Фразеология вокруг нас (5-й класс)

Разделы: Русский язык

Класс: 5


Цели урока:

  • развивать навыки нахождения и правильного употребления фразеологизмов в речи;
  • уметь объяснять лексическое значение фразеологизмов, подбирать синонимические и антонимические пары;
  • продолжать работу над формированием письменно-речевой деятельности учащихся путем выполнения заданий творческого вида с использованием фразеологизмов;
  • развивать творческие способности и образное мышление;
  • обогащать словарный запас учащихся;
  • воспитывать любовь к родному языку, его красоте, многозначности.

Оборудование урока:

  • тетради,
  • фразеологический словарь,
  • рисунки учащихся,
  • раздаточный материал,
  • мультимедийное оборудование (интерактивная доска, проектор, компьютер),
  • презентация.

Ход урока

1. Организационный момент (объявление темы урока (слайд № 1), формирование целей урока).

Презентация.

Учитель: Мы продолжаем знакомиться с фразеологизмами русского языка. Они украшают нашу речь, делают ее яркой и образной. Поэтому цель нашего сегодняшнего урока заключается в следующем: в умении находить фразеологизмы в тексте, объяснять их лексическое значение и правильно употреблять их в нашей речи.

2. Устный опрос.

Учитель: Вспомните, что вы знаете о фразеологизмах?

Ответы учащихся: ( Фразеологизмы - это устойчивые сочетания слов с образным, переносным смыслом. Фразеологизмы можно заменить близким по значению словом, словосочетанием или предложением. Существуют фразеологизмы-синонимы, фразеологизмы-антонимы. В предложении фразеологизмы являются одним членом предложения).

Учитель: Давайте сравним ваши ответы с утверждениями, записанными на доске. Всё ли правильно? (слайд № 2, презентация)

Учащиеся находят неверное утверждение, делают выводы.

3. Фронтальная проверка домашнего задания (слайд № 3, презентация).

Учитель: А теперь проверим домашнее задание. Пользуясь фразеологическим словарем и знаниями, полученными на предыдущих уроках, вы должны были составить предложения с фразеологизмами по теме "Человек".

Учащиеся зачитывают свои предложения, выделяя фразеологизмы. Под руководством учителя делают выводы о том, что фразеологизмы очень метко подчеркивают черты характера человека.

4. Тренировочные упражнения (разминка с использованием презентации, интерактивной доски).

Упражнение 1. (слайд № 4, презентация)

Учитель: Сгруппируйте фразеологизмы по значению: бездельничать, обманывать, работать старательно. Запишите их в 3 колонки. (Читаем)

Не покладая рук, втирать очки, бить баклуши, водить за нос, в поте лица, гонять лодыря, сидеть сложа руки, обвести вокруг пальца, засучив рукава.

Учитель: Откуда появились фразеологизмы. Знаете ли вы источники происхождения фразеологизмов?

(Учащиеся называют источники происхождения фразеологизмов)

Учитель: Ребята, нам встретились новые фразы, давайте дадим толкование тем из них, значение которых вам непонятно.

Подготовленные учащиеся рассказывают о происхождении фразеологизмов (слайды № 5, 6, 7, презентация) по самостоятельно найденным источникам. Далее идет выполнение упражнения, взаимопроверка (слайд № 8, презентация)

Упражнение 2 (слайд № 9, презентация)

Учитель: Подберите к фразеологизмам из первого столбца словосочетание или слово-объяснение из второго столбца.

Не бросать слов на ветер легкомысленный
Заячья душа зазнаваться
Мухи не обидит приуныл
Ветер в голове добрый
Вылетело из головы не говорить впустую
Повесил нос трусливый
Задирать нос забыл

(Самопроверка, слайд № 10, презентация)

Учитель: В каких случаях можно использовать данные фразеологизмы? (характеристика человека). Мы с вами уже говорили о том, что в русском языке существует явление антонимии и синонимии фразеологизмов. (Повторение понятий)

Упражнение 3 (слайд № 11, презентация)

Учитель: Образуйте антонимические пары фразеологизмов.

