Необходимость отдельного предмета "Логика" в начальной школе

Разделы: Начальная школа


Начальное общее образование - первая ступень общего образования. В Российской Федерации начальное общее образование является обязательным и общедоступным. В этот период идет формирование основ учебной деятельности, познавательных интересов и познавательной мотивации. Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования устанавливает обязательные для изучения учебные предметы: русский язык, литературное чтение, иностранный язык, математика, информатика, окружающий мир, изобразительное искусство, музыка, технология, физическая культура. Но нет такого предмета как логика. На мой взгляд, предмет логика является приоритетом начального общего образования, так как именно логика способствует формированию общеучебных умений и навыков, которые в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.

Особенностью начальной школы является то, что дети приходят в школу с разным уровнем готовности к обучению, неодинаковым социальным опытом, отличиями в психофизиологическом развитии. Воспитание всесторонне развитой личности невозможно без совершенствования такого важнейшего инструмента как познание и мышление, которое не существует без логики. Логическое мышление не является врожденным, поэтому его можно и нужно развивать. Систематическое изучение науки логики - один из наиболее эффективных способов развития логического абстрактного мышления. Как без данного предмета помочь младшему школьнику и быть успешным в интеллектуальных марафонах? Никто не будет спорить с тем, что каждый учитель должен развивать логическое мышление учащихся. Об этом говорится в методической литературе, в объяснительных записках к учебным программам. Однако, как это делать, учитель не всегда знает. Нередко это приводит к тому, что развитие логического мышления в значительной мере идет стихийно, поэтому большинство учащихся младших классов, и даже старшеклассников, не овладевает начальными приемами логического мышления (анализ, сравнение, синтез, абстрагирование и др.), так как в начальной школе нет отдельного предмета логика.

Значительное место вопросу обучения младших школьников логическим задачам уделял в своих работах известнейший отечественный педагог В. Сухомлинский. Суть его размышлений сводится к изучению и анализу процесса решения детьми логических задач, при этом он опытным путем выявлял особенности мышления детей.

Давайте вспомним одну из задач, которые дети решали в школе Сухомлинского: "С одного берега на другой надо перевезти волка, козу и капусту. Одновременно нельзя ни перевозить, ни оставлять вместе на берегу волка и козу, козу и капусту. Можно перевозить только волка с капустой или же каждого "пассажира" в отдельности. Можно делать сколько угодно рейсов. Как перевезти волка, козу и капусту, чтобы всё обошлось благополучно?"

Эта задача подробно проанализирована в книге немецкого ученого А. Ноумана "Принять решение - но как?", где в популярной форме изложены основы теории принятия решений. В книге приведена картинка, на которой изображены волк, коза и капуста на берегу реки, а также графическая схема решения задачи, отражающая состояния "пассажиров" на обоих берегах, а также переезды через реку туда и обратно. Тем самым шуточная задача является первым звеном в построении серьезной математической дисциплины. Интересно, что задача о волке, козе и капусте теперь очень часто встречает на интеллектуальном марафоне среди учеников младших классов, и считается, что ребёнок способен решить её и проанализировать, хотя данная задача рассматривается только в одном из учебников по математике Л.Г. Петерсон.

Построение математики как целостного учебного предмета - весьма сложная задача, требующая приложения совместных усилий педагогов и математиков, психологов и логиков. Важным моментом решения этой общей задачи является выделение понятий, которые должны вводиться в начальном курсе изучения математики в школе. Эти понятия составляют фундамент для построения всего учебного предмета. От исходных понятий, усвоенных детьми, во многом зависит и общая ориентировка в математической действительности, что в свою очередь существенно влияет на последующее продвижение в этой области знания. Многие трудности усвоения математики в начальной, да и в средней школе, представляется, во-первых, из-за несоответствия знаний, усваиваемых учащимися, тем понятиям, которые действительно конституируют математические построения, во-вторых, из-за неверной последовательности введения общематематических понятий в школьные курсы.

С началом обучения в школе у ребенка не только расширяется круг представлений и понятий, но и сами представления и понятия становятся более полными и точными. С поступлением ребенка в школу в его жизни происходят существенные изменения, коренным образом меняется социальная ситуация развития, формируется учебная деятельность, которая является для него ведущей. На основе учебной деятельности развиваются основные психологические новообразования младшего школьного возраста. Обучение выдвигает мышление в центр сознания ребенка. Тем самым мышление становится доминирующей функцией.

