Литературно-музыкальная композиция "Они подарили нам жизнь"

Разделы: Внеклассная работа


Цели: формирование и развитие личности, обладающей качествами человека-гражданина, человека-патриота, уважающей и почитающей традиции и заслуги предыдущих поколений.

Задачи:

  • знакомство учащихся с ветеранами Великой Отечественной войны, жителями города;
  • воспитание чувство уважения, внимания к ветеранам войны;
  • формирование чувства гордости за свой народ, страну.

Оформление и оборудование:

  • газеты учащихся к Дню Победы,
  • мультимедийный проектор,
  • компьютер,
  • музыкальное сопровождение,
  • презентация.

Ход мероприятия

(Звучит песня "Поклонимся великим тем годам")

1 ученик.

Я русский человек, и русская природа
Любезна мне, и я ее пою.

2 ученик.

Я русский человек, сын своего народа,
Я с гордостью смотрю на Родину мою!

3 ученик.

В годину бед она всегда бывала,
Единой, несгибаемой, стальной.

4 ученик.

Врагу навстречу Русь моя стояла
Одной дружиной, грозною стеной:

5 ученик.

:И дело чести, право и свободу
Она в жестоком отстоит бою.

6 ученик.

Я русский человек, дочь своего народа,
Я с гордостью смотрю на Родину свою.

(Виктор Гусев "Пою тебя, страна моя!")

(Звучит "Священная война". (слайд № 2, презентация) Выходят остальные чтецы)

7 ученик. Война - это не то, о чём нужно молчать.

8 ученик. Война - это то, о чём нужно говорить.

9 ученик. И в нашей огромной стране нет такого уголка, где бы не знали о войне.

10 ученик. Нет в России человека, который бы не чтил память погибших.

1 ученик. Им, погибшим от рук захватчиков:

2 ученик. Им, оставшимся в живых:

3 ученик. Им, жителям нашего маленького городка Пущино:

4 ученик. Героям, участникам тех страшных событий Великой Отечественной:

ВМЕСТЕ МЫ ПОСВЯЩАЕМ!!!!

(Звучит песня в исполнении солистки школьной вокальной группы "Контрасты" "Ты же выжил солдат", автор текста М. Агашина, музыка В. Мигули, во время которой демонстрируются слайды № 3, 4, 5, презентация)

5 ученик. Донская степь, ковыль, просторы: Хутор Лучновский Сталинградской области. Здесь в 1926 году и родился в обычной крестьянской семье Павел Данилович Цыганков. (слайд № 6, презентация)

6 ученик. Вместе с другими мальчишками пешком ходил в семилетнюю школу, которая располагалась на другой стороне Хопра в станице Буратская. Учиться нравилось, да и желание было огромное. Но последующие события не позволили мальчику реализовать свои мечты.

7 ученик. 1937 год: Репрессировали отца. Мать, оставшись с двумя детьми, работает в колхозе. Павел помогает по хозяйству, устраивается прицепщиком в тракторную бригаду.

8 ученик. Война застала его в родном колхозе. Неубранные поля, голод, тяжёлая работа, неутешительные вести с фронта - всё пришлось пережить за несколько военных лет. И в 1944-м мобилизация, их эшелон отправлен под Ленинград. Вся страна знала о тех страшных днях блокады, о единственной дороге жизни: (Слайд № 7, презентация)

(Во время чтения отрывка стихотворения демонстрируются слайды № 8-12, презентация)

9 ученик.

Страшный путь!
На тридцатой, последней версте
Ничего не сулит хорошего:
Под моими ногами устало хрустеть
Ледяное ломкое крошево.
Страшный путь!
Ты на пятой своей версте
Потерял для меня конец,
И ветер устал над тобой свистеть,
И устал грохотать свинец:
Самый страшный путь из моих путей!
На двадцатой версте как я мог идти!
Шли навстречу из города сотни детей:
Сотни детей! Замерзали в пути:
Мне в атаках не надобно слова "вперёд",
Под каким бы нам ни бывать огнём -
У меня в зрачках чёрный ладожский лёд
Ленинградские дети лежат на нём.

(Александр Межиров. "Ладожский лёд" (отрывок). 1944 год)

10 ученик. Блокада снята, но продолжались частые налёты вражеской авиации со стороны Финляндии и Кенигсберга. 8-я орудийная батарея, где Павел Данилович был оператором прибора управления артиллерийским зенитным огнём, располагалась недалеко от станции Пискарёвка. За время войны батареей было сбито 78 вражеских самолётов. Здесь он и встретил День Победы. (слайд № 13, презентация)

1 ученик. Житель нашего города, Павел Данилович Цыганков, награждён Орденом Отечественной войны II степени, Медалью "За оборону Ленинграда", медалью "За боевые заслуги".

