Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Урок по теме "Питание животных"

Разделы: Преподавание биологии


Цель урока: предоставить возможность учащимся 6 класса усовершенствовать свои знания по теме: “Питание животных”, создать условия для осознания и осмысления новой информации.

Задачи урока:

  1. Образовательные:
    А) Раскрыть особенности питания животных. Расширить знания учащихся о разнообразии способов получения пищи животными.
    Б) определить уровень усвоения темы
  2. Воспитательные:
    А) продолжить умение работать в парах (коммуникативная культура общения),
    Б) развитие культуры общения и рефлексивных качеств личности,
    В) создание условий для эмоционально приятной интеллектуальной деятельности
  3. Развивающие:
    А) научить анализировать и систематизировать информацию, творчески ее перерабатывать.
    Б) продолжить формирование умений сравнивать объекты, работать с текстом учебника и его рисунками;
    В) развивать умение делать выводы;

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: частично – поисковый, объяснительно-иллюстративный.

Формы организации познавательной деятельности: групповая, индивидуальная.

Оборудование: учебник “Биология 6 класс. Живой организм, Сонин Н.И.” , рисунки животных вучебнике, ТСО (слайдовая презентация урока)

Этапы урока:

1. Организационный момент. Приветствие. Ребята сидят по группам. Группы подобраны с учетом интеллектуальных способностей учащихся и желания ребят.

2. Постановка целей урока перед учащимися.

Для этого учащимся задаются следующие загадки:

Под корой сосны и ели
Точит сложные тоннели
Только к дятлу на обед
Попадает … (короед)

От зубастых щук таясь,
Стороной проплыл … (карась)

Все жуки, букашки, мушки –
Вкусный завтрак для … (лягушки)

Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Взад, вперед по полю вскачь,
А зовется птица … (грач)

В лесу мне видеть довелось,
Как грыз кору могучий…(лось)

Постановка цели изучения нового материала.

Вопрос к учащимся: О чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?

– О питании животных

На предыдущем уроке было изучено питание растений; сформулируем тему сегодняшнего урока и запишем ее в тетради: “Питание животных”.

Постановка целей урока для учащихся:

– Мы должны узнать, как питаются разные животные.

– Выяснить, какие приспособления имеют животные для добывания пищи.

– Выяснить, что общего в процессе питания у всех животных.

3. Изучение нового материала:

Учащимся разных групп задаются вопросы:

А) Что такое процесс питания?

Б) На какие группы делятся организмы по способу питания?

В) Что вам было знакомо о питании животных?

Г) на какие группы вы делили всех животных по способу питания при изучении окружающего мира в начальной школе?

4. Знакомство учащихся с представителями разных групп животных по способу питания.

А) Ребята работают в группах с текстом учебника. Каждой группе дается карточка с названием группы животных. Также дается инструктивная карточка для устного ответа группы.

Инструктивная карточка:

  1. Ознакомьтесь с текстом учебника на стр. 60–62
  2. Выясните, какие организмы относятся к группе животных, предложенной вам для работы. (название группы учащиеся вытягивают у учителя).
  3. Какие приспособления имеют животные к своему способу питания, приведите примеры.

Б) Выступление групп. Учащиеся отвечают по вопросам инструктивной карточки.

В) Рассказ каждой группы сопровождается слайдовой презентацией и кратким рассказом учителя.

Слайдовая презентация. В течение знакомства беседа с ребятами о приспособлениях к определенному типу питания.

Растительноядные.

Пищей являются растения – их листья, побеги, плоды, семена, корни и т.д.

Особенностью устройства ротового аппарата является преобладание резцов и коренных зубов (для млекопитающих) или роговых пластин, приспособленных для перетирания растительной пищи. Клопы, тли, цикады обладают колюще-сосущим ротовыми аппаратами – этим обеспечивается питание соками растений. Развиваются дополнительные отделы желудочно-кишечного тракта – слепая кишка, рубец и т.д., формируется симбиоз с бактериями, перерабатывающими клетчатку. Для травоядных млекопитающих характерно относительное развитие периферического зрения. Сравнительно с хищными млекопитающими, у травоядных скелет и мускулатура более грубые и менее координационно развиты, вместе с этим, однако, повышается выносливость.

У некоторых животных развиваются узкоспецифические предпочтения – например, питание листьями и побегами лишь одного вида растения (коала – эвкалипт).

Плотоядные, хищники.

Пищей в этом случае являются другие животные.

