Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Формы и методы работы на уроке и во внеурочной деятельности по повышению мотивационной сферы учащихся

Разделы: Администрирование школы, Общепедагогические технологии


Слайд №2 “План проведения педсовета”. Презентация.

План проведения педсовета:

1. Отчет по итогам решения педсовета по теме “Взаимодействия семьи и школы в интересах личности ребенка” - заместитель директора по УВР

2. Сообщение темы педагогического совета, его целей и задач . Актуальность выбора темы. - заместитель директора по УВР

3. Мониторинг уровня мотивации учащихся на разных ступенях обучения.- психолог

4. Составление структурной схемы “Мотивационная сфера учащегося” - заместитель директора по УВР

5. Из опыта работы учителей: “Повышение мотивации учащихся при изучении английского языка”, “Активизации познавательной деятельности учащихся при изучении курса “Естествознания”, “Нетрадиционные формы и методы работы на уроках физики”, “ИКТ как средство развития мотивации учебной деятельности подростков”.

6. Подведение итогов педагогического совета.

7. Принятие решения педагогического совета.

Слайд №3 “Цели, задачи”

Цель: способствовать систематизации знаний о ключевых понятиях “мотивация учения”, обобщение форм и методов работы на уроке и во внеурочной деятельности для повышения мотивационной сферы учащихся.

Задачи:

1. Мониторинг уровня мотивации учащихся.

2. Разработать структурную схему “Мотивационная сфера учащегося”.

3. Используя практический опыт учителей, познакомиться с формами и методами формирования мотивационной сферы учения.

Форма педагогического совета : педсовет - практикум.

Основные направления работы по подготовке педсовета:

  1. Проведение вводного теоретического семинара “Формы и методы работы на уроке для повышения учебной мотивации.
  2. Мониторинг уровня мотивации учащихся на разных ступенях обучения.
  3. Посещение открытых мероприятий
    • Урок-конференция по химии в 11 классе “Химия в повседневной жизни”
    • Деловая игра по физике в 7 “А”, 9 “А” классах “Суд над инерцией”, “Суд над статическим электричеством”
    • Открытый урок по естествознанию в 5 “А” классе по теме “Среда обитания”
    • Открытый урок по английскому языку в 3 “А” классе по теме “Дикие и домашние животные. Степени сравнения прилагательных.”
    • Предметные недели по английскому языку в средней школе и по русскому языку в начальной школе.

Слайд №4. “Слова В. А.Сухомлинского”

“Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться” Василий Андреевич Сухомлинский.

Каждому учителю известна такая ситуация: ребенок может учиться, но ленив, безынициативен, ко всему относится спустя рукава. О таком говорят: немотивирован…

Формирование мотивации учения- это решение вопросов развития и воспитания личности. Мотивационная сфера более динамична, чем познавательная, интеллектуальная. Изменения в мотивации происходят быстро. Но подвижность, динамичность мотивов таит в себе опасность, так как если не управлять мотивацией, может произойти снижение ее уровня, мотивы могут потерять действенность, как это и случается нередко там, где нет целенаправленного управления этой стороной учения. Если процесс формирования учебных мотивов развивается спонтанно, а не произвольно, уровень учебных мотивов снижается. Подтверждают это и результаты психодиагностики. Поэтому проблема учебной мотивации считается одной из центральных в педагогике и педагогической психологии. Актуальна для всех участников учебно- воспитательного процесса: учащихся , родителей и учителей.

Создание оптимальной образовательной среды, мотивирующей учащегося на учебную деятельность и активизирующей труд учителя. Повышение учебной мотивации ( учить детей так чтобы им захотелось учиться) Для этого учителя должны знать и владеть различными формами и методами обучения.

Слайд №5. “Результаты анкетирования”

Перед педагогическим советом на вводном теоретическом семинаре мы провели опрос среди учителей.

1. Укажите формы и методы обучения, которые Вы используете на уроках?

72 % учителей ответили , что используют парную и групповую форму работы на уроке. Однако анализ посещенных уроков показал , что чаще всего учителя используют фронтальную форму работы и только 25% учителей действительно владеют вышеуказанными формами работы на уроке.

Использование методов на уроках:

Словесные-61%,наглядные-72%,поисковые-51%,метод проектов-11%,контроль и взаимопроверка-28%.

2. По каким вопросам по теме педсовета Вы хотели получить информацию?

