Открытый урок по классу виолончели с учащимися дошкольного возраста по теме "Долгие и короткие звуки"

Разделы: Музыка


Цель урока: Знакомство учащихся с понятиями “долгий”, “короткий” звук; освоение длительностей “четвертная” и “восьмая”.

Задачи:

  1. Воспитать слуховое внимание, выдержку, развивать творческую активность учащегося.
  2. Учить различать спокойную и бодрую музыку.
  3. Исполнение пьес приемом игры pizz, arco.
  4. Распределение смычка.

План урока:

  1. Рассказ о “коротких” и “долгих” звуках.
  2. Прослушивание музыкальных примеров. Определение бодрой и спокойной мелодии.
  3. Играем вместе: “ти-ти-та” – короткие звуки хлопаем в ладоши, длинные кладем на коленочки.
  4. Прохлопываем и проговариваем слова песенок Антонова “Слон”, “Сорока”, “Соловей” (с сопровождением).
  5. Исполнение песен pizz на открытых струнах с расстановкой пальцев на грифе.
  6. Упражнение для распределения смычка (короткий и длинный смычок)
  7. Усложнение задачи, исполнение пьес приемом игры “аrсо” (с сопровождением фортепиано).
  8. Закрепление темы: Самостоятельный разбор пьесы А. Антоновой “Кукла заболела”.
  9. Домашнее задание:

Придумать песенку, используя “долгие” и “короткие” звуки на четверостишие:

Тара-ра, Тара-ра
Выезжают трактора,
Будем землю пахать
Будем рожь засевать.

Оборудование: фортепиано, виолончель, магнитофон, рисунок-заготовка.

Содержание урока

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами узнаем об очень интересных звуках, которые окружают нас в повседневной жизни, которые мы слышим и видим. Я расскажу вам историю про друзей, которые жили в одном дворе, ходили в один садик и музыкальную школу, звали их Юра, Максим и Костя.

Как-то раз засобирались друзья на улицу гулять, пока одевались, налетел сильный ветер, тучи нахмурились и вот-вот заплачут, спряталось солнце, стало серо и уныло во дворе. Еще больше потемнели тучи, надулись да и расплакались. Пошел дождь, да такой…ух. Расстроились ребята, сели на подоконник и стали смотреть в окно. Юра и Максим оказались очень наблюдательными, дождь был такой сильный, что капли, казалось, тянулись с самого неба, были длинными-длинными и заканчивались, только ударившись крупной точкой о землю.

Дождь был долгим, ребята стали петь “колыбельную” песенку, чтоб дождик уснул и закончился поскорее. Услышали тучки песенку и стали засыпать. Показало солнышко один глазик, другой, улыбнулось и стало греть тучку светом своим солнечным.

Тут Костя и заметил, что капельки стали маленькими и коротенькими. И запели ребята другую песенку, про “Воробушка”. Стали прыгать и радоваться, что дождик кончился, выглянуло солнышко и можно пойти гулять!

Давайте ребята, нарисуем историю дождика (учитель приносит рисунок-заготовку)

Ученики: Одни рисуют синим карандашом длинные капли от тучки, другие короткие капельки голубым карандашом.

Учитель: Ребята, послушаем музыку и определим где могли бы быть “долгие” звуки, и где “короткие” (медленная пьеса, быстрая пьеса, медленная пьеса). После прослушивания пьес определить с учащимися характер музыки.

Учитель: Ребята, мы узнали про “короткие” и “длинные” звуки. Давайте поиграем немного, узнаем кто внимательный и хорошо научился отличать “короткие” и “длинные” звуки. Игра “ти-ти-та”. На слоги “ти-ти” хлопаем в ладоши, это “короткие” звуки, на слог “та” – кладем ладоши на коленочки, это “длинные” звуки. Учитель говорит в разных вариантах и темпах слоги “ти-ти-та”. Дети хлопают.

Учитель: А теперь ребята, сначала прохлопаем, споем и затем исполним уже знакомые вам пьесы на виолончели pizz.

Более продвинутые учащиеся исполняют пьесу с расстановкой пальцев (“Соловей”, “Сорока”). Учащиеся по очереди исполняют каждый свою пьесу.

Учитель: Вот какие вы молодцы, все песенки спели, исполнили их правильно и были внимательными. Вспомним, ребята, какой дождик вы рисовали?

Дети отвечают.

Учитель: Вот смычок, раньше мы учились его держать, водить “тянучки” по струне, а сегодня попробуем исполнить пьесы, распределив его на “короткие” и “долгие” звуки. Длинный дождик рисовали? Значит звук “долгий”, короткий дождик рисовали – звук “короткий”. Посмотрите внимательно – “короткому” звуку отдадим половину смычка, а “долгому” звуку, как вы думаете? Правильно – весь смычок.

Учитель: Предлагаю вам попробовать распределить смычок.

Упражнение: “Садик, музыкальная школа и с пятерками идем домой”. Половина смычка – “садик”, середина смычка – остановка, “музыкальная школа” – конец смычка, остановка, “и с пятерками идем домой” – весь смычок, остановка.

Дети по очереди исполняют упражнение и пьесы приемом arco.

Учитель предлагает незнакомую пьесу разобрать и исполнить самостоятельно.

Учащимся дается домашнее задание: используя “долгие” и “короткие” звуки придумать песенку на заданное четверостишие.

Итог урока:

На данном этапе обучения происходит закрепление интереса игры на инструменте и сочетается с изучением музыкальной грамоты. Так же совместное музицирование способствует не только увлечению ребенка игрой на инструменте, но и содействует активному воспитанию эмоций, зарождает понимание владения элементарными навыками игры и представления о гармоническом согласовании мелодии и аккомпанемента.

Литература:

  1. Л.Антонова “Азбука маленького виолончелиста”, “Композитор” М., 2006.
  2. Ю.Полянский и И.Романчук “Шаг за шагом”, “Музыкальная Украина”, 1990 г.
  3. Т.Боровик “Звуки, римты и слова”.