(Звучит музыка)

2 ученик. (слайд № 14, презентация) Гвардии полковник Рахманкулов Кайюм Садыкович живёт в нашем городе вот уже 20 лет.

3 ученик. А начиналось всё очень просто: Родился в 1924 году в селе Дракино Ульяновской области, учился, работал в колхозе. А тут - война!

Закончил Куйбышевское военное пехотное училище и сразу на Южный фронт командиром миномётного взвода 295 гвардейского полка.

4 ученик. Летом 1943 года в наступательных боях при прорыве обороны немецкой мотопехотной части, оборонявшейся на западном берегу реки Миус в районе Курской дуги, был ранен.

5 ученик.

Да, здесь в июле в русском поле чистом,
Где каждый миг рвал чьей-то жизни нить
Красноармеец показал фашисту,
Как мы умеем Родину любить.
И словно свежим ветерком подуло,
Хоть был еще к Победе долог путь,
Когда дуга врагу хребет согнула,
Да так и не сумел он разогнуть.
(Вадим Корнеев)

6 ученик. После ранения - госпиталь, потом 2-й Украинский фронт, снова ранение и ,наконец, 1-й Прибалтийский фронт, гвардейский ордена Ленина стрелковый полк. В этой части на территории Латвийской республики в местечке Вайнод Кайюм Садыкович встретил Победу. Но из армии не ушёл и прослужил до 1978 года.

7 ученик. (слайд № 15, презентация) Боевые награды: Орден Отечественной войны 1 степени, 2 ордена Красной Звезды, медали "За отвагу", "За боевые заслуги", "За победу над Германией".

(Звучит музыка)

8 ученик.

Я только раз видала рукопашный.
Раз - наяву и сотни раз во сне.
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.
(Ю.Друнина)

9 ученик. Женщины, чьи-то матери, чьи-то жёны, любимые: Но для всех родные, добрые, нежные. И они на войне, и они наравне - с мужчинами защищают, убивают, умирают:

(Звучат песни "Огонёк" или "Ещё до встречи вышла нам разлука")

10 ученик. В мир приходит женщина, чтоб свечу зажечь

1 ученик. В мир приходит женщина, чтоб очаг беречь

2 ученик. В мир приходит женщина, чтоб любимой быть

3 ученик. В мир приходит женщина, чтоб дитя родить

4 ученик. В мир приходит женщина, чтоб цветам цвести

5 ученик. В мир приходит женщина, чтобы мир спасти

6 ученик. (слайд № 16, презентация) Орловская область город Елец, обычная семья: мать, отец, 2 брата. Александре Кузьминичне Халиловой было 13 лет, когда умерла мама. А через несколько лет началась война. Отец ушёл на фронт, девушка закончила медицинское училище и была зачислена в Гвардейскую пулемётную роту.

7 ученик. (на фоне тихой музыки)

Я снова вижу этот сон,
И страшно так же, как когда-то.
В нём бой ведёт наш батальон,
И рядом ранило солдата.
Всего лишь в метрах двадцати.
И пусть вокруг осколков гуща,
Спешу быстрей к нему ползти.
Ах, метры! Как же вы длиннющи!
Держись, браток! Держись, родной!
Ещё немного. Помощь рядом.
Как долго длится этот бой!
Как близко ухают снаряды!
Ещё два метра - и кусты,
И полминуты передышки.
И вновь ползу, тащу бинты.
Ты потерпи чуток, братишка.
Я верую: поможет Бог,
И невредимой доползу я.
Ещё всего один рывок,
И я тебя перебинтую.
Но щёку обожгла слеза
В нелепой девичьей обиде:
Твои огромные глаза
Открыты, но уже не видят.
Проснусь - давно окончен бой.
Но всякий раз едва заметно
Прошу: "Солдат, прости, родной,
Меня за эти двадцать метров!"
(Людмила Некрасовская "Медсестра")

8 ученик. Под Тулой Александра Кузьминична получила ранение в плечо, а после госпиталя её роту присоединили ко 2-ому прибалтийскому фронту. Сюда, в Елгаву, долетела весть о счастливой Победе. В ноябре 1945 года в звании сержанта медицинской службы Александру Кузьминичну демобилизовали. (слайд № 17, презентация) Медаль "За боевые заслуги", 2 ранения, тяжёлые воспоминания - всё уже за плечами этой милой женщины.

(Звучит музыка)

9 ученик. Женщины отгремевшей войны: Трудно найти слова, достойные того подвига, что они совершили. Судьбы их не измерить привычной мерой, и жить им вечно - в благодарной памяти народной, в цветах, весеннем сиянии берёзок, в первых шагах детей по той земле, что они отстояли.

