"Встречи на необитаемом острове" по сказке Салтыкова-Щедрина "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил"

Разделы: Литература


Цели:

  • Выявить своеобразие системы персонажей, сюжета и предметного мира сказки.
  • Обобщить наблюдения над особенностями писательской стилистики и взглядов.
  • Воспитывать стремление к добросовестному труду, творчеству.
  • Развивать умение анализировать эпизоды, сопоставлять их, инсценировать.

Оборудование: портрет писателя, иллюстрации, кроссворд, плакаты с литературоведческими терминами (гротеск, сатира, эзопов язык, гипербола), жетоны «Ум».

Эпиграфом можете взять отрывок из письма тифлисских рабочих вдове писателя в 1889 году: «Кто не полюбит эти сказки, кто не поймет, что автор их любил и жалел простой народ? Он знал и чувствовал наше горе и видел, что мы всю жизнь проводим в тяжелом, бесправном труде, не пользуясь плодами его».

ХОД УРОКА

I. Организационный момент. Сообщение целей и задач урока

II. Слово учителя с элементами беседы

– Ребята, сегодня у нас не обычный урок, а урок-встреча со сказкой Салтыкова-Щедрина, ее героями.

– Что вы скажете о своих впечатлениях? Какой она вам показалась?

б) А что показалось смешным, а что – грустным?
в) – Кто сможет сказать, какова главная проблема, которую этой сказкой ставит автор?
г) – Когда же она увидела свет?
д) – Что вы знаете о реформах 1860-х годов?
е) – Где же происходит действие нашей сказки?

III. Блиц-игра (И.В. Золотарева, С.М. Аникина. Поурочные разработки по литературе. 7 класс., Москва «ВАКО», 2004 , стр.179 – 181)

– Как два генерала оказались на необитаемом острове?

а) в результате крушения «Титаника»
б) по щучьему веленью по моему хотенью
в) с помощью волшебника
г) прилетели на ковре-самолете

– В чем варил суп мужик?

а) в котелке
б) в пригоршне
в) в скорлупе ореха.
г) в чане

– Какую газету читали на острове генералы?

а) «Московскую правду»
б) «Московские ведомости»
в) «Московское обозрение»
г) «Вестник Москвы»

– Как генералы нашли мужика?

а) по следам кабана
б) по звукам балалайки
в) по его крикам
г) по запаху мякинного хлеба и кислой овчины

– Кем мужик работал в Петербурге?

а) поваром
б) кузнецом
в) маляром
г) извозчиком

– В каком виде 2 генерала прибыли на остров?

а) в мундирах
б) в ночных рубашках
в) в шубах
г) раздетые

– Какой предмет проглотил один из генералов?

а) пуговицу
б) орден с лентой
в) тапочки
г) платок носовой

– Какой выход придумали генералы, чтобы с голоду не умереть?

а) все время спать
б) научиться работать
в) найти мужика
г) поймать зверя

– Из чего силок для птиц сделал мужик?

а) из собственных волос
б) из собственных портков
в) из собственной рубашки
г) из лески

– Как генералы вернулись домой?

а) заснули и проснулись дома
б) так же как и попали на остров
в) их спасли случайно моряки
г) мужик построил посудину

– На какой улице в Петербурге жили наши генералы?

а) на Подьяческой
б) на Фонтанке
в) на Литейной
г) на Невском

– Какой из двух генералов был поумнее?

а) тот, кто был учителем географии
б) тот, кто был учителем каллиграфии
в) тот, кто был учителем логики
г) кто вообще не был учителем

– Что делали в Вятке с пойманной рыбой?

а) высекли
б) напоили молоком
в) откормили
г) отпустили в реку

– Как генералы при себе мужика удерживали?

а) цепью приковали к себе
б) смирительную рубашку надели
в) веревочкой связали
г) он остался сам

– Чем генералы наградили мужика?

