Разработка урока по биологии для 7-го класса на тему "Отряд насекомых: Перепончатокрылые"

Разделы: Биология


Задачи:

  • познакомить учащихся с многообразием перепончатокрылых; раскрыть их характерные особенности, роль в природе и жизни человека; познакомить с особенностью жизни общественных насекомых; подвести к формированию понятия “инстинкт”;
  • продолжить формирование умений сравнивать группы животных между собой, находить черты усложнения, работать с дополнительной литературой; продолжить формирование бережного отношения учащихся к природе.

Оборудование: компьютерное оборудование, презентация по данной теме урока (приложение 1), мед в сотах, прополис, пчелиное молочко, дополнительная литература по данной теме.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка знаний.

Фронтальный опрос:

А) Общие особенности насекомых

Б) Какие насекомые относятся к отряду Чешуекрылые?

В) Перечислите основные особенности представителей этого отряда.

Г) Какие насекомые относятся к отряду Равнокрылые?

Д) Какие насекомые относятся к отряду Двукрылые?

Е) Какую опасность для человека представляют мухи и блохи?

Индивидуальный опрос:

Карточки:

№1. Ответить на вопросы теста:

На каждый вопрос теста найдите только один правильный ответ:

1. Тутовый шелкопряд, которого одомашнил человек с целью получения шелка относится к отряду:

А) чешуекрылые

Б) равнокрылые

В) двукрылые

Г) блохи

2. Сосущий ротовой аппарат имеют насекомые, относящиеся к отряду

А) чешуекрылые

Б) равнокрылые

В) двукрылые

Г) блохи.

3. Имеют одну пару крыльев, а вторую видоизмененную в жужжальца насекомые, относящиеся к отряду:

А) чешуекрылые

Б) равнокрылые

В) двукрылые

Г) блохи.

4. Тля обыкновенная относится к отряду

А) чешуекрылые

Б) равнокрылые

В) двукрылые

Г) блохи.

5. Гусеницы какой бабочки повреждают одежду, обувь, ковры:

А) капустной белянки

Б) тутового шелкопряда

В) моли

Г) лимонницы.

№2.

1. Из перечисленных признаков выберите отдельно те, которые характеризуют представителей равнокрылых и характеризующие двукрылых:

А) сосущие насекомые, питающиеся соком растений;

Б) ротовой аппарат лижущий или колюще-сосущий;

В) хорошо развиты два передних крыла, задние или очень малы, или отсутствуют; есть бескрылые особи;

Г) две пары прозрачных крыльев, передние развиты лучше; иногда нет задних крыльев;

Д) развитие идет с полным превращением;

Е) развитие идет с неполным превращением.

Для равнокрылых характерно:__________________________________

Для двукрылых характерно:____________________________________

 №3. Запишите примеры двукрылых, являющихся:

кровососущими__________________

образующими галлы________________

хищными________________________

вредителями растений_____________________

санитарами-уничтожителями_________________

паразитами животных__________________________

III. Изучение нового материала.

Сегодня на уроке мне помогают биологи-энтомологи__________, занимающиеся изучением пчел и муравьев, эколог _________, а так же врач_________.

Объяснение учителя с использованием компьютерной презентации.

1. Общая характеристика насекомых отряда Перепончатокрылые (слайды 2-9)

А) количество видов, представители

Б) распространение

В) особенности строения крыльев

Г) наличие на голове усиков и глаз

Д) тип ротового аппарата

Е) тип развития

Ж) значение в природе и жизни человека.

2. Внешнее строение медоносной пчелы (слайд 10).

3. Состав пчелиной семьи (слайд 11).

Пчелиная семья состоит летом из 40-80 тысяч взрослых пчел- потомство одной матки - единственной яйцекладущей самки во всем улье. За год может откладывать до 150 тысяч яиц, весной до 3 тысяч яиц в сутки. Ничего больше не делает, кормят ее рабочие пчелы.

Основная масса – рабочие пчелы, тоже самки, но с редуцированными половыми органами. Первые три дня после появления на свет они выполняют роль уборщиц. Далее приступают к кормлению взрослых личинок пергой – это смесь пыльцы и меда. На седьмой день у них появляются специальные железы, в которых вырабатывается пчелиное молочко и они приступают к кормлению матки и молодых личинок. На десятый день эти железы исчезают, а формируются восковые – пчела переключается на строительство сот и переработку нектара в мед. С появлением ядовитых желез – играет роль сторожа.