10 ученик.

Пуля, жизнь скосившая сыновью,
Жгучей болью захлестнула мать.
Некого с надеждой и любовью
Ей теперь под кров свой ожидать.
От глухих рыданий обессилев,
Задремала, и приснилось ей,
Будто бы она - сама Россия,
Мать ста миллионов сыновей.
Будто в поле, вихрем опалённом,
Где последний догорает бой,
Кличет, называя поимённо,
Сыновей, что не придут домой,
Беззаветно храбрых и красивых,
Жизнь отдавших, чтоб жила она:
Никогда их не забыть России,
Как морей не вычерпать до дна.
(Л. Татьяничева "Ей приснилось, что она - Россия")

(Звучит песня "Ты помни"слова О.Ткача, музыка Л.Остапенко))

1 ученик. (слайд № 18, презентация) Алексей Афанасьевич Уграицкий проработал 19 лет в школе № 2 города Пущино преподавателем начальной военной подготовки. Сейчас в звании подполковника на заслуженном отдыхе, но бывшие ученик.и с особой теплотой вспоминают те школьные годы.

2 ученик. На фронте оказался в 43-м в 35 зенитно-пулемётном полку 2-го Украинского фронта. Прошёл долгий путь к Победе: Ростовская область, Донецк, Одесса, Черновцы, через реку Прут в Румынию и Болгарию. От рядового до майора.

3 ученик. Окончание войны встретил в румынском городе Плоешти. (слайд № 19, презентация). Награждён орденом Отечественной войны 2 степени, медалями "За оборону Кавказа", "За победу над Германией", За боевые заслуги".

(Звучит музыка)

4 ученик. (слайд № 20, презентация) Тяжёлое детство Василия Марковича Копотилова прошло в Тюменской области. Не закончив 9 класс, в 1943 году он устраивается на работу на рыболовецкое судно, следующее из обской губы в Салехард.

5 ученик. Вскоре буксир зачисляют в военизированный флот по охране водного пространства на Обской губе в Охотском море. Из рабочего Василия Копотилова переводят в матросы. Это были для него суровые годы.

6 ученик. Салехард, Новый порт, снова Салехард, морозы, сильные ветра, немецкие корабли, пытавшиеся прорваться в глубь России. В мае 44-го призвали в армию. Сначала школа младших командиров в Куйбышево, затем Красноярск, лётное училище в Петропавловске.

7 ученик. День Победы встретил в Амурской области, но война для него не закончилась. 9 августа был отправлен на границу с Маньчжурией, где участвовал в форсировании Днепра и получил ранение. (слайд № 21, презентация) После госпиталя продолжил обучение, получил высшее военное образование. Лётчик-истребитель, вертолётчик, он в 1974 году ушёл в отставку в звании подполковника, имеет награды: 2 Ордена Красной Звезды. (слайд № 22, презентация)

(Звучит музыка)

8 ученик. Давно отгремела Великая Отечественная. Могилы погибших поросли многолетними травами

9 ученик. Но не сотрутся в памяти людской их имена

10 ученик.

Не забывай кровавые закаты,
Когда в руинах был родимый край.
И как на землю падали солдаты
Убитыми: Живой, не забывай!

1 ученик. Памяти всех павших во время великой Отечественной войны, памяти наших погибших земляков объявляем минуту молчания.

(МИНУТА МОЛЧАНИЯ). (Слайд № 23, презентация)

2 ученик.

Ветераны отчизны любимой!
Всех нас спас только ваш героизм!

3 ученик.

Вы, сплотившись семьёю единой,
Как один, били дружно фашизм.

(слайды № 24-29)

4 ученик.

К вам Россия слова обращает,
Вами враг был опасный разбит.

5 ученик.

Вас отчизна моя заверяет:
Подвиг ваш на Руси не забыт!

6 ученик.

И фашистской смертельной отравы
Мир избавили вы на века.

7 ученик.

Ваша жизнь после битвы кровавой
Очень часто была нелегка.

8 ученик.

Ветераны, вас стало так мало:
Посвящаем слова свои Вам!

9 ученик.

Вырвав с корнем змеиное жало,
Право жить подарили вы нам.

10 ученик.

Память нашу никто не посмеет,
Уничтожить, разрушить, стереть.

1 ученик.

Флаг Победы по-прежнему реет
И огонь будет вечный гореть!

(Гаврюшкин Александр Евгеньевич "С Днем Победы вас, ветераны!")

ВСЕ ВМЕСТЕ. СЛАВА! СЛАВА! СЛАВА!

(Звучит песня "Поклонимся великим тем годам", учащиеся поздравляют ветеранов)

Презентация.