Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Формы и методы работы на уроке и во внеурочной деятельности по повышению мотивационной сферы учащихся

Разделы: Администрирование школы, Общепедагогические технологии


Слайд №2 “План проведения педсовета”. Презентация.

План проведения педсовета:

1. Отчет по итогам решения педсовета по теме “Взаимодействия семьи и школы в интересах личности ребенка” - заместитель директора по УВР

2. Сообщение темы педагогического совета, его целей и задач . Актуальность выбора темы. - заместитель директора по УВР

3. Мониторинг уровня мотивации учащихся на разных ступенях обучения.- психолог

4. Составление структурной схемы “Мотивационная сфера учащегося” - заместитель директора по УВР

5. Из опыта работы учителей: “Повышение мотивации учащихся при изучении английского языка”, “Активизации познавательной деятельности учащихся при изучении курса “Естествознания”, “Нетрадиционные формы и методы работы на уроках физики”, “ИКТ как средство развития мотивации учебной деятельности подростков”.

6. Подведение итогов педагогического совета.

7. Принятие решения педагогического совета.

Слайд №3 “Цели, задачи”

Цель: способствовать систематизации знаний о ключевых понятиях “мотивация учения”, обобщение форм и методов работы на уроке и во внеурочной деятельности для повышения мотивационной сферы учащихся.

Задачи:

1. Мониторинг уровня мотивации учащихся.

2. Разработать структурную схему “Мотивационная сфера учащегося”.

3. Используя практический опыт учителей, познакомиться с формами и методами формирования мотивационной сферы учения.

Форма педагогического совета : педсовет - практикум.

Основные направления работы по подготовке педсовета:

  1. Проведение вводного теоретического семинара “Формы и методы работы на уроке для повышения учебной мотивации.
  2. Мониторинг уровня мотивации учащихся на разных ступенях обучения.
  3. Посещение открытых мероприятий
    • Урок-конференция по химии в 11 классе “Химия в повседневной жизни”
    • Деловая игра по физике в 7 “А”, 9 “А” классах “Суд над инерцией”, “Суд над статическим электричеством”
    • Открытый урок по естествознанию в 5 “А” классе по теме “Среда обитания”
    • Открытый урок по английскому языку в 3 “А” классе по теме “Дикие и домашние животные. Степени сравнения прилагательных.”
    • Предметные недели по английскому языку в средней школе и по русскому языку в начальной школе.

Слайд №4. “Слова В. А.Сухомлинского”

“Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться” Василий Андреевич Сухомлинский.

Каждому учителю известна такая ситуация: ребенок может учиться, но ленив, безынициативен, ко всему относится спустя рукава. О таком говорят: немотивирован…

Формирование мотивации учения- это решение вопросов развития и воспитания личности. Мотивационная сфера более динамична, чем познавательная, интеллектуальная. Изменения в мотивации происходят быстро. Но подвижность, динамичность мотивов таит в себе опасность, так как если не управлять мотивацией, может произойти снижение ее уровня, мотивы могут потерять действенность, как это и случается нередко там, где нет целенаправленного управления этой стороной учения. Если процесс формирования учебных мотивов развивается спонтанно, а не произвольно, уровень учебных мотивов снижается. Подтверждают это и результаты психодиагностики. Поэтому проблема учебной мотивации считается одной из центральных в педагогике и педагогической психологии. Актуальна для всех участников учебно- воспитательного процесса: учащихся , родителей и учителей.

Создание оптимальной образовательной среды, мотивирующей учащегося на учебную деятельность и активизирующей труд учителя. Повышение учебной мотивации ( учить детей так чтобы им захотелось учиться) Для этого учителя должны знать и владеть различными формами и методами обучения.

Слайд №5. “Результаты анкетирования”

Перед педагогическим советом на вводном теоретическом семинаре мы провели опрос среди учителей.

1. Укажите формы и методы обучения, которые Вы используете на уроках?

72 % учителей ответили , что используют парную и групповую форму работы на уроке. Однако анализ посещенных уроков показал , что чаще всего учителя используют фронтальную форму работы и только 25% учителей действительно владеют вышеуказанными формами работы на уроке.

Использование методов на уроках:

Словесные-61%,наглядные-72%,поисковые-51%,метод проектов-11%,контроль и взаимопроверка-28%.

2. По каким вопросам по теме педсовета Вы хотели получить информацию?

Большинство учителей отметили , что хотели бы получить подробную информацию о различных формах работы на уроках и внеурочное время

Анализ посещенных уроков и внеклассных мероприятий показал, что при подготовке учителя стремятся, учитывая реальные возможности и индивидуальные особенности учащихся, отобрать методы, которые создают оптимальные условия для включения каждого ученика в активную познавательную деятельность.

