Грани культуры

Разделы: История и обществознание, Внеклассная работа


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Воспитательная работа в техникуме занимает значительное место. Педагогический коллектив рассматривает образовательный процесс как гармоничное сочетание обучения и воспитания и работает под девизом: «Обучая – воспитывай!».
Педагоги техникума стремятся к тому, чтобы их выпускники имели не только профессиональные знания, но и широкий кругозор, жизненную гражданскую позицию, дорожили традициями родной культуры. Поэтому в техникуме часто проводятся нетрадиционные формы занятий: уроки-экскурсии, ролевые игры, уроки проекты и т. д., где студенты учатся общаться, дружить, формируется адекватное отношение к миру, развиваются творческие способности.
Урок-проект «Грани культуры» является заключительным занятием по теме «Культура» предмета «Обществознание», проводили урок преподаватели общественных дисциплин, помогали готовить мультимедийные презентации преподаватели информатики, подбирали материалы и стихи о Костроме преподаватели литературы, спортивные соревнования проводили преподаватели физической культуры, отвечали на вопросы о культуре многие преподаватели техникума. Таким образом, урок-проект объединил и заинтересовал не только студентов, но и педагогов, которые работают в тесном контакте друг с другом и с ребятами.

Актуальность

Сегодня актуальной стала задача обновления содержания образования, понимаемого не только как определенный объем информации, но и как деятельность студентов и их отношение к изучаемому материалу. Студентам необходимо самим понимать смысл работы, определять ее цели и задачи, искать способы их решения. Все эти составляющие входят в содержание проектной деятельности и кардинально отличают ее от классических методов. Применение проективной методики на уроках и в процессе внеклассной работы очень перспективно, так как позволяет решить ряд важных образовательных задач: выдвигать темы проектов, вырабатывать самостоятельный взгляд на решение проблемы, приобретать знания и умения в процессе планирования и выполнения работы. Опыт, приобретаемый в процессе проектной деятельности, базируется на интересах студентов.
Конечно, необходимо учитывать и недостатки проективной методики:

  • неравномерность нагрузки на разных этапах деятельности;
  • повышение эмоциональной нагрузки на преподавателя и студентов.

Однако плюсов у метода гораздо больше. Работа над проектами требует от педагога организаторского мастерства, увлеченности, терпения, наличия собственных навыков научно-исследовательской работы. Однако результат оправдывает усилия, а исследовательские навыки, полученные в процессе работы, помогут студентам расширить свои знания об окружающем мире, реализовать свой личный творческий потенциал.
На первом курсе идет адаптация студентов в образовательном учреждении. Поэтому первые темы проектной деятельности должны быть достаточно простыми и знакомыми.
Мы выбрали тему многообразия культуры.

Характеристика проекта:

по виду основной деятельности – исследовательско-информационный проект;
по времени – среднесрочный;
по содержанию предметной деятельности – многопредметный.

Цели:

Образовательные

  • С целью развития знаний студентов, познакомить их с разными определениями понятия «культура», рассмотреть социологические исследования, проведённые старшекурсниками по теме «Моя культура», вспомнить развитие культуры на разных исторических этапах, рассмотреть на примерах разные типы культур.

Развивающие

  • Продолжить развитие навыков:
    • самостоятельной работы с источниками, информационными технологиями;
    • коммуникативности в ролевом взаимодействии, обмене информацией;
    • мыслительной деятельности при проектировании, планировании, работе с источниками информации, анализе, синтезе, структурировании информации;
    • самоанализа и рефлексии;
    • творческих способностей студентов
    • умение работать с информационным текстом, дополнительной литературой, выделять главную мысль, вести поиск нужной информации.

Воспитательные

  • Воспитывать культуру общения у студентов. Вызвать чувство уважения и интерес к разным типам духовной культуры, к личности. Вызвать интерес к культуре родного края и России.

Межпредметные связи: история, обществознание, экология, география, литература, социология, философия, физическая культура, культурология, культура речи.

Педагогические приемы, используемые на уроке

  • Рассказ преподавателя
  • Творческие выступления студентов
  • Диспут
  • Защита социологических исследований
  • Показ видео сюжетов и презентаций
  • Конспект
  • Индивидуальная работа по тестам
  • Работа с гипертекстами
  • Проблемные вопросы
  • Творческое домашнее задание
  • Спортивные состязания

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЕКТА

Работа над проектом осуществлялась в три этапа

1 этап: подготовка, планирование

Определяется тема и цели проекта. Студенты делятся на группы:

  • 1-я группа занимается исследовательской деятельностью, проводит социологические опросы по темам «Моя культура», «Культура поведения», «Студенческая культура» и др.;
  • 2-я группа готовит электронные презентации по теме «Культура»;
  • 3-я группа подготавливает и репетирует музыкальные номера по разделам – элитарная культура, массовая культура, народная культура; готовит сценку «Культура поведения на уроке»
  • 4-я группа осуществляет подборку видео сюжетов «Исторические типы культуры», готовит рекламный ролик – интервью с преподавателями разных дисциплин «Культура в моём предмете».