Засучив рукава -

Душа в душу -

Рукой подать -

Душа нараспашку -

Зарубить на носу -

(Опустив рукава, как кошка с собакой, за тридевять земель, себе на уме, вылетело из головы).

(Выполнение упражнения, взаимопроверка, (слайд № 12, презентация)

Упражнение 4 (слайд № 13, презентация)

Учитель: Выберите из записанных фразеологизмов те, которые являются синонимами к фразеологизму СЕМЬ ПЯДЕЙ ВО ЛБУ. Но сначала давайте обратимся к школьному фразеологическому словарю и дадим толкование этого фразеологизма.

(Учащиеся работаю с фразеологическим словарем)

Не разлей вода, добрая душа, светлая голова, толочь в ступе воду,

голова на плечах, подавать надежды, человек большого ума,

ума палата, кожа да кости, в ежовых рукавицах, ума не занимать,

в огонь и в воду.

(Семи пядей во лбу - светлая голова, голова на плечах, человек большого ума, ума палата, ума не занимать)

(Проверка, слайд № 14, презентация)

 5. Работа с текстом (работа в паре). (Слайд № 15)

Учитель: Перед вами текст, который придумала для вас я. (Приложение 1). Найдите и выпишите фразеологизмы, объясните их значение. (слайд № 16, презентация). (Приложение 1)

Мой дедушка - плотник. Вот уже сорок лет он живёт с бабушкой душу в душу в маленькой деревеньке, от которой рукой подать до города, и я каждый выходной езжу к ним в гости. Вся деревня обращается к деду за помощью: кому грабли сделать, кому крышу починить. Он никогда слов на ветер не бросает. Раз обещал, то обязательно сделает. Все говорят, что дедушка - мастер на все руки. А как он работает! Вкладывает душу в любое дело, и поэтому работа в его руках спорится.

(Проверка, слайд № 17, презентация).

Учитель: Если в тексте мы заменим устойчивые сочетания на обычные слова (слова из общеупотребительной лексики), что-нибудь изменится?

(Ответы учащихся о роли фразеологизмов в речи)

6. Творческая работа (сочинение-миниатюра). (Слайд № 18)

Учитель: А теперь мы подошли к самой интересной, но достаточно трудной работе - созданию собственного текста. Используя фразеологизмы, о которых мы говорили на уроке, а также те, которые вы знаете, нужно написать сочинение-миниатюру (5-7 предложений) на тему "Мой дорогой человек:". Ваша личная оценка качеств человека, который близок вам по характеру, по душе. Это может быть ваш друг, подруга, ваша мама, сестра, брат и т.д. Ваше видение этого человека, отличительных особенностей характера, качеств, достойных уважения. Возможно, этот лист нашей электронной тетради (слайд № 19, презентация) поможет вам в выборе метких выражений.

Мухи не обидит, мастер на все руки, душа в душу, не разлей вода, светлая голова, золотые руки, простая душа, душа нараспашку, слов на ветер не бросать, идти в огонь и в воду, вкладывать душу, стреляный воробей, как за каменной стеной, с открытой душой.

(Заслушивание полученных текстов)

7. Домашнее задание (слайд № 20, презентация).

Учитель: Говоря об устойчивых сочетаниях, нельзя не обратиться к образцам художественной литературы - одному из источников появления фразеологизмов в нашей речи. Вам предлагается вернуться к страницам басен И.А. Крылова, выписать 5 фразеологизмов и объяснить их значение.

8. Итоги урока (слайд № 21, презентация)

Учитель: Подведём итоги уроки. Что вы узнали нового? Чему научились? Так зачем же нужно изучать фразеологизмы? (Оценивание всех участвовавших в уроке)