Большинство учителей отметили , что хотели бы получить подробную информацию о различных формах работы на уроках и внеурочное время

Анализ посещенных уроков и внеклассных мероприятий показал, что при подготовке учителя стремятся, учитывая реальные возможности и индивидуальные особенности учащихся, отобрать методы, которые создают оптимальные условия для включения каждого ученика в активную познавательную деятельность.

Учителя стараются вносить элементы новизны, строить свою работу с учащимися таким образом, чтобы уровень сложности предъявленных заданий постоянно повышался.

В результате были выявлены формы и методы деятельности учителя, которые реже всего используются на уроке. К таким относятся:

  • необычная форма изложения материала и нетрадиционная форма проведения занятий;
  • эмоциональность речи, заставляющая детей сопереживать;
  • очень ограничен арсенал методов поощрения и порицания;
  • не всегда на уроках создается ситуация, сориентированная на успех учащихся.

Слайд №6. “Как преодолеть равнодушное отношение?”

Мотивация одна – из сложнейших педагогических проблем. Как преодолеть равнодушное отношение к познанию, ко всему новому? Что делать, чтобы победить реакцию “Не хочу!” Можно ли учителю управлять развитием мотивационной сферы школьника

“В наше время дети относятся к учёбе совершенно безразлично”, “Дети невнимательны, равнодушны к учёбе, у них нет мотивации”... Действительно, отсутствие мотивации — основная причина учебной неуспешности. Но как повысить мотивацию ребят, как увлечь их познанием нового?

Мотивация – это процессы, определяющие движение к поставленной цели, это факторы, влияющие на активность или пассивность поведения. Изучение мотивации – это стремление понять как и почему люди начинают действовать, стремясь к достижению цели, почему проявляют настойчивость, что дает им силы преодолевать порой очень сложные препятствия.

Слайд №7. “Мотив и компоненты мотивационной сферы”

Формирование активной личности невозможно без активности в овладении знаниями. Многое здесь зависит от мастерства учителя, от его умения организовывать учебный процесс, от его творчества и постоянного поиска новых форм и приемов обучения. Педагогическое творчество учителя, освобождаясь от шаблона, создает интересные примеры нестандартных форм обучения, что позволяет учителю вернуть утраченный интерес к изучению предмета. Учитель постоянно спрашивает себя: что можно сделать, чтобы ученики хотели учиться? Как спланировать виды деятельности на уроке и вне него? Ни программа, ни учебник, ни методическое пособие не могут предоставить педагогу готовую схему . Он должен сам сконструировать его, учитывая условия обучения и состав учащихся. Учителю нужно в какой-то степени отойти от стандартного урока, внести что-то новое, что могло бы привлечь внимание, активизировать деятельность учащихся, заставить их мыслить, искать, действовать. Многие формы и методы работы хорошо известны учителям. Используя наш опыт, попробуем составить структурную схему “Формирование мотивации учения”

Перед началом работы коротко вспомним, что же такое "мотив учения", и его составляющие компоненты : “смысл учения”, “постановка целей”, “эмоции”,“интерес”.

Мотив учения – побудительная причина, внутреннее личностное побуждение к действию, осознанная заинтересованность в его совершении.

Смысл учения – внутреннее отношение школьника к учению. (Психологи отмечают, что смысл учения – это сложное личностное образование, которое включает два момента:   осознание ребенком объективной значимости учения;понимание ребенком субъективной значимости учения.)

Постановка целей – это направленность ученика на выполнение отдельных действий, входящих в учебную деятельность. (Через постановку целей воплощаются мотивы учения )

Эмоции – реакция ребёнка на воздействие внутренних и внешних раздражителей. (Эмоции зависят от особенностей учебной деятельности школьника, они сопровождают процесс учения и предшествуют ему. Деятельность, поддерживаемая эмоциями, протекает намного успешнее, чем деятельность, к которой человек принуждает себя холодными доводами рассудка ).

Интересы – познавательно-эмоциональное отношение школьника к учению. (Для учителя это соотношение смысла учения, характера мотивов, зрелости целей и особенностей эмоций.)

Слайд №8. “Групповая работа”

Каждой группе предлагается своё задание: из предложенных установок и методов обучения выбрать те, которые будет работать на формирование мотива или одного из компонентов мотивационной сферы учения. После окончания работы каждая группа защищает свой проект. Перед началом работы коротко вспомним, что же такое "мотив учения", и его составляющие компоненты : " смысл учения”, “постановка целей”, “эмоции”,”интерес”.