В ходе разбора и обсуждения проекта вырабатывается план действий, проводится анализ проблемы: что уже есть и что необходимо сделать. Создаётся банк идей и предложений

2 этап: работа над проектом, результаты и выводы

Педагог корректирует последовательность действий, направляет студентов. Проверяет выполненные работы, организует репетиции, помогает в подборке материала.
Студенты представляют готовый материал; уточняют, анализируют собранную информацию; формулируют выводы.

3 этап: презентация, оценка результатов

Результаты представляются на уроке в виде творческих работ. Участники проекта делятся мнениями, отвечают на поставленные вопросы, представляют свои наработки. Студенты включаются в дискуссию, задают вопросы, заполняют анкеты, тесты. Педагог оценивает активность работы студентов, творческий подход, качество и объём использования источников, потенциал продолжения работы, качество ответа.

Заключение

Разработка данного проекта – это путь к самореализации личности через осознание культурных норм и правил, через понятие своей культуры и культуры в целом.
Помимо работы с конкретной темой, предлагается широкий спектр личностных коммуникативных связей с другими людьми (ребятами, педагогами, родителями). Развивается творческая активность, определяется социальная позиция молодёжи.

В проекте участвуют студенты трех групп первого курса разных специальностей – группа 1-1, группа 1-2 и группа 1-3.

Развёрнутый план урока

Первый урок

Этапы проведения урока Преподаватели Студенты Время
1. Организационный момент. Бескороваева Г.Е.
Филиппова Н.К.
старосты групп 5 мин.
2. Характеристики понятия «Культура», защита стенгазеты Бескороваева Г.Е. студенты
группы 1-1
20 мин.

3. Социологические исследования

Алексеева Г.Г. студенты 2 курса 20 мин.
4. Культура мировых цивилизаций: видеосюжеты, рассказ преподавателя, доклад студентов Филиппова Н.К. студенты
группа 1-3
35 мин.
5. Выводы, диспут, тесты по истории Филиппова Н.К.   10 мин.
Перемена 10 мин.

Второй урок

6. Типология культур (народная, элитарная, массовая, экранная): музыкальные номера Бескороваева Г.Е. Студенты разных групп 40 мин.
7. Различные области культуры (изучение культуры на разных предметах). Видеоролик, рассказ Бескороваева Г.Е. студенты
группы 1-1, 1-3
15 мин.
8. Культура поведения, этикет: рассказ, ролевая игра, письменное задание «Этикет в вопросах и ответах» Филиппова Н.К. студенты
группы 1-2
20 мин.
9. Подведение итогов: анкета «Я и культура», домашнее задание Филиппова Н.К. студенты
группа 1-3
15 мин.
Перемена 10 мин.

Третий урок

10. Соревнование команд (Физическая культура) Куртов М.Ф. Студенты трех групп 80 мин.
11. Подведение итогов, награждение команд Бескороваева Г.Е.
Филиппова Н.К.
Куртов М.Ф.
Студенты 10 мин.

ХОД УРОКА

Деятельность педагога Деятельность студентов
1 Приветствие. Выявление отсутствующих на уроке. Тема и цели урока. Тетради для конспектов.
Сегодня мы поговорим о культуре, о том, насколько она многогранна и безгранична.
Этот урок будут помогать нам вести студенты, они готовили разные проекты, и что у них получилось, мы скоро увидим.
На доске вы видите белый лист ватмана, на котором к концу занятия появятся наши выводы по теме и рекомендации всем студентам КТТ.
Старосты групп отмечают отсутствующих на уроке.
2 Попробуем разобраться: что вы понимаете под словом «Культура», какой смысл мы вкладываем в это понятие?
Термин «культура» происходит от латинского слова «cultura», что означает «возделывать», «обрабатывать». Отсюда – обрабатывать землю, культивировать растения. А если разделить слово «культура» на части – «культ» и «ура», что получается? Куль земли, культ себя!
Существует множество определений понятия «культура». Об этих понятиях нам расскажут студентки группы 1-1
Дискуссия «Культура – это…», запись определений понятия «Культура»

Туранова Рита
Сальникова Валя
Кокурина Марина
Челышева Люба
Егорова Катя – представление газеты «Такая разная культура»

3 На уроках, изучающих человеческое общество, студенты учатся проводить социологические исследования. Студенты второго курса темой своих исследований выбрали культуру Компьютерные презентации социологических исследований
(студенты второго курса)
4 На уроках истории мы изучаем мировые цивилизации. И сегодня мы поговорим о культуре цивилизаций. Как только человек стал человеком, у него появилась своя культура, традиции, обычаи. Ни один народ не может жить и развиваться без культуры.
Рассмотрим разные цивилизации и их культуру (Древневосточные цивилизации, Античность, Средневековье, эпоха Возрождения, Новое время, Новейшее время).
Просмотр видео сюжетов, характеризующих разные цивилизации. Студенты группы 1-3. Вопросы по культуре цивилизаций, запись в тетрадях, доклад на тему «Традиции и современная культура Костромы» Кузнецова Настя группа 1-1.
5 Мы начали изучать тему «Культура». Я думаю, можно сделать вывод, что культура – понятие вечное, без культуры человек не может существовать. Обычаи, традиции, история – всё это грани одной большой цепочки – культуры. Студенты делают вывод по уроку.
Решение тестов «Культура мировых цивилизаций»
(Приложение 1)
6 Различают материальную и духовную культуру. Материальная культура создаётся в процессе материального производства (станки, оборудование, здания и т.д.).

