Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Система работы учителя математики с родителями при подготовке учащихся к итоговой аттестации в форме ЕГЭ

Разделы: Преподавание математики


Проблема взаимодействия семьи и школы не нова. Время идет, мир меняется, меняются и взаимоотношения родителей и школы. Но ответственными за воспитание и образование детей остаются родители и школа. Следовательно, учитель и родители должны быть партнерами в этом вопросе. Нередко трудно бывает привлечь родителей к процессу воспитания детей, и часто родителям самим требуется помощь учителя в решении многих вопросов. Жизнь настоятельно требует усилить помощь семье, поднять ее педагогическую культуру, ответственность за воспитание детей.

Эффективность воспитания в большей степени зависит от согласованности усилий семьи и школы, единства их требований к учащимся. От того, умеет ли школа грамотно побудить и направить инициативы родителей в нужное русло, способна ли она выстроить такую систему взаимодействия, которая перейдет в сотрудничество, зависит результат воспитания и подготовки к экзамену выпускников школы.

Давайте посмотрим, как решается эта проблема в нашей школе. Хочу поделиться своим опытом работы.

В 2002 / 2003 учебном году наш лицей № 90, как и весь край стал участником эксперимента сдачи выпускниками лицея экзамена по математике в форме ЕГЭ. Я оказалась у истоков этого эксперимента. Работаю я в классах гуманитарного направления: историко – правовые классы и лингвистические. Сложность работы в этих классах заключается в следующем:

  1. Многие дети идут учиться в 10 –е гуманитарные классы так как, по разным причинам, не имеют достаточно хороших успехов в изучении математики.
  2. В 10-м классе им нужно не только освоить программу старшей школы, но и ликвидировать пробелы за курс основной школы.
  3. Часть детей имеет невысокий уровень обученности, и на экзамене считает достаточным выполнение заданий базового уровня, другая часть класса претендует на высокие оценки, обладает хорошей базой знаний и выполняет на экзамене задания повышенного и высокого уровня сложности. Многие мои ученики, окончившие гуманитарные классы, успешно обучаются на математическом, экономическом факультетах Кубанского государственного университета, на факультетах энергетики, машиностроения и химической промышленности в Кубанском технологическом университете, а также в Академии гражданской авиации города Санкт-Петербурга.
  4. Учащиеся гуманитарных классов и их родители менее нацелены на математику и их отношение к предмету, в большинстве случаев, не всегда положительное.
  5. Количество часов математики в этих классах 3+1.

Возникают большие трудности в подготовке этих детей к выпускному экзамену по математике. Конечно, помощниками и союзниками в этом деле выступают родители. Работу по подготовке учеников к ЕГЭ я провожу планово.
В сентябре месяце, я обычно посещаю первое родительское собрание в каждом классе. Я на этих собраниях:

  • знакомлю родителей с планом работы по математике на предстоящий учебный год;
  • разъясняю позицию Министерства РФ по проблеме Единого государственного экзамена (ЕГЭ),
  • говорю о перспективах введения его во всех регионах страны;
  • характеризую структуру контрольно измерительных материалов (КИМов) по математике;
  • рассказываю о формах заданий и поясняю подходы к оценке результатов выполнения заданий разной формы;
  • анализируя содержание проверяемых на экзамене разделов и тем школьного курса математики, обращаю внимание родителей какими знаниями, умениями и навыками должен обладать каждый ученик.

Отношение к ЕГЭ школьников и их родителей неоднозначно. Во многом оно зависит от того, насколько они знакомы с содержанием экзамена и насколько высоко оценивают собственную готовность к нему. Поэтому следующим этапом моей работы служит анкетирование.

Я прошу учеников самих оценить свои знания и умения по всем экзаменационным темам, указать имеющиеся проблемы. Анализируя их ответы и результаты проведенных письменных работ, я составляю план индивидуальной работы с учениками, так называемые “индивидуальные математические маршруты”. Пишу рекомендации ученикам и родителям в оказании помощи своим детям, а также памятки с образцами решения типичных заданий части А и В и оформления более сложных задач части С.