Слайд №9. “Установки педагога”

Установки педагога и методы обучения:

- Совместная с детьми работа по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач

- Учет возрастных особенностей школьников

- Выбор действия в соответствии с возможностями ученика

- Использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий

- Нестандартные формы проведения уроков

- Создание ситуации успеха

- Создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на уроке;

- Использование групповых и коллективных форм организации учебной деятельности

- Эмоциональная речь учителя

- Использование познавательных и дидактических игр, игровых технологий

- Применение поощрения и порицания

- Вера учителя в возможности ученика (сравнение его самого сегодняшнего с ним вчерашним)

- Выбор действий в соответствии с возможностями ученика

- Использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий

Задание для 1 группы:

Уважаемые коллеги!

Предлагаем вам из предложенных установок и методов обучения выбрать те, которые будут способствовать формированию мотива обучения и компонента мотивационной сферы учения – смысла учения. Если Вы считаете, что каких-то установок и действий недостаточно в предложенном ниже списке, то можете добавить свои. Подготовьте защиту своего проекта (с примерами из практики).

Задание для 2 группы:

Уважаемые коллеги!

Предлагаем вам из предложенных установок и методов обучения выбрать те, которые будут способствовать формированию компонента мотивационной сферы учения – постановке целей. Если Вы считаете, что каких-то установок и действий недостаточно в предложенном ниже списке, то можете добавить свои. Подготовьте защиту своего проекта (с примерами из практики).

Задание для 3 группы:

Уважаемые коллеги!

Предлагаем вам из предложенных установок и методов обучения выбрать те, которые будут способствовать формированию компонента мотивационной сферы учения – эмоций и интереса . Если Вы считаете, что каких-то установок и действий недостаточно в предложенном ниже списке, то можете добавить свои. Подготовьте защиту своего проекта (с примерами из практики).

Слайды №10, 11, 12. “Работа в группах”

Компоненты мотивационной сферы

Установки педагога и методы обучения

Мотив учения

Смысл учения

Совместная с детьми работа по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач

Учет возрастных особенностей школьников

Создание ситуации успеха

Вера учителя в возможности ученика (сравнение его самого сегодняшнего с ним вчерашним)

Формирование адекватной самооценки учащихся

Выбор действий в соответствии с возможностями ученика

Постановка целей

Совместная с детьми работа по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач

Выбор средств, адекватных цели

Выбор действия в соответствии с возможностями ученика

Использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий

Создание ситуации успеха

Эмоции, интерес

Создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на уроке

Использование групповых и коллективных форм организации учебной деятельности

Эмоциональная речь учителя

Использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий

Применение поощрения и порицания

Использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий

Нестандартные форма проведения уроков

Использование познавательных и дидактических игр, игровых технологий.

Конечно, отдельные установки и действия педагогов можно отнести к разным компонентам формирования мотивационной сферы. Совместная с детьми работа по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач может быть отнесена и к мотивам и к постановке целей. Изучая проблемы мотивации, мы убедились в том, что учителя с демократическим стилем управления учебной деятельностью стремятся создать для ребят ситуацию успеха, вызвать ощущение продвижения вперёд, переживание успеха в учебной деятельности. Для этого они правильно подбирают уровень сложности заданий, справедливо, “по заслугам” оценивают результат деятельности школьников. Они используют все возможности учебного материала, чтобы заинтересовать класс: создают проблемные ситуации, активизируют самостоятельное мышление, организуют сотрудничество учеников, выстраивают позитивные отношения с классом, проявляют искреннюю заинтересованность в успехах ребят. Необходимое условие для всего этого знание индивидуальности каждого ученика, опора на имеющиеся у него возможности и мотивы.

И известно: педагоги с авторитарным и опекунским стилем руководства склонны чаще использовать внешние стимулы. Они считают, что учеников надо заставлять учиться, постоянно поощрять или наказывать, привлекать родителей к совместному контролю за детьми.

Во многих случаях и это помогает мотивировать детей. И всё же решение проблемы в развитии внутренней мотивации, в умелом использовании собственных мотивов школьника, в первую очередь познавательных, социальных Это, повторю, не означает, что использование внешних стимулов, метод “кнута и пряника” не нужен совсем. Есть ученики с очень слабо развитыми мотивами, в работе с ними без использования внешнего стимулирования не обойтись. Но все таки нужно стремиться к тому, чтобы ребенок учился не ради оценки или чтобы избежать наказание , а ради знаний.