Развиваются различные орудия нападения и удержания жертвы: особенности ротового аппарата, в том числе устройство зубов и челюстей – преимущественное развитие получают клыки (для млекопитающих), вытянутая пасть (крокодилы), с несколькими рядами зубов направленными вовнутрь (акула); когти (кошачьи, хищные птицы). Для хищных млекопитающих характерно относительное снижение периферического зрения за счет увеличения его остроты. Для многих хищников характерен засадный метод охоты – выжидание жертвы и относительно короткий бросок – необходимы высокая скорость, точная координация, но это происходит в общем случае за счет снижения выносливости; развиваются различные виды покровительственной (маскирующей) окраски.

Своеобразный метод охоты мы встречаем у представителя иглокожих – морской звезды – она наползает на мидию, выворачивает желудок, оплетая им мидию, дожидается открытия створок и впрыскивает пищеварительные ферменты внутрь раковины.

Дятлы, которых можно отнести к насекомоядным, питаются личинками насекомых, живущими под корой деревьев. Приспособлением к этому служит массивный прочный клюв и особенное устройство лап и хвоста, позволяющих удерживаться на вертикальном стволе дерева.

Трупоеды – питаются остатками организмов.

Падальщики – питаются мертвыми животными. Птицы падальщиков (грифы) обладают длинными шеями, практически лишенными оперенья, млекопитающие падальщики обладают узкими мордами. Для них характерно хорошее обоняние. К падальщикам можно отнести крабов. Личинки мух питаются мертвыми органическими остатками животных и растений. Жуки навозники, питаются экскрементами содержащими большое количество органических остатков.

Паразиты – питаются соками, тканями или пищей своего хозяина.

Адаптации к паразитизму: высокая плодовитость, органы прикрепления (например присоски у паразитических червей), покровы, не переваривающиеся в теле хозяина, особенности ротового аппарата (например, колюще-сосущий), способность переживать неблагоприятные условия среды (образование цист, устойчивые яйца и капсулы с личинками, инкапсуляция в теле хозяина)

Паразитизм близок к хищничеству, однако в отличие от настоящего хищника паразит не убивает хозяина сразу. Обычно он использует живого хозяина как место своего временного или постоянного проживания. Паразитов подразделяют на две основные категории: микропаразиты и макропаразиты.

К микропаразитам относятся те, которые непосредственно размножаются внутри тела хозяина (вирусы, бактерии, простейшие). Микропаразиты растут в теле хозяина, но, размножаясь, образуют особые формы, которые покидают одного хозяина, чтобы заселить другого.

К макропаразитам животных относятся круглые и ленточные черви (главные макропаразиты животных), вши, блохи, клещи, грибы.

В основном паразитами являются животные, стоящие относительно низко на систематической лестнице: типы Плоские и круглые черви, Членистоногие: Паукообразные (клещи), Насекомые (блохи, клопы, двукрылые (комары, москиты, мошки, слепни), вши), Ракообразные. Круглоротые (миксина).

Симбионты – организмы, живущие совместно и помогающие друг другу добывать и усваивать питательные вещества.

Классические примеры симбиоза — сожительство рака – отшельника и актинии, зеленой гидры с одноклеточными водорослями.

Форму симбиоза приобретают взаимоотношения при питании муравьев сахаристыми выделениями гусениц бабочки – голубянки. Муравьи защищают этих гусениц от хищников и паразитов, а гусеницы перед окукливанием зарываются в муравейник. Аналогичные отношения отмечаются у многих муравьев и тли: муравьи защищают тлю от врагов, а сами питаются их выделениями.

В животном мире пример наиболее совершенного симбиоза дают термиты, пищеварительный тракт которых служит приютом для жгутиковых или бактерий. Благодаря симбиозу, термиты в состоянии переварить древесину, а микроорганизмы получают убежище, вне которого они существовать не способны. Или взаимоотношения воловьих птиц и носорогов. Птицы кормятся насекомыми-паразитами на коже носорога, а их взлет служит ему сигналом об опасности.

Всеядные – питание пищей как растительного, так и животного происхождения.

Для таких животных характерен наименее специализированный ротовой аппарат. В общем случае имеются черты свойственные и для хищников, и для травоядных. К всеядным животным можно отнести медведей, крыс, некоторых приматов, сверчков. Из пресмыкающихся это то агамы, синеязыкие сцинки, дневные гекконы и некоторые другие рептилии. Жабы, лягушки-рогатки и многие ящерицы не откажутся от мышонка подходящего размера. К этой группе относится и человек

Г) Запись групп животных в тетради