Развитие нравственных качеств учащихся средствами урока математики

Разделы: Математика


Как учить школьников, а еще важнее, как учить результативно? Какие методы, средства и технологии надо использовать для развития их творческие способности? Как формировать положительное отношение школьников к учебной деятельности, развивать их стремление к более глубокому познанию предмета? Эти вопросы мы, учителя, постоянно задаем себе, ищем на них ответы.

Много говориться о методиках и технологиях, отдающих приоритет воспитательно - развивающим целям по отношению к обучающим. Если мы хотим гумманизировать и социализировать учебно - воспитательный процесс в школе, то надо поставить в центр этого процесса личность ученика. В "Концепции о модернизации российского образования в период до 2010 г." говорится о "формировании готовности и способности молодых людей, заканчивающих школу, нести личную ответственность как за собственное благополучие, так и за благополучие общества в целом", говорится о "гармонически развитой личности". А значит усвоение системы ценностей, наличие определенных ценностных ориентаций - это как бы внутренний стержень, позволяющий человеку жить в обществе. Такие предметы, как музыка, история, география, предметы художественно - эстетического цикла, изначально содержат в себе систему нравственных и эстетических ценностей5. А вот математика - точная дисциплина, "сухая наука" - общепринятое мнение. Можно ли отойти от этого ошибочного мнения, и не рассматривать математику целью, а ученика средством математического образования. Наоборот, средствами математики создать благоприятные условия для развития личности учащихся, формирование положительной мотивации учения, воспитание нравственных и эстетических ценностей.

Я хочу рассказать о технологии педагогического процесса, ориентирующего школьников на нравственно- эстетические ценности на уроках математики в сочетании с различными формами и методами работы. Реализуется эта технология через нравственно - эстетическую ситуацию, НЭС. Эту технологию разрабатывал и апробировал коллектив МОУ "СОШ № 39" города Омска. Технологию педагогического процесса, ориентирующего школьников на нравственно- эстетические ценности, я применяю на своих уроках. И хотела бы поделиться некоторыми наработками.

Суть технологии в следующем:

Используется группа социально значимых общечеловеческих ценностей, предлагаемых А. В. Кирьяковой3. Приоритетными выделены следующие ценности: человек, жизнь, красота, познание, труд, отечество. Выделено ряд ценностных идей, которые помогут ученику понять суть и значимость той или иной ценности. Каждой ценности соответствует определенная ценностная ориентация, рассматриваемая как результат работы по освоению определенной социально значимой ценности5.

Ценность Ведущие цели Ценностные ориентации
Отечество Мир Гарантия безопасности Свобода Права человека Национальное самосознание

Социальная справедливость

Ориентация на свободу
Труд Источник существования Источник познания, радости Творчество

Возможность самореализации

Профессия

Ориентация на творчество
Познание Информация Знания Культура Истина

Средство самовыражения

Ориентация на поиск истины
Красота Искусство Творчество Созидание

Совершенство человека Прекрасное в природе Эстетика быта труда

Ориентация на гармонию
Жизнь Жизнь человека Жизнь природы

Жизнь планеты

Ориентация на экологию и милосердие
Человек Любовь Добро Общение Счастье

Достоинство

Ориентация на гуманизм

Под нравственно - эстетической ситуацией (НЭС) понимается целостное педагогическое образование, ограниченно включенное в целостный педагогический процесс, позволяющий оптимальными средствами

формировать ценностное отношение учащихся к социально - культурным ценностям и ценностным основам жизни, обогащать опыт их ценностно - ориентационной деятельности;

устанавливать отношения между педагогами и учащимися, при которых создается среда для ценностно - смысловых исканий, ценностного становления и развития личности;

создавать у школьников импульс к изменению, осознанию себя в новой системе отношений, обретению нового опыта и смысла, готовности к ценностному выбору.

Нравственно - эстетическая ситуация как разновидность педагогической ситуации, так как она выполняет обучающую, воспитывающую и развивающую функции. НЭС - структурно завершенный и в то же время достаточно подвижный педагогический инструмент (Приложение 1).

Особенности урока математики, ориентирующего учащихся на нравственно-эстетические ценности.