а) бутылкой пива
б) медалью
в) плетьми
г) рюмкой водки и пятаком

(Подведение итогов и подсчет «Умов»)

IV. Инсценирование первого эпизода «Появление двух генералов на необитаемом острове»

(Задание дать заранее на дом)

V. Аналитическая беседа

Что узнаем мы о жизни наших генералов? (Служили в какой- то (неопределенное местоимение!) регистратуре)
– Регистратура – это отдел учреждения, занимающийся регистрацией чего-нибудь.
– Что же они там делали?
– Обратите внимание на слова писателя: Там родились, воспитывались, состарились и, следовательно, ничего не понимали.
– Что же это за регистратура? (Какая-то, никому ненужная, упраздненная за ненадобностью, в которой служили ненужные люди.)
– В этих словах слышится насмешка писателя.
– Какими предстали перед нами герои?
– Итак, генералы при орденах, полученных за переписывание каких-то бумаг в регистратуре. Напрашивается вопрос:
– За что же они получены?
– Чем реальная жизнь, с которой они столкнулись на острове, их удивила?

VI. Работа с литературоведческими терминами

– Ребята, вот эта фантастическая неосведомленность в таких обыденных вещах из области сатиры, а приемы, которыми пользуется автор – гротеск и гипербола, чтобы ярче показать характеры героев.

Записи в тетрадях:

Сатира – произведение, в котором высмеиваются порочные явления действительности, содержится резкое обличение. Такое произведение у вдумчивого читателя вызывает не столько смех, сколько возмущение, негодование, презрение.
Вопрос: Что в генералах, в их поведении вызывает наше возмущение? А в мужике?

Гипербола – преувеличение какого-нибудь предмета, явления.
Гротеск – преувеличение в уродливо-фантастическом виде.

Вопрос: Какие примеры этих художественных приемов вы обнаружили в сказке?

Эзопов язык – это язык иносказания, намеков. Сказки Салтыкова-Щедрина содержат скрытый смысл. Он сам говорил: «Я – Эзоп и воспитанник цензурного комитета».

Вопрос: В чем скрытый смысл этой сказки?

VII. Творческая мастерская режиссера. Создание киносценария

(Выбираются режиссер, два героя).

Необитаемый остров, волны плещутся, солнце светит. Выходит с видеокамерой режиссер... Мотор!

(Не забудьте оценить игру артистов)

VIII. Встреча с «писателем» и его рассказ о кормильце и спасителе этих генералов

(Вопросы задают учащиеся актёру, выступающему в роли автора).

IX. Беседа

– Почему самоуверенные и бестолковые генералы сумели заставить умного и сметливого мужика работать на них?
– Есть ли разница в том, как автор смеется над генералами и как смеется над мужиком?
– Вспомните, что стало с крестьянами после реформы 1860 года?

X. Работа над формой и жанром произведения

– Ребята, мы все время говорим «сказка», а ведь автором она названа «Повесть, как один мужик двух генералов прокормил». Что в ней от сказки? Нет ли здесь путаницы?
– Как бывают построены сказки? (Зачины, присказки, концовки)
– Чем отличается употребление сказочных формул в народных сказках и у Салтыкова-Щедрина? Какой вывод можно сделать? (Это сплав двух жанров).

Вывод: Сказка любима народом и почитаема им, поэтому неслучайно выбрана ее форма.

– Перейдем к основным элементам сюжета:

а) экспозиция
б) завязка
в) кульминация
г) развязка
д) эпилог

XI.Итог

– Сегодня на уроке мы анализировали сказку Салтыкова-Щедрина, говорили о том, как зло высмеивает писатель никчемность, тунеядство, жадность и пустоту генералов – представителей класса имущих, раскрывая их звериную сущность, преувеличивая их невежество и неприспособленность, в то же время преувеличивая ловкость, трудолюбие, находчивость мужика. Но его рабская покорность вызывает протест у автора и у читателя.
Словно обращаясь к своим соотечественникам, Салтыков-Щедрин говорил, как странно и дико устроена наша жизнь:
Пусть человек трижды глуп и туп, но потому, что достиг богатства и чинов, он
становится властным хозяином, распоряжаясь судьбами других людей, которых и за людей не считает. Он еще их презирает, кто на него, тунеядца, в поте лица трудится, кормит, поит. Но это еще не все.
Страшно то, что трудолюбивый, умный и сильный народ покорно сносил гнет,
поношения, издевательства. Для России полтора века не срок. Если вглядеться, можно и сейчас эти пороки встретить.

Домашнее задание. Художественный пересказ понравившегося эпизода.

Приложение