Вход в Личный кабинет

Пособия для подготовки школьников к сочинению

«Виды сочинений по литературе. 10-11 классы». Методическое пособие для учителя.

«Виды сочинений по литературе. 10-11 классы». Методическое пособие для учителя.

75 руб.

«Сочинение? Легко! 10-11 классы». Пособие для учащихся общеобразовательных организаций

«Сочинение? Легко! 10-11 классы». Пособие для учащихся общеобразовательных организаций

50 руб.

«Подготовка и проведение итогового сочинения по литературе». Методические рекомендации для образовательных организаций

«Подготовка и проведение итогового сочинения по литературе». Методические рекомендации для образовательных организаций

Бесплатно


Уже в продаже в электронном виде в Личном кабинете!

Урок чтения в 4-м классе по теме "Детские стихи А.Шишкова. Рассказ «Можно исправиться, когда твердо того захочешь»"

Разделы: Преподавание в начальной школе


Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Важно с детских лет привить ребёнку любовь к чтению, интерес к книге, вооружить ребёнка умением читать. Уметь читать в широком смысле этого слова – значит “…извлечь из мёртвой буквы живой смысл, – говорил великий педагог К. Д. Ушинский. – Читать – это ещё ничего не значит; что читать и как понимать читаемое – вот в чём главное”.

Цель уроков чтения в начальной школе – научить детей читать художественную литературу, заложить основы формирования грамотного читателя. Исходя из общей задачи развития личности ребёнка, начальная школа должна сформировать младшего школьника как сознательного читателя, который проявляет интерес к чтению, владеет способами самостоятельной работы с читаемым текстом и детской книгой.

Чтение развивает у читателя навыки трудовой и творческой деятельности, обогащает его жизненный опыт. Уже в самом процессе чтения заложены развивающие и воспитывающие функции: оно формирует отношение ребёнка к жизни, к людям, к Родине, обогащает чувства, речь, развивает творческое воображение, формирует нравственно-эстетические идеалы.

На уроках чтения дети получают целостное представление об истории детской литературы, о писателях и их героях, о темах и жанрах. У школьников возникает первоначальное представление об истории литературы как процессе, о связи содержания произведения со временем его написания, с личностью автора и его жизнью, о соотношении конкретно-исторического и общечеловеческого факторов.

От того, как будет осуществляться читательская деятельность, зависит, каким читателем станет ученик.

Тема урока: Детские стихи А. Шишкова. Рассказ “Можно исправиться, когда твёрдо того захочешь”

Цели урока:

1) познакомить детей с творчеством А. С. Шишкова; учить давать характеристику героям произведений, находить главную мысль произведения; совершенствовать навыки работы с текстом; продолжить формирование представления о книжном мире для детей в XVIII веке, расширить круг чтения по этой теме;
2) развивать речь учащихся;
3) способствовать воспитанию интереса к литературе, чтению; нравственных качеств.

Оборудование: портрет А. С. Шишкова, набор карточек для речевой разминки (№1), набор карточек для словарной работы (№2), набор карточек-вопросов для рефлексии, карточки с фамилиями писателей, произведения которых читал С. Аксаков.

Ход урока

I.Актуализация знаний.

1)Литературная викторина.

– Название автобиографической повести Сергея Тимофеевича Аксакова.

(“Детские годы Багрова-внука”)

– Кому посвящена и для кого написана эта повесть?

(Посвящена внучке, написана специально для детей)

– Название автобиографической книги (мемуары) Андрея Болотова.

(“Жизнь и приключения Андрея Болотова, написанные самим им для своих потомков”)

– Название журнала, которым зачитывался маленький Серёжа Аксаков.

(“Детское чтение для сердца и разума”)

– Кто был издателем этого журнала?

(Николай Иванович Новиков)

2) Проверка домашнего задания.

Обсуждение сочинений учащихся в стиле нравоучительной статьи.

– Сумели ли ребята в своих работах сохранить простоту, безыскусность жанра?

– Давайте выстроим цепочку из фамилий писателей. Какие фамилии прозвучали в нашей викторине?

(Аксаков, Болотов, Новиков) (На доске учитель выставляет карточки с фамилиями этих писателей)

– Я хочу вывесить ещё одну фамилию. Прочитайте её.

Карамзин Николай Михайлович. С произведениями этого писателя вы будете знакомиться на уроках литературы в старших классах. Его основное сочинение “История государства Российского”

– Что объединяет эти фамилии?

(Писатели, родились в XVIII веке)

– А почему фамилию Аксакова я поставила в верхней строке нашего столбика?

(Аксаков любил читать произведения этих авторов)

– Какой фамилии не хватает в нашем списке, чтобы перечислить тех писателей, чьи произведения читал маленький Серёжа Аксаков?