И лишь на 21-ый день рабочие пчелы вылетают на сбор нектара. Почему?

Весной и летом в семье имеются также самцы – трутни. Они не способны самостоятельно добывать корм ( короткий язычок). После спаривания с маткой надобность в них отпадает, их выгоняют из улья или не пускают обратно, трутни быстро погибают от голода.

В улье может находиться только одна матка. Когда появляется новая, старая вместе с частью рабочих пчел вылетает из улья, они общей массой повисают где-нибудь на ветке дерева - это роение. Если пасечник не помещает такой рой в новый улей, они улетают куда-нибудь и самостоятельно основывают новое жилище.

IV. Пресс-конференция. Вопросы задают учащиеся класса, отвечают “биологи-энтомологи”, “врач”, “эколог” - так же учащиеся класса.

Вопрос: Как пчелам удается строить такие геометрически правильные сооружения – соты?

Как пчелам удается строить такие геометрически правильные сооружения – соты ?

Слайд 12. Там, где идут строительные работы, висят плотные грозди строительниц, внутри каждой грозди поддерживается температура 35 градусов. Такая температура необходима для “выпотевания” воска. Его мелкие чешуйки выступают из четырех восковых желез пчелы, находящихся на нижней стороне брюшка. Задними ножками, на лапках которых имеются специальные щетинки, пчела подхватывает чешуйки воска и передает передними ножками ко рту. Строительница основательно пережевывает каждую восковую чешуйку, смешивая воск со слюной. Благодаря высокой температуре воск приобретает идеальную степень мягкости.

Удивительно, что сот строится не ячейка за ячейкой: в работе одновременно в разных точках находится много шестигранников. Кроме того, строительницы часто сменяются, иногда каждые пол минуты. Перед тем как прилепить свой комочек воска, пчела узнает, где остановилась работа, и правильно ее продолжает. При возведении стенки пчела сначала укладывает грубо слепленный восковой валик, затем строгающими и тянущими движениями челюстей вытягивает его в тонкий листок.

Толщина стенки многократно проверяется, лишний воск снимается. Окончательная толщина стенки бывает 0,073 мм. Отклонения в ту или иную сторону составляет не более 0,002 мм. Как пчелы могут определять толщину стенки? Оказывается, концы щупиков беспрерывно касаются стенки. “Измерительными инструментами” служат передние ноги, а так же группа высокочувствительных волосков на затылке пчелы.

Не смотря на то, что соты строятся из разных мест одновременно, мест стыков на готовых сотах увидеть невозможно.

Вопрос: Что такое танец пчел?

Слайд 13. Рабочие пчелы танцуют на сотах, чтобы рассказать остальным, где найти цветы, богатые нектаром. Угол между осью тела и вертикальной осью соответствует углу между направлением на источник пищи и на солнце. Если источник пищи находится в пределах 100 м, пчела танцует по кругу; если же он дальше, пчела вычерчивает восьмерку.

Вопрос: Как пчелы переносят зиму?

На зиму пчелы сбиваются в плотный клубок, в его середине, где держится матка, устанавливается температура около 25 градусов благодаря усиленной мышечной деятельности рабочих пчел. Потребности в энергии в это время пчелы покрывают за счет запасов меда или сахарного сиропа, который предоставляет им пасечник.

Вопрос: Каковы лечебные качества меда?

Пчелиный мед – уникальный пищевой, диетический и лечебный продукт, выработанный медоносными пчелами из нектара цветущих растений. Он обладает высокой калорийностью ( 100г-320 ккал). Человечество по достоинству оценило пчелиный мед еще в глубокой древности. Им всегда излечивали простудные заболевания.

Математик Древней Греции Пифагор утверждал, что дожил до глубокой старости благодаря систематическому употреблению меда.

Выдающийся врач, естествоиспытатель и поэт Ибн-Сина указывал: “ если хочешь сохранить молодость, то обязательно ешь мед”. Особенно он рекомендовал регулярное употребление меда людям старше 45 лет.

Мед успокаивающе влияет на нервную систему и может быть использован в качестве снотворного. Он уменьшает резкий раздражающий кашель, излечивает ангину, заболевания печени и почек, любые простудные заболевания, ослабляет боль при артрите.