Все эти документы я размещаю на стендах в кабинете математики.

Рекомендации ученику

1. ПОМНИТЕ! Фундамент математических знаний закладывается на обычных уроках математики и при систематической подготовке к ним.
2. Необходимо внимательно выслушивать теоретический материал, который учитель объясняет на уроках.
3. Старайтесь не пропускать без уважительной причины уроки математики, потому что качественно восполнить пропущенный теоретический или практический материал самостоятельно сложно.
4. Не допускайте формального усвоения программного материала.
5. Все математические понятия и утверждения нужно обязательно понимать и уметь самостоятельно воспроизводить.
6. Помните, что умение решать задачи является следствием глубоко понятого соответствующего теоретического материала.
7. Выполняйте все домашние задания самостоятельно, консультируйтесь с учителем.
8. Составьте свой, личный справочник теоретического материала и старайтесь постепенно все выучить наизусть, регулярно повторяя выученное.
9. Чем больше информации Вы запомните, тем лучше и быстрее будете выполнять как устные задания, так и задания, требующие значительных умственных усилий.
10. Составьте свой личный план подготовки к экзамену. Покажите его учителю или другому квалифицированному специалисту для подтверждения его правильности и соответствия вашим индивидуальным способностям.
11. Регулярно занимайтесь по личному плану, не реже 1 раза в неделю.
12. На каждом индивидуальном занятии считайте устно. Пытайтесь закрепить (или сформировать) навыки устных вычислений.

Помните: вся подготовка к экзамену зависит лично от каждого из вас. Как вы относитесь к учебе, какой интерес проявляете к учебе, самостоятельно ли выполняете все учебные задания, как используете при этом учебные пособия, какие мысли и чувства вызывает у вас изучение математики, используете ли вы полученные знания и умения по математике в своей жизненной практике, и если используете то как.

Роль учителя в школе действительно велика, но он не всемогущ, и обучить может лишь того, кто хочет учиться и кто сам учится.

Рекомендации родителям.

Уважаемые папы и мамы!

Неверно думать, что если у Вас нет математического образования, то Вы ничем не можете помочь своему ребенку при подготовке к ЕГЭ.
1. Это всегда можно сделать, организуя и контролируя его самоподготовку. Здесь Ваша помощь просто необходима.
2. Ознакомьтесь с “Рекомендациями ученику” и помогайте ребенку их выполнять.
3. Контролируйте его работу и посещаемость на уроках математики в школе (не реже 1 раза в месяц встречайтесь с учителем математики и старайтесь выполнять его рекомендации).
4. Организуйте качественное питание и отдых ребенка в течение всего учебного года (особенно в период сдачи экзаменов).

По сравнению с другими учебными предметами математика, несомненно, выделяется своей трудоемкостью, необходимостью большой самостоятельной, повседневной работы. Надо вдумчиво, ежедневно, серьезно работать, чтобы овладеть математикой даже в минимальных размерах, не говоря, уже о более значительных успехах. Поэтому усилия учителя должны быть направлены на формирование у школьников потребности в учебной деятельности, неуемного желания учиться. Необходимо выработать положительное отношение учеников и родителей к математике, создавать ситуации успеха, ликвидировать боязнь решения математических задач, формировать у детей уверенность в своих способностях.

Некоторые рекомендации учителю.

1. Материал на уроках необходимо излагать в простой, доступной, понятной большинству учащихся, форме.
2. Формы работы на уроках необходимо разнообразить, повышая тем самым интерес к предмету.
3. Необходимо добиваться от учащихся не формального усвоения программного материала, а глубокого осознанного его понимания.
4. В процессе преподавания необходимо делать определенные акценты на те разделы, которые представлены в тестах ЕГЭ.
5. Объяснение нового материала необходимо строить как можно более наглядно, создавать яркие образы и конкретные представления об изучаемом материале, чтобы в наибольшей степени воздействовать на чувства ученика, вызвать у него наглядно– образное мышление.
6. Необходимо разработать систему контроля знаний учеников и возможность устранения пробелов в их знаниях.
7. Необходимо сформировать у всех учащихся достаточно высокий уровень учебной самодеятельности, которая явилась бы для них формой самоосуществления, формой свободной, творческой деятельности.