Учителя стараются вносить элементы новизны, строить свою работу с учащимися таким образом, чтобы уровень сложности предъявленных заданий постоянно повышался.

В результате были выявлены формы и методы деятельности учителя, которые реже всего используются на уроке. К таким относятся:

  • необычная форма изложения материала и нетрадиционная форма проведения занятий;
  • эмоциональность речи, заставляющая детей сопереживать;
  • очень ограничен арсенал методов поощрения и порицания;
  • не всегда на уроках создается ситуация, сориентированная на успех учащихся.

Слайд №6. “Как преодолеть равнодушное отношение?”

Мотивация одна – из сложнейших педагогических проблем. Как преодолеть равнодушное отношение к познанию, ко всему новому? Что делать, чтобы победить реакцию “Не хочу!” Можно ли учителю управлять развитием мотивационной сферы школьника

“В наше время дети относятся к учёбе совершенно безразлично”, “Дети невнимательны, равнодушны к учёбе, у них нет мотивации”... Действительно, отсутствие мотивации — основная причина учебной неуспешности. Но как повысить мотивацию ребят, как увлечь их познанием нового?

Мотивация – это процессы, определяющие движение к поставленной цели, это факторы, влияющие на активность или пассивность поведения. Изучение мотивации – это стремление понять как и почему люди начинают действовать, стремясь к достижению цели, почему проявляют настойчивость, что дает им силы преодолевать порой очень сложные препятствия.

Слайд №7. “Мотив и компоненты мотивационной сферы”

Формирование активной личности невозможно без активности в овладении знаниями. Многое здесь зависит от мастерства учителя, от его умения организовывать учебный процесс, от его творчества и постоянного поиска новых форм и приемов обучения. Педагогическое творчество учителя, освобождаясь от шаблона, создает интересные примеры нестандартных форм обучения, что позволяет учителю вернуть утраченный интерес к изучению предмета. Учитель постоянно спрашивает себя: что можно сделать, чтобы ученики хотели учиться? Как спланировать виды деятельности на уроке и вне него? Ни программа, ни учебник, ни методическое пособие не могут предоставить педагогу готовую схему . Он должен сам сконструировать его, учитывая условия обучения и состав учащихся. Учителю нужно в какой-то степени отойти от стандартного урока, внести что-то новое, что могло бы привлечь внимание, активизировать деятельность учащихся, заставить их мыслить, искать, действовать. Многие формы и методы работы хорошо известны учителям. Используя наш опыт, попробуем составить структурную схему “Формирование мотивации учения”

Перед началом работы коротко вспомним, что же такое "мотив учения", и его составляющие компоненты : “смысл учения”, “постановка целей”, “эмоции”,“интерес”.

Мотив учения – побудительная причина, внутреннее личностное побуждение к действию, осознанная заинтересованность в его совершении.

Смысл учения – внутреннее отношение школьника к учению. (Психологи отмечают, что смысл учения – это сложное личностное образование, которое включает два момента:   осознание ребенком объективной значимости учения;понимание ребенком субъективной значимости учения.)

Постановка целей – это направленность ученика на выполнение отдельных действий, входящих в учебную деятельность. (Через постановку целей воплощаются мотивы учения )

Эмоции – реакция ребёнка на воздействие внутренних и внешних раздражителей. (Эмоции зависят от особенностей учебной деятельности школьника, они сопровождают процесс учения и предшествуют ему. Деятельность, поддерживаемая эмоциями, протекает намного успешнее, чем деятельность, к которой человек принуждает себя холодными доводами рассудка ).

Интересы – познавательно-эмоциональное отношение школьника к учению. (Для учителя это соотношение смысла учения, характера мотивов, зрелости целей и особенностей эмоций.)

Слайд №8. “Групповая работа”

Каждой группе предлагается своё задание: из предложенных установок и методов обучения выбрать те, которые будет работать на формирование мотива или одного из компонентов мотивационной сферы учения. После окончания работы каждая группа защищает свой проект. Перед началом работы коротко вспомним, что же такое "мотив учения", и его составляющие компоненты : " смысл учения”, “постановка целей”, “эмоции”,”интерес”.

Слайд №9. “Установки педагога”

Установки педагога и методы обучения:

- Совместная с детьми работа по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач

- Учет возрастных особенностей школьников

- Выбор действия в соответствии с возможностями ученика

- Использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий

- Нестандартные формы проведения уроков

- Создание ситуации успеха

- Создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на уроке;

- Использование групповых и коллективных форм организации учебной деятельности

- Эмоциональная речь учителя

- Использование познавательных и дидактических игр, игровых технологий

- Применение поощрения и порицания

- Вера учителя в возможности ученика (сравнение его самого сегодняшнего с ним вчерашним)

- Выбор действий в соответствии с возможностями ученика

- Использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий

Задание для 1 группы:

Уважаемые коллеги!