Форма обобщающей деятельности школьников на разной ступени обучения не остается постоянной. Вначале она строится обычно на внешней аналогии, затем основывается на классификации признаков, относящихся к внешним свойствам и качествам предметов, и, наконец, учащиеся переходят к систематизации существенных признаков. В процессе обучения в школе совершенствуется и способность школьников формулировать суждения и производить умозаключения. Суждения школьников развиваются от простых форм к сложным постепенно, по мере овладения знаниями. Первоклассник в большинстве случаев судит о том или ином факте односторонне, опираясь на единичный внешний признак или свой ограниченный опыт. Его суждения, как правило, выражаются в категорической утвердительной форме. Высказывать предположения, выражать и, тем более, оценивать вероятность, возможность наличия того или иного признака, той или иной причины ребенок еще не может. Умение рассуждать, обосновывать и доказывать то или иное положение более или менее уверенно и правильно тоже приходит постепенно и в результате специальной организации учебной деятельности. Умение мыслить логически, выполнять умозаключения без наглядной опоры, сопоставлять суждения по определенным правилам - необходимое условие успешного усвоения учебного материала. Поэтому наши учащиеся должны иметь адекватное представление о материальных и природных процессах, глубже понимать и объяснять закономерности микро и макромира, природных объектов. Таким образом, не имея отдельного предмета как логика, изучение всех предметов в начальной школе должно строиться на работе мысли, нежели работе памяти, и тем самым существенно содействовать умственному развитию учащихся. Решение логических задач необходимо, которые требуют дополнительного времени, особенно для детей тугодумов. Вот и обоснование утверждения в необходимости отдельного предмета логика. Логика учит мыслить четко, лаконично, правильно. Изучение логики способствует развитию мыслительных способностей гораздо больше, чем изучение какой-либо другой науки. Решение логических задач, головоломок является наиболее эффективным способом развития мышления. А, как известно, именно мышление наиболее бурно развивается в младшем школьном возрасте.

Как показывает опыт, в младшем школьном возрасте одним из эффективных способов развития мышления является решение школьниками нестандартных логических задач. Специальная педагогическая работа по развитию логического мышления детей младшего возраста дает благоприятный результат, повышая в целом уровень их способностей к обучению в дальнейшем. Необходимость в специальной работе учителя начальных классов по развитию логического мышления ученика приобретает особенную остроту по нескольким причинам:

  • появление новых учебников развивающей направленности по различным предметам, которые требуют от ребенка активной мыслительной деятельности для усвоения их содержания;
  • привлечение к интеллектуальным марафонам и олимпиадам;
  • активное внедрение курса "Информатика" как в начальном, так и в среднем звене школы, предполагающее усиление логической подготовки учеников младших классов.

Однако, от ребенка, пришедшего в первый класс, уже сразу требуется достаточно высокий уровень развития логического мышления, необходимый для успешного усвоения программы. В связи с этим встаёт вопрос: до конца ли продумано обучение в начальной школе?

Из опыта работы можно сделать вывод, что современные учебники по математике для начальной школы - учебные пособия: М.И. Моро, И.И. Аргинской, Н.Б. Истоминой, Л.Г. Петерсон, С.А. Козловой и др., содержат специальные упражнения, цель которых - формирование у младших школьников логических операций (сравнение, обобщение, синтез, анализ, классификация и др.). Но они не носят системного характера и используются в качестве необязательного материала, а часть заданий уже предполагает наличие у ребенка сформированных логических операций. Кроме того, почти все задания в этих учебниках представлены в виде текстовых заданий, а это усложняет ребенку их выполнение, так как мышление младших школьников все еще остается наглядно-образным. Поэтому, развитие логического мышления ребенка в системе начального образования является его необходимой составляющей в связи с резко возрастающим объемом научного содержания изучаемых дисциплин. Однако отсутствие предмета логика и специально разработанной системы подобных заданий в значительной степени затрудняет работу учителя в данном направлении.

Решение нестандартных логических задач на отдельном предмете логика является не только желательным, но даже необходимым элементом обучения математике. Не пора ли задуматься о необходимости такого предмета, как логика?