Организация учебно - воспитательного процесса предполагает следующее:

Актуализация ценностного компонента в содержании программы по математике. За основу отбора взята таблица А. И. Кирьяковой, выявлены темы, в которых можно актуализировать ценностный компонент. Для урока математики важно, чтобы НЭС органически вписывалась в урок, не загромождала его, ситуация должна с одной стороны выполнять функции нравственно - эстетического характера, а с другой - помогать в реализации обучающей цели данного урока математики Составление технологической карты урока помогает увидеть структуру НЭС. (Приложение 2).

Выделение частно - предметных задач по математике (Приложение 3).

Выбор соответствующих методов обучения, организация учебной деятельности должны позволять учащимся: высказывать собственное мнение относительно социально значимых ценностей, сопоставлять их с другими мнениями и ценностями, создавать ситуацию ответственного решения и стимулировать деятельность по его выполнению, познавать самого себя. Сравнение, метод эвристического исследования, метод мозгового штурма, взаимообучение, технология дидактической задачи, метод рецензий и т. д.

В ходе работы по этой теме постоянно оценивался уровень нравственного развития учащихся. Сформированность нравственных качеств колеблется с изменением возраста учащихся. Так было замечено, что в 6 - 7 классах наблюдается снижение уровня воспитанности по отдельным показателям, а к 9 - му классу - их значительный рост. Для определения сформированности ценностей применяется диагностика Рокича.. актуализация таких ценностей как здоровье, уверенность в себе, наличие друзей во многом обусловлена возрастными особенностями учащихся. Повышения рейтинга таких ценностей как познание, самостоятельность наблюдается к 9 - му классу. Наблюдается повышение количества учащихся с четким и правильным представлением о нравственных и эстетических нормах.

Преимущества в использовании НЭС на уроках математики:

  • Новизна, эмоциональная окраска урока;
  • Творческий подход к уроку, как со стороны учителя, так и со стороны учеников;
  • Развитие интереса к истории науки, великим математикам, решение практических проблем;
  • Создает благоприятные условия для развития личности учащихся и адекватной самооценки, максимально возможной успешности обучения и продвижения в развитии

Рассмотрим на примере урока по математике в 5-м классе по теме "Деление"

Методическая разработка урока математики

Предмет: математика

Класс: 5

Тема: Деление

Тип и место урока в теме: заключительный урок, комбинированный

Цели:

  • oбразовательная - формировать навык выполнения действия деления; контроль и коррекция полученных умений;
  • развивающая - развитие интереса к математике через оригинальную организацию форм работы на уроке;
  • воспитательная - воспитание трудолюбия, усидчивости и настойчивости при решении примеров;

Содержание урока:

  1. Организационный момент.
  2. Целевой.
  3. Основные этапы:
    1. Актуализация опорных знаний.
    2. Отгадывание пословицы.
    3. Решение примеров.
    4. Игровой момент.
    5. Тренажер.
  4. Подведение итогов урока. Домашнее задание.

Ход урока

1. Организационный момент

Проверить рабочее место (тетрадь, учебник, дополнительный материал);

2. Целевой

При обсуждении целей урока на доске появляются слова - глаголы

  • Повторить - таблицу умножения, алгоритмы умножения и деления
  • Применить - наши умения при решении задач, уравнений
  • Совершенствовать - свои вычислительные умения для рационального и быстрого счета
  • Воспитывать - как вы думаете? Какие черты характера можно воспитывать в себе, решая нудные неинтересные примеры, а к тому же есть микрокалькулятор. Зачем выполнять техническую работу?

Слово учителя: т. е. сегодня на уроке мы не только доводим до совершенства свои умения делить, но и воспитываем черты характера, которые пригодятся в жизни: внимательность, терпение, усидчивость.

Актуализация опорных знаний (примерно 7 мин.)

1) Теория 2) Практика
Назвать компоненты действий:

48:4=12

(х-12)·8=56

42:х=6

(у+25):8=16

127у=1524

Проговорить правила нахождения неизвестного в уравнении:

А·Х=С

А:Х=С

Х:В=С

Выполнить деление:

1068:89 (12)

11815:85 (139)

16146:78 (207)

Задание на внимание: Кто быстрее? По порядку назовет числа

24 6 18 2 13
20 15 9 22 5
3 25 12 19 11
10 23 7 1 16
17 4 21 14 8

3) Отгадывание пословицы (мотивационный момент к изучению не очень интересного материала)

1 14 13 6 12 11 10 7 11 5 2 11 9 4 10 8 12 7 8 3 11 9 14 13
в с я к о е у м е н и е т р у д о м д а е т с я

Работаем по карточке: выполняя задание, вы отгадываете букву, все вместе - пословицу!

