Программа профилактики вредных привычек "Школьники за здоровый образ жизни"

Разделы: Социальная педагогика


Обоснование проблемы на федеральном и региональном уровнях

В последние годы в нашей стране сложилась тревожная ситуация со злоупотреблением алкоголя и наркотиков, особенно в молодежной среде. Мы не можем молчать, когда речь идет о деградации нашего общества.
Выбирая тему своей программы, мы проработали много литературы по проблеме алкоголизма. Врачи, демографы, ученые бьют тревогу: Россия вымирает! В своем докладе на заседании Государственной Думы депутат А.Дмитриева отметила, что в условиях нынешней демографической ситуации и распространения вредных привычек среди населения такой страны, как Россия, может не стать через 50 лет!
Из года в год количество россиян, употребляющих алкоголь и наркотики, растет. Кроме того, наркомания «молодеет». Статистика свидетельствует, что в России средний возраст начала употребления алкоголя снизился до 12,5 лет.

Вдумайтесь в страшные цифры:

– 90% умственно отсталых детей – дети алкоголиков и пьющих родителей;
– в пьющих семьях 40% детей – недоразвитые и больные;
– в пьющих семьях мертворожденные дети появляются в два раза чаще, а детская смертность в три раза выше, чем в непьющих семьях:
– одна рюмка водки снижает работоспособность на 20–30%;
– в состоянии опьянения совершается 55% всех краж, 79% грабежей, 69% нападений.

По данным Всемирной организации здравоохранения, показатель смертности от разных причин у лиц, даже умеренно потребляющих алкоголь, в 3–4 раза превышает аналогичный показатель для населения в целом. Средняя продолжительность жизни у пьющих людей не превышает обычно 55–57 лет.
Возникающие при опьянении нарушения равновесия, внимания, ясности восприятия окружающего, координации движений часто становятся причиной несчастных случаев. В Москве до 30% поступающих в больницы с тяжелыми травмами составляют люди, находящиеся в состоянии опьянения.
В нашем лицее негативное отношение к вредным привычкам проявляется не только в теоретическом материале для классных часов и общешкольных мероприятий, но и в проведении недели «Здорового образа жизни», туристических походов, экскурсий по святым местам, безалкогольных выпускных вечеров.
Педагоги российских школ обеспокоены ситуацией, связанной с увеличением неблагополучных и неполных семей. Иногда причиной неблагополучия в семье, разрыва семейных отношений становится алкоголь. Социальный паспорт лицея № 5 показал, что из 489 обучающихся – 34 ребенка из малообеспеченных семей. 14 учащихся – из многодетных семей. 2 инвалида, 6 школьников состоял на внутришкольном учете.
Исходя из выше сказанного, социально-психологическая служба лицея считает необходимым продолжить использование программы по профилактике вредных привычек в своей работе с учащимися в целях предупреждения никотиновой, наркотической, алкогольной зависимости, искоренения сквернословия, пропаганды здорового образа жизни.

Целевая группа

Инициатором создания целевой группы является социально-психологическая служба МОУ «Лицей № 5».

Схема взаимодействия социально-психологической службы

Принципы, на которых основана работа социально-психологической службы лицея:

– безусловной ценностью признается каждый человек;
– любое психологическое качество или свойство человека может быть принято как ресурс его развития;
– всякое психологическое затруднение не есть негативное качество или свойство человека, а есть состояние недостатка какого-то ресурса;
– всякое педагогическое и психологическое воздействие производится под знаком заботы о личном росте или же с сохранением перспективы роста каждого, кто попадает в сферу влияния службы.

Профилактическая программа охватывает учеников 5–11-х классов

Направления профилактики

Административно-правовое

Информационно-педагогическое

Социально-педагогическое

Психолого-педагогическое

Медико-психологическое

Инспектор ПДН
Администрация школы

УНО
СМИ
ЦД и К
НМЦ

Классный руководитель
Органы опеки
Соцпедагог

Фельдшер
Психологи
ЦД и К
Психоневролог

Психологи
Педагоги

Модель управления системой профилактики

Взаимоотношения в целевой группе основаны на профессиональном росте участников и личных взаимоотношениях.
Финансирование программы осуществляется за счет бюджета и собственного вклада реализаторов и участников программы. Потенциальные спонсоры – родители.

Концептуальная идея программы

Профилактика алкоголизма, а также других вредных привычек через пропаганду здорового образа жизни.

Задачи программы:

1. Выработка активной жизненной позиции.
2. Организация творческого и здорового досуга школьников.
3. Работа над развитием этических норм поведения детей.
4. Формирования психологического климата в социальном окружении ребенка.
5. Оказание помощи детям «группы риска».

