Аксиологический подход в обучении химии на примере урока "Кислоты в нашей жизни", 8-й класс

Разделы: Химия

Класс: 8


Актуальность аксиологического подхода в обучении обусловлена рядом проблем, которые характерны не только для химического образования, но и для современного общества в целом. Существуя в век информационных технологий, развитой индустрии развлекательных программ телевидения, ребенок осознает, что часть приобретенных в школе достаточно тяжелой ценой знаний вряд ли пригодится ему в будущем. Этот разрыв между теоретизированностью, сложностью и объемом знаний по химии и осознанием их ценности учеником, на мой взгляд, является одной из самых насущных проблем современного химического образования.

Сущность аксиологического подхода заключается в обеспечении связи между системой знаний, умений и навыков и ценностями, которые направлены не только на удовлетворение потребностей отдельных людей, но и на решение задач гуманизации общества.

Одна из важнейших составляющих аксиологического подхода - человек и его здоровье. В 8 классе при рассмотрении классов веществ с точки зрения теории электролитической диссоциации я провожу серию уроков «Классы веществ в нашей жизни». Бессмысленное заучивание формул, даже сопровождающееся эффектным экспериментом, не дает таких результатов, как изучение материала с опорой на систему личностных ценностей учащихся. Например, на обычном уроке демонстрируются и заучиваются уравнения, которые характеризуют химические свойства кислот. А на уроке аксиологической направленности мы изучаем те же реакции, но с точки зрения: Как очистить чайник от накипи? Как работает наш желудок? Как правильно чистить зубы? Почему ржавеют автомобили? Как бороться с ржавчиной?

Представленный урок является:

  • по дидактической цели – урок изучения и закрепления нового материала с применением аксиологического подхода;
  • по приемам активизации познавательной деятельности и коммуникативным умениям - урок соревнование в малых группах – командах;
  • по когнитивным умениям - лабораторно-практический урок.

Занимает место в системе уроков повторения и расширения знаний. Это означает, что изучение материала учащимися происходит в два «круга»: ранее учащиеся знакомились с составом, номенклатурой, классификацией и физическими свойствами всех классов соединений, а на втором «круге» с важнейшими химическими свойствами классов соединений, опираясь на теорию электролитической диссоциации. Поэтому важным методическим аспектом в преподавании этой части курса является необходимость учета разной степени усвоения материала учащимися. В соответствии с этим, важна проблема сохранения общего фона нацеленности на достижение успеха в учении, организация общего позитивного диалога, усиление содержательной дифференциации учебного материала: одни учащиеся работают в жюри, другие способны сами создать презентацию, сильные учащиеся – капитаны команд, оказывают помощь одноклассникам.

При определении содержания урока учитываю гуманитарную направленность класса, поэтому прикладное, воспитательное и оценочное значение выдвигаю на первое место. Использование музыки при выполнении практического задания позволяет снять эмоциональную усталость.

Структура урока соответствует уроку развивающего типа: создается ситуация успеха, ставятся конкретно-практические задачи, выявляются частные проявления исходного понятия, преобразуются условия задачи и делается вывод с целью обнаружения отношения изучаемого объекта к общей системе химических знаний, совместно создается общая схема. Релаксация, рефлексия, анализ своей деятельности и сопоставление с целью – неотъемлемые части развивающего обучения. Награждение применяется для поддержания ситуации успеха и для выявления места неорганических кислот системе естествознания наряду с органическими, содержащимися в фруктах.

Т.о., главная цель урока – выработать представление о наличии общих химических свойств кислот на примере веществ и явлений окружающей действительности, оценка значимости знаний в мировоззренческой системе взглядов на мир и собственное место в нем.

Место урока в тематическом планировании

Номер урока в годовом тематическом плане Тема 5. Растворы. 26 ч.
58 Растворы. Растворимость.
59 Кристаллогидраты.
60, 61 Электролитическая диссоциация.
62, 63 Ионные уравнения. 3ч.
64 Решение задач.
65
66
Кислоты в нашей жизни.
Кислоты в свете ТЭД.