Ответы:

1 14 13 6 12 11 10 7 5
В С Я К О Е У М Н
12 480 15 52 920 124 67 17 4
288:24 3360:7 480:32 3328:64 6440:7 992:8 5829:87 289:17 124:31

 

2 9 4 8 3
Ь Т Р Д А
6 58 8 369 20
900:150 4292:74 1000:125 9963:27 780:39

Вопросы:

1. Как связать эту пословицу с нашим уроком?

2. Уменье в чем? Умение делить и умножать натуральные числа;

  • умение решать уравнения;
  • быстро и правильно считать;

3. Каждый вкладывает свой труд: умственный (внимательны, думаете), физический (усидчивость терпение);

  • какие еще вы знаете пословицы, в которых есть слова труд, терпение, дело
  • (всякое дело с концом - хорошо;
  • терпение горько, но плод его сладок;
  • терпение и труд все перетрут;
  • без труда не вытянуть и рыбки из пруда)

Попробуем подвести итог нашему разговору, что есть труд для каждого человека?

Согласитесь, что трудиться надо не только на уроке математике, но и на других уроках, дома, помогая родителям, в спорте, чтоб достичь каких-то результатов и т. д.

Труд - это возможность самореализоваться в учебе, спорте, музыке :

Есть хорошее стихотворение Н. Заболоцкого, которое поможет нам настроиться на работу:

Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!
Коль дать ей вздумаешь поблажку,
Освобождая от работ,
Она последнюю рубашку
С тебя без жалости сорвет.
А ты хватай ее за плечи,
Учи и мучай до темна,
Чтоб жить с тобой по-человечьи
Училась заново она.
Она рабыня и царица,
Она работница и дочь,
Она обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!

4. Решение примеров ( учебник Математика: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений/ Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов и др. - 15-е издание, перераб. - М. : Мнемозина, 2005)

№ 601 (а, б, е), № 607 (3)

№ 601 а) х:16=324+284

х:16=608

х=608·16

х=9728

б) 1344:у=543-487

1344:у=56

у=1344:56

у=24

е) (148-m) ·31=1581

148-m=1581:31

148-m=51

m=148-51

m=97

№ 607 (3)

Пакеты - х шт.

В 1 пакете - 3 кг

Осталось - 5 кг

Всего - 20 кг

3·х+5=20

3·х=20-5

х=5

Ответ: 3 пакета наполнили крупой.

Игровой момент: выходят по 4-5 человек, нужно называть числа от 1 до 20 по порядку, вместо чисел, делящихся на "2" нужно говорить "ай, да я!".

5.Тренажер (самостоятельное решение примеров и взаимопроверка)

Вариант 1 Вариант 2
Решить уравнение:

144·х=576;

121:у=11.

1. Решить уравнение:

113·х=339;

214:у=107.

Найти значение выражения:

176:8-44:11;

(138-14):4+48·6.

Найти значение выражения:

390:13-48:8;

(291-15):2+136:8.

Подведем итоги работы в парах, ставим оценки.

Ответы:

Вариант 1 Вариант 2
Решить уравнение:

Х=4;

У=11.

Найти значение выражения:

18;

319.

Решить уравнение:

Х=3;

У=2.

Найти значение выражения:

24;

121.

Критерии выставления оценок:

  • "5" - нет ошибок;
  • "4" - одна ошибка;
  • "3" - две ошибки.

Подведение итогов урока. Домашнее задание. ( учебник Математика: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений/ Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов и др. - 15-е издание, перераб. - М. : Мнемозина, 2005)

№ 601 (в, г), № 607 (4), № 608 (1, 2)

Благодаря вашей быстрой и четкой работе, благодаря вашему настрою на урок, а главное вашему трудолюбию. Мы пришли к такому результату. Оценки за урок в журнал.

  • Чем полезен для вас урок?
  • Чем интересен для вас урок?

(Приложение 4) список используемой литературы