под Смоленском. (Слайд 22)

Что означает фраза: "...ворчали старики..."? Что такое зимние квартиры!

По правилам, принятым в то время в Европе, зимой не воевали: войска располагались на зимних квартирах.

Чем были возмущены "старики"? Что такое штык?

"И вот нашли большое поле..." Что это