Методы работы в рамках программы по профилактике вредных привычек

(В программу включены словесные, практические и наглядные методы):

1. Лекции.
2. Беседы.
3. Урок-суд.
4. Социальный опрос.
5. Тестирование.
6. Педагогические консилиумы.
7. Психолого-педагогические семинары.
8. Конференция.
9. Мозговой штурм.
10. Семинары-практикумы.
11. Просмотр кинофильмов.
12. Встречи с интересными людьми.
13. Конкурсы рисунков, выпуск стенгазет (по данной теме).
14. Участие в городских акциях.
15. Семейное консультирование.

Социально-психологическая служба лицея считает основными направлениями своей деятельности по предупреждению развития вредных привычек у школьников следующие:

I. Формирование навыков правовой культуры и воспитание ответственности граждан в российском обществе

1) Разъяснение правовых последствий употребления ПВ.
2) Встречи с работниками правоохранительных органов.
3) Знакомство со ст. 228–232 Уголовного кодекса РФ об ответственности за изготовление, приобретение, хранение, перевозку и пересылку наркотических веществ.
4) Знакомство с приказом «О запрещении курения на территории лицея», который издан на основании Закона об ограничении табакокурения в РФ.
5) С распоряжением правительства Белгородской области «О проведении областной акции по искоренению сквернословия в молодежной среде».

Русский физиолог, академик И.П. Павлов говорил: «Какая польза может быть от яда, который приводит людей в состояние безумия, толкает на преступления, делает больными, отравляет существование не только самих пьющих, но и окружающих лиц».
Взаимосвязь алкоголя с преступностью обусловлена формированием под его влиянием насильственного типа личности. С помощью алкоголя преступники вербуют соучастников, вызывают у них снижение самоконтроля, облегчающее совершение преступления.
Состояние опьянения, сопровождающееся ослаблением сдерживающих факторов, утратой чувства стыда и реальной оценки последствий совершаемых поступков, часто толкает молодых людей на случайные половые связи. Следствием их нередко бывает нежелательная беременность, аборт, заражение венерическими болезнями. По данным статистики. 90% заражений сифилисом и 95% гонореей (как у мужчин, так и у женщин) происходит в состоянии опьянения.
У трети женщин, употребляющих спиртное, рождаются недоношенные дети. 25% пьющих женщин производят на свет мертворожденных. Давно доказано, что зачатие в пьяном виде чревато большой опасностью для будущего ребенка. Обследования показали, что из 100 детей-эпилептиков у 60 родители употребляли спиртные напитки. У 40 из 100 умственно отсталых детей родители – алкоголики.

II. Работа лекторской группы лицея по формированию правильной жизненной позиции подростков

1) Многоликое «Я» в коллективе.
2) Правила общения в коллективе.
3) Здоровье физическое и духовное.
4) У истоков истории: традиции, обряды, обычаи.
5) Красота спасет мир?
6) Влияние психотропных веществ на организм подростка.
7) Стресс и его воздействие на человека.
8) Роль самовоспитания в формировании активной жизненной позиции.
Приобщение к пьянству – сравнительно молодая ошибка человечества. На царственных пирах в России пили ковшами и чашами, но не водку, а «мед-пиво», крепость их не превышала 5–7 градусов. Водка в России появилась в XVI веке. В 1552 году Иван Грозный устроил в стране первый кабак, где водку подавали только опричникам.
Спаивание народа становится безудержным в конце XIX века, когда в России складывается своеобразная питейная процедура, согласно которой ни одно знаменательное событие не проходит без выпивки. Способствовала пьянству и беспросветно тяжелая доля русского рабочего.
Первые попытки искоренить пьянство были предприняты в 1917 году. С тех пор война не прекращается и идет с переменным успехом – зеленый змий оказался крайне живучим.
Кроме того, что алкоголь разрушает организм, он разрушает личность. Человек тупеет эмоционально, интеллектуально, нравственно. Такие люди часто находятся на учете врача-психиатра или помещаются в психиатрические клиники.

III. Организация деятельности по пропаганде здорового образа жизни. Реализация проекта по профилактике вредных привычек

Дата проведения

Участники

Содержание работы

Ответственный

Оформление стендов, бюллетеней

Октябрь

Ноябрь

Декабрь
Ноябрь
Декабрь
Апрель

В течение года

5–11-е кл.

1. «Как справляться с трудностями?»
2. «Искусство общения»
3. «Я выбираю здоровый образ жизни»
4. «Сквернословию – НЕТ!»
5. «Жизнь без СПИДа»
6. «Спортивная жизнь лицея»
7. Выставка книг по антиникотиновой пропаганде, по культуре речи
8. Фотогазета «Исток»
9. «Школа жизни»

Психолог

Психолог

Классные рук.
Соц. педагог
Учитель рисования
Учитель физкультуры
Библиотекарь
Учитель ОБЖ
Соц. педагог

Лекционно-практические занятия

18–25 сентября

 

8–11-е кл.
5–9-е кл.
9-й кл.
2–4-е кл.

