Урок окружающего мира в 1-м классе по технологии модульного обучения. Программа "Гармония"

Разделы: Начальная школа


Тип урока: Комбинированный урок.

Тема: «Насекомые».

Цели:

  • определить уровень знаний обучающихся по изученным темам из раздела «Насекомые»;
  • познакомить с жизнью пчёл и муравьёв;
  • показать бережное и экологически правильное отношение к насекомым.

Приложение 1

Цели:

  1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
    • Сформировать представление о насекомых, как неотъемлемой части природы;
    • Познакомить с коллективными насекомыми (пчёлами, муравьями);
    • Показать (или помочь осознать) взаимосвязь насекомых и растений и их роль в жизни человека.
  2. РАЗВИВАЮЩИЕ:
    • Развивать коммуникативные навыки и способности обучающихся посредством парной и групповой форм работы;
    • Учить применять изученный материал в повседневной жизни;
    • Развивать интеллектуальное мышление (умение сравнивать, выделять главное, делать выводы);
    • Развивать эмоциональные, творческие способности.
  3. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
    • Воспитывать любознательность, эстетические чувства;
    • Воспитывать бережное отношение и экологически правильное отношение к насекомым.

Ход урока

I. Организационный момент:

Цель: Организация детей на занятие.

Слайд №1

- Ребята, готовы вы к уроку?

- На вас надеюсь я, друзья!

- Мы - хороший дружный класс,

- Всё получится у нас!

II. Мотивация деятельности обучающихся на уроке

Постановка цели урока

Слайд №2

Ц.З.: Прочитайте по моей указке:

«Я СОРВАЛ ЦВЕТОК – И ОН ЗАВЯЛ,

Я ПОЙМАЛ ЖУКА - И ОН УМЕР У МЕНЯ НА ЛАДОНИ… .

И ТОГДА Я ПОНЯЛ, ЧТО ПРИКОСНУТЬСЯ К КРАСОТЕ МОЖНО ТОЛЬКО СЕРДЦЕМ».

Ц.В.:

1. – Кто хочет озвучить эти слова?

2. – Как понимаете такие слова: «Прикоснуться к красоте можно только сердцем?»

ОБОБЩЕНИЕ (учитель):

- Сегодня на уроке мы продолжим приглядываться к окружающему нас миру и удивляться. Тема нашего сегодняшнего урока так и звучит «ПРИГЛЯДИСЬ И УДИВИСЬ». А о том, к кому приглядываться и кем удивляться сегодня на уроке мы будем, вы мне сами скажите.

Слайд №3.

Ц.З.:

1.- Посмотрите внимательно на иллюстрацию и скажите: Как можно назвать всех этих животных?

2.– По каким признакам можно отличить насекомых от других животных? (6 ног).

3.- Как по-другому можно назвать насекомых? (шестиногие).

4.- Докажите, что все эти животные – насекомые. (3 части тела, 3 пары ног).

5.- Так к кому мы будем приглядываться на уроке и кем удивляться?

НАСЕКОМЫЕ

III. Актуализация полученных знаний и умений

А) Проверка домашнего задания

Ц.В.: С какими насекомыми познакомились на прошлом уроке?

- Давайте сейчас выпустим бабочек на цветущий луг. (Дети прикрепляют поделки бабочек).

Б) Проверочная работа.

Цель: определить уровень знаний по изученному материалу.

Приложение 2

IV. Работа над темой урока

А) Подготовительная работа

Слайд № 4.

Ц.З.: 1. Посмотрите на данную схему и скажите, с жизнью каких животных мы уже знакомы?

2. С жизнью каких животных нам предстоит познакомиться на уроке? (Пчёлы и муравьи).

3. Работа по технологической карте. Отгадайте загадки:

СОК ИЗ ЦВЕТОВ ОНА БЕРЁТ,
И В СОТАХ КОПИТ СЛАДКИЙ МЁД. 1 балл

ЧТО ЗА ДОМИК, МНЕ СКАЖИТЕ.
В НЁМ ЛЕТАЕТ КАЖДЫЙ ЖИТЕЛЬ.
КТО В ТОМ ДОМИКЕ ЖИВЁТ, ЗАПАСАЯ СЛАДКИЙ МЁД? 1 балл

Слайд №5.