В нашем общении с родителями есть свои особенности: нередко учителя сталкиваются с ситуацией, когда любовь родителей к своему ребенку становится барьером в контактах со школой, родители крайне субъективно воспринимают требования учителей. Любые действия школы по отношению и их детям вызывают у родителей неудовольствие, а если к этому прибавляется равнодушие и бестактность учителя, то это порождает негативное отношение к школе.

В связи с этим надо, чтобы встречи с родителями носили плановый характер, проходили в доброжелательной обстановке. Такие встречи я провожу всегда по субботам, время сообщаю родителям в сентябре месяце и стараюсь в течение года его не менять. Целью встреч является беседа о качественной подготовке учащихся к урокам математики и предстоящему экзамену. Необходимо каждому родителю давать индивидуальные рекомендации, полную, достоверную информацию об успеваемости его ребенка. Эту информацию желательно подкреплять наличием выполненных за прошедший период письменных работ и анализом регулярно заполняемых диагностических карт, разработанных кафедрой физико-математических дисциплин ККИДППО. Диагностические карты позволяют определить знания и умения учеников по различным темам курса алгебры и начала анализа. При неудовлетворительной работе учащегося за определенный период времени, необходимо совместно с родителями выяснять причины неудач ребенка и вырабатывать систему их устранения. На этих встречах родитель не должен чувствовать себя “провинившимся учеником”.

Может оказаться так, что родители по какой-либо причине не могут долгое время прийти в школу для личной встречи с учителем, тогда я пишу им электронные письма. Этот способ общения имеет свои преимущества:

  • эффективен,
  • быстр,
  • достоверен,
  • имеет обратную связь.

Помимо диагностических карт, я составляю листы тематического учета знаний и умений, о которых тоже информирую родителей. Лист тематической успеваемости подробно отражает уровень знаний учащихся по каждой теме, способствует конкретному анализу приобретенных знаний и устранению пробелов в знаниях учеников. Не секрет, что дети усваивают программный материал по-разному, поэтому заполняется этот лист индивидуально, по мере приобретения определенных знаний по теме. Он четко показывает учащимся, какие пробелы и задолженности в изучении учебной программы они имеют. Индивидуальный план работы позволяет ликвидировать эти пробелы в урочное время, или на консультациях.

С этими требованиями знакомы и родители.

При таком учете мне легко подвести итоги учебной четверти (полугодия, года) указав, как каждый из учеников выполнил учебную программу. Отпадает необходимость в “накоплении оценок”, в выставлении отметки за любой ответ. Учащиеся могут спокойно работать, у них имеется ясная программа предстоящей деятельности, они знают свои успехи и недоработки, сами планируют свою работу.

Лист тематического учета успеваемости по теме: “Показательная функция” Иванова Андрея, 11 “А” класс

Название темы.

Оценка Примечание
Построение графика показательной функции.    
Множество значений показательной функции.    
Графическое решение показательных уравнений.    
Графическое решение показательных неравенств.    
Решение показательных уравнений.    
Решение показательных уравнений (вынесение общего множителя).    
Решение показательных уравнений (введение новой переменной).    
Решение показательных уравнений различными способами.    
Решение показательных неравенств.    
Решение показательных неравенств (введение новой переменной).    
Решение систем показательных уравнений.    

