Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Система работы учителя математики с родителями при подготовке учащихся к итоговой аттестации в форме ЕГЭ

Разделы: Преподавание математики


Проблема взаимодействия семьи и школы не нова. Время идет, мир меняется, меняются и взаимоотношения родителей и школы. Но ответственными за воспитание и образование детей остаются родители и школа. Следовательно, учитель и родители должны быть партнерами в этом вопросе. Нередко трудно бывает привлечь родителей к процессу воспитания детей, и часто родителям самим требуется помощь учителя в решении многих вопросов. Жизнь настоятельно требует усилить помощь семье, поднять ее педагогическую культуру, ответственность за воспитание детей.

Эффективность воспитания в большей степени зависит от согласованности усилий семьи и школы, единства их требований к учащимся. От того, умеет ли школа грамотно побудить и направить инициативы родителей в нужное русло, способна ли она выстроить такую систему взаимодействия, которая перейдет в сотрудничество, зависит результат воспитания и подготовки к экзамену выпускников школы.

Давайте посмотрим, как решается эта проблема в нашей школе. Хочу поделиться своим опытом работы.

В 2002 / 2003 учебном году наш лицей № 90, как и весь край стал участником эксперимента сдачи выпускниками лицея экзамена по математике в форме ЕГЭ. Я оказалась у истоков этого эксперимента. Работаю я в классах гуманитарного направления: историко – правовые классы и лингвистические. Сложность работы в этих классах заключается в следующем:

  1. Многие дети идут учиться в 10 –е гуманитарные классы так как, по разным причинам, не имеют достаточно хороших успехов в изучении математики.
  2. В 10-м классе им нужно не только освоить программу старшей школы, но и ликвидировать пробелы за курс основной школы.
  3. Часть детей имеет невысокий уровень обученности, и на экзамене считает достаточным выполнение заданий базового уровня, другая часть класса претендует на высокие оценки, обладает хорошей базой знаний и выполняет на экзамене задания повышенного и высокого уровня сложности. Многие мои ученики, окончившие гуманитарные классы, успешно обучаются на математическом, экономическом факультетах Кубанского государственного университета, на факультетах энергетики, машиностроения и химической промышленности в Кубанском технологическом университете, а также в Академии гражданской авиации города Санкт-Петербурга.
  4. Учащиеся гуманитарных классов и их родители менее нацелены на математику и их отношение к предмету, в большинстве случаев, не всегда положительное.
  5. Количество часов математики в этих классах 3+1.

Возникают большие трудности в подготовке этих детей к выпускному экзамену по математике. Конечно, помощниками и союзниками в этом деле выступают родители. Работу по подготовке учеников к ЕГЭ я провожу планово.
В сентябре месяце, я обычно посещаю первое родительское собрание в каждом классе. Я на этих собраниях:

  • знакомлю родителей с планом работы по математике на предстоящий учебный год;
  • разъясняю позицию Министерства РФ по проблеме Единого государственного экзамена (ЕГЭ),
  • говорю о перспективах введения его во всех регионах страны;
  • характеризую структуру контрольно измерительных материалов (КИМов) по математике;
  • рассказываю о формах заданий и поясняю подходы к оценке результатов выполнения заданий разной формы;
  • анализируя содержание проверяемых на экзамене разделов и тем школьного курса математики, обращаю внимание родителей какими знаниями, умениями и навыками должен обладать каждый ученик.

Отношение к ЕГЭ школьников и их родителей неоднозначно. Во многом оно зависит от того, насколько они знакомы с содержанием экзамена и насколько высоко оценивают собственную готовность к нему. Поэтому следующим этапом моей работы служит анкетирование.

Я прошу учеников самих оценить свои знания и умения по всем экзаменационным темам, указать имеющиеся проблемы. Анализируя их ответы и результаты проведенных письменных работ, я составляю план индивидуальной работы с учениками, так называемые “индивидуальные математические маршруты”. Пишу рекомендации ученикам и родителям в оказании помощи своим детям, а также памятки с образцами решения типичных заданий части А и В и оформления более сложных задач части С.

Все эти документы я размещаю на стендах в кабинете математики.