Слайд №6.

4. Посмотрите на следующую иллюстрацию и скажите, где живут пчёлы?

5. Чем отличается жизнь тех насекомых, которых мы изучали, от жизни пчёл? (пчёлы – коллективные насекомые)

Б) Организация восприятия и усвоения обучающимися учебного материала (ПЧЕЛА)

УЧИТЕЛЬ: - Как в каждой дружной семье, в пчелиной семье все обязанности строго распределены. И каждый член большой дружной пчелиной семьи строго выполняет свои обязанности.

Ц.З.: - А вот какие это обязанности, вы мне сейчас сами расскажете, познакомившись с учебным материалом.

1 ГРУППАЯ - МАТКАсамая главная в семье! Я непрерывно откладываю яйца, из которых выводятся новые члены семьи. И по размерам я крупнее остальных пчёл.

2 ГРУППА – Я – РАБОЧАЯ ПЧЕЛА – Я САМКА. За нектаром летаю. У меня есть длинные хоботки, на конце которых маленький язычок. Им я и слизываю нектар.

3 ГРУППАТРУТЕНЬ. В семье нас несколько крупных самцов. Я не собираю нектар и пыльцу, я нужен только для размножения. После того, как я выполню свою работу, пчёлы меня выгонят и убьют. Это, конечно, жестоко, но пчёлы не любят бездельников. Ведь я больше ничего не делаю.

4 ГРУППАПЧЕЛА – СТРОИТЕЛЬ. Я леплю из воска новые соты, у нас большая семья и всем нужны квартиры.

5 ГРУППА – ПЧЕЛА-НЯНЯ. А я ухаживаю за маткой и личинками. Все работают, а за малышами нужен уход.

Обобщение:

  1. Чем отличается жизнь пчёл от жизни тех насекомых, которых мы изучали?
  2. Как живут пчёлы?
  3. Перечислите обязанности, которые выполняют пчёлы в пчелиной семье.

Слайд № 7.

Ц.З.: Прочитайте поговорку. «РАБОТАЮТ КАК ПЧЁЛЫ»

  1. Как вы её понимаете?
  2. Чем питаются пчёлы? (нектаром, пыльцой)
  3. Назовите насекомых, которые тоже питаются нектаром. (Бабочки)

Физпауза

ВЕСНОЙ БАБОЧКА ПРОСНУЛАСЬ,
УЛЫБНУЛАСЬ, ПОТЯНУЛАСЬ.
РАЗ – РУКОЙ ОНА УМЫЛАСЬ,
ДВА – ИЗЯЩНО ПОКРУЖИЛАСЬ,
ТРИ – КАЧНУЛАСЬ И ПРИСЕЛА.
И К ЦВЕТОЧКАМ ПРИЛЕТЕЛА.

Чем полезна пчела вы мне расскажете, пользуясь условными рисунками.

Слайд №8

(Лечит людей, даёт мёд, из пчелиного яда получают много лекарств, кормит животных, опыляет цветы.)

Чем опасна пчела? (от укуса пчелы погибают многие животные, птицы и звери. А вот ёж совершенно не реагирует на укус пчелы).

Учитель: Оказывается, существуют определённые правила, как вести себя при встрече с пчелой. И с этими правилами мы сейчас познакомимся.

СЦЕНКА: (танец пчелы под музыкальное сопровождение)

МАЛЬЧИК: Пчела, откуда у тебя штанишки жёлтые?

ПЧЕЛА: Это не штанишки. Это корзиночки. Я туда корм складываю – цветочную пыльцу. Улетает пчела с одуванчика тяжело, неповоротливо. Трудно ей. Но всё-таки тащит свои полные корзиночки, старается.

МАЛЬЧИК: Пчёл я всегда боялся, вдруг ужалит? А теперь не боюсь. Если пчелу не трогать, то и она тебя не тронет. Правда ведь, пчела7

ПЧЕЛА: Не трону, неохота мне нападать, если ужалю, сама умру. Такая наша судьба пчелиная.