Предлагаем вам из предложенных установок и методов обучения выбрать те, которые будут способствовать формированию мотива обучения и компонента мотивационной сферы учения – смысла учения. Если Вы считаете, что каких-то установок и действий недостаточно в предложенном ниже списке, то можете добавить свои. Подготовьте защиту своего проекта (с примерами из практики).

Задание для 2 группы:

Уважаемые коллеги!

Предлагаем вам из предложенных установок и методов обучения выбрать те, которые будут способствовать формированию компонента мотивационной сферы учения – постановке целей. Если Вы считаете, что каких-то установок и действий недостаточно в предложенном ниже списке, то можете добавить свои. Подготовьте защиту своего проекта (с примерами из практики).

Задание для 3 группы:

Уважаемые коллеги!

Предлагаем вам из предложенных установок и методов обучения выбрать те, которые будут способствовать формированию компонента мотивационной сферы учения – эмоций и интереса . Если Вы считаете, что каких-то установок и действий недостаточно в предложенном ниже списке, то можете добавить свои. Подготовьте защиту своего проекта (с примерами из практики).

Слайды №10, 11, 12. “Работа в группах”

Компоненты мотивационной сферы

Установки педагога и методы обучения

Мотив учения

Смысл учения

Совместная с детьми работа по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач

Учет возрастных особенностей школьников

Создание ситуации успеха

Вера учителя в возможности ученика (сравнение его самого сегодняшнего с ним вчерашним)

Формирование адекватной самооценки учащихся

Выбор действий в соответствии с возможностями ученика

Постановка целей

Совместная с детьми работа по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач

Выбор средств, адекватных цели

Выбор действия в соответствии с возможностями ученика

Использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий

Создание ситуации успеха

Эмоции, интерес

Создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на уроке

Использование групповых и коллективных форм организации учебной деятельности

Эмоциональная речь учителя

Использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий

Применение поощрения и порицания

Использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий

Нестандартные форма проведения уроков

Использование познавательных и дидактических игр, игровых технологий.

Конечно, отдельные установки и действия педагогов можно отнести к разным компонентам формирования мотивационной сферы. Совместная с детьми работа по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач может быть отнесена и к мотивам и к постановке целей. Изучая проблемы мотивации, мы убедились в том, что учителя с демократическим стилем управления учебной деятельностью стремятся создать для ребят ситуацию успеха, вызвать ощущение продвижения вперёд, переживание успеха в учебной деятельности. Для этого они правильно подбирают уровень сложности заданий, справедливо, “по заслугам” оценивают результат деятельности школьников. Они используют все возможности учебного материала, чтобы заинтересовать класс: создают проблемные ситуации, активизируют самостоятельное мышление, организуют сотрудничество учеников, выстраивают позитивные отношения с классом, проявляют искреннюю заинтересованность в успехах ребят. Необходимое условие для всего этого знание индивидуальности каждого ученика, опора на имеющиеся у него возможности и мотивы.

И известно: педагоги с авторитарным и опекунским стилем руководства склонны чаще использовать внешние стимулы. Они считают, что учеников надо заставлять учиться, постоянно поощрять или наказывать, привлекать родителей к совместному контролю за детьми.

Во многих случаях и это помогает мотивировать детей. И всё же решение проблемы в развитии внутренней мотивации, в умелом использовании собственных мотивов школьника, в первую очередь познавательных, социальных Это, повторю, не означает, что использование внешних стимулов, метод “кнута и пряника” не нужен совсем. Есть ученики с очень слабо развитыми мотивами, в работе с ними без использования внешнего стимулирования не обойтись. Но все таки нужно стремиться к тому, чтобы ребенок учился не ради оценки или чтобы избежать наказание , а ради знаний.

Развитие мотивации к учению строится на достижении успеха. Это требует создания особой учебной программы с градацией сложности задач, времени усвоения, особого стиля взаимодействия учителя и ученика на уроке. Технология развития мотива достижения достаточно полно представлена в компьютерных играх: в них существует серия заданий различной сложности, которые можно выбирать; ребёнок получает полную информацию о результате своей деятельности, может оценить качество выполнения задания (обратная связь);сложность заданий такова, что успех возможен только при определённых усилиях, играющий ребёнок воспринимает всю ответственность за ситуацию. Попробуем перенести эти особенности компьютерных игр на процесс обучения в класс.

Слайд №13 “Условия развития мотива”

Условия развития мотива, созданные в играх

Условия развития мотива, которые можно создать в процессе обучения

Несколько уровней сложности Программа обучения с усложняющимся уровнем задач
В конце игры обратная связь – победил или проиграл Серия тестов, позволяющих фиксировать резу