Родители должны получать от нас не только информацию об успеваемости своего ребенка, но и анализ его учебной деятельности, а также помощь и совет по преодолению возникших трудностей. Часто мы информируем родителей, какие текущие оценки имеет их сын или дочь, но они, зачастую, и сами это знают, но не понимают, как помочь своему ребенку. Здесь, конечно, без помощи учителя не обойтись.

Листок “Информация для родителей” содержит анализ учебной деятельности ученика:

1. Информацию о посещаемости учеником уроков математики.
2. Информацию о систематической и качественной подготовке ученика к урокам.
3. Анализ приобретенных знаний и умений по результатам проведенных письменных работ ( в том числе краевых диагностических работ).
4. Перечень тем, над которыми следует дальше работать.
5. Текущие оценки по предмету.
6. Предстоящий тематический или административный контроль знаний (число, месяц).
7. Приобретение необходимой учебной литературы.

Я регулярно информирую родителей всех учеников об успехах их детей, заполняя следующие информационные листки.

Информация для родителей ученика 11 “А” класса Иванова Андрея (ноябрь 2007)

Отсутствовал на уроках математики 12.11; 22.11. Примечание
Имеет задолженности по следующим темам:  
Текущие оценки  
При выполнении краевой диагностической работы №1 показал хорошие знания по следующим темам: Следует продолжить изучение тем:  
Краевая диагностическая работа № 2 состоится 17 декабря  
Отзывы родителей  

Особое, важное место в подготовке к экзамену, конечно, занимает система домашних заданий. Домашние занятия учащихся способствуют воспитанию у них внимательности и воли, точности и аккуратности, развитию трудолюбия и настойчивости в преодолении встречающихся трудностей, самоконтроля и самооценки. Но все эти качества развиваются у учащихся лишь при правильной организации домашних заданий.

Контроль за качественным, регулярным выполнением учащимися домашних заданий полностью лежит на родителях. Я стараюсь, как можно чаще им об этом напоминать.

С сильными учащимися проще: они контролируют свою работу сами; они более добросовестны; волнуются за свои оценки и хотят знать больше; сами задают вопросы и просят дополнительные, индивидуальные задания. Для “проблемных” детей этот контроль мной осуществляется с помощью системы индивидуальных заданий в отдельных тетрадях, о проверке и выполнении задания свидетельствуют подписи родителей под каждой выполненной работой.

Домашние задания, которые может давать учитель математики учащимся, весьма разнообразны. Их содержание определяется характером изучаемого материала, учебными целями, которые решаются на уроках, уровнем сформированности учебной деятельности учащихся и другими обстоятельствами.

Применяя различные виды домашних заданий в своей работе, я учу детей внимательно работать над условием и содержанием задачи; выбирать рациональные способы решения; стандартные или нестандартные алгоритмы решения; искать элементы сходства и различия заданий, предложенных в разных вариантах, но относящихся к одной теме; обязательно анализировать выполняемое задание, сравнивать его с аналогичными, уже отработанными и знакомыми заданиями в теме; уметь правильно выбирать и записывать полученный ответ.

Обязательной составляющей процесса обучения, считаю умение учащихся анализировать свои возможности. Я стараюсь учить их самостоятельно определять для себя приоритетные вопросы при изучении нового материала или при ликвидации пробелов в знаниях; видеть динамику сформированности навыков своей учебной деятельности; учу их оценивать результаты своего труда.

Динамику роста или неудач учащихся регулярно показываю и обсуждаю с родителями, призывая их участвовать в процессе обучения и контролировать работу своих детей.

Такая система работы дала хорошие результаты. Вот уже несколько лет мои ученики сдают ЕГЭ без двоек.

Текущий учебный год

Процент успеваемости

Процент обученности на “4” и “5”

2004/2005

100 %

88 %

2005/2006

100 %

100 %

2006/2007

100 %

83 %

Предложенную методику работы можно использовать, работая в 7-х, 8-х классах. Это помогает добиваться определенных результатов обучения в классах среднего звена, готовить ребят к успешной сдаче экзаменов в 9-м и 11-м классах.

Презентация