МАЛЬЧИК: Нет, ты живи, пчёлка!!!

Учитель: При встрече с пчёлами не следует отмахиваться от них руками, а лучше замереть и подождать, пока пчела улетит, не провоцировать её сладким.

В) Организация восприятия и усвоения обучающимися учебного материала (муравей)

Ц.З.: Не только пчёлы, но и другие насекомые живут семьями. А название этих насекомых вы узнаете из загадки:

В ЛЕСУ У ПНЯ СУЕТНЯ, БЕГОТНЯ:
НАРОД РАБОЧИЙ ВЕСЬ ДЕНЬ ХЛОПОЧЕТ. 1 балл

Слайд №9

Расскажет о муравьях ТРАПЕЗНИКОВА ЛАРИСА, а вы внимательно послушайте и ответьте на следующие вопросы:

1. Как живут муравьи?

__________________________________

2. Высота муравейника:

5 метров;

1 метр;

3 метра;

124 метра.

1 балл

3. Муравьёв называют:

Вредители леса

Друзья леса

Санитары леса

1 балл

4. Муравьи общаются при помощи:

Лапок;

глаз;

усиков;

языка.

1 балл

Муравьи живут семьями. Высота муравейника до 1 метра. Куча хвоинок – это ещё не весь муравейник. Часть помещений находится в земле, а хвоинки защищают их от холода. Муравейник – это многоэтажное сооружение, в котором много ходов и камер, где хранятся яйца, личинки и куколки. Муравьи полезны. Их называют лесными санитарами, потому что они уничтожают 15-20 тысяч вредных насекомых в день, а полезных они не трогают. Своими усиками – антеннами они не только воспринимают всякие звуки и запахи, но и передают друг другу какие-то сведения.

Г) Работа с учебником стр.33, зад. №5

Цель: Познакомить с жизнью муравьёв.

Прочитайте стихотворение на странице 33 учебника. Перечислите устно, какие обязанности выполняют муравьи? Схожи ли эти обязанности с обязанностями пчёл?

УЧИТЕЛЬ: У муравьёв есть ещё одна обязанность – скотоводы или пастухи. Они захватывают в плен маленьких вредных насекомых – тлей.

Д) ВООБРАЖАЕМЫЕ СИТУАЦИИ:

Ц.З.: Спокойная жизнь насекомых тоже бывает не всегда. Если бы насекомые заговорили, что бы они могли рассказать нам?

Слайд №10

IV. Закрепление изученного материала.

Блиц-турнир:

  1. Из скольких частей состоит туловище насекомого?
  2. Назовите эти части.
  3. Сколько ног у насекомых?
  4. Назовите коллективных насекомых.
  5. Чем опасна пчела?
  6. Какие обязанности выполняют муравьи в своём муравейнике?
  7. Кто главный в пчелиной семье?
  8. Чем полезна пчела?
  9. Назовите самое красивое насекомое.
  10. Чем питается пчела?

- МОЛОДЦЫ! Вы показали своё мастерство и свои знания.

Итог урока:

Подсчитайте баллы:

Если у вас получилось 15 и более баллов, то на оценочной шкале отмечаете верхнюю планку.

Если у вас получилось 9 и более баллов, то на оценочной шкале отмечаете среднюю планку.

Если у вас получилось менее 9 баллов, то на оценочной шкале отмечаете нижнюю планку.

Какой вид деятельности на уроке вам больше понравился:

- Работать самостоятельно;

- Отвечать на вопросы?

- Отгадывать загадки.

-А сейчас вернёмся к словам, которые мы прочитали в самом начале урока и ещё раз их прочитаем.

Слайд №11

«Я СОРВАЛ ЦВЕТОК – И ОН ЗАВЯЛ,
Я ПОЙМАЛ ЖУКА - И ОН УМЕР У МЕНЯ НА ЛАДОНИ… .
И ТОГДА Я ПОНЯЛ, ЧТО ПРИКОСНУТЬСЯ К КРАСОТЕ МОЖНО ТОЛЬКО СЕРДЦЕМ».

И выпустим на нашу цветочную поляну трудолюбивых муравьёв и пчёлок.

Слайды Вы можете получить у автора статьи.