Пчелиный мед останавливает рост бактериальной флоры. В нем гибнут болезнетворные бактерии кишечной палочки, дизентерии. При употреблении человеком сотового меда попавший в желудок воск не усваивается организмом. Он превращается в мягкую эластичную смазку и оказывает благотворное успокаивающее влияние на желудок и кишечник.

Очень полезен медовый массаж. Рекомендуется при радикулите, остеохондрозе и для восстановления спортивной формы после больших физических нагрузок.

Вопрос: Что такое прополис? Для чего можно использовать?

Прополис или “пчелиный клей” - это продукт переработки пчелами смолистых веществ пыльцевых зерен, собранных на цветках лекарственных растений.

Он используется пчелами для заклеивания дыр и щелей в улье. Еще одно применение прополиса касается тех случаев, когда в улей забирается какое-либо животное. Вооруженные жалами обитатели закалывают незваного пришельца, а затем покрывают непроницаемой для воздуха оболочкой из прополиса – мумифицируют труп. Предотвращая таким способом гниение, пчелы защищают себя от возможной инфекции.

Из прополиса делали тот таинственный лак, которым старые итальянские мастера покрывали свои скрипки, чтобы добиться наилучшего звучания

Прополис обладает ярко выраженными противомикробными свойствами, активностью витамина Р, обезболивающим действием. Спиртовым раствором прополиса можно вылечить, например, воспаление среднего уха.

Объяснение учителя. Муравьиная семья ( слайд 14).

Всего муравьев приблизительно 10 тысяч видов. Сообщество устроено сложнее, чем у пчел. В муравейнике может быть до 1 млн особей, одновременно до десяти самок.

Муравейник – сложное сооружение, включающее подземную и надземную части.

Постоянно перелапачивается, поддерживается определенная температура. Каким образом?

Продолжение пресс-конференции.

Вопрос: Как распределяются обязанности в муравейнике?

Больше всего в муравейнике рабочих муравьев- бескрылых самок, выполняющих все работы, кроме откладки яиц- заботятся о личинках, перелапачивают муравейник, охраняют его, приносят в муравейник добычу. У лесных муравьев рабочие особи могут отличаться по размерам. Молодых самцов и полноценных самок легко распознать по наличию крыльев. После спаривания самки сбрасывают крылья, откладывают яйца, основывая новый муравейник. Самцы после спаривания погибают.

Вопрос: Чем питаются муравьи?

Слайд 15. Большинство муравьев предпочитают смешанную диету, а их любимое лакомство – сладкие растительные соки. Однако добыть самостоятельно сахаристую жидкость муравьям удается крайне редко, обычно они прибегают к посредничеству тлей. Щекоча их брюшко усиками, муравьи заставляют тлю выделять каплю сахаристых экскрементов. Вот почему тлей называют “дойными коровами” муравьев.

Южно-американские муравьи-листорезы приносят в гнездо кусочки листьев, измельчают их, готовят питательную среду для выращивания грибов-близких родственников наших шляпочных грибов. Булавовидные утолщения, образующиеся на грибнице, муравьи едят сами и скармливают своим личинкам.

Обитающие в Европе муравьи-жнецы приносят в свои гнезда семена злаков. Рабочие муравьи часами жуют зерна, благодаря чему крахмал превращается в сахар. Так получается “ муравьиный хлеб”, которым сразу или после длительного хранения питаются взрослые муравьи и их личинки.

Некоторые муравьи способны запасать впрок мед. Роль сосудов играют крупные рабочие муравьи. В голодное время муравьи - медовые бочки по капелькам выдают содержимое своего зоба другим обитателям гнезда. Одна такая “бочка” может прокормить в течение двух недель сотню муравьев.

Вопрос: какие насекомые отряда Перепончатокрылые занесены в Красную книгу?

Отвечает “эколог”, используя собственные рисунки редких насекомых

Объяснение учителя. Сложная деятельность общественных насекомых является врожденной или приобретенной? Что такое инстинкт?

Инстинкт – это последовательная цепь врожденных ответных реакций на различные раздражители.

V. Закрепление знаний.

Проверка записи общей характеристики насекомых класса Перепончатокрылые учащимися в тетрадях.

Работа по разгадыванию кроссворда.

VI. Задание на дом: подготовиться к обобщающему уроку и защите проектов.

VII. Подведение итогов урока. Выставление оценок.