Развитие мотивации к учению строится на достижении успеха. Это требует создания особой учебной программы с градацией сложности задач, времени усвоения, особого стиля взаимодействия учителя и ученика на уроке. Технология развития мотива достижения достаточно полно представлена в компьютерных играх: в них существует серия заданий различной сложности, которые можно выбирать; ребёнок получает полную информацию о результате своей деятельности, может оценить качество выполнения задания (обратная связь);сложность заданий такова, что успех возможен только при определённых усилиях, играющий ребёнок воспринимает всю ответственность за ситуацию. Попробуем перенести эти особенности компьютерных игр на процесс обучения в класс.

Слайд №13 “Условия развития мотива”

Условия развития мотива, созданные в играх

Условия развития мотива, которые можно создать в процессе обучения

Несколько уровней сложности Программа обучения с усложняющимся уровнем задач
В конце игры обратная связь – победил или проиграл Серия тестов, позволяющих фиксировать результат, достигнутый на каждом уровне изучения темы, ученик получает достоверную информацию о своих успехах
Нравится игра, в которой есть шанс выиграть, стоит только приложить усилия Сложность задач соответствует возможностям ученика или чуть превышает их, поэтому успех достигается с усилиями, но иногда возможна и неудача
Ребенок сам выбирает игру, Он постоянно ощущает что все зависит от него и определяется его усилиями, он полностью зависит от ситуации Ученик сам выбирает задания или соглашается с предложенным вариантом, сам принимает решение о переходе к следующему этапу обучения, сам планирует свой путь к цели и способы ее достижения

В нескольких словах остановимся на применении отдельных методов и форм обучения. Так и звучит наша тема.

Обратитесь к проблемному обучению, ведь это — мощнейший способ повысить интерес к предмету: проблемные ситуации способствуют изучению объекта — в одних случаях изучению через самостоятельное открытие, когда учащиеся в значительной степени работают самостоятельно, или через управляемое открытие, когда процессом постижения истины управляет учитель. Вместо объяснения — он побуждает учеников наблюдать, выдвигать гипотезы, проверять решения, для чего учащиеся активно используют интуитивное и аналитическое мышление. При этом для живого диалога можете задавать наводящие вопросы, поощрять догадки ребят, основанные на неполных данных, помогать подтвердить или опровергнуть их при всестороннем анализе фактов. На таком уроке этапами работы станут введение в тему, экспериментирование, обдумывание, осмысление, практическое использование фактов, проверка, вывод (обобщение).

Очень полезно использовать метод проектов как проблему. О содержании работы над проектом сегодня много говорится, работа над проектом вошла в практику школ. Поэтому останавливаться на нём не буду. Отмечу лишь неоспоримые плюсы метода проектов:

  • он развивает познавательный интерес;
  • ребята используют различные формы работы: дискуссии, изучение литературы, сбор эмпирической информации и т.п.;
  • в процессе этой деятельности происходит мотивирование, появляется удовлетворение от деятельности, от её результата;
  • знания находят практическое применение;
  • устанавливается связь с жизненным опытом детей;
  • в групповых проектах школьники овладевают умением сотрудничать, слышать друг друга, оказывать взаимопомощь.

В ходе работы над проектом нужно стараться на всех его этапах помогать в поиске источников информации, поощрять и поддерживать энтузиазм участников проекта, помогать при появлении трудностей, поддерживать обратную связь.

А теперь о применении отдельных форм работы.

Совместная работа — наиболее полезна для развития социальных мотивов. В ней школьники учатся взаимодействовать, быть терпимыми к другим. Чтобы в совместной деятельности не было “зайцев”, т.е. детей, которые бездельничают, но получают преимущества за счёт работы группы, можно распределить ответственность между ними. Соревнования в повышении мотивации весьма эффективны. Но помните: они часто порождают зависть, чувство униженности, высокомерие и превосходство. Поэтому соревнование надо использовать чрезвычайно осторожно и только между школьниками с равными возможностями. В большинстве случаев более полезны групповые соревнования, в которых группы комплектуются так, чтобы выровнять их возможностиями других школьников). Общий счёт складывается из баллов всех участников. В процессе повышения мотивации учитывайте общественное мнение класса, существующие групповые нормы. Социальные мотивы позитивно направляют активность детей только в классах с позитивными групповыми нормами в учёбе. Если в классе бытуют ярлыки типа “подлиза-отличник”, “любимчик”, “зубрила”, то хорошие ученики стесняются показывать свои знания, избегают публичных выступлений либо противопоставляют себя классу. Изменение групповых норм — трудная, но необходимая задача учителя, особенно — классного руководителя. В любом случае при существовании тех или иных норм класса их нельзя не учитывать.

