Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Урок чтения в 4-м классе по теме "Детские стихи А.Шишкова. Рассказ «Можно исправиться, когда твердо того захочешь»"

Разделы: Преподавание в начальной школе


Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Важно с детских лет привить ребёнку любовь к чтению, интерес к книге, вооружить ребёнка умением читать. Уметь читать в широком смысле этого слова – значит “…извлечь из мёртвой буквы живой смысл, – говорил великий педагог К. Д. Ушинский. – Читать – это ещё ничего не значит; что читать и как понимать читаемое – вот в чём главное”.

Цель уроков чтения в начальной школе – научить детей читать художественную литературу, заложить основы формирования грамотного читателя. Исходя из общей задачи развития личности ребёнка, начальная школа должна сформировать младшего школьника как сознательного читателя, который проявляет интерес к чтению, владеет способами самостоятельной работы с читаемым текстом и детской книгой.

Чтение развивает у читателя навыки трудовой и творческой деятельности, обогащает его жизненный опыт. Уже в самом процессе чтения заложены развивающие и воспитывающие функции: оно формирует отношение ребёнка к жизни, к людям, к Родине, обогащает чувства, речь, развивает творческое воображение, формирует нравственно-эстетические идеалы.

На уроках чтения дети получают целостное представление об истории детской литературы, о писателях и их героях, о темах и жанрах. У школьников возникает первоначальное представление об истории литературы как процессе, о связи содержания произведения со временем его написания, с личностью автора и его жизнью, о соотношении конкретно-исторического и общечеловеческого факторов.

От того, как будет осуществляться читательская деятельность, зависит, каким читателем станет ученик.

Тема урока: Детские стихи А. Шишкова. Рассказ “Можно исправиться, когда твёрдо того захочешь”

Цели урока:

1) познакомить детей с творчеством А. С. Шишкова; учить давать характеристику героям произведений, находить главную мысль произведения; совершенствовать навыки работы с текстом; продолжить формирование представления о книжном мире для детей в XVIII веке, расширить круг чтения по этой теме;
2) развивать речь учащихся;
3) способствовать воспитанию интереса к литературе, чтению; нравственных качеств.

Оборудование: портрет А. С. Шишкова, набор карточек для речевой разминки (№1), набор карточек для словарной работы (№2), набор карточек-вопросов для рефлексии, карточки с фамилиями писателей, произведения которых читал С. Аксаков.

Ход урока

I.Актуализация знаний.

1)Литературная викторина.

– Название автобиографической повести Сергея Тимофеевича Аксакова.

(“Детские годы Багрова-внука”)

– Кому посвящена и для кого написана эта повесть?

(Посвящена внучке, написана специально для детей)

– Название автобиографической книги (мемуары) Андрея Болотова.

(“Жизнь и приключения Андрея Болотова, написанные самим им для своих потомков”)

– Название журнала, которым зачитывался маленький Серёжа Аксаков.

(“Детское чтение для сердца и разума”)

– Кто был издателем этого журнала?

(Николай Иванович Новиков)

2) Проверка домашнего задания.

Обсуждение сочинений учащихся в стиле нравоучительной статьи.

– Сумели ли ребята в своих работах сохранить простоту, безыскусность жанра?

– Давайте выстроим цепочку из фамилий писателей. Какие фамилии прозвучали в нашей викторине?

(Аксаков, Болотов, Новиков) (На доске учитель выставляет карточки с фамилиями этих писателей)

– Я хочу вывесить ещё одну фамилию. Прочитайте её.

Карамзин Николай Михайлович. С произведениями этого писателя вы будете знакомиться на уроках литературы в старших классах. Его основное сочинение “История государства Российского”

– Что объединяет эти фамилии?

(Писатели, родились в XVIII веке)

– А почему фамилию Аксакова я поставила в верхней строке нашего столбика?

(Аксаков любил читать произведения этих авторов)

– Какой фамилии не хватает в нашем списке, чтобы перечислить тех писателей, чьи произведения читал маленький Серёжа Аксаков?

(Шишков Александр Семёнович)

– С произведениями какого писателя мы будем знакомиться сегодня на уроке?

(С произведениями Шишкова)

II .Сообщение темы урока.

– Прочитайте тему нашего урока.

(Ученики читают тему урока, записанную на доске)

– Вот портрет этого замечательного человека.

(Портрет вывешивается на доске)

– Возьмите карточки под №1. (Речевая разминка. Цель: выделение голосом ударных слогов)

ши – шиш – Шишков
пи – писа – писатель
ад – адми – адмирал
ми – мини – министр
на – народ – народного
про – просве – просвеще – просвещения
рос – росси – России
пре – прези – президент
рос – россий – Российской
ака – акаде – академии
на – наук

– Прочитайте слова последнего столбика.

– Что узнали о Шишкове?

– Эти сведения говорят о том, что это был очень грамотный и всесторонне развитый человек.

– Прочитаем дополнительные сведения на доске.

Известен перевод Шишкова “Слова о полку Игореве”. Знал несколько языков, в том числе в совершенстве французский.

Аксаков дружил с Шишковым. За 5 лет до смерти ослеп. В это же время у него открывается дар предвидения.

Составлял славянский словарь. Выступал против засилия иностранных слов. Называл русский язык простым, чистым, ясным.

– Какие новые сведения узнали о Шишкове?

IV. Работа с текстом до чтения.

– Давайте, переведём на современный язык некоторые фразы и слова, которые будут встречаться в произведениях Шишкова. Возьмите карточки под №2. (Ученики читают и объясняют значения слов)

нет мочи (нет силы)
череда (очередь)
порок (недостаток)
негодные повадки (плохие привычки)
горница (комната)
худо (плохо)
кликнула (позвала)
покудова (пока)
подлинно (по-настоящему)
журить (слегка ругать)
скорбь (печаль, горесть, страдан