Духовная культура включает в себя процесс духовного творчества и созданные при этом духовные ценности (музыка, живопись, театр, творчество и т.д.).
Рассмотрим виды духовной культуры.

Народная культура – эпос народа, то, что создавалось веками, традиции и обычаи народа. Это русские народные сказки (сказку про Колобка безусловно знают все), былины о русских богатырях, праздники Масленицы и Ивана Купалы и мн.др.
? Какие древние обычаи, сказки, былины вы знаете?
Элитарная культура – это культура сложная по содержанию и трудная для неподготовленного восприятия. Произведения, созданные в рамках этой культуры, рассчитаны на людей, разбирающихся в искусстве. Это классическая музыка, картины, глубокая литература.
? Приведите примеры?
Массовая культура  – это понятная, лёгкая для восприятия культура, популярная, или, как её называют, поп-культура. Она понятна и доступна каждому, над дней не надо задумываться, можно просто отдыхать. Это популярная музыка, под которую так приятно делать уборку, это детектив, с которым можно уснуть. Это кинокомедии или боевики, которые посмотрев один раз, сразу же забываешь.
В современном мире появилось понятие «Экранная культура»это культура, порождённая телевидением, компьютерами и видеофильмами. Молодёжь практически перестала читать книги, ведь всё можно посмотреть на видеолентах. Появился другой стиль общения – через Интернет.
? Хорошо это или плохо?
Необходимо заметить, что ни одна культура не противоречит другой. Все эти культуры взаимосвязаны, они взаимообогащают друг друга, помогают друг другу развиваться и быть ближе к людям.
Например, мы чаще слышим произведения классической музыки в современной обработке , или песни в русском народном стиле, и они достаточно популярны, что приближает нас к народной культуре (Надежда Кадышева, Н. Бабкина). Обратите внимание, что многие режиссеры экранизируют сейчас классические произведения («Мастер и Маргарита», «Идиот»). Народная, массовая, элитарная и экранная культура взаимодействуют сегодня и развиваются.

На партах перед каждым студентом лежат приготовленные гипертексты (опорные конспекты) по которым будем работать. (Приложение 2)

Запись в тетрадях, беседа о материальной и духовной культуре.

Выступление ребят по разным направлениям культуры:

Чернышева Аня группа 1-1
(Русская народная песня «Коробочка» – игра на ложках, на баяне)

Волгина Таня группа 1-3
(Исполнение на синтезаторе классических произведений)

Вдовин Илья группа 1-2
(Современная молодёжная культура, исполняет песню в стиле рэп)

Мухина Аня группа  1-1
(Экранная культура – презентация исследования «Реклама на телевидении»)

Выводы, рекомендации записываются на листе ватмана (Все культуры взаимосвязаны и развиваются, взаимодействуя друг с другом).

7 Приходя в техникум на занятия, вы на каждом уроке встречаетесь с понятием «культура». На уроках истории – культура цивилизаций, на географии – культура народов мира, на обществознании – культура человека. На экологии вы изучаете экологическую культуру, а на литературе – культуру общения, изучая русский язык, вы сталкиваетесь с культурой речи, а на физкультуре – с культурой спорта и физического развития. Т.о., получается, что у культуры нет каких-то рамок, она безгранична и окружает нас со всех сторон.
Ребята из группы 1-2 решили выяснить, так ли это.
Васильева Даша, Яблоков Вова, Зубова Света, Зверева Ира (группа 1-3) – демонстрация видеоролика  интервью с преподавателями на тему «Роль культура в преподавании вашего предмета». Цели исследования. Выводы и рекомендации записываются на листе ватмана.
8 С культурой мы встречаемся не только на уроках. В обычной жизни существует такое понятие как культура поведения, умение вести себя в обществе.
Ребята решили подсмотреть друг за другом на уроках, и вот что они увидели (сценка).
Попробуйте дать верные ответы на вопросы по этикету.
Сценка «Поведение на уроке»
Васильева Даша, Яблоков Вова, Зубова Света, Зверева Ира, Вдовин Илья (группа 1-2), выводы и рекомендации записываются на ватмане.
«Этикет в вопросах и ответах» – блиц-опрос. (Приложение 3)
9 Ребята, вы считаете себя культурными людьми? Девушки из группы 1-4 решили выяснить, насколько культурны студенты нашего техникума. Посмотрим, что у них получилось!
Вывод по уроку (записи на ватмане, которые велись на протяжение всего занятия).
Наш урок сегодня не закончен. Просто мы продолжим говорить о культуре в спортивном зале, где пройдут соревнования и игры, где среди культурных людей всегда побеждает дружба!
Чикалова Ксения, Благирева Настя, Антропова Наташа (группа 1-2) – исследование на тему «Моя культура», выводы и рекомендации записываются на ватмане. (Приложение 4)