Иногда то, что мы считаем поддержкой, может восприниматься учеником как неприятное воздействие. Например, непомерные похвалы отличнику могут сделать его изгоем среди сверстников, и, напротив, наказывая хулигана, мы повышаем его авторитет среди сверстников. Иногда даже негативное внимание учителя воспринимается лучше, чем полное безразличие окружающих: ученик чувствует себя “героем дня”.

Начиная групповую работу, убедитесь, что у школьников достаточно возможностей, чтобы чувствовать себя причастными к групповым занятиям, активно в них участвовать. После изучения сложного материала попросите ребят проверить себя в усвоении нового, пусть они объяснят тему друг другу. Когда работа особенно захватывающа и интересна (устные доклады, например), работа в группах очень полезна. Предложите детям придумать вопросы для одноклассников и задать их на уроке. Когда работа особенно захватывающа и интересна (устные доклады, например), работа в группах очень полезна..

Слайд №14

“Школа становится…”

И вторая половина вопроса мотивация во внеурочной деятельности. В.А. Сухомлинский писал :

“Школа становится очагом духовной жизни, если учителя дают интересные и по содержанию и по форме уроки... Но замечательные блестящие уроки есть там, где имеется еще что-то замечательное, кроме уроков, где имеются и применяются самые разнообразные формы развития учащихся вне уроков".

Наиболее полно потребности в коммуникациях, в самовыражении и самореализации, потребность в новых видах деятельности, в играх можно реализовать посредствам внеурочной деятельности. Эта деятельность с успехом может учитывать возрастные особенности и намного более свободна в выборе средств и методик, нежели учебная деятельность.

Отличительной особенностью между формированием мотивации на уроке и вне него является следующее:

- для внеурочной деятельности - формирование потребности в приобретении новых знаний и умений (а через них и навыков), а для урочной - удовлетворение этой потребности.

Проектирование внеурочной деятельности по предметам строится по такому алгоритму:

- разбиение предмета на модули;

- подбор определенных форм внеурочной деятельности, направленных на повышение интереса ребят по конкретным темам,

- построение урока в форме, которая позволила бы ученикам формировать учителю свой запрос на образование.

Формы внеурочной деятельности нам широко известны:

- Факультативы

- Элективные курсы, развивающие часы

- Кружки

- Проектная деятельность, деловые игры, предметные недели

- Научно-исследовательская деятельность и т. д.

В рамках нынешнего педсовета-практикума были проведены открытые уроки, внеклассные мероприятия, на которых учителя показали практический опыт работы по проблеме педсовета. Это 2 открытых урока, 2 предметные недели, конференция, деловая игра. Причем прошли мероприятия на разных ступенях обучения, и в начальной школе, и в средней, и в старшей школе. Продолжат наш педсовет выступления учителей, которые их готовили и проводили.

Выступления учителей.

Слайд №15 “Способы мотивации учения”

Мотивация - волшебное слово для работы с детьми. Основу мотивации составляет потребность в чем-либо.Мотивация – это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей. Управлять развитием детей в процессе обучения- это значит приводить их к постановке и достижению личных целей, связанных с овладением содержания образования. Мы перечислили сегодня общие правила обучения, способствующие росту внутренней мотивации Назову еще некоторые приемы, которые хорошо зарекомендовали себя на практике.

  1. Создание проблемной ситуации.
  2. Привлечение учащихся к оценочной деятельности.
  3. Необычная форма обучения. Урок-семинар, урок-конференция, урок-путешествие, урок-аукцион, ролевая игра, дискуссия, защита проектов, разнообразные коллективные способы обучения .
  4. Привлекательная цель.
  5. Рассмотрение привычных, обычных, знакомых предметов и явлений под необычным углом зрения.
  6. Лови ошибку.
  7. Нарисуй, как понял.
  8. Постоянный анализ жизненных ситуаций, обращение к личному опыту ученика.

Слайд №16 “Мотивационной…”

Очень важно! Мотивированной должна быть любая деятельность учеников, а не только восприятие нового материала. Превращение ребенка в субъекта, заинтересованного в самоопределении и в самоактуализации составляет основной результат совместной деятельности учителя и ученика.

Слайд №17 “Потребность…”

Потребность – “Хочу”, мотив - “Зачем мне это надо?”, цель – “Что для этого надо сделать?” - вот путь, по которому ведет педагог-профессионал своего ученика, превращая его в субъекта деятельности по овладению содержанием образования.