Рекомендации ученику

1. ПОМНИТЕ! Фундамент математических знаний закладывается на обычных уроках математики и при систематической подготовке к ним.
2. Необходимо внимательно выслушивать теоретический материал, который учитель объясняет на уроках.
3. Старайтесь не пропускать без уважительной причины уроки математики, потому что качественно восполнить пропущенный теоретический или практический материал самостоятельно сложно.
4. Не допускайте формального усвоения программного материала.
5. Все математические понятия и утверждения нужно обязательно понимать и уметь самостоятельно воспроизводить.
6. Помните, что умение решать задачи является следствием глубоко понятого соответствующего теоретического материала.
7. Выполняйте все домашние задания самостоятельно, консультируйтесь с учителем.
8. Составьте свой, личный справочник теоретического материала и старайтесь постепенно все выучить наизусть, регулярно повторяя выученное.
9. Чем больше информации Вы запомните, тем лучше и быстрее будете выполнять как устные задания, так и задания, требующие значительных умственных усилий.
10. Составьте свой личный план подготовки к экзамену. Покажите его учителю или другому квалифицированному специалисту для подтверждения его правильности и соответствия вашим индивидуальным способностям.
11. Регулярно занимайтесь по личному плану, не реже 1 раза в неделю.
12. На каждом индивидуальном занятии считайте устно. Пытайтесь закрепить (или сформировать) навыки устных вычислений.

Помните: вся подготовка к экзамену зависит лично от каждого из вас. Как вы относитесь к учебе, какой интерес проявляете к учебе, самостоятельно ли выполняете все учебные задания, как используете при этом учебные пособия, какие мысли и чувства вызывает у вас изучение математики, используете ли вы полученные знания и умения по математике в своей жизненной практике, и если используете то как.

Роль учителя в школе действительно велика, но он не всемогущ, и обучить может лишь того, кто хочет учиться и кто сам учится.

Рекомендации родителям.

Уважаемые папы и мамы!

Неверно думать, что если у Вас нет математического образования, то Вы ничем не можете помочь своему ребенку при подготовке к ЕГЭ.
1. Это всегда можно сделать, организуя и контролируя его самоподготовку. Здесь Ваша помощь просто необходима.
2. Ознакомьтесь с “Рекомендациями ученику” и помогайте ребенку их выполнять.
3. Контролируйте его работу и посещаемость на уроках математики в школе (не реже 1 раза в месяц встречайтесь с учителем математики и старайтесь выполнять его рекомендации).
4. Организуйте качественное питание и отдых ребенка в течение всего учебного года (особенно в период сдачи экзаменов).

По сравнению с другими учебными предметами математика, несомненно, выделяется своей трудоемкостью, необходимостью большой самостоятельной, повседневной работы. Надо вдумчиво, ежедневно, серьезно работать, чтобы овладеть математикой даже в минимальных размерах, не говоря, уже о более значительных успехах. Поэтому усилия учителя должны быть направлены на формирование у школьников потребности в учебной деятельности, неуемного желания учиться. Необходимо выработать положительное отношение учеников и родителей к математике, создавать ситуации успеха, ликвидировать боязнь решения математических задач, формировать у детей уверенность в своих способностях.

Некоторые рекомендации учителю.

1. Материал на уроках необходимо излагать в простой, доступной, понятной большинству учащихся, форме.
2. Формы работы на уроках необходимо разнообразить, повышая тем самым интерес к предмету.
3. Необходимо добиваться от учащихся не формального усвоения программного материала, а глубокого осознанного его понимания.
4. В процессе преподавания необходимо делать определенные акценты на те разделы, которые представлены в тестах ЕГЭ.
5. Объяснение нового материала необходимо строить как можно более наглядно, создавать яркие образы и конкретные представления об изучаемом материале, чтобы в наибольшей степени воздействовать на чувства ученика, вызвать у него наглядно– образное мышление.
6. Необходимо разработать систему контроля знаний учеников и возможность устранения пробелов в их знаниях.
7. Необходимо сформировать у всех учащихся достаточно высокий уровень учебной самодеятельности, которая явилась бы для них формой самоосуществления, формой свободной, творческой деятельности.

В нашем общении с родителями есть свои особенности: нередко учителя сталкиваются с ситуацией, когда любовь родителей к своему ребенку становится барьером в контактах со школой, родители крайне субъективно воспринимают требования учителей. Любые действия школы по отношению и их детям вызывают у родителей неудовольствие, а если к этому прибавляется равнодушие и бестактность учителя, то это порождает негативное отношение к школе.

В связи с этим надо, чтобы встречи с родителями носили плановый характер, проходили в доброжелательной обстановке. Такие встречи я провожу всегда по субботам, время сообщаю родителям в сентябре месяце и стараюсь в течение года его не менять. Целью встреч является беседа о качественной подготовке учащих