Хронометражный план:

1. Разминка 5 мин.
2. Работа в группах по решению практической задачи 10мин.
3. Формулирование коллективного решения творческого задания 10 мин.
4. Релаксация + закрепление материала 7 мин.
5. Рефлексия 5 мин.
6. Домашнее задание 3 мин.

Цель урока: изучение и закрепление знаний о кислотах и их свойствах.

Задачи:

Образовательные:

  • обобщить и уточнить знания о кислотах путем повторения классификации, номенклатуры, изменении окраски индикаторов;
  • выработать представления о наличии общих химических свойствах кислот на примере веществ и явлений окружающей действительности;
  • закрепить умение пользоваться рядом напряжений металлов и таблицей растворимости.

Развивающие:

  • выявить причины общности химических свойств кислот;
  • прогнозировать возможные химические реакции кислот с использованием ряда напряжений металлов и таблицы растворимости;
  • установить закономерности и отработать умение написания уравнений реакций взаимодействия кислот с основаниями, основными оксидами, металлами и солями;
  • применить в новых условиях знания о типологии химических реакций;

Воспитательные:

  • осознание учащимися места неорганических кислот в системе естествознания наряду с органическими;
  • понимание взаимосвязи полученных знаний о химических свойствах кислот с функционированием организма человека, явлениями окружающей действительности, применением в быту.
  • оценка значимости знаний в мировоззренческой системе взглядов на мир и собственное место в нем выполнена.

Оборудование:

Оформление доски: Тема урока, эпиграф и табло учета, наобороте задания реакций для закрепления, *плакат «органические кислоты». *Если урок проводится в использованием программного обеспечения, то эта информация подается на слайдах в программе Microsoft PowerPoint.

Стол учителя: экспозиция: желудочный сок, чайник с накипью, ржавая деталь, упаковка препаратов «Очиститель ржавчины» или «Жидкий гаечный ключ», стакан с зубной щеткой и пастой, яйцо обычное и выдержанное в соляной кислоте.

Стол жюри: таблица рейтингового учета баллов команд (слайд 3)

Призы: аскорбинки в упаковке 5 шт, лимонад, кефир, лимон, яблоко, мандарин.

Эксперимент учителя:

Кодоскоп: 3 чашки Петри, в которых помещены стружки магния, цинка и меди, раствор соляной кислоты.». *Если урок проводится с использованием программного обеспечения, то эта информация подается на слайдах, видеоролике в программе Microsoft PowerPoint (См. Приложение 2)

Столы учеников: тетради, маркеры, плакаты для написания уравнений реакций, карточки самооценки:

  1. Растворы: гидроксид натрия, фенолфталеин, бутылочка с соляной кислотой с надписью желудочный сок, пробирка.
  2. Свежеполученный осадок гидроксида железа (III) (хлорид железа (III) + гидроксид натрия) в пробирке, раствор соляной кислоты.
  3. Железные опилки в пробирке, разбавленный раствор серной кислоты.
  4. Ржавый гвоздь, пробирка, раствор соляной кислоты, бумажная салфетка.
  5. Кусочек мела в пробирке с надписью карбонат кальция, раствор соляной кислоты.

Используемая литература:

    1. Актуальные проблемы химии и методики ее преподавания: Сб. матер. Межрегиональной научно-методической конференции. Н.Новгород: НГПУ, 2006г. 236с. Статья «Применение аксиологического подхода в обучении химии в школе» Буханова Е.Ю.
    2. Габриелян О.С. Химия в тестах, задачах, упражнениях. 8-9 классы: пособие для общеобразовательных учреждений. – М., Дрофа, 2005. – 350с (с.67-69).
    3. Аликберова Л.Ю. Занимательная химия – М., АСТ-ПРЕСС, 1999, - 560с.
    4. Зайцев О.С. Методика обучения химии. Теоретический и прикладной  аспекты. Учебник для ВУЗов М.: Гуманит изд. Центр ВЛАДОС, 1999, - 430с.
    5. Кукушкин Ю.Н. Химия вокруг нас. - М.: Высшая школа, 1992, - 256с.
    6. Пичугина Г.В. Химия и повседневная жизнь человека. - М.: Дрофа 2004, -252с.

Проект урока «Кислоты в нашей жизни» (представлен таблицей)

Приложение 1

Приложение 2