(Шишков Александр Семёнович)

– С произведениями какого писателя мы будем знакомиться сегодня на уроке?

(С произведениями Шишкова)

II .Сообщение темы урока.

– Прочитайте тему нашего урока.

(Ученики читают тему урока, записанную на доске)

– Вот портрет этого замечательного человека.

(Портрет вывешивается на доске)

– Возьмите карточки под №1. (Речевая разминка. Цель: выделение голосом ударных слогов)

ши – шиш – Шишков
пи – писа – писатель
ад – адми – адмирал
ми – мини – министр
на – народ – народного
про – просве – просвеще – просвещения
рос – росси – России
пре – прези – президент
рос – россий – Российской
ака – акаде – академии
на – наук

– Прочитайте слова последнего столбика.

– Что узнали о Шишкове?

– Эти сведения говорят о том, что это был очень грамотный и всесторонне развитый человек.

– Прочитаем дополнительные сведения на доске.

Известен перевод Шишкова “Слова о полку Игореве”. Знал несколько языков, в том числе в совершенстве французский.

Аксаков дружил с Шишковым. За 5 лет до смерти ослеп. В это же время у него открывается дар предвидения.

Составлял славянский словарь. Выступал против засилия иностранных слов. Называл русский язык простым, чистым, ясным.

– Какие новые сведения узнали о Шишкове?

IV. Работа с текстом до чтения.

– Давайте, переведём на современный язык некоторые фразы и слова, которые будут встречаться в произведениях Шишкова. Возьмите карточки под №2. (Ученики читают и объясняют значения слов)

нет мочи (нет силы)
череда (очередь)
порок (недостаток)
негодные повадки (плохие привычки)
горница (комната)
худо (плохо)
кликнула (позвала)
покудова (пока)
подлинно (по-настоящему)
журить (слегка ругать)
скорбь (печаль, горесть, страдание)

– Теперь мы готовы к чтению произведений Шишкова. Я употребляю слово “произведения”, но не говорю конкретно. Хотите узнать жанр первого произведения? Дополните фразу недостающим словом.

(На доске запись)

“Детские … господина Шишкова – вот прелесть!” Сергей Аксаков.

(Пропущено слово песни)

– Откройте учебники на странице 84. Прочитайте название песенки.

– Что вы ожидаете от песенки? О чём говорит иллюстрация?

V. Работа с текстом во время чтения.

1) Самостоятельное чтение песенки.

– В чём ваши ожидания оправдались?

– Что удивило, оказалось неожиданным?

2)Чтение вслух “Песенки на купание”

– Удачно ли выбрано слово “песенка” вместо “песня”?

– Кто поёт песенку? Почему вы так думаете?

– Что можете сказать о герое-рассказчике?

– Как звучит песенка? (Ободряюще, радостно, две последние строки строф повторяются)

– В какой форме употреблены многие слова? (В уменьшительно-ласкательной)

3) Самостоятельное чтение басни “Ягнёнок”.

– Прочитайте на доске толкование слова басня.

Басня – краткое нравоучительное стихотворение, рассказ, обычно вымысел, выдумка.

– Каким эмоциональным настроением проникнуто начало басни? (весёлое, резвое)

– Почему меняется тональность?

– Что главное в этом тексте? О чём он? (Не надо быть упрямым, надо слушать родителей)

– К кому обращена басня?

4) Чтение басни по лицам.

VI. Физкультминутка.

Упражнения для мимики лица. (И. В. Чупаха)

1) Показать удивление (сморщить лоб, поднять брови, расслабиться).
2) Нахмуриться (вы сердитесь), расслабить брови.
3) Расширить глаза (страх) – расслабить (лень – хочется подремать).
4) Вдыхаем запах (расширить ноздри) – выдыхаем.
5) Зажмуриться (ужас) – расслабить веки (ложная тревога).
6) Сузить глаза (зажмуриться).

VII.Чтение всух текста “Можно исправиться, когда твёрдо того захочешь”

– К какому виду произведений вы отнесёте этот текст? (нравоучительная статья)

– Найдите в тексте признаки нравоучительной статьи.

VIII.Работа с текстами после чтения.

– Что объединяет все тексты А. С. Шишкова? (простые, понятные, легко читать)

– На чьи произведения похож рассказ Шишкова? (на статьи Новикова)

– Какими хотели видеть детей авторы? (добрыми, послушными)

– Какой была детская литература XVIII-XIV веков? (нравоучительной)

IX. Итог урока.

– Закончите предложения на карточках под №3.

1) Я понял, что…
2) Я считаю нужным запомнить, что…
3) Поступок героини рассказа навёл меня на размышления, что…
4) Автор заставил меня задуматься над…
5) Что урок дал для жизни?
6) На уроке мне было…

X. Домашнее задание.

Читать авторский текст на страницах 89-90, выучить наизусть любой поэтический текст.