Неделя подростка

1. «Женщины, девушки и ВИЧ/СПИД»
2. «О грезе сквернословия»
3. Детская преступность в городе и районе»
4. «Полезные привычки»
5. «Правовая сторона последствий употребления психотропных веществ»

 

Гинеколог
Св. отец Георгий
Инспектор ПДН
Медсестра
Соц. педагог

Ноябрь

9–11-е кл.

Анализ проблемы наркомании на региональном уровне

Нарколог

1 ноября – 2 декабря

7–11-е кл.

Месячник «Жизнь без СПИДа» (участие во всемирной кампании против СПИДа)

Замдиректора по ВР,
учитель биологии,
соц. педагог, кл. рук.

18 ноября

5–11-е кл.

Международный день отказа от курения

Выступления волонтеров по классам

Ноябрь

5–11-е кл.

Акция «Школьники за здоровый образ жизни»

Замдиректора по ВР, соц. педагог, психолог

Анкетирование, диагностирование, индивидуальная работа

Октябрь

1-е, 5-е,
10–11-е кл.

Диагностика обучающихся (изучение проблемы в эмоциональной сфере, склонностей к вредным привычкам, выявление среди обучающихся «группы риска»)

Психолог

Январь

Начальные классы

Психопрофилактическое занятие по программе «Полезные привычки»

Психолог

Ноябрь

9–11-е кл.

Анкетирование «Я против того, чтобы мои друзья принимали наркотики»

Замдиректора по ВР, соц. педагог

В течение года

1–11-е кл.

Индивидуальное, групповое, семейное консультирование (дети, родители, педагоги)

Психолог, соц. педагог

В течение года

5–11-е кл.

Коррекционно-развивающие занятия
с обучающимися, имеющими проблемы в эмоционально-волевой сфере общения

Психолог, логопед

Совещания, психолого-медико-педагогические консилиумы

Октябрь

 

Совещание при замдиректоре по ВР:

1. Занятость обучающихся лицея внеурочной деятельностью и кружковой работой.
2. Организация работы кружков, секций

Замдиректора по ВР

Декабрь

 

ПМП консилиум по результатам адаптации пятиклассников

Замдиректора по НМР

Февраль

 

ПМП консилиум по работе
с «трудными» подростками

Замдиректора по ВР, психолог, соц. педагог

Экскурсии, спортивная работа

1–11 февраля

1–11-е кл.

День здоровья и спорта

Учитель физкультуры, учитель ОБЖ

В течение года

5–11-е кл.

· Участие в школьных городских спартакиадах по разным видам спорта
· День туриста (экскурсии по заданным маршрутам)

Учитель физкультуры

· «Папа, мама, я – спортивная семья»

Вожатая

Родительские собрания

Март

 

«Как уберечь вашего ребенка от наркотиков»

Соц. педагог, психолог

Апрель

 

«Чего детям делать нельзя»

Соц. педагог

Ежемесячно

 

Заседания «Совета профилактики»

Замдиректора по ВР, психолог, соц. педагог

Ноябрь

1–11-е кл.

Профилактика вредных привычек у ребенка

Кл. руководители, психолог

Другие формы работы

В течение года

 

Просмотр видеофильмов по профилактике вредных привычек: «Дымок сигареты», «У последней черты», «На острие иглы» и т.д.

Соц. педагог,
кл. руководители

В течение года

 

Рейды в неблагополучные семьи и семьи «трудных подростков

Соц. педагог,
кл. руководители, инспектор ПДН

В течение года

5–7-е кл.,
8–11-е кл.

Игра «Спорные утверждения»
Игра «Степень риска»

Психолог

Организационные структуры и их взаимодействие в рамках реализации программы

Обучение специалистов для работы по программе профилактики вредных привычек

1. Разработка направлений деятельности по пропаганде здорового образа жизни творческой группой учителей под руководством учителя физкультуры Тимофеевой Т.М.
2. Курсы повышения квалификации для соц. педагога, психолога, классных руководителей.
3. Лекции, семинары-практикумы для классных руководителей.
4. Обучение членов лекторской группы умению работать с классом при проведении лекций.

Планируемые результаты

1. Готовность ведения здорового образа жизни.
2. Занятость детей во внеурочное время (кружки, секции и т. д.).
3. Снижение заболеваемости, устойчивость к стрессовым ситуациям, сохранение и укрепление здоровья школьников.
4. Создание условий урочной и внеурочной деятельности без стрессовых ситуаций является благодатной основой для красивого культурного выражения мыслей без гневных всплесков, которые, как правило, сопровождаются ненормативной лексикой.